СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированное занятие по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи: Православный праздник «Сретение Господне»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Православный праздник «Сретение Господне».

Просмотр содержимого документа
«Интегрированное занятие по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи: Православный праздник «Сретение Господне»»

Интегрированное занятие по духовно-нравственному воспитанию

в подготовительной к школе группе

для детей с общим недоразвитием речи



Разработала:

Шабалина Виктория Владимировна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №145,

г. Дзержинск Нижегородской области


Цель: знакомство воспитанников с праздником православного календаря – событиями и смыслом Сретения Господня.

Задачи.

Обучающие задачи:

  • Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в мир духовных понятий и представлений.

  • Познакомить с иконой «Сретение Господне.

  • Подвести к пониманию того, что основа добродетельной жизни – православная вера.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь, пополнить словарный запас.

  • Способствовать развитию памяти, воображения.

  • Развивать мелкую моторику рук, творчество воспитанников.

  • Закреплять навыки работы с бумагой.

  • Развивать у детей желание быть причастными к православным традициям, подражать благим образцам.

  • Развивать эстетическое восприятие иконы и духовное видение смыслов изображения на примере иконы «Сретение Господне».

  • Развивать любознательность, интерес к народным традициям.

Воспитательные задачи

  • Воспитывать у детей привычку готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники, быть причастными к ним.

  • Приобщать дошкольников к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

  • Воспитывать у детей уважение и любовь к ближнему, к старшим.

Состав группы воспитанников: воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности (ОНР).

Актуальность:

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой.

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования и в Федеральной образовательной программе дошкольного образования («Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей»).

Дошкольное детство – это самый благоприятный период, когда закладываются основы человеческой личности: ее нравственные ценности, (совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм), нравственный облик (терпение, милосердие, кротость, незлобивость), нравственная позиция (способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний), нравственное поведение (готовность служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре, помогают сохранить прошлое. И дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.

Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры:

Религиозные праздники – новое явление в праздничной культуре дошкольных образовательных организаций. Эти праздники прочно вошли в круг праздничных дней детских садов, развивающих духовно-нравственное направление воспитания детей.

Православный праздник был существенной составляющей традиционной народной картины мира. Чередование будней и праздников считалось необходимым для нормального течения жизни.

Отношение к празднику было сакральным. Он понимался как главное событие в круговороте жизни. «Праздник – есть наш долг Богу» – дело святое, богоугодное, считалось на Руси.

Праздник нельзя было проигнорировать, пропустить, «не уважить».

Уважение выражалось в прекращении работ, в заботе о внешнем виде деревни, дома, самих участников праздника. Праздник требовал преображения как внутреннего, так и внешнего. Праздник требовал подчеркнутого уважения людей друг к другу, гостеприимства, участия каждого во всеобщем веселье. Это время примирения, подчеркнутого единства и сплоченности перед глубоким сакральным смыслом, лежащем в основе каждого праздника.

Каждый праздник имеет свою символику. Символ – это то, что сводит вместе, соединяет в единство разные части одного и того же целого. Символ имеет коммуникативную природу и предполагает необходимость диалога между самим символом и человеком его воспринимающим. И, наконец, символ объединяет своих, он помогает понять, что мы все объединены одним знанием, общим пониманием. Работа с символом помогает дать детям своеобразные вешки в их будущем познании мира.

Праздники и традиции играют позитивную роль в сохранении и передаче новым поколениям представлений о нравственных ценностях и идеалах. Поэтому сегодня усиливается значение социальной памяти о православных праздниках, о значимых семейных и общинных традициях.

Формы проведения занятия, виды деятельности: консультация, развлечение, диалоги, творческая мастерская.

Предполагаемый результат: воспитанники будут знать о событиях и смысле православного праздника «Сретение Господне».

Сопровождение занятия педагогом: по ходу всего занятия необходимо контролировать и исправлять речь воспитанников (согласование, грамматические ошибки, поставленные звуки).


Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.

Православный праздник «Сретение Господне».

Цель: первоначальное знакомство воспитанников с празд­ником православного календаря – событиями и смыслом Сретения Господня.

Задачи.

Обучающие задачи:

  • Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в мир духовных понятий и представлений.

