СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок «Энерготраты человека и пищевой рацион»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Организация продуктивной деятельности школьников направленной на достижение ими результатов:

Предметных:

1.Связанных с формированием общенаучных знаний

-повторить понятия: пища, питание, обмен веществ;

-создать условия для развития способностей эффективного усвоения знаний об обмене веществ, энерготратах, правилах рационального питания;

-создать условия для выявления необходимости соответствия калорийности пищи энергетическим затратам;

2. Связанные с формированием общепредметных знаний:

-создать условия для формирования понятия «энерготраты, пищевой рацион»;

-развить способности давать физиологическое обоснование правилам приема пищи;

-закрепить умение составлять пищевой рацион для подростка.

3. Связанные с формированием опыта действий

-дать возможность учащимся использовать знания об энергетической ценности продуктов для составления суточного рациона.

Метапредметных:

-создать условия для участия обучающихся  в формировании целей и задач урока;

-развивать речь учащихся через организацию работы в группах и представлении результатов своей деятельности;

-продолжать через  разрешение простейших жизненных (ситуационных) задач создавать условия для развития логического мышления;

-поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности;

-отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме

Личностных:

Создание условий для:

а) конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

б) повышения самомотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня, доставляет удовольствие, нужно, могу и хочу поделиться с другими новыми знаниями);

в) развития способностей к оказанию самому себе помощи и поддержки  в ситуациях затруднения;

г) безопасной здоровье сберегающей среды через применение смены сферы деятельности (лабораторная работа, составление таблиц, пищевого рациона)

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок «Энерготраты человека и пищевой рацион»»

Интегрированный урок:

«Энерготраты человека и пищевой рацион»



На экране эпиграф:

"НОРМАЛЬНАЯ ЕДА -

ЕСТЬ ЕДА С АППЕТИТОМ"

(И.П.Павлов) Слайд №2


Цель:

Организация продуктивной деятельности школьников направленной на достижение ими результатов:

Предметных:

1.Связанных с формированием общенаучных знаний

-повторить понятия: пища, питание, обмен веществ;

-создать условия для развития способностей эффективного усвоения знаний об обмене веществ, энерготратах, правилах рационального питания;

-создать условия для выявления необходимости соответствия калорийности пищи энергетическим затратам;

2. Связанные с формированием общепредметных знаний:

-создать условия для формирования понятия «энерготраты, пищевой рацион»;

-развить способности давать физиологическое обоснование правилам приема пищи;

-закрепить умение составлять пищевой рацион для подростка.

3. Связанные с формированием опыта действий

-дать возможность учащимся использовать знания об энергетической ценности продуктов для составления суточного рациона.

Метапредметных:

-создать условия для участия обучающихся в формировании целей и задач урока;

-развивать речь учащихся через организацию работы в группах и представлении результатов своей деятельности;

-продолжать через разрешение простейших жизненных (ситуационных) задач создавать условия для развития логического мышления;

-поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности;

-отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме

Личностных:

Создание условий для:

а) конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

б) повышения самомотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня, доставляет удовольствие, нужно, могу и хочу поделиться с другими новыми знаниями);

в) развития способностей к оказанию самому себе помощи и поддержки в ситуациях затруднения;

г) безопасной здоровье сберегающей среды через применение смены сферы деятельности (лабораторная работа, составление таблиц, пищевого рациона)


ПЛАН УРОКА

1.Превращение энергии в организме;

2.Энерготраты организма в состоянии покоя и при выполнении работы (лабораторная работа);

3.Расход энергии у людей разных профессий;

4.Определение норм питания в зависимости от энергетических затрат, возраста и других условий;

5.Основы рационального питания;

6.Режим питания школьников;

7.Правила приема пищи.


Ход урока:


1. Оргмомент.

Проверка готовности класса к уроку. Организация рабочего места.

2.Введение в урок.

Тема отображается через проектор на экран. Записывается в тетрадях учащихся. Сообщаются основные понятия урока:

Основной обмен. Общий обмен. Энерготраты организма. Калорийность пищи. Пищевой рацион. Основы рационального питания. Нормы питания.

