Интегрированное занятие
педагога – психолога и учителя – логопеда
«Зимние узоры»
Интегрированное занятие учителя - логопеда и педагога-психолога
Тема: «Зимние узоры»
Цель:
создание образного представления о зиме на основе восприятия
поэтических, фольклорных, музыкальных произведений искусства
Задачи:
развитие
творческих
способностей
детей,
воображения,
ассоциативного, образного мышления, умения выделять существенные
признаки, развивать монологическую речь детей;
развивать интонационную выразительность речи;
формирование эстетического восприятия окружающего мира
(формирование способности воспринимать и ценить красоту
окружающего мира)
расширение познавательных интересов, развитие фантазии;
развитие коммуникативности,
создание
положительной
мотивации
учения
и
благоприятной
эмоциональной среды на занятии
Оборудование:
- музыкальное сопровождение -« Три белых коня» Л.П. Дербенёва
-компьютерные технологии;
-деформированные картины времён года;
-зимний календарь;
-загадки:
-игры: »Изобрази явление»; « Добавь по смыслу», на развитие
ассоциативного мышления; «Быстрая реакция»;
-практикум «Времена года» - «Зима»;
-ручки, цветные карандаши
Коммуникативные УД :
Развивать умение слушать и понимать других. Использовать речь для
регуляции своего действия и предоставления результатов работы
Личностные УД:
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности.
Создать условия для воспитания положительного интереса к занятию
Познавательные и регулятивные УД
:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Определять значимость речи в общении и обосновывать свои суждения.
Использовать приобретённые знания при выполнении заданий.
Организационный момент:
Цель:
обеспечить мотивацию воспитанников к изучению темы
.
Прослушивание музыкального фрагмента из песни Л.П. Дербенёва
«3 белых коня»
.
Работа с календарём:
Цель:
активизировать имеющиеся знания воспитанников.
Совершенствовать знания детей о зимних месяцах, отличительных
особенностях каждого месяца. Развивать логическое, наглядно-образное
мышление, умение сравнивать и анализировать
-дети читают 1, 2, 3 стихотворение, угадывают название месяцев,
знакомятся с их особенностями :
Декабрь
Назовите—ка, ребятки, ( в древности его
называли студень )
Месяц в этой вот загадке:
Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год
Январь
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
Февраль
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
Игра »Изобрази явление»
Цель:
снятие локального и общего утомления;
развивать воображение , память; умение следовать инструкции
Психолог предлагает детям изобразить, как «Идёт снег» (плавными
движениями рук сверху вниз); «Холодно» (потирает предплечья
скрещёнными руками); «Дует ветер» (дуть, вытянув губы); «Игра в снежки»
(имитация бросания снежков)
«Деформированные картинки «Времена года»
Цель: учить определять по части целое, применяя знание примет и
особенностей времён года
Дети собирают картинку времен года, доказывают их название, используя
алгоритм ответа (Я--------------думаю, что…; Я----------уверен в том, что…; Я----
-считаю, что..)
Игра «Подбери антонимы»
Цель: создать условия для обогащения активного словаря, формирования
грамматического строя речи.
Учитель – логопед объясняет задание, уточняет лексическое значение слов,
фразеологизмов. Дети работают на компьютере, находят решение
проблемных ситуаций. Отвечают на вопросы.
Презентация на выбор зимнего фразеологизма
Цель: воспитанники научатся подбирать фразеологизмы на заданную тему
Игра –упражнение на ассоциативность мышления
Цель:
совершенствовать умения: закончить фразу подходящим по смыслу
словом
;
-
Падает белый пушистый …
-Вся река покрылась …
-На окнах мороз нарисовал красивый …
-Ребята слепили…
Трудноговорки
Цель: развивать коммуникативные способности детей, дикцию. Закреплять
навык правильного произношения трудных звуков, формировать навыки
осознанного чтения.
Замороженное мороженое. В мороз такое мороженое, что после него
ещё не отмороженное, становится как отмороженнное. А раз мороженое
внутри, так оно размороженное.
Снега лавины сползла с половины, сползла с половины пологой горы.
Ещё половина снежной лавины лежит на пологой горе до поры.
У Вари на бульваре варежки пропали.
Воротилась Варя вечером с бульвара
И нашла в кармане варежки Варвара.
На улице Снеговик, снеговикова жена, снеговиковы детки,
А мне не до Снеговика, не до снеговиковой жены, не до
снеговиковых деток
Разминка:
Цель: с помощью кинезиологических упражнений развивать
межполушарное взаимодействие; память, внимание
Детям предлагается положить руки на колени, хлопнуть в ладоши перед
грудью, правой рукой взяться за нос, а левой – за правое ухо; затем снова
хлопнуть в ладоши, взяться левой рукой за нос, а правой за левое ухо.
