СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок (литература и биология) по рассказу К. Паустовского "Кот-ворюга"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока внеклассного чтения содержит интересные факты о кошках, позволит поработать над портреирм литературного героя. Данный урок имеет большое воспитательное значение. Урок интересный и добрый.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу К»

Интегрированный урок (литература + биология) в 5 классе

по рассказу К.Г.Паустовского «Кот-ворюга».


Тема урока: Большой секрет для маленькой компании.

Цель урока: Продолжить знакомство с рассказом «Кот-ворюга»;

закрепить умение выделять ключевые слова;

находить главную мысль рассказа;

рисовать литературный портрет героя;

давать оценку героям и их поступкам;

воспитывать доброе отношение к животным, милосердие, сострадание.

Оборудование: презенация, мультимедийное оборудование.

Ход урока:

I. Орг.момент.

II. Вступление.

Наш урок называется «Большой секрет для маленькой компании». Человека всегда окружали домашние животные. Домашние, потому что живут рядом с нами, в наших домах.

Основа слова «животное» - «жизнь», «душа». Животное - это прежде всего живая душа, способная, как и человек, чувствовать любовь, радость, боль, обиду, благодарность.

III. Работа по рассказу.

- А для чего нам нужна кошка?

1. Она незаменима в хозяйстве, так как охраняет кладовые. 2. Своим присутствием и поведением приносит нам радость.

- А что вы знаете про кошку?

Почти ничего. Давайте послушаем учителя биологии. Она расскажет нам много интересного.


III. Рассказ учителя биологии о породах кошек, приручении их человеком, физиологических особенностях.

Рассказ сопровождается показом слайдов и фрагментов документального фильма «Кошки».


По данным археологии, кошки поселились рядом с человеком с тех пор, как он стал вести оседлый образ жизни. Но это были просто дикие кошки, питавшиеся отбросами. Разные исследователи придерживаются диаметрально противоположных взглядов на происхождение домашних кошек. По более старой версии принято считать единым предком домашней кошки североафриканскую переднеазиатскую степную кошку, одомашненную в Нубии около 4 тысяч лет назад. Отсюда, из Нубии, одомашненные кошки попали в Египет, в дальнейшем в Азии скрестившись с лесной бенгальской. В Европе эти кошки скрещивались с местной, дикой лесной европейской кошкой. Итог этих скрещиваний — современное разнообразие пород, линий, расцветок. По другой, более современной версии домашние кошки имеют полифелитическое происхождение, то есть разные породы независимо складывались в нескольких основных центрах.

Ископаемые останки кошек найдены в древнейшем городе планеты — Иерихоне (5-6 тысячелетие до н. э.), при раскопках в Иордании, в древнейших городах Индии. Но эти животные, видимо, были еще не вполне домашними. Многочисленные свидетельства пребывания кошек в Египте хорошо прослеживаются с 3 тысячелетия до н. э. На росписях в гробницах Саккараха (2750-2650 до н. э.) кошки изображены с ошейниками, что, безусловно, свидетельствует об их одомашнивании. А на знаменитой фреске из Бени-Хасана кошка уже изображается в доме, рядом с хозяйкой. Однако доступ она в дом получила только в эпоху Среднего Царства, а до этого она обитала в камышовых зарослях, где разоряла птичьи гнезда, питаясь яйцами и птенцами пернатых, составляя подчас серьезную конкуренцию охотникам. Даже когда кошка стала жить в доме у человека, она не утратила своих охотничьих инстинктов. И вы это сами знаете! Докажите! В отличие от других животных, кошка была более “сговорчивей” и позволяла надевать на себя ошейник. Всем известно, какую пользу приносила кошка. Какую, как вы думаете? Да, непримиримый враг мышей и крыс. Об этом знали и египтяне, стремившиеся как можно крепче привязать это животное к своему дому, дабы оно избавило их от грызунов. А как еще относились египтяне к кошке? (это священное животное, добрый дух дома, смерть кошки – сбривали брови и подрезали волосы, убийство кошки – смерть, хоронили их на кладбищах, мумифицировали).

В храмах, посвященных богине Баст (египтяне изображали ее в виде кошки либо женщины с кошачьей головой), содержалось много кошек, почитаемых как священные животные. Археологами обнаружено около 300 тысяч мумий, относящихся к 4 тысячелетию до н. э. Первые иероглифические знаки, обозначающие слова “кот” и “кошка”, датируются примерно 2300 годом до н. э. и читаются как “минт” и “миу”. Но кошка в Египте была не только священным животным, но и охотничьим и боевым зверем. Охотились кошки на птиц и мелкую дичь.

Из Египта кошка на кораблях финикийских купцов попала во многие уголки европейского Средиземноморья, но вплоть до начала нашего тысячелетия она была редким зверем. Немногочисленные свидетельства о кошках в Древней Греции дают основание предполагать, что это животное посвящалось богине Луны и охоты Артемиде, несколько схожей с египетской Баст. Отчасти функции Баст присущи и римской богине любви Венере, которая иногда изображалась вместе с кошкой (вероятно, полудикой). Среди редких упоминаний о кошке в античной литературе следует отметить басни Эзопа.

В средневековой Европе упоминания о кошках немногочисленны, лишь примерно к 10 веку кошка перестает быть ценной редкостью. А что вы сможете сказать о представлении кошки в средние века?

В Европе кошки вплоть до эпидемии “черной смерти”, когда их функция истребителей мелких грызунов (мышей, крыс) была оценена по достоинству, не пользовались популярностью и нередко становились жертвой предрассудков (помощники колдунов, пособники дьявола, сжигали на костре).