На основе этого определим зависимость здоровья человека от количества употребляемой пищи и ее качества.

3.Актуализация знаний учащихся о пище, - как источнике энергии и строительного материала

Учитель биологии задает вопрос ученикам: слайд №3

• Что такое питание? Какое значение имеет пища для живых организмов?

Ответ. Пища необходимый источник энергии и строительного материала для поддержания жизни. Каждая клетка организма постоянно обновляется за счет питательных веществ. Из них она черпает энергию для своей жизнедеятельности. Питание поддерживает обмен с окружающей средой. В течение жизни организм получает необходимые ему вещества из окружающей среды и выделяет в нее продукты жизнедеятельности.


4. Изучение нового материала.

Учитель биологии обращается к классу с вопросами:

  • В чем заключается процесс обмена веществ в организме?

Ответ. Процесс обмена веществ в организме заключается в поступлении в организм из внешней среды различных веществ, в их усвоении, изменении и выделении образовавшихся продуктов распада

  • Как называется основной процесс, протекающий непрерывно в организме?

Ответ. Основной процесс, непрерывно протекающий в организме, — это обмен веществ.

• Постоянная ли величина обмен веществ? Что может повлиять на его показатели?

Ответ. Обмен веществ и энерготраты организма постоянно меняются в зависимости от интенсивности мышечной работы, температуры окружающей среды, времени, прошедшего с момента последнего приема пищи. слайд №4

Учитель химии. Таким образом, можно сде­лать вывод: организм человека подчиняется закону сохранения энергии.

Для различных процессов жизнедеятельности организма (поддержание температуры тела, построение новых молекул, мышечная работа) необходима энергия - около 10 500 кДж (2500 ккал) в сутки. Ее источником является энергия, заключенная в химических связях молекул белков, жиров и углеводов. В организме идут сложные процессы превращения энергии. В одних случаях, например при окислении и распаде глюкозы, энергия освобождается и может превратиться в электрическую (энергия первичного импульса обеспечивает передачу инфор­мации по нервным волокнам) или механическую (сокращение мышц сердца и диафрагмы). слайд №5

В конечном счете, все виды энергии переходят в тепловую. Часть тепла используется для поддер­жания постоянства температуры тела, а избыток организм передает в окружающую среду, что подтверждает закон сохранения энергии.

  • Как читается этот закон?

Ответ. Энергия не возникает и не исчезает, она только видоизменяется.

Учитель биологии. Давайте вспомним, из каких двух направлений состоит обмен веществ.

Ответ. Процесс обмена веществ имеет два противоположных направления — пластический и энергетический обмены.

Ответ. Пластический обмен представляет собой процесс усвоения органических веществ, поступивших в него из окружающей среды. В результате усвоения эти вещества становятся составной частью клеток и тканей или откладываются в организме в виде запасов. При этом происходит не только усвоение органических веществ, но и накопление энергии.

Ответ. Это процесс, который характеризуется распадом органических соединений, входящих в состав клеток, и удалением из организма продуктов распада. При этом освобождается энергия, которая переносится к клетке, где и используется. Такой обмен обеспечивает все виды деятельности нашего организма (механическая работа, умственный труд и т.д.).

Учитель биологии. Оба вида обмена нераз­рывно связаны. Один из них может преобладать. Так, в период роста и развития преобладает пластический обмен. Как можно определить постоянный уровень обмена веществ, позволяющий судить о какой - то физиологической норме? Для этой цели было принято измерять наименьшие энерготраты человека в определенных условиях.

Учитель предлагает учащимся найти ответ в учебнике на вопрос об условиях измерения интенсивности обмена веществ и характеристики основного обмена.

Ответ. Интенсивность обмена веществ, при соблюдении определенных условий (после суточного голодания, исключение белковых продуктов из рациона, утром, после сна при температуре комфорта) называется – основным обменом. Он зависит от возраста, пола и генетических особенностей организма.

Ответ. Общим обменом называются фактические энерготраты совершаемые человеком за единицу времени. слайд №6

Учитель биологии. Каковы энерготраты в организме?

