«В творчестве Чайковского – вакцина от всего бездушного»
Одним из значимых средств реализации личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода в образовании стал метод творческого проекта, обеспечивающий продуктивное усвоение знаний, формирование интеллектуальных умений, демонстрацию практических творческих навыков. Ведущую роль на уроках музыки и искусства призваны играть творческие методы обучения.
Творческий проект – это самостоятельное учебно-творческое задание, выполняемое под руководством педагога и предусматривающее создание общественно интересного и полезного продукта.
Творчество – высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека.
Такие проекты, выполненные учащимися, являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу.
В творческом проекте учитель не столько учит, сколько направляет их деятельность. При таком сотрудничестве учащиеся становятся активными участниками процесса, а педагог является консультантом, организатором, руководителем, режиссером, партнером. Его задача заключается в том, чтобы в процессе создания проекта у учащихся развивались познавательные интересы, формировались универсальные учебные действия, специальные и общеучебные умения и навыки музыкальной, художественной и интеллектуальной деятельности, опыт рефлексии, оценки и самооценки выполнения проекта.
Алгоритм работы над творческим проектом:
1шаг.Погружение в проект - введение в проектную деятельность, определение темы, интеграция предметных областей;
2шаг.Осуществление деятельности - формулирование целей и задач, вычленение проблем, определение этапов проектной деятельности;
3шаг. Организация деятельности - обсуждение возможных вариантов проекта, выбор жанров и форм творческой работы;
4шаг. Презентация результатов – сценическое воплощение, видеопродукт и др;
5шаг. Обобщение результатов, их оформление (выставка, коллективная работа, творческий отчет и тд)
6шаг. Оценка результатов - отзывы зрителей, рефлексия, самооценка коллективной или индивидуальной творческой работы.
Количество шагов зависит от сложности проекта и способов его реализации.
Ценность такой работы состоит в том, что в работе над творческим проектом принимают участие заинтересованные ученики, родители. Педагоги создают условия для интеграции разных форм деятельности. В неформальной обстановке коллективная работа разновозрастных ребят создает ситуацию успешности для всех участников творческого процесса.
Виды творческих проектов:
- Творческие работы –эксперименты и исследования ;
- Интегрированные проекты – включающий разные формы и жанры искусства, таких, как детское инструментальное и вокальное музицирование, создание видеороликов, аудиоинтервью, иллюстраций к собственным музыкальным впечатлениям или онлайн урокам музыки .
- Информационно – исследовательские творческие проекты ориентированы на индивидуальную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение четверти по выбранной теме ;
- Концертные проекты, направлены на реализацию программы «Праздничный календарь»
- Театрализация музыкальных произведений: создание песни-игры ,или песни-поздравления
В начале октября инициативной группой ,состоящей из учителей музыки и изо был дан старт творческому интегрированному проекту, посвященному 180-летнему юбилею П.И. Чайковского .
Название проекта: «День музыки Чайковского» к 180-летию со дня рождения композитора. Этот проект является в Свердловской области с 2014 года традиционным и реализуется во всех учреждениях культуры и искусства.
Тип проекта: интегрированный творческий
Продолжительность: октябрь-ноябрь 2020 г
Участники проекта: учащиеся, родители и педагоги МАОУ СОШ с УИОП №17
Результат проекта: презентация онлайн проекта в форме видеозаписей концертных исполнений произведений П.И. Чайковского, онлайн выставка художественных работ .
Этапы проекта:
1 этап: подготовительная работа.
- определение темы (проблемы проекта, постановка цели проектной деятельности, формулирование задач);
- составление пошагового плана проекта;
- выбор форм и способов реализации проекта;
2 этап: организация участников проекта
- формирование творческих рабочих групп по направлениям: музыкально-исполнительское творчество, художественное творчество ,
- определение задач и пути их решения;
3 этап: Практическая работа над проектом:
- Создание афиши-оповещения для музыкантов и художников
- Решение организационных вопросов ;
- Сбор и оформление рисунков;
- Создание видеороликов
4 этап: Презентация проекта:
- Презентация результатов на сайте школы ;
5 этап: Подведение итогов проектной работы:
- Информация на сайте школы; награждение участников
6 этап – Оценка результатов:
- отзывы зрителей,
- рефлексия,
- обсуждение и самооценка коллективной и индивидуальной творческой работы.
Проект реализовывается с помощью интеграции образовательных дисциплин:
- Музыка;
- Изобразительное искусство;
- Информатика.
Можно сделать вывод: метод творческого проекта, способствует развитию творческой деятельности, самостоятельности учащихся. Он помогает разнообразить образовательный процесс, становится формой организации социально значимой художественной деятельности школьников.
3