СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный "Урок - игра"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщить знания учащихся о художественных промыслах (Гжель, Городец, Хохлома)  показать интонационное своеобразие русского фольклора в произведениях русских композиторов; образцы песенной и инструментальной музыки 

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный "Урок - игра"»

Интегрированный урок ИЗО и музыки (5 класс)

Тема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Фольклор в музыке русских композиторов. Тип урока: урок-обобщение знаний. Форма урока: игра (посиделки)

Цель: обобщить знания учащихся о художественных промыслах (Гжель, Городец, Хохлома)  показать интонационное своеобразие русского фольклора в произведениях русских композиторов; образцы песенной и инструментальной музыки .

Задачи:

Образовательные: ·  создать условия для обобщения знаний детей о художественных промыслах (Гжель, Городец, Хохлома); ·  способствовать развитию и совершенствованию УУД росписи: городецкой, хохломской, гжели; ·  закрепить знание народного фольклора ( песен, пословиц, поговорок, загадок) умение применять их в быту.

 Развивающие:   ·  способствовать развитию  интереса  к  декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству, развитию вокально-хоровых навыков, артистизма, эстетического вкуса, навыков коммуникативного общения и публичного выступления, творческой фантазии, укреплению  межпредметных связей (изобразительное искусство, музыка, литература)

Воспитательные:

·  способствовать воспитанию интереса к учебной деятельности,  интереса  и любви  к народному искусству; чувства гордости за русское наследие, любви к народным традициям;

·  воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, коллективизм;

Педагогические технологии: игровая технология, групповая технология, информационно-коммуникативная, здоровье – сберегающие технологии.  

 Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический) и  исследовательский, метод обобщающих уроков.  

 Методические приемы: исследование, рассказ, беседа, дидактические игры, музыкальные игры.                                          

Оборудование:

Для учителя : музыкальное сопровождение, доска, выставочный стенд, мультимедийный проектор, интерактив, русские народные инструменты (ложки, трещетки)

Для учащихся: шаблоны посуды и музыкальных инструментов народных промыслов, кисть, баночка, гуашь.

Ход урока:

I.Оргмомент

Учитель музыки - Вы, наверное, уже догадались, что сегодня у нас необычный урок. У нас – посиделки. В старину в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься шуткой, частушкой, посоперничать в потехах, забавах. На посиделки приходили как девушки, так и парни после трудового дня. Посиделки были праздником для крестьянских девушек и парней. Но не всегда родители отпускали. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят, обязательно дадут работу: напрясть пряжи и связать кружево, вышить полотенца и пр. Юноши тоже не сидели без работы: плели лапти, вырезали и расписывали деревянную посуду, прялки, готовили упряжь для лошадей и многое другое. Вот и на наших посиделках мы сегодня будем и отдыхать, и работать, и петь. Песни и обряды сопровождали русского человека всю жизнь - с рождения до смерти. Многие русские композиторы знали народные обряды, традиции и часто в своем творчестве обращались к русскому фольклору. Давайте вспомним, что такое фольклор? (ответы детей: песни, загадки, пословицы, поговорки, легенды, сказки) Какие известные вам композиторы писали музыку в народном стиле? ( ответы детей: И «Камаринская», «Русская песня», «Мужик играет на гармонике», С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами», «Вечер» и другие, « Кикимора»)

II.Постановка художественной задачи

Учитель ИЗО – А на посиделках у нас будут артели, где будут работать мастера по изготовлению одного из видов народных промыслов. Покажем наше мастерство нашим гостям и в конце урока лучшие товары отправим на ярмарку. А мастерами каких промыслов, вы определились сами. В начале нашего урока, давайте вспомним, с чем мы знакомились в этой четверти? Ответы детей: (ДПИ))

А как вы понимаете «Декоративно-прикладное искусство?» Ответы детей: Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю) —декоративное искусство, создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение(практическое значение)

Учитель ИЗО - Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Понятие это очень широкое и глубокое. Широкое потому, что охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство. Глубокое потому, что живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

III. Актуализация знаний

Учитель ИЗО - А сейчас ребята проверим ваши знания с помощью теста. СООТНЕСИ РИСУНОК С НАЗВАНИЕМ ПРОМЫСЛА.

