СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок ИЗО и музыки (5 класс) Тема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Фольклор в музыке русских композиторов.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок ИЗО и музыки.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Фольклор в музыке русских композиторов.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок ИЗО и музыки (5 класс) Тема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Фольклор в музыке русских композиторов.»

Интегрированный урок ИЗО и музыки (5 класс)

Тема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Фольклор в музыке русских композиторов.

Тип урока: урок-обобщение знаний.

Форма урока: игра (посиделки)

Цель: обобщить знания учащихся о художественных промыслах (Гжель, Городец, Хохлома), показать интонационное своеобразие русского фольклора в произведениях русских композиторов; образцы песенной и инструментальной музыки.

Задачи:

Образовательные:

·  создать условия для обобщения знаний детей о художественных промыслах (Гжель, Городец, Хохлома);

·  способствовать развитию и совершенствованию УУД росписи: городецкой, хохломской, гжел;

·  закрепить знание народного фольклора( песен, пословиц, поговорок, загадок) умение применять их в быту.

 Развивающие:  

·  способствовать развитию  интереса  к  декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству, развитию вокально-хоровых навыков, артистизма, эстетического вкуса, навыков коммуникативного общения и публичного выступления, творческой фантазии, укреплению  межпредметных связей (изобразительное искусство, музыка, литература)

Воспитательные:

·  способствовать воспитанию интереса к учебной деятельности,  интереса  и любви  к народному искусству; чувства гордости за русское наследие, любви к народным традициям;

·  воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, коллективизм;



Педагогические технологии: игровая технология, групповая технология, информационно-коммуникативная, здоровье – сберегающие технологии.  

 Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический) и  исследовательский, метод обобщающих уроков.  

   Методические приемы: исследование, рассказ, беседа, дидактические игры, музыкальные игры.                                          

Оборудование:

Для учителя : музыкальное сопровождение, шкатулки, выставочный стенд, мультимедийный проектор, интерактив.

Для учащихся: кисть, баночка, гуашь,шкатулки.

  • 1.Орг.момент ( учитель музыки) 1-2 мин.

  • 2.Постановка худ. задачи -2 мин

  • 3.Актуализация знаний

  • -тест

  • -коробейници -10 мин

  • 3.1 Определение темы ( дети )

  • -сообщения детей

  • -частушки

  • -пословицы

  • 4.Практическая работа (интерактив- последовательное выполнение работы по росписи: хохлома, городец, гжель.)

  • -выполнение росписи под музыку (комарики) -15 мин

  • 5.Выставка творческих работ.

  • -выставка работ (стихи детей для защиты работы) -7 мин

  • -игра ( Гори гори ясно чтобы не погасло) - 5 мин

  • Рефлексия.



Ход урока:

I.Оргмомент

Учитель музыки - Вы, наверное, уже догадались, что сегодня у нас необычный урок. У нас – посиделки. В старину в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься шуткой, частушкой, посоперничать в потехах, забавах. На посиделки приходили как девушки, так и парни после трудового дня. Посиделки были праздником для крестьянских девушек и парней. Но не всегда родители отпускали. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят, обязательно дадут работу: напрясть пряжи и связать кружево, вышить полотенца и пр. Юноши тоже не сидели без работы: плели лапти, вырезали и расписывали деревянную посуду, прялки, готовили упряжь для лошадей и многое другое. Вот и на наших посиделках мы сегодня будем и отдыхать, и работать, и петь. Песни и обряды сопровождали русского человека всю жизнь - с рождения до смерти. Многие русские композиторы знали народные обряды, традиции и часто в своем творчестве обращались к русскому фольклору. Давайте вспомним, что такое фольклор? (ответы детей: песни, загадки, пословицы, поговорки, легенды, сказки) Какие известные вам композиторы писали музыку в народном стиле? ( ответы детей: И «Камаринская», «Русская песня», «Мужик играет на гармонике», С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами», «Вечер» и другие, « Кикимора»)

II.Постановка художественной задачи

Учитель ИЗО – А на посиделках у нас будут артели, где будут работать мастера по изготовлению одного из видов народных промыслов. Покажем наше мастерство нашим гостям и в конце урока лучшие товары отправим на ярмарку. А мастерами каких промыслов, вы определились поже. В начале нашего урока, давайте вспомним, с чем мы знакомились в этой четверти? Ответы детей: (ДПИ))

А как вы понимаете «Декоративно-прикладное искусство?» Ответы детей: Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю) —декоративное искусство, создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение(практическое значение)

Учитель ИЗО - Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Понятие это очень широкое и глубокое. Широкое потому, что охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство. Глубокое потому, что живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

III. Актуализация знаний

Учитель ИЗО - А сейчас ребята проверим ваши знания с помощью теста. СООТНЕСИ РИСУНОК С НАЗВАНИЕМ ПРОМЫСЛА.