  • Познакомить с иконой «Сретение Господне.

  • Подвести к пониманию того, что основа добродетельной жизни – православная вера.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Совершенствовать грамматически правильную речь, пополнить словарный запас.

  • Способствовать развитию памяти, воображения.

  • Развивать мелкую моторику рук, творчество воспитанников.

  • Закреплять навыки работы с бумагой.

  • Развивать у детей желание быть причастными к православным традициям, подражать благим образцам.

  • Развивать эстетическое восприятие иконы и духовное видение смыслов изображения на примере иконы «Сретение Господне».

  • Развивать любознательность, интерес к народным традициям.

Воспитательные задачи

  • Воспитывать у детей привычку готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники, быть причастными к ним.

  • Приобщать дошкольников к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

  • Воспитывать у детей уважение и любовь к ближнему, к старшим.

Словарная работа:  сретение, храм, Богородица, старец Симеон, икона, Богоприимец, иконописец, нимб, седовласый, седобородый.

Способ организации: фронтальный

Методы и приемы: игровые методы, вопросы, сюрпризные моменты, музыкальное сопровождение, рассматривание, проговаривание, хоровые и индивидуальные повторения, инсценировка, самостоятельное творчество, игровые приемы, наводящие вопросы, напоминания.

Место проведения: групповая комната

Дидактическое обеспечение: 

Технологии и методики: здоровьесберегающие, проектной деятельности, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, развивающие, социокультурные, игровые.

Демонстрационный материал: мультимедиа, презентация по теме «Сретение Господне», музыкальный центр, пиктограммы «Веселинка» и «Грустинка», мольберт с магнитами по количеству детей, шаль для «бабушки-рассказушки», завернутая в одеяльце кукла-малыш, похожая на ребенка, и платок для игры-инсценировки, стеклянный сосуд (ваза) и разноцветные декоративные камушки для дидактической игры «Сокровища души».

Раздаточный материал: клеенки для работы, заготовки для птиц (силуэты птиц из белого картона, крылья – из цветной самоклеящейся бумаги, цветные шнурки), ножницы, клей-карандаш.


Ход занятия:

  1. Организационный

- Приглашаю вас скорей круг построить для друзей! Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся! Вот какие мы все друзья! Давайте поздороваемся, пожелаем друг другу здоровья и хорошего настроения.

Работа над интонацией и голосоподачей.

- Давайте поздороваемся ласково: «Здравствуйте!»

- А теперь поприветствуйте тихо: «Доброе утро!»

- И скажите громко, звонко, весело: «Мы рады всех видеть!»

(Ответы детей с разной интонацией и силой голоса)

- Ну, а если вы рады всех видеть, то у вас какое настроение? (Хорошее)

- А в праздники настроение всегда бывает хорошим? (Да)

(Слайд 1)

Церковь празднует сегодня

Праздник Сретения Господня!

Льется колокольный звон

В Храме старец Симеон

Мальчика Христа встречает

И как Бога величает.

- Кроме обычных праздников, есть православные. А среди православных выделяются самые главные, их всего 12. Так вот, Сретение Господне – один из таких праздников. Его отмечают сегодня, 15 февраля.

2. Основная часть. 

Слышится звук колокола и голос (аудио запись):

- К вам сегодня в гости очень я спешил,

Про радостную встречу рассказать решил…

- Кто это, ребята? Послушайте мою подсказку.

Всех вас он оберегает.

Мысли ваши и тайны знает.

Вместе с вами радуется удаче,

А согрешите – страдает и плачет.

(Слайд с ангелом)

- Молодцы, ребята, догадались – это Ангел. Ангел-хранитель есть у каждого человека. Пусть мы его не видим, но он всегда находится рядом с нами, защищает нас от всякой беды.

- Встреча с добрыми и хорошими людьми - это целое событие, которое может запомниться на всю жизнь. Знаете, как бывает, ждешь встречи очень долго, ждешь и не можешь дождаться.

А вам, дети приходилось кого-то долго ждать?

- А хотите, я приглашу вас в гости к бабушке-рассказушке? Она много знает интересного и расскажет вам про одну очень радостную встречу.

Дети подходят к бабушке-рассказушке (воспитатель надевает шаль):

- Проходите, детушки милые, детушки румяные да улыбчивые.

