Всероссийский конкурс на лучшее внеучебное занятие
«Большая перемена»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №6»
Тульская обл, г. Щекино, МО Щекинский район
Интегрированное внеучебное занятие деятельности
по предметам физика, химия, информатика
«Школьный эксперименториум.».
Составители:
учитель физики Парамонова С.Г.,
учитель химии Трошина Т.А.,
инженер Терентьев В.Г.
учащиеся ШНОУ «Умка», члены РДШ
Цель: развитие интересов учащихся среднего звена школы на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности активистов РДШ.
Ход занятия:
Дело состоит из старта, работы пяти интерактивных площадок и финала.
Работа интерактивных площадок проходит по «вертушке» (перемещение по станциям) в соответствии с маршрутным листом.
Группы классапроходят все 5 площадок.
Формы работы: познавательный интерактивный практикум
Время работы площадки-20 минут (большая перемена)
Педагог-консультант: учитель физики, химии, информатики курируют работу
Место проведения- актовый зал школы.
Старт проекта
Задача старта – познакомить участников с целью проведения .Также ребятам сообщаетсяо том, что по итогам работы на станции самые активные ребята получают жетоны.
Работа площадок: «Очевидное, но невероятное», «Увлекательная химия», «Невидимое глазу», «Юный техник», «Робототехника».
Участники - учащиеся 5а класса работают с оборудованием, представленным на станциях, наблюдают за демонстрационными опытами, проводят опыты, ведут диалог с устроителями (учащимися 7б и 9а классов)
Сценарий проведения внеучебного занятия
«Школьный эксперименториум»
Выступление творческой группы:
Звенит звонок, прошел урок.
Ура! Вот перемена.
И перемена в школе нашей всякий раз
Приносит праздник в каждый класс.
Перемена важная - большая!
Интересная такая.
Нужно сделать, непременно,
Всем побольше в перемену.
За двадцать минут можно много успеть:
Пробежать, станцевать, даже песенку спеть.
Кто-то игры затеял, кто-то ищет портфель,
Абсолютность свободы, улетучилась лень!
Ребята! Мы –творческая группа учащихся 7а и 9а классов, участники Российского движения школьников, члены научного общества школьников «Умка», приглашаем Вас стать участниками проекта «Большая перемена» и посетить интерактивные площадки «Школьного эксперименториума».
Дело состоит из старта, работы 5 площадок: «Юный техник»,«Очевидное, но невероятное », «Увлекательная химия», «Невидимое глазу», «Робототехника». Работа площадок проходит по «вертушке» (перемещение от станции к станции в соответствии с маршрутным листом). По итогам вашего участия, активные ребята получат жетоны. В финале определятся победители. Итак, вперед!
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УЧАСТНИКОВ
«ШКОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТОРИУМА»
Название площадки | Ответственные |
«Юный техник» | Кирьянов В. |
«Очевидное, но невероятное » (занимательные опыты по физике в домашней лаборатории) | Деменин Д. Ивлиев А. Оленьев Д. |
«Увлекательная химия» (занимательные опыты) | Ефанов М. Клейменов С |
«Невидимое глазу» (мини-практикум по работе с микроскопом) | Фейлинг В., Кузичкина С. |
«Робототехника» | Лавров Н. Сергеев Н. |
Интерактивная площадка «Юный техник»
Техническое Задание: «Изучить основные элементы электрической цепи и собрать цепь».
Ход работы:
Ребята собирают схемы последовательного и параллельного соединения лампочек карманного фонаря и узнают о приборе «диод».
Необходимые для опыта материалы: «Универсальный прибор Ионтеля» (для проведения лабораторных работ по курсу «Электричество»)
Интерактивная площадка «Очевидное, но невероятное»
Постановка опытов.
ОПЫТ1. «Парафиновый мотор».
Необходимые для опыта материалы:свеча о освобожденнымфителем с обеих сторон, зубочистка, 2 стакана.
бумага, спички.
Ход работы:
1.Уравновесить конструкцию, установив ее на края двух
стаканов.
2.Поджечь фитили с обеих сторон.
3.Наблюдение.Вначале свеча будет простогореть, но через некоторое время начнет медленно раскачиваться из стороныв сторону, причем амплитуда будет со временем увеличиваться.
Объяснение опыта:
ОПЫТ 2.«Примораживание стакана к столу»
Необходимые для опыта материалы: алюминиевый стакан, лед, соль, ложка, вода, пластиковое основание.
Ход работы:
На стол (пластиковое основание) налейте немного воды
Поставьте на воду алюминиевый стакан, наполненный льдом из холодильника, и подсыпьте соли.
Перемешайте лед и соль.
Поднимите стакан.
Наблюдение. Стакан поднимается вместе с пластиковым основанием.
Объяснение опыта:на процесс плавления льда, растворения соли необходима энергии. Она берется из воды. Это вызывает примерзание стакана с платформе (столику, пластиковому основанию)
ОПЫТ3. «Поющие стаканы»
Необходимые для опыта материалы: тонкие стаканы, вода.
