СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированное внеучебное занятие деятельности по предметам физика, химия, информатика «Школьный эксперименториум»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направление деятельности РДШ "Личностное развитие". Познавательный интерактивный практикум. 

Просмотр содержимого документа
«Интегрированное внеучебное занятие деятельности по предметам физика, химия, информатика «Школьный эксперименториум»»



Всероссийский конкурс на лучшее внеучебное занятие

«Большая перемена»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №6»

Тульская обл, г. Щекино, МО Щекинский район















Интегрированное внеучебное занятие деятельности

по предметам физика, химия, информатика

«Школьный эксперименториум.».






Составители:

учитель физики Парамонова С.Г.,

учитель химии Трошина Т.А.,

инженер Терентьев В.Г.

учащиеся ШНОУ «Умка», члены РДШ












Цель: развитие интересов учащихся среднего звена школы на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности активистов РДШ.

Ход занятия:

Дело состоит из старта, работы пяти интерактивных площадок и финала.

Работа интерактивных площадок проходит по «вертушке» (перемещение по станциям) в соответствии с маршрутным листом.

Группы классапроходят все 5 площадок.

Формы работы: познавательный интерактивный практикум

Время работы площадки-20 минут (большая перемена)

Педагог-консультант: учитель физики, химии, информатики курируют работу

Место проведения- актовый зал школы.

Старт проекта

Задача старта – познакомить участников с целью проведения .Также ребятам сообщаетсяо том, что по итогам работы на станции самые активные ребята получают жетоны.

Работа площадок: «Очевидное, но невероятное», «Увлекательная химия», «Невидимое глазу», «Юный техник», «Робототехника».

Участники - учащиеся 5а класса работают с оборудованием, представленным на станциях, наблюдают за демонстрационными опытами, проводят опыты, ведут диалог с устроителями (учащимися 7б и 9а классов)


Сценарий проведения внеучебного занятия

«Школьный эксперименториум»


Выступление творческой группы:


Звенит звонок, прошел урок.

Ура! Вот перемена.

И перемена в школе нашей всякий раз

Приносит праздник в каждый класс.


Перемена важная - большая!

Интересная такая.

Нужно сделать, непременно,

Всем побольше в перемену.


За двадцать минут можно много успеть:

Пробежать, станцевать, даже песенку спеть.

Кто-то игры затеял, кто-то ищет портфель,

Абсолютность свободы, улетучилась лень!


Ребята! Мы –творческая группа учащихся 7а и 9а классов, участники Российского движения школьников, члены научного общества школьников «Умка», приглашаем Вас стать участниками проекта «Большая перемена» и посетить интерактивные площадки «Школьного эксперименториума».

Дело состоит из старта, работы 5 площадок: «Юный техник»,«Очевидное, но невероятное », «Увлекательная химия», «Невидимое глазу», «Робототехника». Работа площадок проходит по «вертушке» (перемещение от станции к станции в соответствии с маршрутным листом). По итогам вашего участия, активные ребята получат жетоны. В финале определятся победители. Итак, вперед!

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УЧАСТНИКОВ

«ШКОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТОРИУМА»


Название площадки


Ответственные

«Юный техник»


Кирьянов В.

«Очевидное, но невероятное » (занимательные опыты по физике в домашней лаборатории)

Деменин Д.

Ивлиев А.

Оленьев Д.

«Увлекательная химия»

(занимательные опыты)

Ефанов М.

Клейменов С

«Невидимое глазу» (мини-практикум по работе с микроскопом)

Фейлинг В.,

Кузичкина С.

«Робототехника»

Лавров Н.

Сергеев Н.





Интерактивная площадка «Юный техник»

Техническое Задание: «Изучить основные элементы электрической цепи и собрать цепь».

Ход работы:

Ребята собирают схемы последовательного и параллельного соединения лампочек карманного фонаря и узнают о приборе «диод».

Необходимые для опыта материалы: «Универсальный прибор Ионтеля» (для проведения лабораторных работ по курсу «Электричество»)

Интерактивная площадка «Очевидное, но невероятное»

Постановка опытов.

ОПЫТ1. «Парафиновый мотор».

Необходимые для опыта материалы:свеча о освобожденнымфителем с обеих сторон, зубочистка, 2 стакана.

бумага, спички.

Ход работы:

1.Уравновесить конструкцию, установив ее на края двух

стаканов.

2.Поджечь фитили с обеих сторон.

3.Наблюдение.Вначале свеча будет простогореть, но через некоторое время начнет медленно раскачиваться из стороныв сторону, причем амплитуда будет со временем увеличиваться.

Объяснение опыта:

ОПЫТ 2.«Примораживание стакана к столу»

Необходимые для опыта материалы: алюминиевый стакан, лед, соль, ложка, вода, пластиковое основание.

Ход работы:

  1. На стол (пластиковое основание) налейте немного воды

  2. Поставьте на воду алюминиевый стакан, наполненный льдом из холодильника, и подсыпьте соли.

  3. Перемешайте лед и соль.

  4. Поднимите стакан.