Практикум «Времена года» -« Зима»
Цель: продолжать закреплять временные понятия
Игра «Быстрая реакция»
Цель: развивать слуховое внимание
-сейчас я быстро буду зачитывать слова, а ваша задача, слушая записать
только 2 букву каждого слова:
ЗМЕЯ, ВОЛК, СЛОН, ЛОСЬ, УДАВ, БЕЛКА, СЦЕНА
- Что у вас получилось, прочитайте про себя, а теперь ХОРОМ!
Рефлексия:
-чем занимались на занятии?
-что понравилось?
- с каким настроением вы уходите?
-Спасибо за работу!
Технологическая карта интегрированного занятия педагога-психолога и учителя-
логопеда с воспитанниками 4 класса
Ф.И.О.педагога-психолога
Ф.И.О. учителя-логопеда
Тема занятия:
« Зимние узоры»
Тип
занятия
Систематизация и обобщение знаний и умений по теме
Время реализации
занятия
40 минут
Цель занятия:
создание образного представления о зиме на основе
восприятия поэтических, фольклорных,музыкальных
произведений искусства
Задачи
:
развитие
творческих
способностей
детей,
воображения, ассоциативного, образного мышления,
умения выделять существенные признаки, развивать
монологическую речь детей;
развивать интонационную выразительность речи;
формирование эстетического восприятия
окружающего мира (формирование способности
воспринимать и ценить красоту окружающего мира)
расширение
познавательных
интересов,
развитие
фантазии;
развитие коммуникативности,
создание
положительной
мотивации
учения
и
благоприятной эмоциональной среды на занятии
Планируемые результаты:
Коммуникативные УД
Личностные УД
Познавательные и регулятивные УД
Развивать умение слушать и понимать
других. Использовать речь для
регуляции своего действия и
предоставления результатов работы.
Формировать мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Создать условия для
воспитания положительного
интереса к занятию
Осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения заданий.
Определять значимость речи в общении
и обосновывать свои суждения.
Использовать приобретённые знания
при выполнении заданий.
.
Оборудование:
- музыкальное сопровождение « «
-компьютерные технологии;
-деформированные картины времён года;
-зимний календарь;
-загадки:
-игры: »Изобрази явление»; « Добавь по смыслу», на развитие ассоциативного мышления; «Быстрая реакция»;
-практикум «Времена года» - «Зима»;
-ручки, цветные карандаши
Этапы занятия:
I этап.Организационный
Задачи
Методы и
формы работы
Деятельность
педагога-психолога
Деятельность
воспитанников
Планируемые
результаты
Обеспечить
мотивацию
воспитанников к
изучению темы.
Оргмомент.
Прослушивание
музыкального
фрагмента
«Здравствуй,
зимушка-зима!»
Ребята, сегодня мы с Вами
прослушаем музыкальный
фрагмент . Как вы думаете,
о чем сегодня на занятии
пойдет речь?
Дети отвечают на
вопросы.
Интерес к занятию.
Желание успешно
выполнить задания.
Правильно
формулировать свои
высказывания.
II этап. Актуализация знаний по теме:
Задачи
Методы и
формы работы
Деятельность педагога-
психолога
Деятельность
воспитанников
Планируемые
результаты
Активизировать
имеющиеся знаний
воспитанников.
Совершенствовать
знания детей о
зимних месяцах,
отличительных
особенностях
каждого месяца.
Развивать
логическое,
наглядно-образное
мышление, умение
сравнивать и
анализировать
Назовите—ка,
ребятки,
Месяц в этой вот
загадке:
Дни его — всех
дней короче,
Всех ночей длиннее
ночи.
На поля и на луга
До весны легли
снега.
Только месяц наш
пройдет,
Мы встречаем
Новый год.
Щиплет уши,
щиплет нос,
Лезет в валенки
мороз.
Брызнешь воду —
упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не
летится,
От мороза стынет
птица.
Повернуло солнце к
лету.
Что, скажи, за месяц
это?
Снег мешками
Задает вопросы по
содержанию
стихотворений
Дети читают
стихотворения о
зимних месяцах.
Актуализация
понятий о времени
года,
совершенствование
навыков
выразительного
чтения
валит с неба,
С дом стоят
сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню
налетели.
По ночам мороз
силен,
Днем капели
слышен звон.
День прибавился
заметно,
Ну, так что за
месяц это?
III этап. Динамическая пауза
Снятие локального
и общего
утомления
развивать
воображение , память;
умение следовать
инструкции
Игра «Изобрази
явление»
Психолог предлагает детям
изобразить, как
«Идёт снег»
(плавными движениями рук
сверху вниз); «
Холодно»
(потирает предплечья
скрещёнными руками);
«Дует
ветер»
(дуть, вытянув губы);
«Игра в снежки»
(имитация
бросания снежков)
Дети выполняют
логоритмические
движения.
