Интегрированное занятие по теме «Осень» в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (окружающий мир, музыка).
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей об осени;
Активизировать словарный запас по теме «Осень»;
Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения;
Совершенствовать грамматический строй речи;
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Оборудование: 2 мольберта, магнитные доски, разрезные картинки, клей-карандаш, Ларчик с овощами и фруктами, письмо, картинки для наклеивания, ватман.
Воспитатель: Дети, посмотрите сколько гостей. Какой красивый зал. Столько всего интересного. Сегодня мы отправимся в путешествие за город, побываем в осеннем лесу. А как же сразу оказаться в осеннем лесу? Предлагаю воспользоваться волшебными словами. Говорить будем таинственно, сказочно, загадочно.
(Дети закрывают глаза, тихонько поворачиваются вокруг себя, говорят)
Вправо-влево повернись, в лесу осеннем окажись.
Слышите, как осенний ветер шумит в лесу, листья шуршат под ногами. А теперь идем по тропинке мягко, слушаем как шуршат листья.
Ой, а что это тут лежит.
Дети: Это письмо.
Интересно, от кого оно, как вы думаете?
- Ответы детей.
Давайте, откроем и посмотрим (рассыпаются листья), тут есть еще записка:
«Дорогие дети, в лесу - листопад, все листочки перепутались, и я никак не могу вспомнить, где какой лист. Пожалуйста, помогите мне разобраться».
Итак, возьмите себе по листочку и расскажите, что это за лист и с какого он дерева.
- Ответы детей.
В: Давайте мы, тоже сделаем листопад, как в лесу. Сейчас вы станете ветром и подуете на листики. Помните, как нужно дуть правильно?
Нужно сделать вдох через нос, а потом подуть, вытянуть губы трубочкой и не раздувать щеки.
В: На что похож этот листок? Да, на ладошку!
Кто-то расскажет нам стихотворение?
- Стихотворение «На мою ладошку…», с использованием мнемотаблицы.
Музыкальный руководитель: Динамическое упражнение «Кружатся листочки»
В: Дети, посмотрите, в письме есть что-то еще.
Дидактическое упражнение «Разрезные картинки» (магнитные доски)
(дети беру картинку с цветной рубашкой, тем самым делятся на две команды, назначается капитан)
Фронтальная беседа по вопросам:
Какое время года на картинках?
Какие периоды есть у осени?
У вашей команды, какой период? А у вашей? Какого периода не хватает?
Как называется первый месяц осени? Второй? Третий? Четвертый?
Какое время года наступит после осени?
Какое время года было до осени?
Какое время года мы не назвали?
Посмотрим, что изменилось на картинках?
М.Р. Дидактическая игра на развитие слухового восприятия «Капля раз, капля два». (проводим 2-3 раза, меняемся карточками)
Песня про дождь
В: А что же мы еще забыли сказать про осень? Что же делают люди осенью? (на полях, в садах??)
Собирают урожай.
Дидактическая игра «Кто больше назовет»
Давайте поиграем, пожалуйста, встаньте по своим командам, вспоминайте, кто с кем был в команде. Капитаны подойдите, выберите карточку, по ней вы узнаете, что будет называть ваша команда.
(две карточки овощи-фрукты. Команды называют по очереди, не повторяясь, кто больше назовет )
М.Р. Музыкальная игра «Завивайся капустка»
В: Д/упражнение: «Осенняя картина», по командам.
А сейчас я предлагаю вам нарисовать картину про осень, но рисовать мы будем не карандашами и не красками, а с помощью клея и готовых картинок.
(выбрать картинки подходящие к осени и приклеить. Обсуждение, что приклеили, что осталось, почему)
М.Р. Песня «Осень»
Игра «Собери листочки» два раза, по командам.
В: А теперь нам пора возвращаться домой. Снова скажем волшебные слова.
Вправо-влево повернись, в детский садик ты вернись.
В: Мы снова в нашем зале. Мы с вами говорили об осени. Пели, танцевали, играли.