СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок" Демографические показатели в природе и обществе"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок биологии, географии и обществознания.  Учебный материал урока расчитан на 2 часа. 

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок" Демографические показатели в природе и обществе"»

         «Демографические показатели» Интегрированный урок биологии, географии и обществознания

«Демографические показатели»

Интегрированный урок биологии, географии и обществознания

 Выберите ответ:  1.Яхочу жить в стране… (сильной, слабой, независимой, колониальной) 2.Я хочу быть… (свободным, независимым, завесить от других) 3.Я хочу быть… (образованным, здоровым, больным, мне не нужно образование) 4.Я хочу, чтобы со мной рядом были…(родители, друзья, родственники, жить в одиночестве, без друзей и родных) 5.Я хочу, чтобы у меня были…(дом, семья, муж/жена  дети, быть бомжем)

Выберите ответ:

1.Яхочу жить в стране… (сильной, слабой, независимой, колониальной)

2.Я хочу быть… (свободным, независимым, завесить от других)

3.Я хочу быть… (образованным, здоровым, больным, мне не нужно образование)

4.Я хочу, чтобы со мной рядом были…(родители, друзья, родственники, жить в одиночестве, без друзей и родных)

5.Я хочу, чтобы у меня были…(дом, семья, муж/жена

дети, быть бомжем)

Численность населения стран (в млн. чел.) 146 Европа 740 США 317 Япония 127 Китай 1349 Индия 1223

Численность населения стран (в млн. чел.)

146

Европа 740

США 317

Япония 127

Китай 1349

Индия 1223

Основные демографические показатели  Численность Рождаемость Смертность Прирост Возрастной состав Половой состав Темпы роста Плотность

Основные демографические показатели

Численность

Рождаемость

Смертность

Прирост

Возрастной состав

Половой состав

Темпы роста

Плотность

Задание № 1. Работа с биологическими понятиями. Используя приложение №  1 ,подберите определения к биологическим понятиям.

Задание № 1. Работа с биологическими

понятиями.

Используя приложение № 1 ,подберите определения к биологическим понятиям.

 Графики изменения численности популяций   Численность популяции - это общее количество особей какого-либо вида, присутствующее на той или иной территории

Графики изменения численности популяций

Численность популяции - это общее количество особей какого-либо вида, присутствующее на той или иной территории

 Численность населения  крупнейших стран мира

Численность населения

крупнейших стран мира

Изменение численности населения России

Изменение численности населения России

2018 г. -146,8 млн. чел.

2018 г. -146,8 млн. чел.

Рождаемость  —  это число новых особей (также яиц, семян), родившихся (вылупившихся, отложенных) в популяции за определенный промежуток времени. Рождаемость характеризует способность популяции к увеличению численности за счет размножения особей.

Рождаемость — это число новых особей (также яиц, семян), родившихся (вылупившихся, отложенных) в популяции за определенный промежуток времени. Рождаемость характеризует способность популяции к увеличению численности за счет размножения особей.

Смертность - это число особей, умерших за определенный период, т. е. скорость уменьшения численности популяции 

Смертность - это число особей, умерших за определенный период, т. е. скорость уменьшения численности популяции 

Задание.  Используя текст, выпишите причины, влияющие на рождаемость и смертность людей Приложение № 2

Задание.

Используя текст, выпишите причины, влияющие на рождаемость и смертность

людей

Приложение № 2

Прирост популяции - разница между рождаемостью и смертностью

Прирост популяции - разница между рождаемостью и смертностью

Е п = Р – С  Естественный прирост измеряется в промилле ( ‰ ). Промилле (от лат. pro mille — за тысячу) — тысячная часть числа. Для расчёта естественного прироста населения в субъектах Федерации, более правильным оказывается соотнесение демографических показателей со всем населением страны по формуле:   где Еп — естественный прирост ,  Р — рождаемость, С — смертность,  Н — численность населения страны  Р — С  Еп = --------- . 1000   Н Задание 33 ЕГЭ
  • Е п = Р – С Естественный прирост измеряется в промилле (). Промилле (от лат. pro mille — за тысячу) — тысячная часть числа.
  • Для расчёта естественного прироста населения в субъектах Федерации, более правильным оказывается соотнесение демографических показателей со всем населением страны по формуле:

где Еп — естественный прирост ,

Р — рождаемость, С — смертность,

Н — численность населения страны

Р — С

Еп = --------- . 1000

Н

Задание 33

ЕГЭ

33

33

Е п = Р – С

Е п = Р – С

Соотношение рождаемости и смертности в Тюменской области По итогам 2016 года  коэффициент рождаемости в регионе составил 16,1. Это седьмой показатель в России

Соотношение рождаемости и смертности в Тюменской области

По итогам 2016 года

коэффициент рождаемости в регионе составил 16,1. Это седьмой показатель в России

Соотношение рождаемости и смертности в городе Тюмени

Соотношение рождаемости и смертности в городе Тюмени

Возрастной состав - это соотношение разных возрастных групп в популяции

Возрастной состав - это соотношение разных возрастных групп в популяции

Соотношение населения России по возрастным группам (в %)

Соотношение населения России

по возрастным группам (в %)

Половая структура популяции - численное соотношение самцов и самок  Полигамные животные - преобладание самок. Моногамные животные - 1:1.

Половая структура популяции - численное соотношение самцов и самок

Полигамные животные - преобладание самок. Моногамные животные - 1:1.

Соотношение мужского и женского населения России (в %)

Соотношение мужского и женского населения России (в %)

Причины повышенной смертности мужского населения в России

Причины повышенной

смертности мужского населения в России

Воспроизводство населения – совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений

Воспроизводство населения – совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений

Показатели  Типы воспроизводства населения Традиционный 1.Рождаемость Современный 2.Смертность    3.Естественный прирост   4.Что происходит с численностью населения (уменьшается, увеличивается)?   5.Регионы

Показатели

Типы воспроизводства населения

Традиционный

1.Рождаемость

Современный

2.Смертность

 

3.Естественный прирост

 

4.Что происходит с численностью населения (уменьшается, увеличивается)?

 

5.Регионы

Проблемный вопрос :  «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность большого человеческого общества»  Ф. Адлер

Проблемный вопрос :

«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность большого человеческого общества»

Ф. Адлер

Семья  у животных — это устойчивое объединение особей, основанное на связях между родителями и потомками. Критерием квалификации группы особей как семьи в мире животных является забота о потомстве.

Семья у животных — это устойчивое объединение особей, основанное на связях между родителями и потомками. Критерием квалификации группы особей как семьи в мире животных является забота о потомстве.

Задание Используя материал приложения №3, ответить на вопрос: Почему групповой образ жизни выгоднее, чем одиночный?

Задание

Используя материал приложения №3, ответить на вопрос:

Почему групповой образ жизни выгоднее, чем одиночный?

Полигамная семья Один самец связан с несколькими самками и их потомством от него (у млекопитающих)  одна самка - матриарх, её детеныши и несколько самцов

Полигамная семья

  • Один самец связан с несколькими самками и их потомством от него (у млекопитающих)
  • одна самка - матриарх, её детеныши и несколько самцов
 Нулевая семья - детеныши растут без родительской заботы, образуя стаи

Нулевая семья - детеныши растут без родительской заботы, образуя стаи

Моногамная семья Пара родителей выращивает своих детенышей одного, двух, трех последовательных выводков (чаще  у птиц)

Моногамная семья

Пара родителей выращивает своих детенышей одного, двух, трех последовательных выводков (чаще у птиц)

Нуклеарная семья Одна самка выращивает детенышей одного или, редко, двух последовательных выводков  одиночный самец выращивает свое потомство от одной или нескольких самок (в основном у рыб) Самки, объединяясь, совместно выкармливают детенышей. Выводки объединяются в детские ясли

Нуклеарная семья

  • Одна самка выращивает детенышей одного или, редко, двух последовательных выводков
  • одиночный самец выращивает свое потомство от одной или нескольких самок (в основном у рыб)
  • Самки, объединяясь, совместно выкармливают детенышей.
  • Выводки объединяются в детские ясли
Основные понятия Семья как малая группа – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью. Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Брак  – это добровольный и свободный союз мужчины и женщины, заключённый в установленном законом порядке, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности.

Основные понятия

Семья как малая группа – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

Брак – это добровольный и свободный союз мужчины и женщины, заключённый в установленном законом порядке, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности.

