СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок физики и биологии в 6 классе «Ее величество Атмосфера»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок "Ее величество Атмосфера",показывает межпредметные связи наук естественнонаучного цикла.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок физики и биологии в 6 классе «Ее величество Атмосфера»»

Интегрированный урок физики и биологии в 6 классе «Ее величество Атмосфера»

Деятельностная цель:

  • формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

  • выявление причины существования атмосферного давления, его роли в жизни человека , применение полученных знаний для решения экологических проблем .

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения нее новых элементов.

Задачи: образовательныеуглубить знания об атмосфере, строении атмосферы и характеристики слоев, о значение атмосферы для природы Земли;

развивающие – развивать универсальные учебные действия: умение самостоятельно ставить цели и планировать работу, работать с учебником, заполнять таблицы, анализировать, сравнивать;

воспитательные – продолжить формирование экологического мышления и интереса к естественным наукам, развивать умение работать в группе, давать оценку работы товарищей и самооценку

Тип урока – общеметодологической направленности

Оборудование: презентация, компьютер ,интерактивная доска ,раздаточный материал – таблица ЗУХ для самостоятельного заполнения

Ход урока

1.Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности

Учитель биологии: Давайте определим тему нашего урока, для этого отгадайте загадку :

Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?!

О чем идет речь? (о воздухе)

Тема урока: «Ее величество атмосфера»

Сегодня мы предлагаем рассмотреть тему « Атмосфера» с точки зрения естественных наук – географии, физики и экологии. Давайте сформулируем вопросы к уроку, которые бы раскрыли понятие атмосфера :

  1. Что называют атмосферой?

  2. Из чего состоит атмосфера и ее строение ?

  3. Что такое атмосферное давление?

  4. Какие экологические проблемы , связанные с атмосферой существуют?


Учитель физики: Мы приглашаем вас в мастерскую. В нашей мастерской 3 лаборатории: лаборатория географов, физиков и экологов. Лаборатории были сформированы заранее и каждая группа проделала определенную работу к уроку ( работа в группах)

2.Этап актуализации и пробного учебного действия.

Какие ассоциации вызывает слово Атмосфера? Применим прием « Ассоциативный ряд» к слову : АТМОСФЕРА. Ребята обсуждают в группе и выбирают карточки со словами, которые находятся на столе. Затем представитель от каждой группы закрепляет их на доске. Карточки со

словами: воздух, кислород, земля, давление, ветер, озон, космос, планета ,облака,сфера,стратосфера,метеоры,азот,слои,облако,окружение.газ,небо,ионосфера,осадки,жизнь,загрязнения,масса,тело,цилиндр,диффузия,заряд ,тележка, световой луч, молекулы, груз, батарея, вольтметр, экран, маятник, скорость, время, автомобиль, лед, кристалл, вещество.

3.Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Переходим к следующему этапу нашей работы. Используем стратегию развития критического мышления «ЗХУ». В каждой группе имеется таблица «Знаем.Хотим узнать. Узнали». (ЗХУ) .Задание группам :заполнить первые две колонки таблицы «Знаем. Хотим узнать.», вы должны вписать понятия, явления, которые связаны со словом атмосфера. Давайте проговорим, что вы записали в первую колонку «Знаем», во вторую колонку «Хотим узнать».

Третью колонку мы заполним в конце урока.

Теперь переходим к рассмотрению вопроса : « Строение и состав атмосферы».

Группа географов вам слово.Строение и состав атмосферы .Учащиеся выступают с сообщением « Строение атмосферы».

Демонстрация опытов, иллюстрирующих действие атмосферного давления. Опыты подготовили группа « Физики».  

Опыт №1

Налить воду в стакан, закрыть листом бумаги, перевернуть. Почему вода не выливается?

Опыт № 2

На дно блюдца кладётся монета, наливается немного воды. Вопрос: Как вытащить монету из воды, не намочив пальцы?

Стакан прогреваем над пламенем горелки ,горячий воздух расширяясь выходит из стакана. Переворачиваем стакан на блюдце (не закрывая монету). Вода из блюдца постепенно, под действием атмосферного давления, поднимается в стакан.

Опыт №3

Надуваем детский шарик и приставляем бумажные стаканчики. Они притягиваются к шарику? Почему?( действия атмосферного давления)

Опыт №5

Положить яйцо в бутылку. Как это сделать?

Вывод: атмосферное давление существует, и оно объясняет многие явления, с которыми встречаемся в жизни.

Третья лаборатория биологов расскажет нам об экологических проблемах.

Ученики: Мы представляем вашему вниманию экологический коллаж « Проблемы окружающей среды и их решения».

В нем мы показали проблемы загрязнения атмосферы:

  • Выхлопными газами автотранспорта;

  • Вредными веществами промышленных предприятий;

  • Вырубкой лесов и загрязнением вод.



О двух главных экологических проблемах – парниковом эффекте и озоновых дырах, мы сейчас расскажем(демонстрация презентации по теме « Озоновые дыры»).Интересные эксперименты были проведены в ходе работы над учебным проектом по теме « Парниковый эффект – миф или реальность?». Чтобы жизнь на Земле не исчезла, мы предлагаем пути решения этих проблем:

  • уменьшение доступа в атмосферу вредных веществ;

  • применение нового вида топлива;

  • прекращение вырубки лесов и загрязнение воды.

Переходим к заключительному этапу нашего урока. Ребята, а теперь давайте сделаем выводы по уроку :

ЗАДАНИЕ:

1.Заполнить третью колонку таблицы «Знаем. Хотим узнать. Узнали»

2. Каждая группа должна записать вывод по уроку , с точки зрения географа, физика и эколога.

Таблица ЗХУ ( «Знаем», « Хотим узнать», « Узнали»)

«З» Знаем

«Х» Хотим узнать

«У» Узнали




Выводы:

Географы: Атмосфера играет важную роль для жизни на Земле.

Физики: Атмосферное давление существует и оно объясняет многие явления ,с которыми мы встречаемся в жизни.

Экологи: Земля – наш общий дом и ее надо беречь! Мы за чистый воздух!

Рефлексия:

Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?
– Как вы усвоили пройденный материал?
– Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?
– Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?
– Оцените, как прошел урок.

Домашнее задание : Составить Кроссворд по теме «Атмосфера», нарисовать листовку на тему «Мы – за чистый воздух»

Список литературы:

1 Вронский, В. А. Экология и окружающая среда : словарь - справочник / В.А. Вронский. - М. - Ростов-н / Д. : Март, 2008. - 428, [4] с. : ил. - (Учебный курс).

2.Загашев, И. О., Заир-Бек С. И.Критическое мышление : технология развития./ И.О.Загашев,С.И. Заир-Бек - СПб: Альянс «Дельта», 2003. - 284с.

3.Макарова , М.Г. Учение об атмосфере: учебное пособие./М.Г.Макарова. – М.: Российский университет дружбы народов, 2012. – 60 с. 

4.Пронин, В.А. Углекислота и парниковый эффект / В.А. Пронин, Е.П. Клименко, М.В. Пронин // Экология и жизнь. - 2012. - № 3. - С. 49 – 50

5. Перышкин, А.В. Физика 7 класс: учебник ./А.В. Перышкин.- 3-е изд.,доп.- М.:Дрофа,2014. – 224 с.

Сайты Интернета:

wikipedia.org/wiki/Атмосфера_Земли

starbolls.narod.ru/index.files/25n.htm






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!