Ход работы:извлечение звуков из бокалов одинаковой формы с различным наполнением воды. Звук извлекается при помощи влажного пальца, при этом вода в бокале совершает движения, образуя волну. Тон звучания можно менять, подливая в бокал воду: чем больше в бокале будет воды, тем ниже он звучит.
Объяснение опыта:Основную роль в возникновении звука играет сила трения между пальцем и краем бокала.
При этом возникает упругая деформация стакана и слышен звук. А так как стакан является резонатором, то высота звука определяется размерами резонатора.
ОПЫТ 4 «Равновесие вилок»
Необходимые для опыта материалы: пробка, бутылка, две вилки, пятирублевая монетка, иголка
Ход работы:
Воткните в центр пробки иголку (ушком в пробку)
По бокам в пробку воткните симметрично две вилки , чтобы получилась треугольная фигура с пробкой в вершине.
Положите на горлышко бутылки монетку и поставьте на нее конец иголки.
Наблюдение. Вилки «чувствуют» себя настолько устойчиво, что их можно вращать вокруг горлышка бутылки.
Объяснение опыта: Вертикальная линия, проведенная через центр тяжести системы из пробки с вилками , проходит через точку опоры. Причем центр тяжести лежит ниже точки опоры. А при этом условии система находится в устойчивом равновесии.
ОПЫТ5 «Возгорание потухшей свечи по дыму»
Ход работы:1. Поджигаем свечу.
2. Аккуратно гасим свечу.
3. Подносим горящую спичку к дыму от потухшей свечи сразу после тушения.
4. Наблюдение. Свеча загорится вновь.
Объяснение опыта: при горении восковой свечи воск испаряется в виде маленьких пузырьков. Если затушить свечу и тут же поднести огонь к этим "восковым пузырькам" в виде дыма, то они загорятся и передадут огонь на фитиль свечи - свеча загорится вновь.
ОПЫТ 6 «Нью́тоновская жидкость»
Необходимые для опыта материалы: крахмал, вода, емкость
Ход работы: смешиваем крахмал (картофельный, кукурузный — любой) и вода в пропорции от 1:1 до 1:3 в пользу воды. В результате смешивания мы получаем нечто типа киселя, обладающего интересными свойствами
Если в ёмкость со смесью медленно ввести руку, то результат точно такой же, как если бы мы ввели руку в воду. Но, если размахнуться как следует и стукнуть по этой смеси, то рука отскочит, как если бы это было твёрдое вещество.
Что узнают ребята:жидкость, вязкость которой зависит от скорости распространения в этой жидкости какого -нибудь предмета называется неньютоновской. Неньютоновские жидкости не поддаются законам обычных жидкостей, эти жидкости меняют свою плотность и вязкость при воздействии на них физической силой.
Интерактивная площадка «Робототехника».
Ход работы: демонстрация модели «Робот-слон», собранной учениками на внеурочном занятии по робототехнике.
Задание: ознакомиться с устройством, основными блоками , базовыми функциями
Что узнают ребята: в школьном кружке они смогут изучить основы программирования и конструирования.
Интерактивная площадка «Увлекательная химия»
ОПЫТ 1 «Зубная паста для слона»
Материалы и оборудование: колба, поднос, перманганат калия, 6%-ная перекись водорода, жидкое мыло или жидкость для мытья посуды, вода.
Опыт: Поставьте колбу на поднос. Залейте в нее полстакана перекиси водорода, добавьте немного мыла или моющего средства и перманганат калия. Почти сразу из колбы активно полезет цветная пена, напоминающая зубную пасту, которую выдавливают из большущего тюбика.
Объяснение опыта: Перекись водорода распадается на воду и кислород, а перманганат калия ускоряет реакцию. Мыло вносит свой вклад, умножая пузыри. Кстати, бутылка и «зубная паста» нагреются — во время реакции выделяется тепло.
ОПЫТ2 «Фараонова змея.»
Материалы и оборудование: горелка, сухое горючее, таблетки глюконата кальция, пинцет, спички.
Опыт: Положить таблетки глюконата кальция на сухое горючее и поджечь его. Из таблетки выползет светло-серая «змея» с белыми пятнами, объём которой намного превышает объём исходного вещества - она может достигнуть длинны 10-15 см.
Объяснение опыты:
Разложение глюконата кальция, имеющего состав Са[CH2OH(CHOH)4COO]2 · H2O приводит к образованию оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды:
Са[CH2OH(CHOH)4COO]2·H2O + O2 → 10C + 2CO2↑ + CaO + 11H2O↑
Светлый оттенок «змее» придает оксид кальция.
Недостатком образующейся «змеи» является ее хрупкость - она достаточно легко рассыпается.
ОПЫТ 3 «Надуватель шариков»
Материалы и оборудование: воздушный шарик, колба, сода, уксус, воронка, перчатки.
