СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный проект по логопедии и технологии "Фразеологические обороты речи"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интнгрированный проект по логопедии и технологии "Фразеологические обороты речи" разработан для детей 7 класса с ОВЗ.Изучаем фразеологические обороты, которые можно употреблять на уроках ПТО, выполняем логопедические задания, делаем аппликацию из ткани по одному из фразеологизмов.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный проект по логопедии и технологии "Фразеологические обороты речи"»

7 класс

Интегрированный проект по технологии и логопедии

Тема: Фразеологические обороты речи.

Вид проекта: информационно - творческий

Цели проекта:

- Развитие речи, обогащение словаря на уроках ПТО через изучение фразеологических оборотов.

- Развитие практических умений и навыков работы с тканью через изготовление аппликации.

Задачи проекта:

- Познакомить учащихся с историей возникновения фразеологизмов.

- Развивать и обогащать словарь через изучение фразеологических оборотов.

- Развивать мышление и творческое воображение на основе практической деятельности.

- Развивать информационно – коммуникативную компетентность обучающихся, возможность использования фразеологизмов в речи.

- Воспитывать эмоционально – положительный взгляд на мир, интерес к урокам ПТО, логопедическим занятиям.

Этапы работы над проектом:

1. Ведение

Что такое фразеологизмы? Каково их происхождение? Для чего мы используем их в речи? Из чего складывается смысл этих словосочетаний?

Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания, обороты речи с самостоятельным образным значением. В таких словосочетаниях отдельные слова теряют свою самостоятельность, а смысловая нагрузка ложится на словосочетание в целом.

Для чего мы используем фразеологизмы в своей речи?

Часто простых слов бывает недостаточно для более точного речевого эффекта. Используя фразеологизмы, мы более точно высказываем своё отношение к происходящему, а речь становится более яркой, образной и эмоционально насыщенной. В качестве фразеологизмов могут выступать и целые предложения. Например, «кашу маслом не испортишь», т.е. полезное приносит пользу, а не вредит; «как Мамай прошёл» – полный беспорядок и разруха; «куда Макар телят не гонял» – очень далеко, неизвестно куда и т.д. Многие фразеологизмы заменяются одним словом. Например, «кот наплакал», т.е. мало; «как в воду канул» – пропал, исчез; «пойти ва-банк» – рискнуть и т.д.

Происхождение фразеологизмов

По происхождению фразеологизмы русского языка можно разделить на две большие группы – исконно-русского происхождения и заимствованные из других языков.

1. Исконно-русские фразеологизмы

Исконно - русские пришли издревле и связаны с культурой, древними народными верованиями, традициями, обычаями, обрядами нашего народа. Они отражают отношение как к достоинствам, так и недостаткам человека. Например, «бить баклуши» – бездельничать (баклуши – это заготовки для деревянных ложек, делать их было очень просто и работа считалась лёгкой), «набить карман» – получить доход любыми средствами (раньше карманом называли мешочек с деньгами) и т.д.


Большинство фразеологизмов возникло как в самом языке: «медвежья услуга» –плохая помощь, так и в художественной литературе: «мартышка и очки» – вертлявость, «счастливые часов не наблюдают» – для счастливых времени не существует и др.

Примеры: «Окупить с лихвой» – окупится, компенсируется, вознаградится с избытком. Древнерусское слово лихва обозначало прибыль, доход. В 17-18 веках – прибыль, процент. А с 19 века – прибыль, избыток, излишек.

«Пристал как банный лист» – данное выражение адресуют крайне надоедливому, назойливому человеку. Этот оборот возник из житейских наблюдений русского народа. В баню обычно ходили с берёзовыми или другими вениками, а когда парились, хлестали ими себя. Листочки отрывались от веника и приставали (прилипали) к телу.

«Ободрать как липку» – обворовать, лишить всего кого-либо. Этот оборот пришёл из крестьянской речи. Когда-то крестьяне изготавливали корзины, плели лапти и другие бытовые предметы из лыка. А лык добывали из молодых липовых деревьев, которые обдирали полностью.

