Интегрированный урок ИЗО и музыки (5 класс)
Тема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Фольклор в музыке русских композиторов.
Тип урока: урок-обобщение знаний.
Форма урока: игра (посиделки)
Цель: обобщить знания учащихся о художественных промыслах (Гжель, Городец, Хохлома), показать интонационное своеобразие русского фольклора в произведениях русских композиторов; образцы песенной и инструментальной музыки.
Задачи:
Образовательные:
· создать условия для обобщения знаний детей о художественных промыслах (Гжель, Городец, Хохлома);
· способствовать развитию и совершенствованию УУД росписи: городецкой, хохломской, гжел;
· закрепить знание народного фольклора( песен, пословиц, поговорок, загадок) умение применять их в быту.
Развивающие:
· способствовать развитию интереса к декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству, развитию вокально-хоровых навыков, артистизма, эстетического вкуса, навыков коммуникативного общения и публичного выступления, творческой фантазии, укреплению межпредметных связей (изобразительное искусство, музыка, литература)
Воспитательные:
· способствовать воспитанию интереса к учебной деятельности, интереса и любви к народному искусству; чувства гордости за русское наследие, любви к народным традициям;
· воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, коллективизм;
Педагогические технологии: игровая технология, групповая технология, информационно-коммуникативная, здоровье – сберегающие технологии.
Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический) и исследовательский, метод обобщающих уроков.
Методические приемы: исследование, рассказ, беседа, дидактические игры, музыкальные игры.
Оборудование:
Для учителя : музыкальное сопровождение, шкатулки, выставочный стенд, мультимедийный проектор, интерактив.
Для учащихся: кисть, баночка, гуашь,шкатулки.
1.Орг.момент ( учитель музыки) 1-2 мин.
2.Постановка худ. задачи -2 мин
3.Актуализация знаний
-тест
-коробейници -10 мин
3.1 Определение темы ( дети )
-сообщения детей
-частушки
-пословицы
4.Практическая работа (интерактив- последовательное выполнение работы по росписи: хохлома, городец, гжель.)
-выполнение росписи под музыку (комарики) -15 мин
5.Выставка творческих работ.
-выставка работ (стихи детей для защиты работы) -7 мин
-игра ( Гори гори ясно чтобы не погасло) - 5 мин
Рефлексия.
Ход урока:
I.Оргмомент
Учитель музыки - Вы, наверное, уже догадались, что сегодня у нас необычный урок. У нас – посиделки. В старину в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься шуткой, частушкой, посоперничать в потехах, забавах. На посиделки приходили как девушки, так и парни после трудового дня. Посиделки были праздником для крестьянских девушек и парней. Но не всегда родители отпускали. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят, обязательно дадут работу: напрясть пряжи и связать кружево, вышить полотенца и пр. Юноши тоже не сидели без работы: плели лапти, вырезали и расписывали деревянную посуду, прялки, готовили упряжь для лошадей и многое другое. Вот и на наших посиделках мы сегодня будем и отдыхать, и работать, и петь. Песни и обряды сопровождали русского человека всю жизнь - с рождения до смерти. Многие русские композиторы знали народные обряды, традиции и часто в своем творчестве обращались к русскому фольклору. Давайте вспомним, что такое фольклор? (ответы детей: песни, загадки, пословицы, поговорки, легенды, сказки) Какие известные вам композиторы писали музыку в народном стиле? ( ответы детей: И «Камаринская», «Русская песня», «Мужик играет на гармонике», С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами», «Вечер» и другие, « Кикимора»)
II.Постановка художественной задачи
Учитель ИЗО – А на посиделках у нас будут артели, где будут работать мастера по изготовлению одного из видов народных промыслов. Покажем наше мастерство нашим гостям и в конце урока лучшие товары отправим на ярмарку. А мастерами каких промыслов, вы определились поже. В начале нашего урока, давайте вспомним, с чем мы знакомились в этой четверти? Ответы детей: (ДПИ))
А как вы понимаете «Декоративно-прикладное искусство?» Ответы детей: Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю) —декоративное искусство, создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение(практическое значение)
Учитель ИЗО - Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Понятие это очень широкое и глубокое. Широкое потому, что охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство. Глубокое потому, что живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.
