Урок истории в 7 классе |
| | |
| | |
| ФГОС | ОВЗ |
Тема: | Патриарх Никон, протопоп Аввакум. Раскол в Церкви. | Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях, житиях. Преподобный Сергей Радонежский. |
Задачи урока. | Образовательные: 1.Рассмотреть взаимоотношения церкви и государства сложившиеся в 17 веке 2. Познакомить учащихся с содержанием и ходом реформы Никона. 3. На примере церковного раскола показать роль личности в истории и значение толерантного сознания. 4. Создать целостное представление о целях, содержании, итогах и последствиях церковной реформы как одного из событий «бунташного» семнадцатого века; 4.Объяснить смысл конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к истории России и к её историческому прошлому. 2.Воспитывать самостоятельность, чувство товарищества, взаимопомощи. 3. Формировать коммуникативную культуру в процессе групповой и фронтальной деятельности. 4. Воспитывать аккуратность и прилежание .Развивающие: 1.Развивать навыки контроля и самоконтроля. 2. Формировать умение давать характеристику деятельности исторической личности, умение формулировать оценочные суждения 3 Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. 4. Развивать познавательный интерес, умение анализировать художественное произведение. | Образовательные: -
Познакомить учащихся с жизнью преподобного Сергия Радонежского и его ролью в истории Русского государства. -
Закрепить понятия “житие”, “святой”. -
Выяснить, о каком героическом подвиге сказано в Житии Воспитательные: 1.Воспитывать чувства патриотизма и нравственности, уважения к истории своей Родины. 2.Воспитывать самостоятельность, чувство товарищества, взаимопомощи. 3. Воспитывать навыки культурного поведения. 4. Воспитывать аккуратность и прилежание. Развивающие: 1. Развивать навыки работы с текстом (“Житие преподобного Сергия Радонежского”). 2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. |
Тип урока | Комбинированный | Изучение нового материала |
Форма урока | Урок-исследование с элементами практической работы | Урок-исследование на основе самостоятельной работы |
Оборудование урока: | Учебные материалы: Учебник Н.М. Арсентьев, А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России», 7 класс, Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч2, М, Просвещение, 2016 Средства ИКТ: мультимедийная установка с презентацией Наглядные пособия: иллюстрации Дидактические материалы: Раздаточный материал для работы на уроке | Средства ИКТ: мультимедийная установка с презентацией Наглядные пособия: иллюстрации Дидактические материалы: Раздаточный материал для работы на уроке |
| Основные понятия: раскол, старообрядцы, гари церковная реформа, протопоп Персоналии: Никон, Аввакум, Алексей Михайлович Важнейшие даты: 1654 – начало церковной реформы Никона. | Основные понятия: Житие, святой Персоналии: Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Епифаний Премудрый Важнейшие даты: 1418г. создание “Жития Сергия Радонежского”. |
| Формируемые универсальные учебные действия в ходе урока: -
Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе. -
Познавательные УУД: через самостоятельную с информационными источниками (учебник, литературный отрывок, документы) путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему урока -
Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся -
Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе. | |
Ход урока |
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| 1.Оргмомент | 1.Оргмомент |
1.Оргмо-мент | Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих. Учитель берёт небольшую психологическую паузу | психологический настрой | Личностные: уметь организовываться к работе. Коммуникативные: развивать умения слушать преподавателя | Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих. Учитель берёт небольшую психологическую паузу | психологический настрой |
| 2. Проверка домашнего задания. | 2. Словарная работа |