  5. Наблюдение. Стакан поднимается вместе с пластиковым основанием.

Объяснение опыта:на процесс плавления льда, растворения соли необходима энергии. Она берется из воды. Это вызывает примерзание стакана с платформе (столику, пластиковому основанию)

ОПЫТ3. «Поющие стаканы»

Необходимые для опыта материалы: тонкие стаканы, вода.

Ход работы:извлечение звуков из бокалов одинаковой формы с различным наполнением воды. Звук извлекается при помощи влажного пальца, при этом вода в бокале совершает движения, образуя волну. Тон звучания можно менять, подливая в бокал воду: чем больше в бокале будет воды, тем ниже он звучит.

Объяснение опыта:Основную роль в возникновении звука играет сила трения между пальцем и краем бокала. 

При этом возникает упругая деформация стакана и слышен звук. А так как стакан является резонатором, то высота звука определяется размерами резонатора.

ОПЫТ 4 «Равновесие вилок»

Необходимые для опыта материалы: пробка, бутылка, две вилки, пятирублевая монетка, иголка

Ход работы:

  1. Воткните в центр пробки иголку (ушком в пробку)

  2. По бокам в пробку воткните симметрично две вилки , чтобы получилась треугольная фигура с пробкой в вершине.

  3. Положите на горлышко бутылки монетку и поставьте на нее конец иголки.

  4. Наблюдение. Вилки «чувствуют» себя настолько устойчиво, что их можно вращать вокруг горлышка бутылки.

Объяснение опыта: Вертикальная линия, проведенная через центр тяжести системы из пробки с вилками , проходит через точку опоры. Причем центр тяжести лежит ниже точки опоры. А при этом условии система находится в устойчивом равновесии.

ОПЫТ5 «Возгорание потухшей свечи по дыму» Ход работы:
1. Поджигаем свечу.
2. Аккуратно гасим свечу.
3. Подносим горящую спичку к дыму от потухшей свечи сразу после тушения.
4. Наблюдение. Свеча загорится вновь.
Объяснение опыта: при горении восковой свечи воск испаряется в виде маленьких пузырьков. Если затушить свечу и тут же поднести огонь к этим "восковым пузырькам" в виде дыма, то они загорятся и передадут огонь на фитиль свечи - свеча загорится вновь.

ОПЫТ 6 «Нью́тоновская жидкость»

Необходимые для опыта материалы: крахмал, вода, емкость

Ход работы: смешиваем крахмал (картофельный, кукурузный — любой) и вода в пропорции от 1:1 до 1:3 в пользу воды. В результате смешивания мы получаем нечто типа киселя, обладающего интересными свойствами

Если в ёмкость со смесью медленно ввести руку, то результат точно такой же, как если бы мы ввели руку в воду. Но, если размахнуться как следует и стукнуть по этой смеси, то рука отскочит, как если бы это было твёрдое вещество. 

Что узнают ребята:жидкость, вязкость которой зависит от скорости распространения в этой жидкости какого -нибудь предмета называется неньютоновской. Неньютоновские жидкости не поддаются законам обычных жидкостей, эти жидкости меняют свою плотность и вязкость при воздействии на них физической силой.

Интерактивная площадка «Робототехника».

Ход работы: демонстрация модели «Робот-слон», собранной учениками на внеурочном занятии по робототехнике.

Задание: ознакомиться с устройством, основными блоками , базовыми функциями

Что узнают ребята: в школьном кружке они смогут изучить основы программирования и конструирования.

Интерактивная площадка «Увлекательная химия»

ОПЫТ 1 «Зубная паста для слона»

Материалы и оборудование: колба, поднос, перманганат калия, 6%-ная перекись водорода, жидкое мыло или жидкость для мытья посуды, вода.

Опыт: Поставьте колбу на поднос. Залейте в нее полстакана перекиси водорода, добавьте немного мыла или моющего средства и перманганат калия. Почти сразу из колбы активно полезет цветная пена, напоминающая зубную пасту, которую выдавливают из большущего тюбика.

Объяснение опыта: Перекись водорода распадается на воду и кислород, а перманганат калия ускоряет реакцию. Мыло вносит свой вклад, умножая пузыри. Кстати, бутылка и «зубная паста» нагреются — во время реакции выделяется тепло.

ОПЫТ2 «Фараонова змея.»

Материалы и оборудование: горелка, сухое горючее, таблетки глюконата кальция, пинцет, спички.
Опыт: Положить таблетки глюконата кальция на сухое горючее и поджечь его. Из таблетки выползет светло-серая «змея» с белыми пятнами, объём которой намного превышает объём исходного вещества - она может достигнуть длинны 10-15 см.

Объяснение опыты:

Разложение глюконата кальция, имеющего состав Са[CH2OH(CHOH)4COO]2 · H2O приводит к образованию оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды:

Са[CH2OH(CHOH)4COO]2·H2O + O→ 10C + 2CO2↑ + CaO + 11H2O↑

Светлый оттенок «змее» придает оксид кальция.

Недостатком образующейся «змеи» является ее хрупкость - она достаточно легко рассыпается.



