СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок истории и географии «Освоение планеты. Природа и общество от древности до наших дней»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой интегрированный урок истории и географии, который поможет оптимизировать время на изучение материала и развить матепредметные учебные действия.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок истории и географии «Освоение планеты. Природа и общество от древности до наших дней»»

«Освоение планеты. Природа и общество от древности до наших дней»

Интегрированный урок географии и истории в 10 классе













Учитель географии Ковалев С.А.

Учитель истории Ковалева Д.О.

МБОУ СОШ № 74







Новосибирск 2020

Тема урока: «Освоение планеты. Природа и общество от древности до наших дней»

Категория детей: 10 класс

Цели урока:

- предметные: создание условий для усвоения тем «Мир в древности» (история) и «От древности до наших дней» (география); формирование способности к систематизации и обобщению изученных знаний как средства для построения нового способа действия.

- метапредметные: формирование умения планировать свою учебную деятельность, умения устанавливать последовательность действий в соответствии с целью, предполагаемым результатом и временем, отведенным на работу. Развитие навыков самоконтроля, оценки и самооценки. Умение формулировать мысли собственными словами, доказывать свое мнение.

- личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран. Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Учебно-методическое обеспечение:

По истории:

Загладин Н.В. «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 5-е изд. - М: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2017

Загладин Н.В., Симония Н.А.. Программа курса «Всеобщая история» для 10 класса. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2017

Методические рекомендации по использованию учебников Н.В. Загладина и др. «Всеобщая история 10-11 класс». Программа курса. -5-е из-е- М.: ООО «ТИД»Русское слово - РС», 2017

По географии:

Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина. География. 10 класс.

Ю.Н. Гладкий, В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 10–11 классы

Н. О. Верещагина, В. Д. Сухоруков. География. Методические рекомендации. 10–11 классы

Д. А. Гдалин, Ю. Н. Гладкий, С. И. Махов. География. «Конструктор» текущего контроля. 10–11 классы

Оборудование: Презентация, контурная карта (Приложение 1), маршрутный лист (Приложение 2), дополнительные текстовые материалы (Приложение 3), таблица (Приложение 4), домашнее задание по истории (Приложение 5).

Технологическая карта урока:


Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

1-й этап урока

Учитель географии демонстрирует карту антропогенной нагрузки на окружающую среду в странах мира (Презентация, слайд 2) задает вопрос: «В каких регионах нагрузка на окружающую среду больше?

После обсуждения учитель географии задает следующий вопрос: «Всегда ли нагрузка была такой? Нужно ли знать результаты хозяйственной деятельности на Земле всех последующих поколений»?

Учитель истории спрашивает, какие данные могут предоставить нам эту информацию?




Учитель географии предлагает дополнить эти источники географическими методами (Презентация, слайд 3) и сообщает, что историю Земли можно изучать с двух позиций: позиций природы (география) и позиций общества (история), поэтому сегодняшний урок пройдет как интегрированный урок географии и истории. Учителя предлагают сформулировать цель такого урока.


Учителя обращают внимание на то, что на столах лежат карты, маршрутные листы по истории и итоговые таблицы.

Анализируют статистические данные и высказывают свое мнение по поводу прозвучавшего вопроса.












Рассуждают о важности знаний о хозяйственном и ином опыте предшествующих поколений.





Предлагают свои варианты, называя известные им виды исторических источников.






















Ученики формулируют цель урока, например «Изучить историю освоения планеты», «Понять, как осваивалась планета» и так далее.














Умение анализировать информацию и формулировать выводы на основе нее














Умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать логически.





Формирование способности систематизации и обобщению изученных знаний.























Умение осуществлять самостоятельную постановку познавательной цели.

Обсуждают заданную ситуацию, высказывают свое мнение.















Обсуждают заданную ситуацию, высказывают свое мнение.







Воспринимают суждения одноклассников, продолжают и развивают их.























Обсуждают варианты постановки цели урока.
















Умение формулировать мысли собственными словами, доказывать свое мнение.













Способность полно и точно выражать свои мысли.







Способность полно и точно выражать свои мысли, воспринимать информацию партнера по диалогу.



















Навыки построения диалога.







Осуществляют оценку предоставленных данных и мнений.















Осуществляют оценку предоставленных мнений.




































Определяют цель урока.













Знакомятся с материалами урока.

Способность прогнозировать результат человеческой деятельности.















Оценивание предоставленной информации.





































Умение осуществлять целеполагание.












Планирование учебной деятельности.

2-й этап урока

Блок история: учитель знакомит учащихся с историей происхождения человечества (Презентация, слайд 3), они фиксируют данные в своих маршрутных листах и дополняют их сведениями из текста (Приложение 3).

После обсуждения текста учитель предлагает отметить на карте район первоначального расселения человека и начала хозяйственной деятельности человечества.

Учитель географии задает вопрос, каким было воздействие человека на природу в этот период времени?









Блок история: к X тысячелетию до нашей эры человек утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды своего обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты действительно вело к истреблению многих видов животных и подрывало основы существования первобытных людей. Охотничьи территории становились все более бедными – такова была плата за прогресс. Каким путем можно было разрешить этот первый в истории кризис человеческой цивилизации? Обсудите в группах и предложите свои варианты.

Помогает учащимся рассуждать, направляет ход их мысли, подводит к заключению – неолитической революции (Презентация, слайд 4). Предлагает зафиксировать новые понятия в маршрутных листах.