Ребята, прежде чем начать изучение нового материала, давайте сначала вспомним ранее изученный материал, а поможет нам в этом игра «крестики-нолики». (раздаточный материал№1) Фронтальный опрос с использованием раздаточного материала Учитель задает вопросы по пройденному параграфу 1.В России в 17 веке сложилась республиканская форма правления?(0) 2.Крепостное право было окончательно оформлено по Соборному уложению 1649г.?(х) 3.Орган центрального управления в 17 в. назывался приказы?(х) 4.Высший совет при царе назывался земский собор?(0) 5.Первого царя династии Романовых звали Михаил Фёдорович?(х) 6.Челобитный приказ занимался рассмотрением прошений царских подданных?(х) 7Главная административная единица называлась волость(0) 8.Во главе уездов стоял воевода?(х) Для проверки поменяйтесь листочками с соседом по парте. | Ученики слушают учителя. Дети вписывают в игровое поле необходимые знаки.(х-да,0-нет) Игра «Крестики-нолики» 1-0 2- х 3- х 4-0 5- х 6- х 7-0 8- х Критерии оценивания: 7-8 -5 5-6 -4 3-4 -3 Взаимопроверка. Дети самостоятельно проверяют ответы и выставляют оценки. | Личностные: уметь организовываться к работе. Познавательные: поиск и владение необходимой информации | Карточка №1 Благообразный – приятный по внешнему виду. Смиренно – не гордо, кротко. Отрок – мальчик. Чадо – ребенок. Скорбит – грустит. Инок - монах Уста – рот. Вкушение – то, когда едят. Житие – это литературное произведение, которое рассказывает о жизни святого и имеет свои особенности. Житие рассказывает в определенной последовательности о жизни святого. Святой - Это люди, которые следовали заповедям Бога. Преподо́бный— особый разряд (лик) святых, угодивших Богу монашеским подвигом. Иными словами, преподобные — «святые из монахов, кто молитвой, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу» и преуспел в этом уподоблении. | Карточка №1 1. Используя словарь новых слов, познакомься со значением данных терминов. 2. Выпиши в рабочий лист те термины и их значение, которые звуча в теме нашего урока. |
3. Постановка темы и цели урока | | | | 3. Постановка темы и цели урока |
| | | Тема урока. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях, житиях. Преподобный Сергей Радонежский. Цель урока: учиться работать с текстом (“Житие преподобного Сергия Радонежского” уметь извлекать из содержания текста необходимую информацию, анализировать её | Записывают в тетрадь тему урока |
3. Введение в тему урока | 4. Введение в тему урока | |
1 Вступительная беседа - Ребята, скажите мне, пожалуйста, какая религия в России 17 века была официальной? (православное христианство). - Вспомните, как вели себя служители церкви во время Смуты? Православная христианская церковь играла важнейшую роль в жизни русского народа в 17 в. Задание: доказать это конкретным примером ( после смуты патриарх Филарет стал практически соправителем Михаила Федоровича – усиление влияния церкви на власть) Вывод: Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем | -(православное христианство). Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви. Митрополит Филарет в 1619 году возвратился из плена в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх. | Личностные: совершенствование имеющихся знаний, умение делать выводы и давать оценку; Коммуникативные: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, прислушиваться к мнениям товарищей и отстаивать свою точку зрения; Познавательные: поиск и владение необходимой информации. | Индивидуальный опрос Работа по карточкам | Карточка №2 1. Используя раздаточный материал, напишите название произведения, которое мы с вами будем сегодня изучать. 2. Кто такой Сергий? Где мы можем прочитать о нем? 3. Какие произведения называют житиями? |
2. Определение темы урока и целей | | |
.- Как вы думаете, какое слово будет являться ключевым в теме нашего сегодняшнего урока? - Итак, Филарету удалось добиться- укрепления авторитета и власти царя Михаила Федоровича благодаря церковной поддержке. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. - Как вы думаете, если в Церкви остаются нерешенными некоторые вопросы, то это может привести, прежде всего, к дискуссиям, а то и жарким спорам. Что может быть следствием споров и разных точек зрения на определенные вопросы? Тема нашего урока…. Раскол в Церкви. А если быть точнее, то … Патриарх Никон, протопоп Аввакум. Раскол в Церкви. Посмотрите внимательно на тему урока, исходя из нее, какие бы вы поставили цели урока, что бы вы хотели узнать? Ребята ставят цели урока Затем учитель делает небольшой вывод: в истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол» на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий. | Церковь Разногласия Недовольство Раскол Раскол в Церкви. Ребята ставят цели урока | Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций. | | |
4. Изучение новой темы. | Изучение новой темы. | | | 5. Самостоятельная работа |