Умение следовать
инструкции,
работать в команде,
развитие
творческого
воображения.
IV этап. Практическая деятельность
учить определять по
части целое,
применяя знание
примет и
особенностей времён
года
Деформированные
картинки «Времена
года»
Психолог предлагает детям
собрать картинку из частей,
помогает при выполнении
задания
Дети собирают
картинку времен
года,
обосновывают их
название
.
Дети научатся
конструировать по
части целое
изображение
V этап. Подбор антонимов по теме.
Совершенствование
связной речи,
усвоенных лексико-
грамматических и
синтаксических
закономерностей.
Работа с
презентацией
Учитель-логопед оъбясняет
задание, уточняет
лексическое значение слов,
фразеологизмов
Работают на
компьютере,
находят решение
проблемной
ситуации.
Отвечают на
вопросы.
Создание условий
для обогащения
активного словаря,
формирования
грамматического
строя речи
V Iэтап.
Совершенствовать
умения: закончить
фразу подходящим
по смыслу словом;
Игра-упражнение
на развитие
ассоциативного
мышления.
Психолог начинает фразу
Дети подбирают
подходящее
слово.
Совершенствование
умения закончить
фразу подходящим
по смыслу словом,
мыслительных
действий
VI I этап Чтение, проговаривание трудноговорок о зиме
Развивать
коммуникативные
способности детей,
дикцию, закреплять
навык правильного
правильного
звукопроизношения
трудных звуков,
Замороженное
мороженое в мороз
такое мороженое, что
после него ещё не
отмороженное
становится как
отмороженное. А раз
мороженое внутри, то
оно - размороженое.
Учитель-логопед
контролирует правильное
чтение и
звукопроизношение
Читают
трудноговорки
Формирование
навыков
осознанного чтения,
автоматизация
поставленных
звуков
формировать
навыки
осознанного
чтения
Снега лавина сползла
с половины,
Сползла с половины
пологой горы.
Ещё половина
снежной лавины
Лежит на пологой
горе до поры.
У Вари на бульваре
Варежки пропали.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
На улице Снеговик,
снеговикова жена,
снеговиковы детки.
А мне не до
Снеговика, не до
снеговиковой жены,
не до снеговиковых
деток.
VII I этап Разминка
Цель:
с помощью
кинезиологических
упражнений
развивать
межполушарное
взаимодействие;
внимание, память
Детям
предлагается
положить руки на
колени,
хлопнуть в
ладоши перед
грудью, правой
рукой взяться за
нос, а левой – за
правое ухо; затем
снова хлопнуть в
ладоши, взяться
левой рукой за
нос, а правой за
левое ухо.
Показывает упражнения
воспитанникам, следит за
правильностью выполнения
задания
Выполняют
упражнения
Развитие
межполушарных
взаимодействий,
памяти, внимания
IXэтап Практикум « Рисование зимы»
Учить работать в
технике
аппликация;
Развитие образного
мышления,
творческого
восприятия
действительности,
навыков владения
материалом;
Восприятие
эстетического
чувства, волевых
качеств, умение
работать в
коллективе;
Эмоциональная
разрядка.
Рисование
зимнего пейзажа
Психолог предлагает детям
продолжить изучение
времен года и изобразить
зиму на карте
Рисуют зимний
пейзаж в цвете
Предметные:
- знать значение
слова «пейзаж»;
- уметь
анализировать
объекты;
- уметь передавать
форму предметов и
цвет зимы.
Метапредметные:
Личностные:
- учебно-
познавательный
интерес к новому
учебному
материалу;
- чувства
прекрасного и
эстетического;
Познавательные:
- освоение техники
выполнения
ладошками;
Коммуникативные:
- использовать речь
для регуляции
своего действия;
X этап Игра «Быстрая реакция»
Цель:
развивать
слуховое внимание,
фонематическое
восприятие,
звуковой анализ и
синтез
-
сейчас я быстро
буду зачитывать
слова, а ваша
задача, слушая
записать только 2
букву каждого
слова:
З
М
ЕЯ, В
О
ЛК,
С
Л
ОН, Л
О
СЬ,
У
Д
АВ, Б
Е
ЛКА,
С
Ц
ЕНА
- Что у вас
получилось,
прочитайте про
себя, а теперь
ХОРОМ!
Логопед зачитывает слова
Выполняют
задание на
фонематическое
восприятие
Воспитанники
научатся
определять
последовательность
и количество звуков
в слове, составлять
слово из отдельных
звуков
XI этап Заключение
Подведение итогов
занятия
Рефлексия:
-
чем занимались
на занятии?
-что
понравилось?
- с каким
настроением вы
уходите?
-Спасибо за
работу!
Психолог задает вопросы
детям
Отвечают на
вопросы