2. Заимствованные фразеологизмы из других языков

Заимствованные фразеологизмы пришли из старославянского языка: «ищите и обрящете» –ищите и найдёте, и из других языков народов мира: «разбить наголову» – победить (немец. яз.), «потерянное поколение» – неуспешное, нравственно надломленное (франц. яз.) и др.

Фразеологизмы нельзя дробить (слова менять местами или убирать из словосочетания), менять ударение т.к. изменится смысл и окраска речи.

Примеры: «Божьей милостью» – так говорят о человеке с прирождённым талантом или владеющим чем-то в совершенстве. Это выражение пришло к нам из латинской формулы титулования монархов (Deigratia – Божей милости).

«Мизинца не стоить» – быть ниже уровня чего-либо, быть недостойным кого-либо, ничтожным по сравнению с кем-то. Пришло из Библии. У некоторых народов был обряд обсекая мизинцев или других пальцев.

«Прикрыться фиговым листом» – примитивная маскировка каких-то или чьих-то неблаговидных намерений. Ева, по библейскому мифу, после грехопадения, испытывая стыд, прикрыла свою наготу листьями фигового дерева (смоковницы).

2.Работа над проектом.

А) Составление плана:

  1. Подобрать фразеологические обороты, связанные с уроками ПТО, которые могли бы использовать в речи на занятиях.

  2. Изучить историю возникновения фразеологического оборота.

  3. Подобрать пример использования в литературе.

  4. Выполнить логопедические задания:

- Прочитать фразеологический оборот. Определить гласные и согласные звуки и буквы. Закрасить их в соответствующие цвета по образцу. Объяснить значение выражения.

- Выложить слова фразеологизма из букв разрезной азбуки, прочитать, определить количество слогов в каждом слове, поставить ударение.

- Выделить каждую букву/звук соответствующим цветом – выполнить звуко – буквенныйанализ слов (красный цвет - гласные звуки/буквы, синий цвет - согласные твердые звуки/буквы, зеленый цвет - согласные мягкие звуки/буквы).

- Нарисовать иллюстрацию к фразеологическому обороту.

5) Изготовить аппликацию из ткани по выбранному рисунку.

Б) Работа над проектом.

Выполнение практической части. Изучение истории и подбор фразеологизмов.

Участник

Фразеологизм, его значение

История возникновения

Использование в литературе

Логопедические задания

1

Виктория

«Блоху подковать» - проявить необыкновенную выдумку в каком – нибудь деле, умение, тонкое мастерство

В 18 – 19 веках в верхушке русского общества было преклонение перед всем иностранным в искусстве, технике, науке. Но простые мастеровые люди верили, что русский человек заткнет иностранца за пояс, поэтому в народе любили рассказы о соревновании «наших» людей с иностранцами, в которых одерживали победу русский ум и сметливость.

Н. С. Лесков «Левша»:

- Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали.

«Блоху подковать»

- блоху – 2 слога, ударение падает на второй слог - «у»

- подковать – 3 слога, ударение падает на третий слог - «а»

2

Станислав

«Мартышкин труд» - бесполезный, бестолковый труд, на который затрачены большие усилия.

Выражение взято из басни И. А. Крылова «Обезьяна», в которой Мартышка, увидев, что труд пахаря горячо одобряется прохожими, позавидовала ему. И желая получить такие же похвалы, «Мартышка вздумала трудиться». Она нашла чурбан и начала его катать. Пот лился ручьем, но похвал она так и не дождалась, так как пользы от ее работы не было.

19 век, Д. И. Писарев «Реалисты»:

- Большая часть мартышкина труда производится в каждом человеческом обществе по чистому недоразумению.

«Мартышкин труд»

- мартышкин –3 слога, ударение падает на второй слог – «ы»

- труд- 1 слог, ударение падает на «у»

3

Родион

«Спустя рукава» - относиться к делу неохотно, работать кое – как, с ленцой.

Происхождение выражения связано с покроем русской боярской одежды 17 века. Она имела длинные свисающие рукава с разрезом для рук, что подчеркивало нежелание хозяев заниматься физическим трудом – работать в такой одежде было неудобно. Простые люди, наоборот, во время работы засучивали рукава.

В. Максимов «Карантин»:

- Занималась Мария спустя рукава, лишь бы не докучали родители, ухитряясь улизнуть в город или на танцы.