III. Актуализация знаний
Учитель ИЗО - А сейчас ребята проверим ваши знания с помощью теста. СООТНЕСИ РИСУНОК С НАЗВАНИЕМ ПРОМЫСЛА.
Тест (интерактив)
Учитель музыки - К нам на посиделки пришли девицы – коробейницы…
(Выходят девицы - коробейницы, у них в руках короб с предметами обихода различных промыслов: Гжель, Хохлома, Борисовская керамика, Городец)
Учитель музыки -Ой, полным - полна коробушка - есть в ней промысел для всех
Кто загадку отгадает, тот подарок забирает.
1 коробейница .Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
И в каждом отражается сторонушка родимая. (ответы детей)
Коробейница - Эта артель славится мастерами гжели.(отдает подарок)
2 коробейница .Из липы доски сделаны, и прялки, и лошадки…
Цветами разрисованы, как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники, жар-птицы в высь летят.
И точки чёрно-белые на солнышке блестят. (ответы детей)
Коробейница - Вторая артель, где мастера славятся Городецкой росписью.(отдает подарок)
3 коробейница.Кубки, чаши и ковши, и чего здесь только нету.
Гроздья огненных рябин, маки солнечного лета
И ромашки луговин, зорь червонные лучи,
И узорчатый орнамент Древне – Суздальской парчи!
Коробейница -А вот и четвертая артель, где мастера известны своей Золотой Хохломой.
Сообщение детей о пройденном материале.
1. Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.
Ассортимент изделий — сервизы столовые, чайные, кофейные и десертные, люстры любых размеров, бра, напольные вазы, кашпо для цветов, изразцы для печей и каминов и всевозможные игрушки.
2.Городецкая роспись - один из русских народных промыслов, берет свое начало в середине 19 века. Родиной этого искусства стал город Городец (Нижегородская область) До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и птицами. Все эти сюжеты дополняют изображения цветов.
Учитель ИЗО - Какими?( ответы детей: розаны и купавки.)
Учитель ИЗО – Да, ребята. На Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника, цветок счастья, но живет он мгновение. И если человек успеет дотронуться или сорвать его - станет счастливым. Так и стали народные мастера изображать купавки на своих работах.
Учитель музыки – А еще в этот праздник девушки гадали на женихов: плели венки, пускали их по реке – куда венок приплывет, туда девушка пойдет замуж. Послушаем песню « На Ивана на Купала девушка гадала» в исполнении Пелагеи.
Учитель ИЗО - Какие цвета применяют при выполнении росписи Городецкие мастера?
( Розовый - оттенки красного, голубой - оттенки синего, зеленый, черный. Белой краской выполняли «оживку) Издавна жители Городца украшали росписью крестьянские прялки, лубяные лукошки, детские игрушки, различную бытовую утварь. Вечеринки-девишники были самым тесным образом связаны с Городецким промыслом.
3. Хохломская роспись, или хохлома. Название промысла произошло от названия села. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета— красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется.
Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов: «травка» — узор из крупных и мелких травинок; «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.
Звучит русская - народная мелодия. (ЧАСТУШКИ)
Учитель музыки - Эй, девчонки – хохотушки, Затевайте–ка частушки!
Запевайте поскорей, Чтоб порадовать гостей.
1.Белгородские девчата,
Интересно все живем,
Про народные ремесла,
Вам частушки пропоем.
2. ХОХЛОМА, ХОХЛОМА –
Разукрашу все дома.
А потом всю улицу,
Петуха да курицу!
3. Ох, Россия, ты, Россия,
Славы не убавилось,
Городцом, ты, Городцом
На весь мир прославилась.
4. Кто рисует Городец –
Ах, какой он молодец!
И листочки, и цветы –
Это всё для красоты!
6. В Твери делают игрушки
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
7.Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
8.Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш Полкан красуется
9.Уезжаю в Городец –
Все мне так советуют.
Дайте кисточку одну
И рюкзак с конфетами!
10.Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй.
11.Мы не все частушки спели,
Знаем много их втроем.
Приходите в гости снова,
Мы другие вам споем
Учитель ИЗО - Сегодня - гуляшки, завтра - гуляшки, останешься без рубашки.