Чтобы ответить на этот вопрос, определим энерготраты организма в состоянии покоя и при выполнении работы. Результаты наблюдений запишем в таблицу№1. (Выполнение лабораторной работы). слайд №7

Таблица №1

Энерготраты организма с задержкой дыхания

До нагрузки (сек)

После нагрузки (сек)



Учитель биологии.

• Какой вывод можно сделать на основании опыта?

Ответ. После работы в результате усиления распада органических веществ и их окисления в крови накапливается больше СО2, чем в состоянии покоя, вследствие чего удается задержать дыхание на меньший промежуток времени. С увеличением интенсивности физического труда растут энерготраты. слайд №8

Учитель биологии. Известно, что затрата энергии тем больше, чем большую физическую работу выполняет человек. Затраченная организмом энергия восполняется питанием. Зная, сколько энергии тратят в сутки люди той или иной профессии, установлены нормы питания. Примерные нормы затраты энергии людей разных профессий представлены в таблице №2. (Ученики рассматривают показатели таблицы) слайд №9


Примерные нормы затраты энергии

людей разных профессий Таблица №2

Профессия

Общая энергетическая ценность пищевого рациона (кДж)

Не связанная с физическим трудом

13 474

Связанная с физическим трудом

15 086

Связанная с механизированным или частично механизированным трудом


17 270

Связанная с тяжелым не механизированным трудом

19 942


Учитель биологии. Из таблицы видно, как с увеличением интенсивности физического труда растут энерготраты. Однако каждому ученику известно, что после двухчасовой работы по математике он устает больше, чем после работы в течение того же времени в школьной мастерской. Вот почему количество энергии, затраченное на работу, не может служить единственным мерилом напряженности труда. Для людей различных профессий важно, определив суточный расход энергии, установить нормы питания. Для сохранения здоровья и работоспособности пища человека полностью должна восстанавливать то количество энергии, которое он затрачивает в течение суток. слайд №10

Учитель химии. Профессий так много, что трудно для представителей каждой из них установить особую норму питания. Поэтому профессии подразделяют на четыре группы, есть деление на пять групп. К каждой из них относят такие профессии, которые требуют примерно одинаковых суточных затрат энергии. На таблице 3 по­казано, какое количество белков, жиров, углеводов необходимо людям различных профессий. Современные методы исследования позволяют правильно подобрать нормы питания для каждого человека. При составлении пищевого рациона учитывают потребность организма во всех питательных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях. слайд №11

Примерные нормы суточной потребности

людей в питательных веществах

Таблица №3


Количество питательных веществ для

различных групп профессий (г)

Питательные вещества

Не связанные с физическим трудом

Связанные с физическим трудом



механизированным

Частично механизированным

тяжелым не механизированным

Белки (г) в том числе животного происхождения

109

67

122

72

146

82

163

94

Жиры (г) в том числе животного происхождения

106

91

116

95

134

108

153

121

Углеводы (г)

433

491

558

631

Общая энергетическая ценность пищевого рациона (кДж)

13 474

15 086

17 270

19 942


В течение суток взрослому человеку необходимо около 85 г белков (из них 48 г белков животного происхождения), 100-104 г жиров (в том числе 30 г растительных масел) и примерно 380 г углеводов. Для растущего организма необходимо около 90 г белков.

Ученик. Мы знаем, на что обращается внимание при составлении пищевого рациона в школьной столовой. Учитываются возрастные осо­бенности школьников. В школьной столовой на каждый день составляется меню из тех продуктов, которые есть, но так, чтобы они имели энергетическую ценность с необходимым количеством килокалорий, для этого пользуются сборником рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания. слайд №12

Учитель химии. Вы познакомились с таблицей 3, используя которую можно составить пищевой рацион. Вот такой же таблицей пользуются и в столовой. Зная пищевую ценность продуктов, а также нормы их расхода на одну порцию (в граммах), можно составить правильный рацион.

Затем учитель записывает новые термины на доске:

Калькулирование — составление пищевых рационов.

