Интегрированное занятие учителя-логопеда
и педагога-психолога
Тема: «В поисках улыбки».
Цель: выявление уровня сформированности интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы готовности ребенка к школе.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять умение использовать в речи различные типы предложений.
Обогащать словарный запас за счет слов – антонимов.
Развивать фонематическое восприятие, совершенствовать звуковой анализ и синтез слова на примере слова «сани», делить слова на слоги.
Совершенствовать умение в приемлемой форме снятие агрессии, злости
Развивающие:
Развивать навыки связного высказывания, зрительно – пространственную координацию, познавательные способности, воображение, творчество.
Развивать общую и мелкую моторику.
Формировать у детей уверенность в себе через развитие коммуникативных и артистических способностей.
Воспитательные:
Воспитывать доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее.
Пробуждение интереса, стимулирование внимания детей, стабилизация психических процессов, развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.
Воспитывать навыки сотрудничества, активности и доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
Медиапроектор, наборное полотно со схемой четырехзвукового слова, красные, синие, зеленые фишки, картинка горы, картинка корабля, звуки плывущего корабля, картинка ребусов, презентация «Составь слово», презентация «Скажи наоборот», картинки: кусты, камни, звуковая схема, эмоции – веселая, грустная, сани, конверт, цветы, карликовая ель, цветы, деревья, улыбка; схема предложения, песок, бумага, мыльные пузыри.
Раздаточный материал:
Картинки с ребусами 5 шт, карточки со словами для составления предложений, листы бумаги, мыльные пузыри, песок, сердечки.
Участники: педагог-психолог, учитель-логопед, дети подготовительной группы
Ход занятия:
Организационный момент. Мотивация.
Педагог – психолог: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю сегодня поздороваться необычным способом.
Приветствие«Здравствуйте!».
Давайте возьмемся за руки и скажем «Здравствуйте!», шепотом, зевая, прокричим, обычным голосом – доброжелательно.
- У нас с вами такое прекрасное настроение. Ребята, а где в каком месте нам всегда бывает весело? Мы туда идем, радуемся, смеемся от души?
Д. – В цирке.
Психолог.
- Правильно, это цирк. А у кого в цирке самая веселая профессия?
Д. – У клоуна.
Психолог.
- Я приготовила вам сюрприз и пригласила клоуна! Как встречают артистов?
Д. – аплодисментами.
- Давайте поприветствуем клоуна Тёпу.
(появляется клоун, но он грустный).
Психолог
- Здравствуй, Тепа. А почему ты такой грустный, ведь все клоуны в цирке очень веселые и озорные? В чем дело? Что у тебя случилось?
Клоун.
- Я выступал недавно на представлении, все было как всегда: я бросал шарики, жонглировал, шутил. В конце выступления мне никто не захлопал. Дети говорили мне плохие слова. Я обиделся и огорчился. И от этого моя улыбка навсегда пропала. Думаю, она спрятана далеко на островах на высокой горе. Помогите мне, пожалуйста, вернуть мою улыбку.
Психолог.
- Ребята, поможем клоуну вернуть веселую улыбку, а вместе с ней и веселое настроение. А где обычно находятся острова? (ответы детей).
- Какими способами можно попасть на остров? (ответы детей).
- Я предлагаю поплыть на остров на большом морском парусном судне. Может вы знаете как он называется? Это парусное судно называется Барк — трёх-пяти-мачтовое большое морское парусное судно для перевозки грузов. Крупнейший барк, который по-прежнему в строю, — «Седов» (Мурманск). (назван в честь русского полярного исследователя Седова Г.Я)
Психолог.
- Проходите на палубу нашего Барка «Седов», мы отправляемся в путь. Счастливого пути! Станьте в круг. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Давайте послушаем как шумит море. Сделаем шаг в центр круга и громко произнесем звук –ш-, затем сделаем шаг назад и произнесем этот звук только тихо (3-4 раза).
Упражнение «Сильные волны»
Цель: пробуждение интереса, стимулирование внимания детей, стабилизация психических процессов, развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.
«Бегут по морю волны одна за другой, вверх-вниз, вверх-вниз. Возьмитесь за руки. Я приседаю, за мной следующий. За ним другой, и так далее, пока все не присядем. Потом я встаю, и по очереди встает каждый. Затем снова приседаем… видите. Как красиво бегут волны: то вверх, то вниз…»
Основная часть.
Логопед.
- Ребята, вот мы с вами и оказались на острове…., а вот эта гора на которой спрятана улыбка.
- Тёпа, это не простая гора, это гора знаний и так получилось, что твоя улыбка спряталась именно здесь и нам предстоит пройти путь по тропинкам знаний.
Давайте посмотрим,где улыбка Тёпы может спрятаться на этой горе, может быть за этими кустами?
(выходит ребенок снимает картинку и смотрим на задание на обратной стороне).
Логопед.
- Но, что мы нашли улыбку?
Дети.
-Нет.
Логопед.
- А что же там? (ответы детей - ребусы)
Тёпа.
- Ребята, а в моем рюкзачке тоже есть такие же картинки, но я совсем не знаю, что с ними делать.
Логопед.
- Ребята, поможем Тёпе разобраться?
(дети выполняют первое задание «Ребусы» после того как дети назвали слова, логопед предлагает поделить слова на слоги).