Классификация семей 1.Моногамные –семьи, основанные на браке одного мужчины с одной женщиной. 2.Полигамные – множественные браки. 3.По принадлежности власти в семье: А)патриархальные - семьи, в которых главой является отец; б)матриархальные – семьи, в которых главой является мать; в)партнёрские – семьи, в которых супруги равноправны 4.По составу: а) нуклеарные – семьи, состоящие из супружеской пары и зависящих от них несовершеннолетних детей; б)расширенные – совместное проживание нескольких поколений родственников (родители, дети, бабушки, дедушки, тёти, дяди); 5.По количеству детей: а)бездетные, малодетные, многодетные (трое и более детей). 7.По стилю отношений в семье: а)авторитарные – семьи, основанные на жёстком авторитете; б)либеральные – семьи, которые строятся на самоопределении, независимо от привычек, обычаев; В)демократические – семьи, которые основаны на равноправном участии всех членов семьи в решении важнейших семейных вопросов . В какой семье вы проживаете? Какую семью Вы хотели бы создать в будущем?

Классификация семей

1.Моногамные –семьи, основанные на браке одного мужчины с одной женщиной.

2.Полигамные – множественные браки.

3.По принадлежности власти в семье:

А)патриархальные - семьи, в которых главой является отец;

б)матриархальные – семьи, в которых главой является мать; в)партнёрские – семьи, в которых супруги равноправны

4.По составу: а) нуклеарные – семьи, состоящие из супружеской пары и зависящих от них несовершеннолетних детей;

б)расширенные – совместное проживание нескольких поколений родственников (родители, дети, бабушки, дедушки, тёти, дяди);

5.По количеству детей: а)бездетные, малодетные, многодетные (трое и более детей).

7.По стилю отношений в семье: а)авторитарные – семьи, основанные на жёстком авторитете; б)либеральные – семьи, которые строятся на самоопределении, независимо от привычек, обычаев;

В)демократические – семьи, которые основаны на равноправном участии всех членов семьи в решении важнейших семейных вопросов .

В какой семье вы проживаете?

Какую семью Вы хотели бы создать в будущем?

Социологическое исследование Последовательно поднимают руки учащиеся. В семье которых есть один, два, три и т.д. ребёнка. Двое учеников делают на доске записи и высчитывают коэффициент рождаемости по классу. Далее ученики сравнивают результаты с основными демографическими показателями на уровне мирового сообщества, России, Тюменской области. «Рождаемость в странах Европы и Азии» Россия – 1, 6 ребенка Япония – 1, 21 Греция – 1, 38 Германия – 1, 38 Италия – 1, 39 Учащиеся делают вывод.

Социологическое исследование

Последовательно поднимают руки учащиеся. В семье которых есть один, два, три и т.д. ребёнка. Двое учеников делают на доске записи и высчитывают коэффициент рождаемости по классу.

Далее ученики сравнивают результаты с основными демографическими показателями на уровне мирового сообщества, России, Тюменской области.

«Рождаемость в странах Европы и Азии»

Россия – 1, 6 ребенка

Япония – 1, 21

Греция – 1, 38

Германия – 1, 38

Италия – 1, 39

Учащиеся делают вывод.

Сравните функции семьи в человеческом обществе и животном мире

Сравните функции семьи в человеческом обществе и животном мире

Проблемы современной семьи Чтобы выделить проблемы и выработать совместные решения по ним, мы проанализируем несколько кейсов (текстов).  Алгоритм работы с кейсом: 1)произвольно разделиться на группы; 2)грамотно распределить обязанности в группе; 3)прочитать тексты, активно обсудить ответы на вопросы в течение 10 минут; 4)заполнить таблицу в течение 10 минут; 5)каждой группе выступить по каждому вопросу; 6)После выступлений возможна дискуссия между представителями групп.

Проблемы современной семьи

Чтобы выделить проблемы и выработать совместные решения по ним, мы проанализируем несколько кейсов (текстов).

Алгоритм работы с кейсом:

1)произвольно разделиться на группы;

2)грамотно распределить обязанности в группе;

3)прочитать тексты, активно обсудить ответы на вопросы в течение 10 минут;

4)заполнить таблицу в течение 10 минут;

5)каждой группе выступить по каждому вопросу;

6)После выступлений возможна дискуссия между представителями групп.

