2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Учитель Н.Н: Здравствуйте ребята. Сегодняшнее занятие я хотела бы начать с притчи. Шел охотник по лесу и повстречал дровосека. Согнувшись, тот долго и упорно пилил сваленное дерево. С лица его пот лился ручьем, а все тело было сильно напряжено. Охотник подошел поближе, чтобы посмотреть, почему работа движется так медленно и с таким колоссальным трудом. - Да ваша пила совсем затупилась! – обратился охотник к дровосеку. – Почему бы вам её не заточить? — Что вы! – воскликнул дровосек, удивлённо посмотрев на прохожего. – У меня совершенно нет на это времени, мне нужно спилить еще 20 деревьев! И дровосек снова принялся за работу. Мораль этой притчи мы обсудим в конце урока, а сейчас я вам тоже сейчас предлагаю взяться за работу. | | Приложение Слайд 1 |
3 | Систематизация навыков и умений по решению физических задач с применением формул по механике | Задание 1 Уравнение движения материальной точки имеет вид t2 -2t+20; запишите уравнение скорости vx(t) и уравнение ускорения ax(t). Найдите скорость точки в начале пятой и в конце десятой секунды. Вопросы к заданию: 1.Какое движение задано данным уравнением? 2.Какой вид уравнения в общем виде? 3. О каой скорости говорим при равноускоренном движении? 4. Какой вид имеет уравнение скорости? 5. Что можно сказать об ускорении? Какой вид имеет уравнение ускорения? | Отвечают на вопросы, ,выполняют задание в тетрадях, один учащийся выполняет задание на доске Решение: x (t) = x0 + v0t + at2/2 x0 = 20 м/с v0 = -2 м/с а/2 = 1 а = 2 м/с2 vx(t) =v0 +at vx(t) =-2 +2t При t=4с v=6м/с; При t=10c v=8м/с : | Слайды 2-3 |
4 | Систематизация навыков и умений по решению физических задач с применением формул по механике и производной. | Задание 2 На рисунке показан график колебательного движения тела массой 0,2кг. По данному графику запишите уравнение движения x(t), уравнение скорости vx(t) и уравнение ускорения тела. Найдите максимальные значения скорости и ускорения., максимальную силу, действующую на тело. Вопросы заданию: Как называется кривая , изображенная на графике? Как называются колебания ,графиком которых является график синуса или косинуса? Какой вои имеет уравнение гармонических колебаний? Какие величины мы можем определить из графика? Как определяется циклическая частота? Определите по графику амплитуду, начальную фазу, период и запишите уравнение гармонических колебаний, график которых приведен на рис. Вопрос: можем ли мы записать уравнение скорости и ускорения , используя формулы по кинематике , как в предыдущей задаче? Учитель Т.Ф.Вспомним физический смысл производной.Первая производная – мгновенная скорость, а вторая производная- ускорение. Есть в таблице производных функция с таким аргументом? Значит надо взять производную от сложной функции. И еще раз производная от сложной функции, чтобы найти ускорение. Возьмите величину 2=100 | Отвечают на вопросы с места: Работают в парах. Определяют из графика: xmax= 0,4(м); Т=0,4(с); φ0=0. ν = 1/Т = 1/0,4 = 2,5(с-1) Записывают уравнение: Х= 0,4sin(2π*2,5t) = 0,4sin5πt Берут производные, определяют силу. v(t) =x'(t)=0,4·5 ·сos5 t v(t) =6,28·сos5 t, a(t)=v'(t)=6,28·5 t·(-sin5 t)= 100·(-sin5 t) amax=100м/с2 F =ma F=0,2·100F=20(H) | Слайды 4-9 |
| Систематизация навыков и умений по решению физических задач с применением производной. | Рассмотрим еще раз 1-ое задание. Нельзя ли его решить, используя производную для нахождения скорости? Дан закон движения материальной точки. x (t) = = - 20 - 2t + t2 Найдите первую производную от данного уравнения. Какой смысл она имеет? Сравните решение задания №1 с помощью формул и с помощью производной. Решение значительно короче и меньше занимает времени. Очень часто на экзаменах бывает цейтнот времени и уметь решать задания более эффективным способом дает преимущество во времени. | Первая производная дает уравнение скорости движения точки. v(t) = x' (t)=-2+2t v(4) =6м/с v(10) =18м/с | Слайд10 |
| Заключительнный этап | А теперь давайте вернемся к началу занятия. Зачем прозвучала притча? Учитель подводит итог ответов :надо находить эффективные способы решения задач. И не забывать на уроках физики математику, а на уроках математики- физику. Мораль: трудолюбие – это, конечно, хорошо, но разумный труд – еще лучше. Не забывайте время от времени задаваться вопросом об эффективности и целесообразности затрачиваемых усилий – быть может, небольшое вложение времени или средств позволит выполнять работу быстрее и качественнее… Желаем вам всегда попадать в десятку. Спасибо за урок. | Ответы: Надо выбирать : наиболее рациональный способ решения задач. Прежде чем решать, надо подумать. | |