Тест (интерактив)

Учитель музыки - К нам на посиделки пришли девицы – коробейницы…

(Выходят девицы - коробейницы, у них в руках короб с предметами обихода различных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец) Учитель музыки -Ой, полным - полна коробушка - есть в ней промысел для всех. Кто загадку отгадает, тот подарок забирает. 1 коробейница. Голубизну небесную, что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку легко перенесла. У каждого художника есть свой узор любимый И в каждом отражается сторонушка родимая. (ответы детей) Коробейница - Эта артель славится мастерами гжели.(отдает подарок) 2 коробейница. Из липы доски сделаны, и прялки, и лошадки… Цветами разрисованы, как будто полушалки. Там лихо скачут всадники, жар-птицы в высь летят. И точки чёрно-белые на солнышке блестят. (ответы детей) Коробейница - Вторая артель, где мастера славятся Городецкой росписью.(отдает подарок) 3 коробейница. Кубки, чаши и ковши, и чего здесь только нету. Гроздья огненных рябин, маки солнечного лета И ромашки луговин, зорь червонные лучи, И узорчатый орнамент Древне – Суздальской парчи! Коробейница -А вот и четвертая артель, где мастера известны своей Золотой Хохломой. Сообщение детей о пройденном материале. 1. Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет. Ассортимент изделий — сервизы столовые, чайные, кофейные и десертные, люстры любых размеров, бра, напольные вазы, кашпо для цветов, изразцы для печей и каминов и всевозможные игрушки. 2.Городецкая роспись - один из русских народных промыслов, берет свое начало в середине 19 века. Родиной этого искусства стал город Городец (Нижегородская область) До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и птицами. Все эти сюжеты дополняют изображения цветов. Учитель ИЗО - Какими?( ответы детей: розаны и купавки.) Учитель ИЗО – Да, ребята. На Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника, цветок счастья, но живет он мгновение. И если человек успеет дотронуться или сорвать его - станет счастливым. Так и стали народные мастера изображать купавки на своих работах.

Учитель музыки – А еще в этот праздник девушки гадали на женихов: плели венки, пускали их по реке – куда венок приплывет, туда девушка пойдет замуж. Послушаем песню « На Ивана на Купала девушка гадала» в исполнении Пелагеи.

Учитель ИЗО - Какие цвета применяют при выполнении росписи Городецкие мастера? ( Розовый - оттенки красного, голубой - оттенки синего, зеленый, черный. Белой краской выполняли «оживку) Издавна жители Городца украшали росписью крестьянские прялки, лубяные лукошки, детские игрушки, различную бытовую утварь. Вечеринки-девишники были самым тесным образом связаны с Городецким промыслом.

3. Хохломская роспись, или хохлома. Название промысла произошло от названия села. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета— красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется.

Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов: «травка» — узор из крупных и мелких травинок; «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.

Звучит русская - народная мелодия. (ЧАСТУШКИ)

Учитель музыки - Эй, девчонки – хохотушки, Затевайте–ка частушки! Запевайте поскорей, Чтоб порадовать гостей. Интересно все живем, Про народные ремесла, Вам частушки пропоем.

2. ХОХЛОМА, ХОХЛОМА –Разукрашу все дома. А потом всю улицу, Петуха да курицу!

3. Ох, Россия, ты, Россия, Славы не убавилось, Городцом, ты, Городцом На весь мир прославилась.

4. Кто рисует Городец – Ах, какой он молодец! И листочки, и цветы – Это всё для красоты!

5. Я куплю себе свистульку Буду трели выводить Мастеров из славной “Дымки” Никогда нам не забыть.

6. Велика Россия наша И талантлив наш народ О Руси родной умельцах На весь мир молва идет.

8.Ты играй, моя гармошка, Ты, подруга, подпевай Мастеров Руси великой Во весь голос прославляй.

Учитель ИЗО - Ох, и умели же на Руси веселиться! Недаром родилась пословица: "Веселись, да знай меру!"

IV.Практическая работа . (Интерактив).