     Растили себе на радость Приложение 4  Сын заглянул на кухню, когда отец с матерью завершали завтрак. Папа, как всегда, дожёвывал бутерброд, мысленно улетев на работу к своему компьютеру. «Я женюсь, - весело произнёс сын. – Надеюсь, вы не против» Остатки бутерброда с сыром зависли, не достигнув отцовского рта. Компьютер, видимо, тоже потух. «Как … как женишься?» - пролепетала мама. «На Гале, вы её знаете». «Забеременела, -догадался отец. – Но ведь тебе всего 19, ты только поступил в институт». «Ты же ещё ребёнок», - всхлипнула мама. «С ней я ребёнком себя не чувствовал, - мгновенно ответил сын. – К тому же у неё плохое здоровье, об аборте речи быть не может. За институт не беспокойтесь – перехожу на заочный. Работу уже нашёл. Денег хватит снимать комнату. И самое главное – я её люблю».  (По П. Кудлаеву)  1.Как вы думаете, почему текст так называется?  2.Согласны ли вы с решением, которое принял сын?  3.Какой выход в данной ситуации видите вы?  4).Какие ещё вопросы возникли у вас по данному тексту?  

    Растили себе на радость Приложение 4

Сын заглянул на кухню, когда отец с матерью завершали завтрак. Папа, как всегда, дожёвывал бутерброд, мысленно улетев на работу к своему компьютеру. «Я женюсь, - весело произнёс сын. – Надеюсь, вы не против» Остатки бутерброда с сыром зависли, не достигнув отцовского рта. Компьютер, видимо, тоже потух. «Как … как женишься?» - пролепетала мама. «На Гале, вы её знаете». «Забеременела, -догадался отец. – Но ведь тебе всего 19, ты только поступил в институт». «Ты же ещё ребёнок», - всхлипнула мама. «С ней я ребёнком себя не чувствовал, - мгновенно ответил сын. – К тому же у неё плохое здоровье, об аборте речи быть не может. За институт не беспокойтесь – перехожу на заочный. Работу уже нашёл. Денег хватит снимать комнату. И самое главное – я её люблю».

(По П. Кудлаеву) 

1.Как вы думаете, почему текст так называется?

2.Согласны ли вы с решением, которое принял сын?

3.Какой выход в данной ситуации видите вы?

4).Какие ещё вопросы возникли у вас по данному тексту?

 

  Воспитывал ребёнка, сажая в подвал Приложение 5

В Иваново завершился процесс по делу об издевательствах над ребёнком. Обвиняемым по делу проходил родной отец пострадавшей. После развода родителей девочка осталась жить с мамой и бабушкой. С отцом встречалась редко – тот о дочери не заботился, только ругал и бил.

В апреле 2008 года девочка пришла к отцу забрать велосипед. Однако родитель встретил дочь враждебно, стал кричать и требовать, чтобы она не медленно села за уроки. Получив отказ, отец закрыл девочку в подполье, а чтобы она не выбралась из заточения, забил выход гвоздями и поставил сверху бак с водой.

Следствие установило, что ребёнок просидел в подполье около часа, после чего отец «сжалился» и отпустил дочь на свободу. Дома девочка рассказала о происшествии бабушке и маме, а те написали заявление в милицию. Суд признал мужчину виновным и приговорил его к тюремному заключению.

(По материалам газеты «Моя семья»)

  Как вы считаете справедливо ли был наказан отец девочки?

Какие методы воспитания не должны применяться к детям?

Как вы думаете, почему в нашем обществе растёт количество случаев жестокого обращения с детьми? Кто и как должен с этим бороться?

Приложение 6

Законодательные и административные меры, осуществляемые для улучшения демографической ситуации в Российской Федерации

Ряд федеральных законов, направленных на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, нацелены на увеличение воспроизводства населения.

Важным шагом на пути улучшения положения учащихся детей стало принятие Федерального закона "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования". С целью расширения возможностей для лечения и отдыха детей приняты два федеральных закона: "О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении" и "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».

Федеральный закон “О государственной поддержке многодетных семей“ предполагает целенаправленную и адресную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей. Устанавливается, что уход за детьми и их воспитание в многодетных семьях относятся к общественно-полезной деятельности. Многодетным семьям предусматривается ряд льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией, бесплатное обеспечение лекарствами детей до шести лет; бесплатный проезд детей из многодетных семей на всех видах городского транспорта, бесплатное обеспечение школьной формой и ряд других мер.

