Физика и математика на службе физической культуры
Интегрированный урок: физика, математика, физическая культура.
Цель: показать учащимся, что знания, полученные на уроках физики и математики могут пригодиться в других областях.
Задачи урока:
- закрепить тему «законы Ньютона»
- закрепить тему «правило сложения векторов»
- научиться анализировать свои действия с точки зрения науки
Место проведения: кабинет физики
Оборудование:
- проектор
- ноутбук
- колонки
Учитель физики: Добрый день, сегодня на уроке мы соединим три предмета: физику, математику и физическую культуру, а в конце урока вы оцените получилась ли наша задумка.
Учитель физ. культуры: а начнём урок с разминки! (включает музыку и проводит разминку)
Учитель физики: После разминки вам стало тепло, почему?
Ученики: мы совершили работу
Учитель физики: как вы думаете может ли пригодиться знания физики и математики в других областях, например, в спорте?
Ученики: да
Учитель физики: давайте рассмотрим сначала зимний вид спорта (на экране выводится видео с конькобежцами). А вы знаете почему они наклоняются на поворотах?
Давайте нарисуем и расставим силы. Какие силы действуют? Действует ли сила трения?
Ученики: сила реакции опоры и сила тяжести. Сила трения очень мала.
Учитель математики: теперь пришло время математики, давайте сложим вектора. Куда смотрит результирующая сила? Чему она равна?
Ученики: смотрит к центру окружности, равна произведению массы на ускорение.
Учитель физики: Правильно, центростремительное ускорение и заставляет наклоняться спортсмена.
Учитель физики: а теперь давайте рассмотрим велосипедиста (показывает видео с велосипедистом). Давайте здесь нарисуем и расставим силы
Учитель математики: сложим вектора
Ученики: результирующая сила так же направлена к центру окружности, поэтому велосипедист наклоняется.
Учитель физики: а какие виды спорта вы знаете где нужно бросать мяч?
Ученики: волейбол, баскетбол и т.д.
Учитель физики: везде нужно рассчитать где и куда упадет мяч. На уроке физической культуры у вас есть норматив броска набивного мяча из – за головы.
Учитель физической культуры: я вам напомню технику бросания мяча (показывает с мячом). Перед этим уроком мы попросили некоторых из вас бросить мяч и замерили дальность полета и время. Давайте посмотрим.
Имя Фамилия | Расстояние, м | Время полёта, сек |
Черненко Дмитрий | 9 | 1,49 |
Юнева Ольга | 6 | 1,20 |
Ларионов Максим | 5 | 1,21 |
Дальше всех бросил Черненко Дмитрий. Как вы думаете, от чего это зависит?
Ученики: от силы броска, от угла.
Учитель физики: давайте посмотрим зависимость дальность полета от угла бросания мяча.
Начертим координатную плоскоть, нарисуем траекторию движения, вспомним, что время полета мяча вверх и вниз одинаково. Какая сила действует на мяч во время полета?
Ученики: сила тяжести. Направлена вниз
Учитель физики: а куда направлено ускорение свободного падения?
Ученики: вниз
Учитель физики: тогда по оси y движение будет равноускоренное (есть проекция ускорения на ось), а по оси х равномерное (проекции ускорения нет)
Учитель математики: отметим направление начальной скорости, а дальше нам нужно получить проекции, теперь нам нужна математика.
Учитель физики: Вспомним теперь уравнение для скорости при равнозамедленном движении и найдем время полёта мяча.
Вспомним уравнение для перемещения при равномерном движении и найдем дальность полета.
Учитель математики: проанализируем наш ответ, для этого нам опять понадобится математика:
Учитель физики: сформулируете пожалуйста вывод, при каком угле дальность полета будет максимальной
Ученики: при 45 градусах.
Учитель физической культуры: давайте это продемонстрируем (просит ученика встать и взять мяч, ученик бросает мяч под разными углами (45,
Учитель физики: такое знание нужно не только при броске мяча, но, например, и в военной подготовке (бросание гранаты, стрельба и т.д.), надеюсь, теперь при выполнении физических упражнений вы будете задумываться о физической стороне вопроса. Наш урок подошел к концу, я вас попрошу сказать, понравилось ли вам такое сочетание предметов на уроке. На двери у нас весит елочка, на нее надо повесить шарик (зеленый – получилось, желтый – не все получилось, красный – не получилось)