| | | Самостоятельная работа (с использованием дидактического материала) Подготовь пересказ, ответь на следующие вопросы: 1. С чего начинает Епифаний Премудрый описание жизни преподобного? 2. Автор жития называет родителей Сергия – благоверными. Что означает это слово? 3.Чем отличался преподобный Сергий в детстве от других детей? 4. Какое было знамение его родителям? 5. Как вы думаете, почему отрок Варфоломей не мог научиться грамоте? 6. Какова была иноческая жизнь преподобного Сергия? 7. Какую роль сыграл Сергий Радонежский в Куликовской битве, истории Руси? Выпишите в рабочий лист основные даты и события, связанные с именем Сергия Радонежского, Дмитрия Донского | Самостоятельная работа учащихся с текстом Жития |
Проблемное задание: Доказать, что раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России? В конце урока вы должны будете ответить на этот вопрос. А теперь запишем в тетрадь основные понятия и даты, которые понадобятся нам на уроке.» Раскол – отделение (1654 г.) от Русской Православной церкви части верующих (старообрядцев) не признавших церковных реформ (1653-1656 гг.) патриарха Никона. Важнейшие даты: 1654 г – начало раскола в Русской Православной Церкви. Изображение царя Алексея Михайловича (именно при нём произошёл раскол) | Запись в тетради основных понятий и дат Работа с иллюстрациями | Личностные: уметь организовываться к работе. Коммуникативные: развивать умения слушать преподавателя . | | |
| На слайде: картина Сурикова «Боярыня Морозова». Церковная музыка. Учитель: Взгляните на эту картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Не кажется ли вам, что автор ошибся с названием картины? Разве в 17 веке бояре так одевались? Кто такие бояре? Как к ним относилась власть? Как вы думаете, что же произошло с этой женщиной? Почему именно так изобразил её художник? Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью. Как вы думаете, каким образом эта картина связана с нашим уроком? | Работа по репродукции картины В. Сурикова «Боярыня Морозова». Перед нами женщина, одетая в черное одеяние, закованная в цепи в сопровождении стражи. | | | |
| Совместная работа учащихся (ФГОС и ОВЗ) |
| Вступительное слово учителя: « Православная христианская церковь играла важнейшую роль в жизни русского народа в 17 в. В каких ситуациях церковь играла важную роль в истории России? Церковь объясняла людям смысл их жизни с точки зрения христианской церкви,-следование в жизни примеру Иисуса Христа, соблюдение его заповедей. | Работа с иллюстрациями Дмитрий Донской и Сергий Радонежский; Михаил Фёдорович Романов и патриарх Филарет Алексей Михайлович и патриарх Никон. (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский) . отвечают дети ОВЗ - Михаил Фёдорович Романов и патриарх Филарет. В период Смутного времени, ставшим суровым испытанием не только для русской земли, но и для русской православной церкви. Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви и в этот момент царь Михаил Романов и патриарх Филарет очень много сделали для восстановления в стране гocyдapственности Патриаршая деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты Православия, в преследовании религиозного вольнодумства и нравственной распущенности. Благодаря ему был оформлен официальный взгляд на события Смутного времени, в основе которого лежало представление о необходимости сохранения веры предков, полученной от Апостолов и хранимой на Руси на протяжении веков; отступление от Православия грозило гибелью. Единственной хранительницей древнего благочестия признавалась Москва, поэтому любые попытки переосмысления отечественного религиозного опыта и любые западные влияния трактовались как опасные и недопустимые. Отсюда запреты и ограничения на хождение сомнительных по содержанию книг. - Не все вопросы церковного характера были решены Филаретом . Время решения этих вопросов наступило в середине XVII века при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне. | Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющие, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Коммуникативные: умения слушать и выстраивать монологическую и диалогическую речь; описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; характеризовать качества, признаки объекта. Познавательные: анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, понимать информацию представленную в изобразительной, схематичной форме, уметь сравнивать, классифицировать по заданным основаниям. Регулятивные: соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; умение