СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок истории и литературы «События ВОВ в исторических документах и литературе»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок литература и история. Данный урок позволяет повторить материал для сдачи ЕГЭ по теме ВОВ.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок истории и литературы «События ВОВ в исторических документах и литературе»»

Интегрированный урок истории и литературы «События ВОВ в исторических документах и литературе»

11 класс

Учитель: Цей Людмила Юрьевна

Цели урока:

  • обучающая: раскрыть воспитывающую роль культуры в годы Великой Отечественной войны, показать, что советское искусство формировало у людей стремление отстоять независимость своей Родины, считало себя мобилизованным, укрепляло и закаляло дух народа, оно было сражающимся.

  • развивающая: развивать навыки работы с дополнительной литературой, делать сообщения, применять знания, полученные на одном уроке, на других уроках.

  • воспитательная: продолжить работу по патриотическому и эстетическому воспитанию учащихся путем показа сражающегося характера искусства, тысячи деятелей которого с оружием в руках добывали свободу, раскрытия его патриотического содержания.

Ход урока

I. Побуждение

Сегодня мы проводим не совсем обычный урок. Наш урок соединил в себе и литературу, и историю. Его тема «События ВОВ в исторических документах и литературе» Флипчарт стр1

В этом году исполняется 70 лет с того времени как началось страшное событие в жизни народа – ВОВ.


“Тот самый длинный день в году,         И столько наземь положила
С его безоблачной погодой                    Что двадцать лет
Нам выдал общую беду на всех,            И тридцать лет
На все четыре года.                                 Живым не верится,
Она такой вдавила след                                                       что живы..”. стр2
                                                ( К. Симонов ).

Отрывок «Начало войны»

Советский человек хотел знать правду о войне. Но правда пришла в литературу о войне лишь во второй половине 50-х гг. после смерти И. В. Сталина и уменьшения идеологического давления на литературу и искусство.

«Литература о войне развивалась в трех направлениях, взаимодействие которых образовало в русской литературе второй половины ХХ в течение так называемой «военной прозы».

Сегодня нам с вами предстоит поговорить о публицистике и прозе военных лет, найти в них отражение исторических фактов и сравнить исторические очерки с художественными. В первые дни войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее гибкие и оперативные жанры: публицистика, песня, очерк, короткий рассказ, лирическое стихотворение.

-Что мы понимаем под словом очерк? (Запишите ключевые слова и составьте определения) стр3

-Как вы думаете, чем художественный очерк отличается от исторического? (Диаграмма Вена) стр4

(Очерк, одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых)

Рассказ- малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображенных явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста, прозаическое произведение.


II. Реализация

Каждой группе предстоит поработать с отдельным произведением: стр5

1 группа- А.Толстой «Фашисты ответят за свои злодеяния»

2 группа-Илья Эренбург «Презрение к смерти»

3 группа- М.Шолохов «Слово о Родине»

4 группа- Василий Гроссман «Требленский ад»

К каждому произведению подобраны исторические факты, которые тоже предлагаются вам для анализа. Вы должны записать какие события ВОВ описываются в художественном очерке, какие в историческом, в графе комментарии сравнить и сделать выводы.

Работа с текстами. Заполнение трехчастного дневника

Исторические события в произведении

Исторические события в документах

Комментарии

Произведение

  1. Переселение людей в лагерь.

  2. Год возникновения лагеря

  3. Создатель лагеря указан

  4. Сроки пребывания в лагерях

  5. Территориальные особенности

  6. Виды наказаний

  7. Виды трудовой деятельности

1. Точное тер-ное расположение

2. Попытка установить кол-во погибших в лагере.

3. Подробное описание лагерей смерти.

4. Описание издевательств над заключенными.

5. Основные заключенные – евреи.


В.Гроссман «Требленский ад»

  1. Битва под Смоленском.

  2. Территории, подвергшиеся атакам

  3. Партизанские движения

  4. Расправа с партизанами

  5. Средства борьбы

1. Годы битвы под Смоленском

2. Территории оккупированные.

3. Роль партизан в этой битве

4. Действия партизан по отношению к фашистам.

5. Расправа фашистов над партизанами.


И.Эренбург «Презрение к смерти»

  1. Партизанские движения

  2. Издевательства фашистов над русскими

  3. Приказы Гитлера

1.Даты нападения фашистов на СССР

2. Тайные приказы Гитлера

3. Раскопки, раскрывающие издевательства фашистов


А.Толстой «Фашисты ответят за свои злодеяния»

1. Битва под Сталинградом

2. Тер-и военных действий



1. Сталинградская битва

2. Даты событий

3. Число погибших

4. Роль других государств.


М.Шолохов «Слово о Родине»

Ответы учащихся. Комментарии учителя.

Карта военных действий «Путь к победе»


III. Рефлексия

Вернемся к началу урока и давайте ответим на вопрос, что отличает худ. очерк от исторического? Стр4

Тестирование учащихся


«Сладость победы стирает горесть терпения», - гласит русская пословица.

Стирает ли? Вот уже 66-й год пошел со дня, когда в Москве прогремели 30 залпов из 1000 орудий, знаменующие Победу над фашисткой Германией. Но боль утрат и потерь никогда не утихнет в сердцах людей, встретивших войну лицом к лицу, прошагавших ее кровавыми дорогами.

Когда это будет, не знаю:

В краю белоногих берез

Победу девятого мая

Отпразднуют люди без слез.


Карточка выхода

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я чувствовал…

На уроке мне понравилось…

На уроке мне не понравилось…

Песня во время заполнения карточки выхода «Журавли»


Домашнее задание

К.Симонов «Русские люди» читать, принести текст

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!