«Спустя рукава»

- стустя – 2 слога, ударение падает на второй слог-

«я»

- рукава – 3 слога, ударение падает на третий слог - «а»


Рисуем иллюстрацию к фразеологическому обороту.

- Выбор подходящего рисунка.

- Раскрашивание готового рисунка.

Ученик

Выбор рисунка

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

1

Родион

2

Станислав

3

Виктория


Выполнение аппликации из ткани по выбранному рисунку.

Технологическая карта изготовления изделия – аппликации по фразеологическому обороту одного их учащихся.

Дети выполняют одинаковую работу. Фразеологизм «Спустя рукава».


Выполняемая технологическая операция

Изображение операции

Оборудование, материалы.

1

Подобрать ткань для изготовления аппликации и основы. Вырезать детали из картона.

Ткань обивочная или драп, картон, ножницы

2

Обвести детали на ткани.

Детали, ткань обивочная, ручка

3

Вырезать детали аппликации из ткани, основу.

Ткань, ножницы

4

Оформить лицо с помощью пуговиц или ниток.

Игла, нитки, пуговицы, ножницы, деталь аппликации

5

Пришить детали к основе на швейной машине строчкой зиг – заг или вручную петельными (косыми) стежками.

Игла, нитки, ножницы, детали аппликации, швейная машина


Готовое изделие

Реализация проекта

Изучение и подбор фразеологизмов на логопедических занятиях, изготовление аппликации на уроках профессионально – трудового обучения.

Экономическое обоснование

Наименование материала

Цена за единицу

Количество

Сумма

1

Ткань обивочная для аппликации и основы

10 руб (10 см ткани)

3

30 руб

2

Пуговицы, нитки

5 руб (1 пуговица)

2

10 руб


Итого:



40 рублей



Аппликация выполнена из доступных материалов и не требует больших экономических затрат.

Экологическое обоснование

Свою работу учащиеся выполнили из синтетической ткани мягкой на ощупь, не осыпающейся, не наносящей вреда окружающей среде и здоровью человека. Процесс изготовления изделия связан с развитием мелкой моторики обучающихся и знанием технологии выполнения ручных (машинных) стежков и швов, правила пришивания пуговиц.

Защита проекта

Вольт Суслов

КАК РАБОТАЕТ СЛОВО


Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмём хоть короткое слово «вода».


Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало «ВОДЫ УТЕКЛО»,

О смелом мы вправе сказать наперёд:

Такой «СКВОЗЬ ОГОНЬ И СКВОЗЬ ВОДУ ПРОЙДЁТ!»


А гуси и утки — сухие всегда.

Заметили люди: «КАК С ГУСЯ ВОДА».

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «ВОДЫ В РОТ НАБРАЛ»!


Лентяй отдыхает, а время идёт —

«ПОД КАМЕНЬ ЛЕЖАЧИЙ ВОДА НЕ ТЕЧЁТ».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

Довольно, мол, «ВОДУ-ТО В СТУПЕ ТОЛОЧЬ»!


Не прочь и другому сказать невзначай:

«ДОВОЛЬНО ЛИТЬ ВОДУ! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

Не дело, мол, «ВОДУ НОСИТЬ РЕШЕТОМ»!


Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В СТИХАХ-ТО ВОДА...»

Самооценка

Результатом работы является подбор и изучение фразеологических оборотов, используемых на уроках ПТО, изготовление аппликации по одному из фразеологизмов. Аппликация получилась оригинальной, красивой, из экологически чистых материалов. Удобна и безопасна в использовании, имеет небольшую себестоимость. Эксклюзивный экземпляр!

В) Итоги работы

При выборе темы проекта я опиралась на интерес учащихся. Мне хотелось выявить их творческие способности, проверить трудовые навыки, возможности реализации идеи проекта. Изготовленное изделие получились удачным и соответствует всем требованиям задуманного дизайна. Поставленная задача успешно выполнена. В процессе проектной деятельности дети получили моральное удовлетворение от результатов проделанной работы.

Г) Источники информации

Материалы сети Интернет

https://stihi.ru/2019/07/18/5409

https://sherbakova.com/ponyatie-frazeologizmov/

Розе Т. В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2009.- 224 с., ил.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!