внимательно слушать и запоминать | | Работа с иллюстрациями (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский) . отвечают дети ОВЗ Россия многим обязана радонежскому чудотворцу. Сергий предсказал Дмитрию Донскому победу над татарами на Куликовом поле, вдохновил и поддержал князя в минуты сомнений и колебаний. Эта победа стала переломной в истории страны. Значение этой победы больше нравственное: русский народ после Куликова поля словно очнулся после вековой спячки, поверил в себя и стал себя уважать. Вместе с Дмитрием Донским преподобный Сергий всю жизнь "собирал Русь" – мирил князей, увещевал, грозил карой Божией за нескончаемые раздоры и междоусобицы. Перед Куликовской битвой князь Дмитрий Донской едет за благословением к Сергию Радонежскому; |
| (вопрос классу «вспомните откуда на Русь пришло православие?»-из Византии), Задание классу: найти в параграфе учебника (с.75), причины проведения церковной реформы | из Византии Причины проведения церковной реформы 1. Искажения, описки, ошибки в церковных текстах 2. Многоголосие во время церковной службы 3. Разногласия по вопросу обновления обрядов. | Личностные: Умение высказывать свои мысли, предположения, делать выводы и давать оценку; воспринимать речь учителя и одноклассников; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к собеседнику деятельности. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог; уметь участвовать в групповых формах работы. Познавательные: умение делать выводы по изученному материалу. Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения | | |
| Задание классу: найти в параграфе учебника (с.76), кто был назначен патриархом?. | Работа по учебнику (с.76) Никон Работа с иллюстрациями Аввакум Никон Алексей Михайлович | | |
| В чём суть реформы Никона?- Определите взгляды Никона и Аввакума на одну проблему: реформирование церковных обрядов | В 1653 – 1655 гг. началось осуществление церковной реформы Работа по таблице С использованием наглядного пособия | | |
| Последствия реформы Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Но и там он вел пропаганду старообрядческих идей и принципов, за что был предан церковному проклятию, и заключен в тюрьму. Сожжение протопопа Аввакума «Особо обострился вопрос еретиков после реформы Никона, которая была не признана многими яркими фигурами из духовенства, наиболее ярким из которых был, безусловно, протопоп Аввакум. Аввакум ругал царскую власть, царя и воевод, само собой, поносил архиереев, подбивал казаков Даурии на бунт, бил скоморохов.. Судьба Аввакума была трагична. В 1682 году он был приговорен к казни и заживо сожжен. Что означает выражение «Раскол русской православной церкви»? (по словарю к уроку) Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скиты ( Север, Сибирь, Урал) Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, гари, т.е. огненное крещение. Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. старообрядцы отказались принять новые богослужебные книги и «заперлись» в монастыре. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 500 защитников крепости в живых осталось 60. Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью. Почему старообрядцев называли не еретиками, а раскольниками? | Работа с документом (с. 80) учебник - как Аввакум оценивает суть реформ Никона? Вывод: Часть общества восприняла реформу как логическое продолжение преобразований царя, другая часть общества восприняла реформы как посягательства на веру. Начало реформирования церкви привело к её Расколу Соловецкое восстание 1668-1676 гг | | |
| Отношения между царём и патриархом в начале реформ были тёплые – Алексей Михайлович называл Никона «собиным другом» и наградил титулом «великий государь». Получив власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть. Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца – так царь имеет власть от патриарха». Этим заявлением он явно намекал на то, что церковная власть выше светской царской власти. - Как вы думаете, как отреагировал царь на такое заявление патриарха? В чём вы видите главную причину конфликта между патриархом и царём? Учитель: Церковный раскол – явление, в котором сплотились многие духовные проблемы, копившиеся столетиями. Последствия раскола не изжиты до сих пор. | Претензии Никона на светскую власть вызвали резкое неприятие Алексея Михайловича, который добился низложения патриарха. Церковный Собор 1666 – 1667 года осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стане принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников. Победа царя означала, что самодержавие в стране уже значительно укрепилось. Церковный Собор 1666 – 1667 года | Личностные: Умение высказывать свои мысли, предположения, делать выводы и давать оценку; воспринимать речь учителя и одноклассников; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к собеседнику деятельности. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог; уметь участвовать в групповых формах работы. Познавательные: умение делать выводы по изученному материалу | | |