Тест (интерактив)

Учитель музыки - К нам на посиделки пришли девицы – коробейницы…

(Выходят девицы - коробейницы, у них в руках короб с предметами обихода различных промыслов: Гжель, Хохлома, Борисовская керамика, Городец)

Учитель музыки -Ой, полным - полна коробушка - есть в ней промысел для всех

Кто загадку отгадает, тот подарок забирает.

1 коробейница .Голубизну небесную, что сердцу так мила,




Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый

И в каждом отражается сторонушка родимая. (ответы детей)

Коробейница - Эта артель славится мастерами гжели.(отдает подарок)

2 коробейница .Из липы доски сделаны, и прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы, как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники, жар-птицы в высь летят.

И точки чёрно-белые на солнышке блестят. (ответы детей)

Коробейница - Вторая артель, где мастера славятся Городецкой росписью.(отдает подарок)

3 коробейница.Кубки, чаши и ковши, и чего здесь только нету.

Гроздья огненных рябин, маки солнечного лета

И ромашки луговин, зорь червонные лучи,

И узорчатый орнамент Древне – Суздальской парчи!

Коробейница -А вот и четвертая артель, где мастера известны своей Золотой Хохломой.



Сообщение детей о пройденном материале.

1. Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

Ассортимент изделий — сервизы столовые, чайные, кофейные и десертные, люстры любых размеров, бра, напольные вазы, кашпо для цветов, изразцы для печей и каминов и всевозможные игрушки.

2.Городецкая роспись - один из русских народных промыслов, берет свое начало в середине 19 века. Родиной этого искусства стал город Городец (Нижегородская область) До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и птицами. Все эти сюжеты дополняют изображения цветов.

Учитель ИЗО - Какими?( ответы детей: розаны и купавки.)

Учитель ИЗО – Да, ребята. На Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника, цветок счастья, но живет он мгновение. И если человек успеет дотронуться или сорвать его - станет счастливым. Так и стали народные мастера изображать купавки на своих работах.

Учитель музыки – А еще в этот праздник девушки гадали на женихов: плели венки, пускали их по реке – куда венок приплывет, туда девушка пойдет замуж. Послушаем песню « На Ивана на Купала девушка гадала» в исполнении Пелагеи.

Учитель ИЗО - Какие цвета применяют при выполнении росписи Городецкие мастера?

( Розовый - оттенки красного, голубой - оттенки синего, зеленый, черный. Белой краской выполняли «оживку) Издавна жители Городца украшали росписью крестьянские прялки, лубяные лукошки, детские игрушки, различную бытовую утварь. Вечеринки-девишники были самым тесным образом связаны с Городецким промыслом.

3. Хохломская роспись, или хохлома. Название промысла произошло от названия села. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета— красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется.

Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов: «травка» — узор из крупных и мелких травинок; «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.

Звучит русская - народная мелодия. (ЧАСТУШКИ)

Учитель музыки - Эй, девчонки – хохотушки, Затевайте–ка частушки!

Запевайте поскорей, Чтоб порадовать гостей.





1.Белгородские девчата,

Интересно все живем,

Про народные ремесла,

Вам частушки пропоем.

2. ХОХЛОМА, ХОХЛОМА

Разукрашу все дома.

А потом всю улицу,

Петуха да курицу!

3. Ох, Россия, ты, Россия,

Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом

На весь мир прославилась.

4. Кто рисует Городец

Ах, какой он молодец!

И листочки, и цветы –

Это всё для красоты!

6. В Твери делают игрушки

Сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

7.Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

8.Каргопольская игрушка

Ей не налюбуешься

И в Париже и в Нью-Йорке

Наш Полкан красуется

9.Уезжаю в Городец

Все мне так советуют.

Дайте кисточку одну

И рюкзак с конфетами!

10.Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй.

