Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа-интернат №23»
Интегрированный урок
по предметам «Основы безопасности жизнедеятельности»,
«Биология», «Химия»
8 класс
«Дорожная безопасность»
Составитель: Жихарева Наталья Анатольевна,
учитель биологии и химии
г. Полысаево 2023
Тема урока: Дорожная безопасность
Цель урока:
Создание условий для осознания учащимися важности знаний разных предметных областей для обеспечения безопасности в повседневной жизни.
Задачи:
- образовательные: актуализировать знания о простых веществах - металлах и их свойствах, строении опорно-двигательной системы человека, видах травм скелета, формировать практические навыки оказания первой помощи, раскрыть роль металлов в обеспечении безопасности дорожного движения;
- развивающие: развивать коммуникативные навыки, навыки работы с информацией, выявления причинно-следственных связей;
- воспитательные: развивать культуру безопасного поведения обучающихся на дорогах и чувство ответственности за свою жизнь и жизнь других людей.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая
Оборудование: карточки-задания по группам, задания на актуализацию знаний, итоговый тест, таблицы «Первая помощь при переломах костей скелета», «Первая помощь при вывихах и растяжениях», ПСХЭ, фильм о производстве дорожных знаков; средства оказания первой помощи: лестничная шина, эластичные и марлевые бинты; подручные средства: лыжная палка, дощечки, косынка, холодная вода в бутылках.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся
3. Получение новых знаний
4. Закрепление знаний
5. Домашнее задание
6. Рефлексия
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие.
(Учащиеся распределены по группам с учетом их учебных способностей и особенностями взаимоотношений)
2. Актуализация знаний учащихся (индивидуальные задания выполняются в тетради):
Учитель: Ребята, проверяем знания, которые вы получили, изучив в курсе биологии тему «Опорно-двигательная система».
Задание 1: Установите соответствие между названиями костей и местом их нахождения в скелете:
№ | Название костей |
1 | запястье |
2 | бедро |
3 | предплюсна |
4 | лучевая кость |
5 | таранная кость |
6 | кисть |
7 | малая берцовая |
8 | плечо |
верхняя конечность | нижняя конечность |
1,4,6,8 | 2,3,5,7 |
Задание 2: Убери лишнее:
1) суставная головка, суставная впадина, суставная сумка, лопатка;
2) ребро, грудина, ключица, позвонки;
3) позвоночник, травма, череп, грудная клетка.
3. Получение новых знаний (беседа, демонстрация фильма, работа в группах).
Учитель: Ребята, какой термин в 3 задании лишний? (травма).
Что такое травма? (повреждение в организме человека, вызванное действием факторов внешней среды).
Какие виды повреждения скелета вам известны? (перелом костей, вывих, растяжение)
Когда могут возникать повреждения скелета? (при падении, ДТП…)
Когда возникают ДТП и можно ли их предотвратить? (соблюдать правила дорожного движения)
Что помогает нам соблюдать правила движения на дорогах? (светофоры, дорожная разметка, дорожные знаки)
Давайте поближе познакомимся с дорожными знаками - техническими средствами безопасности дорожного движения. Каким должен быть дорожный знак, чтобы эффективно выполнять свои функции? (прочным, хорошо различимым)
Так из чего же изготавливают дорожные знаки? (из металла)
Вспомните физические свойства простых веществ металлов, которые вы изучали на уроках химии, запишите их на листочках и подчеркните те свойства металлов, которые позволяют их использовать для изготовления дорожных знаков (работа в группах, ученики озвучивают результаты: ковкость, пластичность, твердость, металлический блеск, тепло- и электропроводность). Какой металл подойдет для этих целей? (железо, его сплавы).
А теперь вспомним химические свойства железа (взаимодействие с кислотами, солями, водой, неметаллами) и попробуем выявить недостатки этого металла (подверженность коррозии под действием химического или физико-химического взаимодействия с окружающей средой).
Предложите способ защиты металлического дорожного знака от коррозии (покрытие антикоррозийным материалом).
Демонстрация фильма или сообщение учителя (ученика):
Для изготовления дорожных знаков берут металлическую основу, толщина которой равна 0,8-1 мм. Материалом служит оцинкованная сталь, благодаря которому дорожные знаки получают антикоррозионную прочность. На лицевую поверхность изделия наклеивают специальную пленку, в основе которой лежит светоотражающий полимерный материал. Флуоресцентные краски со светоотражающим эффектом активно используются и для окрашивания одежды рабочих и обычных пешеходов, маркировки детских колясок, велосипедов и других предметов. Благодаря такому окрашиванию, любой объект будет виден в темное время суток при попадании на него света фар. Таким способом обеспечивается безопасность движения.
Учитель: А вот какие вещества входят в состав флуоресцентных пигментов, вы узнаете, выполнив задание.
Работа в группах с текстом и таблицей Д.И. Менделеева:
Прочитайте текст и выполните задания.
«Классические неорганические флуоресцентные пигменты были созданы на основе сульфида цинка. Известен фотолюминофор со сверхдлительным послесвечением, содержащий оксид алюминия, оксид кремния, оксиды элементов главной подгруппы второй группы Периодической системы элементов и редкоземельного элемента церия, при молекулярном соотношении - МеО:Al2O3:MeO2:SiO2=3:1:2:1 (Редкоземельные элементы — группа из 17 элементов, включающая скандий, иттрий, лантан и лантаноиды с порядковыми номерами 57- 70)».