Брутто — вес всего продукта (картофель в кожуре, орехи в скорлупе и т.д.).

Нетто — чистый вес продуктов.

Затем на доске учитель вывешивает табличку:

25% завтрак

50% обед

15% полдник

10% ужин

Учитель предлагает составить пищевой рацион полдника для подростка. На день подростку необходимо 3500 ккал. Зная, сколько процентов идет на завтрак, обед и ужин, ребята узнают, сколько и каких продуктов приходится на полдник. слайд №13

Составляется пропорция:

3500 ккал - 100%

х ккал - 15% ответ: 3500х15:100= 525 ккал.

Пользуясь таблицей "Составление пищевого рациона", подбираем продукты для полдника на 525 ккал. (Так учащиеся учатся составлять пищевой рацион.) слайд №14

Затем несколько учеников зачитывают свой рацион питания для полдника.

Учитель химии предлагает сделать вывод.

Ученик. Нормы питания восполняют энергетические нужды организма, способствуют образованию новых клеток взамен погибших, обеспечивают высокую работоспособность человека, его сопротивляемость инфекционным заболеваниям. слайд №15

Учитель биологии. А теперь поговорим об основах рационального питания. Ни один продукт не может полностью удовлетворить потребность организма во всех необходимых ему веществах. Например, мясо хотя и содержит все необходимые аминокислоты, но в нем недостаточно минеральных веществ и витаминов. В хлебе много углеводов, но нет других, необходимых организму веществ. Поэтому в питание человека необходимо включать белковые продукты, животные и растительные жиры, овощи, богатые витаминами и минеральными солями. В частности, в растительной пище много клетчатки, которая стимулирует сокращение стенок желудка и кишечника. слайд №16

Ученик. Неправильное питание — причина многих болезней. Недостаточная мышечная нагрузка, малоподвижный образ жизни при высококалорийном питании — основные факторы, способствующие появлению людей с избыточной массой. Жировая ткань весьма активна и даже агрессивна. Агрессивность жировой ткани в организме проявляется в высокой ее способности образовывать новое количество жира. Она жадно поглощает жир из крови и, кроме того, образует новый жир из углеводов. Статистические данные свидетельствуют о том, что люди, страдающие ожирением, в 2 раза чаще, чем люди с нормальной массой тела, умирают в возрасте от 40 до 50 лет. слайд №17

Учитель биологии. Какие меры нужно принять для предупреждения ожирения? /работа с учебником раздел «Режим питания»/

Ученики II группы. Для предупреждения ожирения нужно увеличить физическую нагрузку: прогулки, занятия спортом, физическую работу. Физический труд не только повышает затраты энергии организма, но и оказывает положительное влияние на сердечно - сосудистую систему, дыха­тельную, мышечную, нервную системы. Правильный режим питания - это прием пищи 3 - 4 раза в день в точно установленное время и ужин не позднее 19ч. слайд №18

Ученики V группы рассказывают о режиме питания школьников.

Перед началом занятий необходимо есть молочные, творожные или мясные блюда, так как эти продукты содержат белки, необходимые растущему организму. Обязательно нужно завтракать, поскольку полноценный завтрак повышает умственную и физическую работоспособность. Ни в коем случае нельзя недоедать. (Рассказывают о том, каким должны быть обед, полдник, ужин; в какие часы лучше принимать пищу.) Нельзя есть наспех, всухомятку, на ходу, читая книгу или сидя перед телевизором. Пища должна быть вкусной, разнообразной и доброкачественной. Перед приемом пищи необходимо выполнить все санитарные правила. Пища должна быть реализована в течение 2 ч с момента ее приготовления. слайд №19

Учитель биологии. Таким образом, калорийность пищи должна строго соответствовать энергетическим затратам подростка, и соответствовать определенным правилам.


Ученик читает стихотворение "Теперь советуюсь с врачом"

(Санин).

О, диетические бденья!

О, жизнь нелегкая моя!

На тучной ниве похуденья

Изрядно потрудился я


Все расскажу вам по порядку,

Во всем признаюсь наповал...