Я говорю вам «Здравствуйте»!

Чтоб пожелать здоровья доброго!

Удач, успехов и везенья!

Хорошего настроения!

Бабушкой-рассказушкой все зовут меня,

И сегодня низко кланяюсь вам я! (поклон)

Дети здороваются и кланяются в ответ.

- Мои милые детушки. Как замечательно, что вы пришли ко мне в гости, я этой встрече очень рада. Встреча с добрым и хорошим человеком – это целое событие, которое может запомниться на всю жизнь.

- А хотите узнать, ребята, историю одного человека, который ждал встречи всю свою жизнь? А звали этого человека старец Симеон. 

- Кто такой старец? (старик, дед).подберите родственные слова к слову «Старец». (Старичок, постарел, состарился, старик, старикан, старикашка, старенький, старый, старость, старуха, старушка, старушенция, старение и др.)

- Давайте поиграем!

Словесная игра «Назови ласково».

Мама – мамочка,

Папа – папочка,

Сын – сыночек,

Дочь – доченька,

Баба – бабушка,

Старуха – старушка,

Дед – дедушка,

Старик – старичок.

- Отлично справились! Садитесь поудобнее. Сейчас я вам расскажу историю жизни старца Симеона.

Дети садятся на стульчики перед экраном.

(показ слайдов)

НА ВСТРЕЧУ С БОГОМ

У тром, как обычно, в храм пришла Анна. Ей было уже 84 года. Она каждый день посещала церковь. Так проходили дни и десятилетия. Люди относились к Анне с уважением. В городе жил еще один пожилой человек, к которому также все относились с почтением. Его звали Симеон. Анна часто беседовала с ним. Однажды у них зашел разговор о старости и смерти.

- Я прожила долгую жизнь, но Господь меня не забирает, как будто мне предстоит сделать что-то важное, - призналась Анна, - но что может такого произойти?

- Послушай, Анна, тебе всего 84 года, а мне уже 300 лет. Послушай мою историю. Это случилось очень давно. Когда я читал Сященное Писание, то посмеялся над словами, в которых говорилось, что от Девы родится Спаситель всего мира. В ту же ночь меня посетило видение. Ангел сообщил, что я не умру, пока не увижу Христа. В это я поверил не сразу, а только лишь когда мне исполнилось 100 лет.

- А сегодня я вдруг почувствовал, что должен срочно прийти в храм.

Н е успела Анна сказать и слова. Как увидела, что к храму идет женщина с младенцем на руках, а за ней следует мужчина. Иосиф и Богородица Дева Мария пришли в храм, для того чтобы исполнить древнюю традицию. Они принесли на посвящение Богу маленького Иисуса, на 40 день после его рождения. С собой они взяли двух голубиных птенцов – это была их благодарность Богу. Симеон и Анна поздоровались с ними. Симеон взглянул на младенца, и показалось ему, что время остановилось. Симеон словно растворился в глубокой синеве младенческих глаз. Он словно очутился в бесконечности, где ему было спокойно и хорошо.

- Господь! – вскрикнула Анна и вскинула руки к небу, а потом прижала их к груди и все смотрела и смотрела на младенца, а по щекам ее текли слезы радости.

- Это он! – подтвердил Симеон и с трепетом принял от женщины, а это была Дева Мария, ребенка. Старец держал на своих руках Иисуса Христа. Сбылось!

Вот так и встретили Симеон и Анна Христа.

Сретение, как раз и значит встреча. В этот день люди встретили Бога!

Этот день встречи в Православной церкви стал большим праздником под названием «Сретение Господне». Он отмечается 15 февраля, на сороковой день после Рождества Христова.

Вот такой рассказ о долгожданной встрече.

- Вам понравился рассказ?

- Как называется праздник?

- Иисуса принесли в храм на сороковой день после его рождения. Как Пресвятая Богородица и праведный Иосиф узнали день, когда нужно было принести первенца в храм? (Посчитали)

- Давайте и мы с вами посчитаем по календарю.

Вместе считают по календарю.

- Иисус родился 7 января. С этого дня и будем отсчитывать 40 дней (4 раза по 10). Какой день у нас получился? (15 февраля)

- Отлично справились с задачей! А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка «Весёлый круг» (под музыку)

Станем, дети, шире в круг,

Шире в круг, шире в круг. (Идут в круге – хоровод)

И посмотрим мы вокруг!