Просмотр последовательности выполнения работы по росписи Хохломы, Гжели, Городца. Учащиеся выполняют практическую работу по мотивам народных промыслов Хохломы, Гжели, Городц.

Учитель музыки – Да, не бывает скуки, коли заняты руки. Всякое уменье трудом дается. А вы знаете пословицы и поговорки о труде? (ответы детей)

Пословицы о труде: Без дела жить – только небо коптить. Берись за то, к чему ты годен. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Всякому молодцу работа к лицу. Глаза страшатся, а руки делают. Что можешь сделать сегодня – не откладывай на завтра. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Учитель музыки – Но недаром говорится: где труд, там и песня.

Исполняется хороводная плясовая села Нижняя Покровка Белгородской области «Комарики, мушки дробненькие»

(остальные учащиеся должны выполнить завершающий этап работы.)

V. Выставка творческих работ.

Учитель ИЗО – Итак, ваша работа уже готова, и я приглашаю всех на Ярмарку!

Учитель музыки - Внимание, внимание! Народное гуляние. Торопись, честной народ, Всех вас ярмарка зовёт! Почтенные господа, пожалуйте сюда! Выставляйте на базаре ваши лучшие товары!

Учитель ИЗО - Расступись, честной народ! Гжель на ярмарку идёт!

Дети - Мы – умельцы гжельские, известны на Руси Керамикой чудесной – У каждого спроси. Ритмы чудных сине-белых красок; Неба синь и белая метель, Подмосковье, ты всегда прекрасно. Это наша сказочная ГЖЕЛЬ! ( Работы крепятся на доске, проводится краткий анализ работы, выставляются оценки).


Учитель музыки - Внимание! Внимание! Продолжается наше гуляние. Веселее улыбнитесь, Вправо-влево поклонитесь, Городецкие друзья, Вы приехали не зря! Ярмарка наша в полном разгаре.

Дети - Привезли мы вам поклон – Городецкой песни звон. Городецкие кони, Молодецкие кони. Гордо шею изогнули, Круто ножку повернули. Листья, горлицы и кони, Петухи, скворцы, цветы Городецкие узоры, Небывалой красоты! Проводится краткий анализ работы, подводятся итоги. ( Работы крепятся на доску).

Учитель: Приглашаются мастера следующей артели.

Учитель музыки - Сколько здесь прекрасных предметов –

Учитель ИЗО - Хохлома, Хохлома! Весь народ свела с ума! Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Дети - Все листочки как листочки, Здесь же каждый золотой. Красоту такую люди Называют ХОХЛОМОЙ!

( Проводится краткий анализ работы, подводятся итоги.. Работы крепятся на доску). .

Учитель музыки - Эй! Молодцы и девицы! Что сидите? А играть вы не хотите?

Проводится русская народная игра «Бояре, а мы к вам пришли»

Учитель музыки - Вот и подошли к концу наши посиделки…

Дети - Отдохнули и по праву Мастерам воздали славу! Что узнали, не забудем, Долго-долго помнить будем!

Учитель музыки - Много прекрасных традиций было на Руси. Не забывайте их! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое. Желаю вам быть, как наши предки, гостеприимными, хлебосольными! Пусть ваш дом будет радостным и уютным, и на сердце у каждого, вошедшего в него, будет тепло от этого.

Учитель ИЗО - Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Рождённое в среде земледельцев, скотоводов, охотников народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой законами обновления, проявлением её жизненных сил. Охватить всё необъятное море народного искусства в рамках урока невозможно, и поэтому мы остановились лишь на некоторых его видах, которое хорошо знакомо из наших уроков.

Рефлексия Выразить своё настроение, используя карточки с изображением “Весёлого карандаша”, “Фломастера” и “Кистенеи”

СООТНЕСТИ РИСУНОК С НАЗВАНИЕМ ПРОМЫСЛА

1

А. Хохлома

2

Б. ГЖЕЛЬ

В. Городец

1. Место возникновения городецкой росписи.

а) Московская область. б) Нижегородская губерния.

2. Городецкая роспись… а) Это роспись синим цветом. б) это сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. в) это использование красных, розовых, синих, зелёных, цветов на ярко-жёлтом фоне.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!