Увы, не делал я зарядку,

Ходьбу и бег не признавал


Однажды стало не до шуток —

Я свой костюм не смог надеть,

Поголодав 15 суток,

Я начал на глазах худеть.


Осталось мне совсем немножко,

Чтоб в форму прежнюю войти...

Жена позвала "Неотложку" –

Успели все-таки спасти...

На голливудскую диету

Я перебрался поскорей.

Но помешали три банкета:

Два дня рожденья, юбилей.


Дни упоительно летели,

Однако же не буду врать:

За эту страдную неделю

Я, сбросив два, прибавил пять...


Сначала было очень грустно,

Но я, друзья, не унывал,

Сырое мясо и капусту

Водой сырою запивал.


Я в этом трудном поединке

Не отступал и не юлил

И начал таять, словно льдинка,

Но вдруг желудок зашалил.


И так прихватывал порою,

Так прижимал, что хоть кричи!

Тогда я плюнул на сырое

И снова перешел на щи.


Теперь советуюсь с врачами,

Разумно ем и сплю ночами.

С одышкой больше не знаком,

Купил эспандер и гантели —

Здоровый дух в здоровом теле.


Учитель технологии. слайд №20

Многие считают так: были бы продукты под руками, а мы уж сами разберемся, что приготовить и сколько съесть. Это мнение ошибочно. Можно иметь дома много продуктов, но питаться неправильно. Пренебрежительное отношение к питанию нередко заканчивается печально. В одних случаях оно приводит к трудно излечимому ожирению, в других — к гастриту, язвенной болезни желудка или двенадцатиперстной кишки, холециститу и т.д.


Как же надо питаться? Наука пока не может дать каждому из нас твердые наставления: ешьте то-то, в таком-то количестве. Врачи знаменитой Салернской школы (XIV в.) наставляли:

Высший закон медицины –

Диету блюсти неуклонно.

Будет леченье плохим,

Коль забудешь, леча, о диете.

Сколько, когда, почему, где,

Как часто и что применимо –

Все это должен предписывать врач,

Назначая диету.


Что же такое диета? слайд №21

Ученики I группы. Этим словом обозначают и режим питания, и состав пищи. Известно 28 лечебных столов. И каждый из них предписывается при том или ином недуге. Лечебные столы были разработаны в первоначальном виде около полувека назад. И в домашней диетологии надо руководствоваться меню, которое учитывает рекомендации врача при данном заболевании (набор продуктов, особенности кулинарной обработки, режим питания). В нем найдут отражение индивидуальные особенности здоровья, переносимость тех или иных блюд, вкусовые привычки, с которыми тоже надо считаться, если они не наносят вреда здоровью. С основами практической диетологии должен быть знаком каждый, кому надо соблюдать диету.


Правила диеты

Ученики II группы

Питаться разнообразно. Это правило распространяется на всех — и на здоровых, и на тех, кому для профилактики или лечения болезни предписана диета. Если пища разнообразна, т.е. включает яйца, молоко, творог и продукты растительного происхождения (овощи, фрукты, каши, хлеб), то можете быть уверены в том, что организм получит все необходимое для жизнедеятельности, без специальных усилий с вашей стороны.

Питаться регулярно, в одни и те же часы. У вас вырабатывается условный рефлекс: в установленное время будет наиболее активно выделяться желудочный сок, и возникнут наилучшие условия для переваривания пищи..

Бытует мнение, будто тучный человек должен есть поменьше и пореже, скажем, 2 раза в день, если он хочет похудеть. Это неверно! Человек в два приема съедает больше, чем при 4-5-разовом питании, потому что при сильном чувстве голода трудно контролировать свой аппетит. Если начали полнеть, переходите на частое, дробное питание. Ешьте 3-4 раза в день, не забывая о тарелке супа в обед, ужинайте не позднее чем за 1,5 - 2 часа до сна. Еда всухомятку, "бутербродное питание" приводят к заболеваниям кишечника и желудка. Обильная еда перед сном способствует возникновению тучности, делает сон беспокойным. Но не надо впадать в крайности и ло­житься спать голодным. Стакан кефира или простокваши перед сном утолит голод. слайд №22

Не будьте жадны в еде. О том, что переедать вредно, знают все. Масса тела — один из важных показателей здоровья. Лишние килограммы увеличивают риск развития сахарного диабета, ишемической болезни сердца, желчнокаменной болезни, снижает работоспособность.