- Ну, что же ребята за кустами оказалось задание с ребусами, может быть улыбка спрятана за камнями?
(выходит ребенок снимает картинку и смотрим на задание на обратной стороне разноцветные квадратики).
Логопед.
- Но, что мы нашли улыбку?
Дети.
-Нет.
Логопед.
- А, что же там? (ответы детей – звуковые схемы)
Тёпа.
- Ребята, а в моем рюкзачке есть конверт с такими же квадратиками, (достает конверт), ой здесь ещё есть картинка, что же мне с ними делать?
Логопед.
- Ребята, когда мы используем такие квадратики?
Дети.
- Когда выполняем звуковой анализ слова.
Логопед.
- Верно. Мы выполним звуковой анализ слова САНИ.
(дети выполняют второе задание).
Логопед.
- Но, что мы нашли улыбку?
Дети.
-Нет.
Логопед.
- Ну, что тогда продолжаем наше путешествие, давайте посмотрим, что за цветы здесь растут?
Дети.
(открывают картинку на обратной стороне изображены эмоции «веселая», «грустная»)
Логопед.
-Ребята, это оказывается волшебные цветы. Давайте скажем, что на них изображено?
Дети (отвечают).
Логопед.
- Мы сейчас все вместе поиграем в игру «Слова-наоборот»
(Показ слайдов со словами -антонимами, вопросы)
- Какое молоко дает черная корова?
- Если сухой лист бросить в воду, то какой он будет?
- Если помыть грязные сапоги, то они будут…
- Когда выздоравливает больной, то он становится….
Психолог.
Коммуникативная игра.
«Нос к носу»
Цель: снятие телесных барьеров, развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
Участники свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.
- Продолжаем наше путешествие. В данном месте на Острове действует магнитное поле. Вас будет притягивать друг друга к тому месту, которое я назову. Под музыку двигайтесь в любом направлении. По моей команде «Ладошка к ладошке» вы должны стать по парам и коснуться друг друга ладошками.«Коленка к коленке», « Ухо к уху», «Нос к носу», «Левая рука – правая нога».
Логопед.
- Улыбка Тёпы не найдена значит надо продолжать путь. Вот растут деревья, давайте посмотрим может они прячут улыбку?
Ребенок (Семенов С. выходит открывает картинку на обратной стороне изображен мальчик и ноутбук).
Клоун Тепа.
- Покажи, что там нарисовано, я совсем не знаю что это значит? Ты сможешь справиться с таким заданием?
Ребенок.
-Да, я люблю компьютерные игры.
(Игра «Собери слоги»)
Логопед.
- Мы с вами проделали такой путь, я думаю Тепа, что твою улыбку мы скоро найдем. Ребята, посмотрите какие маленькие елочки растут на горе, может быть елочки прячут улыбку. Давайте откроем картинку и посмотрим.
(Ребенок открывает картинку там нарисована схема предложения.)
- Ребята, что обозначает эта схема?
Дети.
- Это схема обозначает сколько словв предложении.
Клоун Тепа.
- Постойте, постойте а у меня в рюкзачке есть карточки с словами, которые потерялись вот с ними то и надо составить те самые предложения.
Логопед.
- Конечно мы с ребятами поможем тебе Тепа.
(дети составляют предложения и подбирают к ним схемы).
- машина, ехать.
- яблоко упасть.
- дети, грибы, собирать.
- мальчик, дверь, открывать.
- синичка, сидеть, ветке, на.
- груша, девочка, бабушка, давать.
Логопед.
- Давайте посмотрим, где еще можно поискать улыбку, может Улыбка Тепы спрятана здесь, за камнями.
(Дети снимают картинку и находят улыбку, отдают Тёпе. Он надевает её и радостный благодарит детей).
Нам пора возвращаться обратно в детский сад.
«Взялись за руки и по часовой стрелке по кругу со словами: «Раз, два, три, четыре, пять в детском саду опять».
Психолог.
- Как вы думаете - мы справились с заданием? (Да. Мы вернули Тепе улыбку)
- Почему улыбка Тепы пропала? Потому что дети говорили плохие слова. Как можно назвать таких людей, которые обзываются, говорят неприятные слова. Правильно – злые, сердитые, недовольные, жестокие, невоспитанные.
Каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Но злится нужно так, чтобы не обижать других людей. Есть такие игры, которые учат «правильно сердиться».
С помощью этих игр можно «прогонять злость» и становиться добрым и радостным.
«Я победил свою злость. Я спокоен».
Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.) Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш
дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и
контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно
выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен».
Упражнение «Листы бумаги или газеты»
Порвать, скомкать, можно затоптать ногами. Бросить в корзину.
Упражнение «Стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции, прокричать в стаканчик.
Пускание мыльных пузырей
Итог.
Логопед.
- Тёпа, мы проделали такой долгий путь, решили столько разных задач, отыскали твою улыбку. Научились прогонять злость, становиться добрыми. И в этом ребятам помогли их знания, которые получили в детском саду, но дорога на этом не заканчивается и вы только в самом начале пути и ваших знаний недостаточно, чтобы добраться до вершины горы. Поэтому вам в жизни придется еще очень многому научиться и многое узнать.
Клоун.
- Ребята, я так вас всех полюбил, что хочу в подарок оставить каждому из вас частичку своего сердца.
(Клоун раздает сердечки, прощается со всеми и уходит)