11.Мы не все частушки спели,

Знаем много их втроем.

Приходите в гости снова,

Мы другие вам споем

Учитель ИЗО - Сегодня - гуляшки, завтра - гуляшки, останешься без рубашки.

Ох, и умели же на Руси веселиться! Недаром родилась пословица "Пошла изба по горнице, а сени по полатям". А чтобы гости не забывались в веселье, была и другая: "Веселись, да знай меру!"

Учитель музыки – Да, не бывает скуки, коли заняты руки. Всякое уменье трудом дается.

А вы знаете пословицы и поговорки о труде? (ответы детей)

Пословицы о труде

Без дела жить – только небо коптить.

Берись за то, к чему ты годен.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Всякому молодцу работа к лицу.

Глаза страшатся, а руки делают.

Что можешь сделать сегодня – не откладывай на завтра.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

IV.Практическая работа . (Интерактив).Просмотр последовательности выполнения работы по росписи Хохломы, Гжели, Городца. Учащиеся выполняют практическую работу по мотивам народных промыслов Хохломы, Гжели, Городца.

V. Выставка творческих работ.

Учитель ИЗО – Итак, ваша работа уже готова, и я приглашаю всех на Ярмарку!

Учитель музыки - Внимание, внимание!

Народное гуляние.

Торопись, честной народ,

Всех вас ярмарка зовёт!

Почтенные господа, пожалуйте сюда!

Выставляйте на базаре ваши лучшие товары!

Учитель ИЗО - Расступись, честной народ!

Гжель на ярмарку идёт!

Дети - Мы – умельцы гжельские, известны на Руси

Керамикой чудесной – У каждого спроси.

Ритмы чудных сине-белых красок;

Неба синь и белая метель,

Подмосковье, ты всегда прекрасно.

Это наша сказочная ГЖЕЛЬ!

( Работы крепятся на доске, проводится краткий анализ работы, выставляются оценки).

Учитель музыки - Внимание! Внимание!

Продолжается наше гуляние.

Веселее улыбнитесь,

Вправо-влево поклонитесь,

Городецкие друзья,

Вы приехали не зря!

Ярмарка наша в полном разгаре.

Дети - Привезли мы вам поклон –

Городецкой песни звон.

Городецкие кони,

Молодецкие кони.

Гордо шею изогнули,

Круто ножку повернули.

Листья, горлицы и кони,

Петухи, скворцы, цветы

Городецкие узоры,

Небывалой красоты!

Проводится краткий анализ работы, подводятся итоги. ( Работы крепятся на доску).

Учитель: Приглашаются мастера следующей артели.

Учитель ИЗО - Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Дети - Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют ХОХЛОМОЙ!

( Проводится краткий анализ работы, подводятся итоги.. Работы крепятся на доску). .

Учитель музыки - Эй! Молодцы и девицы! Что сидите? А играть вы не хотите?

Проводится русская народная игра «Гори гори ясно чтобы не погасло»

Учитель музыки - Вот и подошли к концу наши посиделки…

Дети - Отдохнули и по праву

Мастерам воздали славу!

Что узнали, не забудем,

Долго-долго помнить будем!

Учитель музыки - Много прекрасных традиций было на Руси. Не забывайте их! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое. Желаю вам быть, как наши предки, гостеприимными, хлебосольными! Пусть ваш дом будет радостным и уютным, и на сердце у каждого, вошедшего в него, будет тепло от этого.

Учитель ИЗО - Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Рождённое в среде земледельцев, скотоводов, охотников народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой законами обновления, проявлением её жизненных сил. Охватить всё необъятное море народного искусства в рамках урока невозможно, и поэтому мы остановились лишь на некоторых его видах, которое хорошо знакомо из наших уроков.

Рефлексия Выразить своё настроение, используя карточки с изображением “Весёлого карандаша”, “Фломастера” и “Кистенеи”

СООТНЕСТИ РИСУНОК С НАЗВАНИЕМ ПРОМЫСЛА

А. ГЖЕЛЬ

2

Б. Хохлома

3

В. Борисовская керамика

4.

Г. Городец



Оценка творческих работ по критериям

-выразительное чтение стихотворения


-оригинальность выполнения росписи


-соответсвие с элементами, цветом данной росписи


-аккуратность




















Тема:

Цель:


Задачи:

-Развивающая

-Воспитательная




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!