Закрепление. | Закрепление. | 7. Закрепление. |
- А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова». Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. | Измученная, но не покорившаяся, закованная в кандалы, но не побежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви. | . Личностные: осознание своих трудностей и стремление к их преодолению. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль. Регулятивные: оценивать значимость приводимых доказательств и рассуждений; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием | Учитель. Итак, сегодня мы познакомились с “Житием Преподобного Сергия Радонежского”. Что оно представляет собой? Учитель: что еще мы узнали на уроке? Какие выводы сделали? | Учащиеся. Житие состоит из трех частей. Первая часть – вступительная, в котором автор, обращаясь к читателю, рассказывает о себе, об истории написания жития. Вторая часть – основная, в ней рассказывается о жизни святого. Заканчивается житие третьей частью – молитвой, похвалой святому. |
Вопрос учителя: Какие выдающиеся личности того трагичного для русской православной церкви времени вам запомнились? Работа с раздаточным материалом -Вклейте в таблицу карточки с обрядами На столах у вас есть проверочный тест. 1. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу: а) Игнатий б) Филарет в) Никон 2. Причиной церковной реформы не было: а) искажение церковных книг б) искажение церковных обрядов в) конфликт между царем и патриархом 3. Лидер старообрядцев XVII в.. писатель: а) Филарет б) Никон в) Аввакум 4. Церковная реформа привела: а) к сплочению верующих б) расколу между верующим в) конфликту между царем и патриархом 5.Раскол в Русской Православной церкви произошел в а)15 в б)16 в в)17 в Подведение итогов: у Сергия Радонежского есть замечательные слова: «Единством и любовью спасемся…»-о чем они,ребята? имеют ли они отношение к нашему уроку | Работа с раздаточным материалом -Вклейте в таблицу карточки с обрядами 1 вариант- до крещения 2 вариант- после крещения (Учащиеся самостоятельно выполняют тест). | Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. | Вопрос учителя: Какие выдающиеся личности того важного для русской православной церкви времени вам запомнились? Работа с раздаточным материалом Карточка №4,5 | Карточка №4 Соотнесите историческую личность и его роль в истории Историческая личность | Роль в истории | | | | | -
Победа в Куликовской битве -
Епифаний Премудрый -
Написание Жития святого -
Сергий Радонежский, -
Дмитрий Донской, -
Нравственный подвиг и благословение на победу над золотоордынцами Карточка №5 Соотнесите портрет и историческую личность |
| Рефлексия. Оценивание учащихся. | 8. Рефлексия. Оценивание учащихся. |
| Вывод: По словам В.В. Путина «В этом политическом, церковно-политическом конфликте не было победителей. Зато проиграли все: и Церковь, и сами верующие, вынужденные жить в атмосфере отчужденности и взаимного недоверия. Проиграло российское общество в целом . Возрождение церковного единства — это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего «русского мира», одной из духовной основ которого всегда была православная вера» | Вывод: Русская православная церковь ещё не раз за всю свою историю будет подвергнута испытаниям. Многие конфликты остаются нерешёнными до сих пор . | Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль. | Оценивание учащихся | |
Домашнее задание | Домашнее задание | 9. Домашнее задание. |
1 уровень – п.24 пересказ 2 уровень - п.24 пересказ, в.1,2 письменно 3* уровень - п.24 пересказ, Придумать рассказ «Раскол русской православной церкви» с ошибками | Запись в дневнике | Регулятивные: Регулирование и координация деятельности учеников | 1. Выучить термины 2. Знать биографию С.Радонежского 3 *Написать сочинение на тему “Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства” объем 1-2 листа. | Запись в дневнике |