Ты — мой друг!

И я — твой друг!

В ногу дружно мы шагаем.

Хочешь, вместе поиграем? (Остановились)

Сложим руки в кулачок

И поставим на бочок. (Ставят руки на пояс)

Ножкой весело притопнем!

Раз, два, три…

Раз, два, три… (Топают ногами)

И в ладоши звонко хлопнем!

Раз, два, три…

Раз, два, три… (Хлопают в ладоши)

В круг опять все повернулись,

На носочках потянулись. (Движения – по тексту)

Скажем тихо: Бог-Творец!

Ты – небесный наш Отец! (Повторяют слова полушёпотом)

(слайд Икона Сретение Господне)

Дети подходят к иконе.

- Как вы думаете, что это, картина или икона? (икона)

- Верно! Как вы догадались? (ответы детей)

- Эта икона называется «Сретение Господне». Икона в христианстве – священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. Все персонажи икон, если только это не простые люди, изображаются с нимбами. Нимб — символ святости или божественности.

- Иконописец (художник, который пишет иконы) изобразил реальное событие, происшедшее вскоре после Рождества Христова, когда Мария с Иосифом принесли недавно рожденного Младенца в храм. Встретить Божественного Младенца Христа вышли старец Симеон и святая Анна Пророчица. И сама эта икона названа «Сретение Господне»

Рассматривание иконы «Сретение Господне»

- Что за ступени? (Это здание большого храма)

- Кто пришёл в храм? (Иосиф и Богородица Дева Мария)

- Кто этот младенец? (Иисус Христос, сын Божий)

- Зачем Иосиф и Пресвятая Богородица принесли в этот день Младенца Христа в храм? (Так делали все родители: благодарили Бога за дарование сына-первенца на сороковой день после его рождения)

- Вот и Иосиф идет не с пустыми руками, что несёт он в благодарность Богу? (Двух белых голубков)

- Кто же принимает Младенца из рук Марии? (старец Симеон)

- Какой он? (Седовласый, седобородый, старенький, пожилой, добрый)

- Как вы думаете, живут люди 300 лет? (нет)

- Все правильно вы сказали. Старец Симеон принял Иисуса из рук Марии. С тех пор он прозван – Богоприимец (Бога принял. Давайте повторим). Симеон Богоприимец – праведный человек, он до глубочайшей старости ждал встречи с Тем, Кто станет Спасителем для людей. Он сразу узнал Христа!

Игра-инсценировка «Встреча»

- Зачем сейчас люди носят младенцев в храм? (ответы детей)

- А как вы думаете, что мог бы сказать дедушка при встрече маме с малышом?

- Предлагаю представить себе эту встречу и поиг­рать в то, как она могла бы произойти. Садитесь на стульчики и приготовьтесь внимательно смотреть.

Кто-то из детей возьмет на себя роль мамы, кто­-то, роль дедушки.

«Мама» в платке и куклой-малышом в руках подходит к «де­душке», и между ними завязывается разговор. Между участниками этой незамысловатой игры могут завязаться интересные диалоги, когда «дедушка» поздравляет «маму» с рождением ее ребеночка, говорит, что давно хотел на него посмотреть: надеялся встретить маму с малышом в празд­ничный день в храме; просит разрешения подержать малы­ша на руках и т.п.

- Отлично у вас получилось! Такие добрые люди встретились у храма.

Дидактическая игра «Сокровища души»

- Хочу с вами поиграть… (Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд)

- Посмотрите на  этот сосуд. Скажите мне какой он? (стеклянный, прозрачный, хрупкий, чистый)

- А можно сравнить этот сосуд с душой маленького ребёнка? (Душа у малыша такая же чистая, хрупкая, светлая)

- Сейчас мы с вами наполним эту чистую душу малыша хорошими качествами, чтобы он вырос добрым, порядочным, честным человеком. (Показать разноцветные камешки)

- Вы берете «волшебный» камушек, называете хорошее качество человека и опускаете его в сосуд.