Просит отметить на карте районы развития производящего хозяйства.


Блок географии: учитель географии предлагает предположить, как будет изменяться воздействие человека на природу с течением времени?

Предлагает проанализировать таблицу на стр. 5 учебника и сделать выводы на основе данных таблицы.

Воспринимают информацию и анализируют ее.





Работают с текстом, обсуждают его.









Отмечают район на контурной карте.








Рассуждают, размышляют, на основе прочитанного делают вывод о том, что, хоть воздействие и было минимальным, но все же привело к истреблению некоторых видов животных.


Обсуждают в группах, затем коллективно. Делают вывод о том, что можно было пойти двумя путями: либо остановиться в развитии (что и сделали некоторые племена севера Азии, Африки, Южной Америки и юго-восточной Азии), либо попытаться осознанно влиять на природную среду, то есть перейти к производящему хозяйству.


Заполняют маршрутные листы, формулируют понятия.



Отмечают разными цветами районы раннего появления земледелия и скотоводства и первые аграрно-скотоводческие культуры в долинах крупных рек на территории современных Египта, Ирана, Ирака, Индии, Китая, Мексики, Перу.

Предполагают, что оно увеличится.










Анализируют данные таблицы и делают выводы о том, что постепенно в хозяйственный оборот вовлекаются все большее количество земель, минеральных, лесных и водных ресурсов. Следовательно, возрастало воздействие человека на окружающую среду. С началом промышленной революции происходит качественный скачок в освоении планеты. Резко усилилось техногенное воздействие человека на окружающую среду, особенно во второй половине XX века.

Умение получать информацию из различных источников и преобразовывать ее.
























Установление причинно-следственных связей.













Умение получать информацию из различных источников и преобразовывать ее. Умение сравнивать и осуществлять классификацию. Умение осуществлять смысловое чтение.






















































Поиск и структурирование необходимой информации, умение выдвигать гипотезы и аргументировать их. Умение делать выводы.




Воспринимают и обсуждают полученную информацию.



























Обсуждают заданную ситуацию, высказывают свое мнение.












Воспринимают и обсуждают в группах полученную информацию.































































Обсуждают заданную ситуацию, высказывают свое мнение.





Умение правильно формулировать вопросы, полно и точно выражать свое мнение.























Способность полно и точно выражать свои мысли, навыки построения диалога.









Умение правильно формулировать вопросы, полно и точно выражать свое мнение. Умение работать в группе.

























































Умение правильно формулировать вопросы, полно и точно выражать свое мнение.




Организуют собственную учебную деятельность в соответствии с учебной задачей.
























Осуществляют оценку предоставленных мнений.













Организуют собственную учебную деятельность в соответствии с учебной задачей.





























































Организуют собственную учебную деятельность в соответствии с учебной задачей.




Умение устанавливать последовательность действий в соответствии с целью, предполагаемым результатом и временем, отведенным на работу.




















Способность прогнозировать результат человеческой деятельности.












Умение устанавливать последовательность действий в соответствии с целью, предполагаемым результатом и временем, отведенным на работу.

























































Способность прогнозировать результат человеческой деятельности.




3-й этап урока

Рефлексия: учителя предлагают на основе полученной информации заполнить общую таблицу (Приложение 4).



Организуют обсуждение полученного продукта. Предлагают оценить свою деятельность на сегодняшнем уроке и урок в целом.

Знакомят детей с домашним заданием: по географии написать эссе на выбор по высказыванию норвежского ученого Тура Хейердала или героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова (Презентация, слайд 6).

По истории выполнить задания по тексту (Приложение 5).

Заполняют таблицу, отмечая на каждом этапе значение хозяйственной деятельности для природы и для общества в целом.


Обсуждают полученные варианты таблиц.







Знакомятся с домашним заданием.

Формирование способности к систематизации и обобщению изученных знаний как средства для построения нового способа действия.


Умение анализировать информацию и формулировать выводы на её основе.









Предлагают на рассмотрение свои варианты таблицы, обсуждают их.
















Задают уточняющие вопросы по домашнему заданию.

Способность полно и точно выражать свои мысли, участвовать в дискуссии.

Оценивают и систематизируют усвоенный материал.








Осуществляют оценку предоставленных мнений. Осуществляют самооценку.





Планируют свою дальнейшую учебную деятельность.



Способность прогнозировать результат человеческой деятельности.







Способность осуществлять коррекцию и самооценку.







Способность самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку.



Краткое описание используемой технологии, методов, методических приемов и их эффективности:

- системно-деятельностный подход (расширение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности во всех сферах школьной жизни, в том числе, и в учении; построение образовательного процесса с использованием технологий организации учебного сотрудничества – существенное расширение видов совместной работы учащихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности;

- технология интегрированного обучения (интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы  или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором (в данном случае география), и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов: повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока; рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач; органичная связь материала и отсутствие перегрузок.

- технология проблемного обучения (под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями и развитие мыслительных способностей. Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

- элементы личностно-ориентированного обучения: личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого. Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Особенности личностно – ориентированного урока.

1.Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке.

2.Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

3.Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

4.Использование субъективного опыта  и опора на интуицию каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области применения знаний.

5.Стемление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Методы и методические приёмы: частично-поисковый (эвристический метод, позволяет учащимся самим добывать знания); эвристическая беседа (сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений); работа с учебной книгой и иными источниками информации (возможность для ученика многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время), методы самостоятельной работы, наглядные и практические методы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!