ОПЫТ 3 «Надуватель шариков»

Материалы и оборудование: воздушный шарик, колба, сода, уксус, воронка, перчатки.

Опыт: Насыпаем в воздушный шарик 2 чайные ложки питьевой соды, в колбу аккуратно наливаем уксус (примерно 3—4 столовые ложки), делаем это с помощью воронки);надеваем шарик на горлышко бутылки и высыпаем соду из шарика в бутылку. Шарик начинает постепенно надуваться.
Объяснение опыта

При смешивании соды и уксуса происходит химическая реакция, в результате которой образуется соль ацетат натрия (СН3СООNа), вода и углекислый газ:
NaHCO3 + СН3СООН = СН3СООNа + Н2О + СО2
Вода остаётся в бутылке, соль растворяется в ней (поэтому мы не видим твёрдого осадка), а углекислый газ попадает в шарик и заполняет его объём. Шарик постепенно надувается.
Интерактивная площадка «Невидимое глазу»

 «Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки»

Цель работы

  1. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскоп (х300).

Ход работы:

1.Подготовьте микроскоп к работе.

2.Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците.
3. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроцитов в препарате. Зарисуйте 3-4 эритроцита.

Задание:

  1. Найдите черты сходства и различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
    Ожидаемый результат

 Эритроциты человека и лягушки похожи тем, что имеют красный цвет, потому что в их состав входит белок гемоглобин, который придает крови красный цвет. Эритроциты крови человека и лягушки участвуют в переносе газов. Различие между красными клетками крови человека и лягушки в том, что эритроциты лягушки значительно крупнее, чем эритроциты человека. Кроме того, у взрослых эритроцитов человека отсутствуют ядра, тогда как в эритроцитах лягушки ядра есть. Эритроциты человека имеют двояковогнутую форму, что увеличивает их общую поверхность, их больше в 1 мм3 , чем у лягушки.


В финале участники занятия выстраиваются на сцене, демонстрируют свои жетоны.



Информационная карта методической разработки

Регион

Тульская область

Наименование конкурсных материалов

«Школьный эскперименториум. Творчество.doc».

Направление деятельности РДШ


Личностное развитие

Авторский коллектив

ФИО


должность

Статус в РДШ

Парамонова Светлана Геннадьевна- зам. дир по ВР, учитель физики

Учитель физики

Зам. дир по ВР в школе «Пилотная площадка РДШ»

Трошина Татьяна

Александровна

учитель химии


Терентьев Виталий Геннадьевич

инженер


-Деменин Денис

-Кирьянов Владислав

-Оленьев Дмитрий

-Ивлиев Андрей

Учащиеся 9а класса

Члены первичной организации

РДШ, актив

-Ефанов Матвей

-Клейменов Степан

-Фейлинг Вероника

-Кузичкина Снежанна

-Лавров Никита

-Сергеев Никита

Учащиеся 7а и 7б классов

Члены первичной организации

РДШ

Контактные данные

301247

Тульская обл, г. Щекино, ул Лукашина, д 2в,8(48751) 4-48-35

[email protected]

Форма проведения занятия

познавательный интерактивный практикум

Цель

развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности


Целевая аудитория/участники

возраст

12 лет (5 класс) /15 лет (9 класс)

количество

…..

особенности

Данное занятие–это своеобразная реклама для учащихся 5 кл, которые в 6 классе должны будут выбрать направления внеурочных занятий/для учащихся7 и 9 класса – первый проект как членов РДШ

Оборудование и инвентарь, материально-техническое обеспечение

Модель действующая робота, прибор Ионтеля, батарейка, провода соединительные, уксус, сода, вода, свечи, крахмал, хрустальные стаканы

Краткое описание занятия

Дело состоит из старта, работы пяти интерактивных площадок и финала.

Работа интерактивных площадок проходит по «вертушке» (перемещение по станциям) в соответствии с маршрутным листом.

Группы класса проходят все 5 площадок.

Участники работают с оборудованием, представленным на станциях «Очевидное, но невероятное», «Увлекательная химия», «Невидимое глазу», «Юный техник», «Робототехника», наблюдают за демонстрационными опытами, проводят опыты, ведут диалог с устроителями (учащимися 7б и 9а классов), отвечая на вопросы и задавая их.

Кадровое обеспечение


Предполагаемые результаты занятия

-популяризация научных знаний в целях развития творческих способностей учащихся

-побуждение учащихся к самостоятельному поиску решения задач

-формирование умения анализировать факты при наблюдении и объяснении явления

-воспитание убежденности в возможности познания природы

Опыт проведения

Занятие апробировалось в МБОУ «Средняя школа №6» на большой перемене 19.10.17с учащимися 5 классов. После проведения занятия и обсуждения его привлекательности для ребят, было принято решение о проведении занятия для учащихся 2- 4 классов 20.10.17.

27.10.17 в ходе мастер-класс для вожатых города и района по теме «Внедрение РДШ в ОО города и района» демонстрировалось данное мероприятие из опыта работы по направлению деятельности РДШ «Личностное развитие».




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!