Дети складывают разноцветные камушки в вазу, проговаривая слова – положительные качества человека:

- Вежливость

- Доброта

- Послушание

- Вера

- Надежда

- Любовь к родителям

- Забота

- Любовь к природе

- Добрые поступки

- Сочувствие

- Забота о ближнем

- Радость

- Дружба

- Трудолюбие

- Щедрость

- Бережливость и т.д.

- Посмотрите, какая красивая душа у нас получилась! Мы наполнили прекрасными качествами душу младенца и теперь он непременно вырастет хорошим человеком.

3. Практическая часть.

- Ребята, я предлагаю вам сделать белых голубков, которых принесли Богородица Мария с Иосифом в благодарность Богу за рождение Младенца. Белый голубь – это символ святого Духа, символ праздника Сретения Господня. Подарим сегодня их нашим родным, с пожеланием, чтобы Святой Дух всегда пребывал с нами.

- Проходите и занимайте свои места за рабочими столами.

Звучит мелодия и дети приступают к работе.


Технология выполнения поделки уже знакома детям: для того чтобы получились две птицы, надо простым каранда­шом дважды обвести шаблоны на листе картона и цветной самоклеящейся бумаге. Дети берут, предварительно подготовленные ими, силуэты и украшают их цветным крыльями с блестками. Склеивают между собой, проложив внутрь цветной шнурок.

- Ах, какие замечательные голуби у вас получились! Давайте украсим нашу группу! А вечером вы можете забрать своих голубочков домой. Теперь вы можете каждый год украшать свой дом к празднику Сретение Господне!

  1. Заключительная часть.

Рефлексия.

(Слышится звук колокола, на экране появляется ангел)

- Ой, ребята, а я прослушал, о чем рассказывала вам Рассказушка. Не могли бы вы мне рассказать? (Конечно, расскажем)

- С каким православным праздником вы познакомились? (Сретение Господне)

- Что он обозначает? (Встреча человека с Богом)

- Как звали маму Иисуса Христа? (Мария)

- Как звали старца, который очень долго ждал рождения Спасителя? (Симеон-Богоприимец)

- А как звали пророчицу в Храме, которая вместе с Симеоном прославляла Бога? (Анна)

- Что было в руках у Иосифа, когда они принесли Младенца в храм? (Два белых голубя)

- Что символизирует белый голубь? (Белый голубь – это символ святого Духа, голуби – символ праздника Сретение Господня)

- Как много вы узнали и запомнили! Спасибо – Спаси вас Бог!

Бабушка-рассказушка: Мы вместе с ангелочком желаем, чтобы вы всегда были здоровыми и радостными, пусть в вашей жизни обязательно бывают радостные замечательные встречи.

Ангел: Со Сретением Господним, дорогие дети, поздравляем вас!

Пусть Иисус услышит каждого из вас.

Пусть идут молитвы только от души.

Чтобы вы не жили никогда во лжи.

Бабушка-рассказушка: Ах, как я рада нашей сегодняшней встрече с вами, милые детишки! Вы – такие внимательные! Так много знаете и так хорошо запоминаете! Если и вам понравилась наша встреча, подойдите к «Веселинке» и подарите ей вашу улыбку. Ну, а кому не очень понравилось – подойдите к «Грустинке».

Дети подходят к нужной пиктограмме. Прикрепляют «улыбку».

Воспитатель спрашивает у детей, которые подошли к пиктограмме «Грустинка», что у них не получилось, в чем испытали затруднения. Дает прогноз на успешное будущее ребенка.

Пришла пора, прощаться нужно,

Позанимались от души.

До новой встречи, малыши!


Используемая литература, интернет-ресурсы:

  1. Голованова А. Детская библия.- М: Малыш.- 2012.

  2. Картинки https://yandex.ru/images/

  3. Потаповская О.М. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности.- М: Школьная пресса.- 2009.

  4. Теплова А.Б. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами традиционной культуры в детском саду и в семье: интерактивное пособие/ Теплова А.Б. – Электрон. текстовые дан. (4,37Mb). - Москва, ВОО «Воспитатели России». - 2023.

  5. Учебно-методический кабинет https://ped-kopilka.ru/shkolnikam/kak-raskazat-pro-sretenie-detjam.html

  6. Федеральная образовательная программа Дошкольного образования http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!