Заканчивайте еду, едва появится ощущение сытости. Выйдите из-за стола с ощущением, что можно бы съесть еще небольшой кусочек, но лучше воздержаться от этого. Правильно подобранные по составу продукты играют поистине целебную роль.


5. Проверка понимания учащимися новой темы. Народная мудрость.


Ученикам предлагается биологическая физкульт минутка

Используя пословицы и поговорки русского народа, сформулируйте правила приема пищи и дайте им физиологическое обоснование.

Работа в группе по принципу «Один за всех и все за одного». Группа получает задание, после обсуждения которого, один из учащихся дает развернутый ответ. За правильный ответ группа одновременно встает, поднимают руки над головой, и с поворотом головы влево - право хлопают. Если отвечающий раскрыл вопрос не полностью, группа сидит и вращает головой по кругу. Желающие дополнить вопрос поднимают руку, встают и отвечают. слайд №23

Ученики I группы

  • Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу;

  • «Кто хорошо жует, тот долго живет».

Ученики II группы

  • «Хорошо прожуешь, сладко проглотишь».

  • «Умеренность – мать здоровья».

Ученики III группы

  • «Сладко естся, так плохо спится».

  • «Щи да каша – пища наша».

Ученики IV группы

  • «Не будет хлеба, не будет и обеда».

  • «Свою болезнь ищи на дне тарелки».

Ученики V группы

  • «Когда я ем, я глух и нем».

• Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть.

Если отвечающий раскрыл вопрос не полностью, любой из членов группы может его дополнить. Оценивается полнота и правильность ответа.


6.Итог урока.

Учитель. слайд №24

В завершении урока, хочется пожелать всем присутствующим здоровья. Чтобы все сделали правильный вывод о питании

Для того чтобы пища принесла максимальную пользу, важно не только соблюдать правильный режим питания и подбирать необходимые рационы, но и правильно хранить и готовить ее. Питание должно быть регулярным, сбалансированным, умеренным, разнообразным. Только такое питание является синонимом понятия «здоровье».

Древнее мудрое изречение: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Превращение еды в самоцель вредно. К своему здоровью нужно быть внимательным каждый день. «Что имеем, не храним, потерявши плачем». Поэтому, чтобы не оказаться под колпаком у болезни надо настойчиво и регулярно, изо дня в день, «зарабатывать» здоровье во имя собственной жизни – полноценной, долгой и счастливой. Нельзя сохранить свое здоровье, не выполняя правил личной гигиены. слайд №25


Если вернутся к началу урока - Тема начинается «Энерготраты человека и пищевой рацион». Ключевые вопросы: Что такое питание? Какое значение имеет пища в жизни человека? Были раскрыты полностью. Предлагается оценить работу в группах и индивидуально.

-Работал активно или нет

-Своей работой доволен или нет

-Мое настроение стало лучше или нет

-Кого из одноклассников ты бы отметил на уроке и за что

-Обучающие поднимают руки на заданный вопрос, вносят свои предложения по оценке.


Рефлексия (фронтальная беседа по вопросам).

Что узнали нового?

В чем были трудности?

Как с ними справились?

Что необходимо изменить или отметить (с лучшей стороны) в работе группы?


Подведение итогов работы в группах, выставление оценок учащимся


Домашнее задание:

§ 38, ответить на вопросы §, завершить и оформить лабораторную работу. Пользуясь дополнительной литературой составить индивидуальный суточный рацион, режим питания (каникулы, учебное время).


Если чрезмерное и исключительное увлечение

едой есть животность, то высокомерное

невнимание к еде есть неблагоразумие,

и истина здесь, как и всюду

лежит в середине.

И.П.Павлов

слайд №26










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!