Ох, и умели же на Руси веселиться! Недаром родилась пословица "Пошла изба по горнице, а сени по полатям". А чтобы гости не забывались в веселье, была и другая: "Веселись, да знай меру!"
Учитель музыки – Да, не бывает скуки, коли заняты руки. Всякое уменье трудом дается.
А вы знаете пословицы и поговорки о труде? (ответы детей)
Пословицы о труде
Без дела жить – только небо коптить.
Берись за то, к чему ты годен.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Всякому молодцу работа к лицу.
Глаза страшатся, а руки делают.
Что можешь сделать сегодня – не откладывай на завтра.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
IV.Практическая работа . (Интерактив).Просмотр последовательности выполнения работы по росписи Хохломы, Гжели, Городца. Учащиеся выполняют практическую работу по мотивам народных промыслов Хохломы, Гжели, Городца.
V. Выставка творческих работ.
Учитель ИЗО – Итак, ваша работа уже готова, и я приглашаю всех на Ярмарку!
Учитель музыки - Внимание, внимание!
Народное гуляние.
Торопись, честной народ,
Всех вас ярмарка зовёт!
Почтенные господа, пожалуйте сюда!
Выставляйте на базаре ваши лучшие товары!
Учитель ИЗО - Расступись, честной народ!
Гжель на ярмарку идёт!
Дети - Мы – умельцы гжельские, известны на Руси
Керамикой чудесной – У каждого спроси.
Ритмы чудных сине-белых красок;
Неба синь и белая метель,
Подмосковье, ты всегда прекрасно.
Это наша сказочная ГЖЕЛЬ!
( Работы крепятся на доске, проводится краткий анализ работы, выставляются оценки).
Учитель музыки - Внимание! Внимание!
Продолжается наше гуляние.
Веселее улыбнитесь,
Вправо-влево поклонитесь,
Городецкие друзья,
Вы приехали не зря!
Ярмарка наша в полном разгаре.
Дети - Привезли мы вам поклон –
Городецкой песни звон.
Городецкие кони,
Молодецкие кони.
Гордо шею изогнули,
Круто ножку повернули.
Листья, горлицы и кони,
Петухи, скворцы, цветы
Городецкие узоры,
Небывалой красоты!
Проводится краткий анализ работы, подводятся итоги. ( Работы крепятся на доску).
Учитель: Приглашаются мастера следующей артели.
Учитель ИЗО - Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Дети - Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют ХОХЛОМОЙ!
( Проводится краткий анализ работы, подводятся итоги.. Работы крепятся на доску). .
Учитель музыки - Эй! Молодцы и девицы! Что сидите? А играть вы не хотите?
Проводится русская народная игра «Гори гори ясно чтобы не погасло»
Учитель музыки - Вот и подошли к концу наши посиделки…
Дети - Отдохнули и по праву
Мастерам воздали славу!
Что узнали, не забудем,
Долго-долго помнить будем!
Учитель музыки - Много прекрасных традиций было на Руси. Не забывайте их! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое. Желаю вам быть, как наши предки, гостеприимными, хлебосольными! Пусть ваш дом будет радостным и уютным, и на сердце у каждого, вошедшего в него, будет тепло от этого.
Учитель ИЗО - Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Рождённое в среде земледельцев, скотоводов, охотников народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой законами обновления, проявлением её жизненных сил. Охватить всё необъятное море народного искусства в рамках урока невозможно, и поэтому мы остановились лишь на некоторых его видах, которое хорошо знакомо из наших уроков.
Рефлексия Выразить своё настроение, используя карточки с изображением “Весёлого карандаша”, “Фломастера” и “Кистенеи”
СООТНЕСТИ РИСУНОК С НАЗВАНИЕМ ПРОМЫСЛА
| А. ГЖЕЛЬ |
2 | Б. Хохлома |
3 | В. Борисовская керамика |
4. | Г. Городец |
Оценка творческих работ по критериям |
-выразительное чтение стихотворения | |
-оригинальность выполнения росписи | |
-соответсвие с элементами, цветом данной росписи | |
-аккуратность | |
Тема: |
Цель: | |
Задачи: |
-Развивающая -Воспитательная |