Задание 1. Запишите формулы веществ, входящих в состав фотолюминофоров.
Задание 2. Подчеркните формулы соединений, содержащих химические элементы металлы.
Обсуждение результатов (ZnS, Al2O3, SiO2, (Ca, Sr, Ba)O, CeO2)
Учитель: ребята, надеюсь, теперь вы можете осознать важность химических знаний для повседневной жизни и понимаете, что несоблюдение правил дорожной безопасности может привести к неприятным последствиям – травмам - и в этом случае понадобится неотложная медицинская помощь. Давайте выясним, способны ли вы оказать первую помощь пострадавшим в ДТП. Для этого я предлагаю вам поработать в группах – «бригадах скорой помощи». Необходимо определить вид повреждения по описанию и составить план оказания первой помощи при травме скелета. В каждой группе свои задания. Приступайте к работе. (Группам вручаются карточки с заданиями, описанием травм и приемами первой помощи).
Задание 1 группе: У вашего пострадавшего сильная боль в бедре, оно припухло и появился синяк. Определите вероятный тип травмы и окажите первую помощь, используя средства помощи.
Задание 2 группе: У вашего пострадавшего подвернулась ступня, сначала боль была слабая, но потом стала усиливаться, нога опухла, спустя некоторое время появился синяк. Определите вероятный тип травмы и окажите первую помощь, используя средства помощи.
Задание 3 группе: У вашего пострадавшего в области плечевого сустава сильная боль, которая усиливается при движении, появилась отёчность, синяк. Изменилась форма сустава. Определите вероятный тип травмы и окажите первую помощь, используя средства помощи.
Задание 4 группе: У вашего пострадавшего в области предплечья резкая боль, припухлость в области травмы, невозможность движений, нарушение формы и длины, искривление конечности, потеря сознания. Определите вероятный тип травмы и окажите первую помощь, используя средства помощи.
УШИБ - это внутреннее повреждение тканей организма. Возникают при падении, драке, воздействии большей силы. Симптомы – боль, припухлость, образование кровоподтеков или синяков в области ушиба.
Первая помощь:
• наложение тугой повязки,
• создать поврежденному месту покой,
• холод.
РАСТЯЖЕНИЕ - это повреждение связок, соединяющих кость. Характерным признаком является нарушение двигательной функции сустава, который укрепляется соответствующей связкой. Симптомы - боль, быстро растущий отек вокруг сустава, вследствие разрыва кровеносных сосудов.
Первая помощь:
• наложение тугой повязки,
• создать суставу покой,
• холод.
ВЫВИХ - это смещение костей, когда суставная головка выходит из суставной сумки, что приводит к деформации сустава. Пострадавший испытывает сильную боль, которая усиливается при движении. В области повреждения появляется отёчность, синяк. Изменяется форма сустава. Ни в коем случае нельзя самим пытаться вправлять вывих, дергать конечность – это может привести к повреждению связок.
Первая помощь:
• покой суставу,
• мягкая давящая повязка,
• косыночная повязка,
• холод.
ПЕРЕЛОМ - это повреждение костей. Различают закрытый и открытый перелом. При этом возникает резкая боль, припухлость в области травмы, невозможность движений, нарушение формы и длины, искривление конечности, потеря сознания, гематома или кровотечение, тошнота.
Первая помощь:
• обеспечить неподвижность,
• наложить шину,
• холод.
Отчёт «бригад скорой помощи» о работе – рассказ о травме с демонстрацией приемов первой помощи
4. Закрепление (работа в парах)
Тест (выполняется в тетради)
1. Какие типы повреждения скелета вам известны?
А) перелом
Б) артериальное кровотечение
В) ожог
Г) вывих
Д) растяжение
2. Что является одним из признаков растяжения связок?
А) выход головки кости из суставной впадины
Б) смещение костей
В) сильная боль и отёчность
3. Какой из предложенных наборов является необходимым для оказания первой помощи при растяжении?
А) марлевый бинт, пузырь со льдом
Б) поваренная соль, бинт, раствор йода
4. Что из перечисленного является признаком вывиха?
А) выход головки кости из суставной впадины
Б) нарушение целостности кожных покровов
В) сильная боль и отёчность
5. Какой из предложенных наборов необходим для оказания первой помощи при вывихе?
А) активированный уголь, бинт, перекись водорода, йод
Б) бинт, таблетки обезболивающего средства, пузырь со льдом
6. Какой из предложенных наборов необходим для оказания первой помощи при переломе конечности?
А) пузырь со льдом; шина, обложенная ватой; бинт;
Б) поваренная соль, бинт, растительное масло, раствор йода
7. Определите вероятный тип травмы, исходя из следующих признаков: подвернулась ступня, сначала боль была слабая, но потом стала усиливаться, нога опухла, спустя некоторое время появился синяк
А) перелом ребра
Б) вывих лучезапястного сустава
В) перелом бедра
Г) вывих голеностопного сустава
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
агд | в | а | а | б | а | г |
Взаимопроверка, выставление отметок в тетради учащимися (учащиеся сдают тетради на проверку).
5. Домашнее задание: подготовить сообщения о других видах травм
6. Рефлексия
Закончите предложения:
В ходе урока я узнал(а)…
На уроке было трудно...
Та информация, что я получил(а) на уроке может пригодиться мне…
Источники:
https://www.youtube.com/watch?v=JP0t7EjKYbM(ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ || КАК И ГДЕ ИХ ДЕЛАЮТ?)