Законодательные и административные меры,  осуществляемые для улучшения демографической ситуации в Российской Федерации ТАБЛИЦА к кейсу № 3 Проблема Известные меры, принимаемые правительством Ваши предложения для рассмотрения в Государственной думе по решению данной проблемы

Законодательные и административные меры,

осуществляемые для улучшения демографической

ситуации в Российской Федерации

ТАБЛИЦА к кейсу № 3

Проблема

Известные меры, принимаемые правительством

Ваши предложения для рассмотрения в Государственной думе по решению данной проблемы

Задание ЕГЭ

Задание ЕГЭ

Задание ЕГЭ

Задание ЕГЭ

З А Д А Н И Е  ЕГЭ

З

А

Д

А

Н

И

Е

ЕГЭ

Мини-проект «Моя будущая семья» Составить и презентовать проект. Можно нарисовать плакат, составить коллаж, написать тезисы. Время на обсуждение и выполнение проекта – 15 минут. Презентация проекта – 2 минуты. Вывесить все проекты. Примерный план характеристики вашей будущей семьи: 1.Тип семьи 2. Взаимоотношение в семье 3.Обеспечение жильём 4. Материальное благосостояние 5. Характер досуга 6.Свой вариант

Мини-проект «Моя будущая семья»

Составить и презентовать проект. Можно нарисовать плакат, составить коллаж, написать тезисы. Время на обсуждение и выполнение проекта – 15 минут. Презентация проекта – 2 минуты. Вывесить все проекты.

Примерный план характеристики вашей будущей семьи:

1.Тип семьи

2. Взаимоотношение в семье

3.Обеспечение жильём

4. Материальное благосостояние

5. Характер досуга

6.Свой вариант

Проблемный вопрос «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность большого человеческого общества»  Ф. Адлер 1.Какую проблему поднимает автор в данном высказывании? 2.Какова позиция автора? 3.Выскажите Ваше мнение по данной проблеме.

Проблемный вопрос

«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность большого человеческого общества»

Ф. Адлер

1.Какую проблему поднимает автор в данном высказывании?

2.Какова позиция автора?

3.Выскажите Ваше мнение по данной проблеме.

Итоги Английскому писателю Джону Голсуорси принадлежат слова: «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет». 1. Изучение проблем семьи и демографической ситуации поможет серьезно отнестись к будущей семейной жизни. 2. Не надо в будущем ограничиваться одним ребенком в семье – он может вырасти эгоистом, первенцы имеют худшие показатели здоровья, снижение рождаемости наносит вред здоровью нации. 3. Ваши дети – это ваша обеспеченная и не одинокая старость. 4. Полноценная семья дает возможность прожить дольше, сохранить здоровье и интерес к жизни.

Итоги

Английскому писателю Джону Голсуорси принадлежат слова: «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет».

1. Изучение проблем семьи и демографической ситуации поможет серьезно

отнестись к будущей семейной жизни.

2. Не надо в будущем ограничиваться одним ребенком в семье – он может вырасти эгоистом, первенцы имеют худшие показатели здоровья, снижение

рождаемости наносит вред здоровью нации.

3. Ваши дети – это ваша обеспеченная и не одинокая старость.

4. Полноценная семья дает возможность прожить дольше, сохранить здоровье и интерес к жизни.

Домашнее задание 2 задачи по географии Подготовить сообщение или презентацию по теме: «Семьи в животном мире» Письменно выполнить задание: «Назовите 3 признака семьи демократического типа и проиллюстрируйте каждого из них».

Домашнее задание

  • 2 задачи по географии
  • Подготовить сообщение или презентацию по теме: «Семьи в животном мире»
  • Письменно выполнить задание: «Назовите 3 признака семьи демократического типа и проиллюстрируйте каждого из них».
Задача № 1 Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2013 г. для Томской области. При расчётах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле .

Задача № 1

Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2013 г. для Томской области. При расчётах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле .

Задача № 2 Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2007 г. для Ивановской области. При расчётах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле .

Задача № 2

Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста

населения (в ‰) в 2007 г. для Ивановской области. При расчётах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле .

Рефлексия 1.Что узнали нового? 2.Что заинтересовало на уроке? 3.Какие трудности возникли при изучении материала ?

Рефлексия

1.Что узнали нового?

2.Что заинтересовало на уроке?

3.Какие трудности возникли при изучении материала ?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!