Опыт: Насыпаем в воздушный шарик 2 чайные ложки питьевой соды, в колбу аккуратно наливаем уксус (примерно 3—4 столовые ложки), делаем это с помощью воронки);надеваем шарик на горлышко бутылки и высыпаем соду из шарика в бутылку. Шарик начинает постепенно надуваться.
Объяснение опыта
При смешивании соды и уксуса происходит химическая реакция, в результате которой образуется соль ацетат натрия (СН3СООNа), вода и углекислый газ:
NaHCO3 + СН3СООН = СН3СООNа + Н2О + СО2
Вода остаётся в бутылке, соль растворяется в ней (поэтому мы не видим твёрдого осадка), а углекислый газ попадает в шарик и заполняет его объём. Шарик постепенно надувается.
Интерактивная площадка «Невидимое глазу»
«Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки»
Цель работы
Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскоп (х300).
Ход работы:
1.Подготовьте микроскоп к работе.
2.Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците.
3. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроцитов в препарате. Зарисуйте 3-4 эритроцита.
Задание:
Найдите черты сходства и различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
Ожидаемый результат
Эритроциты человека и лягушки похожи тем, что имеют красный цвет, потому что в их состав входит белок гемоглобин, который придает крови красный цвет. Эритроциты крови человека и лягушки участвуют в переносе газов. Различие между красными клетками крови человека и лягушки в том, что эритроциты лягушки значительно крупнее, чем эритроциты человека. Кроме того, у взрослых эритроцитов человека отсутствуют ядра, тогда как в эритроцитах лягушки ядра есть. Эритроциты человека имеют двояковогнутую форму, что увеличивает их общую поверхность, их больше в 1 мм3 , чем у лягушки.
В финале участники занятия выстраиваются на сцене, демонстрируют свои жетоны.
Информационная карта методической разработки
Регион | Тульская область |
Наименование конкурсных материалов | «Школьный эскперименториум. Творчество.doc». |
Направление деятельности РДШ | Личностное развитие |
Авторский коллектив | ФИО | должность | Статус в РДШ |
Парамонова Светлана Геннадьевна- зам. дир по ВР, учитель физики | Учитель физики | Зам. дир по ВР в школе «Пилотная площадка РДШ» |
Трошина Татьяна Александровна | учитель химии | |
Терентьев Виталий Геннадьевич | инженер | |
-Деменин Денис -Кирьянов Владислав -Оленьев Дмитрий -Ивлиев Андрей | Учащиеся 9а класса | Члены первичной организации РДШ, актив |
-Ефанов Матвей -Клейменов Степан -Фейлинг Вероника -Кузичкина Снежанна -Лавров Никита -Сергеев Никита | Учащиеся 7а и 7б классов | Члены первичной организации РДШ |
Контактные данные | 301247 Тульская обл, г. Щекино, ул Лукашина, д 2в,8(48751) 4-48-35 [email protected] |
Форма проведения занятия | познавательный интерактивный практикум |
Цель | развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности |
Целевая аудитория/участники | возраст | 12 лет (5 класс) /15 лет (9 класс) |
количество | ….. |
особенности | Данное занятие–это своеобразная реклама для учащихся 5 кл, которые в 6 классе должны будут выбрать направления внеурочных занятий/для учащихся7 и 9 класса – первый проект как членов РДШ |
Оборудование и инвентарь, материально-техническое обеспечение | Модель действующая робота, прибор Ионтеля, батарейка, провода соединительные, уксус, сода, вода, свечи, крахмал, хрустальные стаканы |
Краткое описание занятия | Дело состоит из старта, работы пяти интерактивных площадок и финала. Работа интерактивных площадок проходит по «вертушке» (перемещение по станциям) в соответствии с маршрутным листом. Группы класса проходят все 5 площадок. Участники работают с оборудованием, представленным на станциях «Очевидное, но невероятное», «Увлекательная химия», «Невидимое глазу», «Юный техник», «Робототехника», наблюдают за демонстрационными опытами, проводят опыты, ведут диалог с устроителями (учащимися 7б и 9а классов), отвечая на вопросы и задавая их. |
Кадровое обеспечение | |
Предполагаемые результаты занятия | -популяризация научных знаний в целях развития творческих способностей учащихся -побуждение учащихся к самостоятельному поиску решения задач -формирование умения анализировать факты при наблюдении и объяснении явления -воспитание убежденности в возможности познания природы |
Опыт проведения | Занятие апробировалось в МБОУ «Средняя школа №6» на большой перемене 19.10.17с учащимися 5 классов. После проведения занятия и обсуждения его привлекательности для ребят, было принято решение о проведении занятия для учащихся 2- 4 классов 20.10.17. 27.10.17 в ходе мастер-класс для вожатых города и района по теме «Внедрение РДШ в ОО города и района» демонстрировалось данное мероприятие из опыта работы по направлению деятельности РДШ «Личностное развитие». |