На территории России кошки появились в VI – VII вв. к X – XI вв. они широко распространились по Руси. В начале они были большой редкостью и только у богатых, штраф за похищение кошки равнялся штрафу за похищение вола, трех лошадей и 30 овец. В XV – XVI вв. кошки широко распространились по всей России, не только у богатых, но и у бедных людей.

На Востоке кошки издавна находились в привилегированном положении по сравнению с Европой. В исламе кошки весьма почитаются, кошка Муэзза жила у самого пророка Мухаммеда. В память о ней всем кошкам разрешен был свободный вход в мечеть. Кот входит в число 12-ти животных, имя которых носят годы китайского календаря. В Китае кошки и их изображения считались приносящими счастье. Согласно древней персидской легенде, кошки появились от чиханья льва. В зороастризме, древней религии персов, убийство кошки — такое же серьезное преступление, как и убийство человека. Важное место занимали кошки в странах Индокитая. Множество старинных и благородных пород: тайская, сиамская — происходят из этого региона, где их разводили при королевских и княжеских дворах. Эти удивительные создания были привезены в Европу строителями Британской империи и дали огромный толчок разведению кошек в Англии.


IV. Учитель литературы.

Итак, нам очень хорошо рассказали о кошках, мы узнали много интересного. Теперь нам легче будет объяснить поведение и поступки кота из рассказа «Кот-ворюга».

1. Знакомство с термином «писатель-натуралист».

2. Рассказ о писателе.

3. Работа «Угадай рассказ» по иллюстрациям, сделанным ребятами к прочитанным рассказам Паустовского.

4. Знакомство с понятием «Портрет литературного героя» . Запись в тетради:

1) Внешность героя.

2) Действия и поступки.

3) Авторская оценка.

5. Беседа по прочитанному.

- Понравился ли вам рассказ? Кто главный герой рассказа?

- Найдите описание кота, выберите детали портрета. ( фрагменты текста выводятся на слайдах)

- Что вы можете сказать о характере кота, опираясь на его внешнее описание?

(тощий - жизнь у нег нелёгкая, недоедает, поэтому и ворует: не украдёт – будет ходить голодным;

дикие, нахальные глаза – характер вовсе не тихий, упрямый, хитрый, наглый;

разорванное ухо говорит о его умении постоять за своё, драчливости;

отрубленный хвост – ему уже не один раз доставалось за его проделки)

- Найдите и зачитайте его действия и поступки. Обратите внимание на глаголы, используемые писателем для описания действий кота. Паустовский очень бережно и точно работает со словом.

(слова выводятся на слайде)

- Жулик - воришка - вор - ворюга - Какая смысловая разница между этими словами?

- Босяк, бандит

Босяцкие выходки Авторская оценка: кот ничей, беспрзорник.

Бродяга

- Как относится автор к коту? ( с удивлением? с одобрением? с восторгом? с возмущением?

с осуждением? с юмором? )

- Почему кот так ведёт себя?

Охотник! Он вынужден кормить себя сам – охотиться. Он полудикий. У кошки, раз она по породе своей домашняя, должен быть хозяин, который должен о ней заботиться. У нашего кота хозяина нет.)

- Какой поступок переполнил чашу терпения рыбаков?

- Расскажите историю последнего сражения.

(Украл кукан с рыбой, стащил со стола кусок ливерной колбасы,

Залез с ней на берёзу, упал от отчаяния, уронил её, подскочил как футбольный мяч, убежал под дом, засел там и противно выл несколько часов, не давал никому покоя).

- На каком качестве характера поймали кота?

(Охотник! Добычу не выпустит!)

- Как повёл себя кот, когда его вытащили?

(Прижал уши, поджал хвост, зажмурил глаза).

- Почему?

(Ждал взбучки, его, видимо, не раз уже так наказывали).

- Почему ему придумали такое необычное наказание?

(Во-первых, стало жалко, во-вторых, бесполезно было наказывать как прежде, в-третьих, люди проявили великодушие: люди большие, а кот – маленький - НЕЭТИЧНО !)

- Как подействовало на кота такое наказание? Как ведёт себя кот после него? Зачитайте.

- Чем же закончилась вся эта история?

(Кот прижился, никуда не ушёл и прямо на следующий день совершил благородный поступок – прогнал со стола кур и петуха).

- Почему кот прижися?

(Он обрёл дом и своих хозяев).

- Как изменился кот?

(Ходил как хозяин и сторож; он обрёл собственное имя, даже два: Степан и Милиционер; требовал благодарности, тёрся о ноги. Ведёт себя как домашний кот!)

- Почему писатель не показывает, как изменился кот внешне?

(Это неважно! Главное – это изменение поведения. Кот перестал воровать.)

- Хорошо ли теперь живётся коту?

(ДА! Ведь есть дом, хозяева).

- Давайте сделаем вывод. Что же изменило так кота?

(Доброта людей. Мудрость людей. Сострадание к несчастному животному. Ведь не зря говорят: Доброта - это великая сила.)

6. Работа с пословицами.

- Какая из пословиц, по вашему мнению, больше всего подходит к содержанию рассказа?

7. Работа с эпизодом «Наш Василий» (на слайдах – фотографии беспризорного кота, живущего около школы)

- Узнаёте? Можете ли вы предположить, что за история вышла с нашим Василием? Что произошло в его жизни?

(Скорее всего его, домашнего кота выбросили на улицу, может быть, хозяева уехали. Но он точно кот домашний, потому что у него все привычки домашнего: ласкается, ждёт, когда покормят, заглядывает в лицо человека, общается мяуканьем, вообще тянется к людям, общается. Он домашний, прирученный).


V. Заключение.

Паустовский в рассказе Кот-ворюга» поднимает очень важную проблему беспризорных домашних животных

«Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили», - сказал А.Сент Экзюпери.

--Почему?

Потому что человек умнее, сильнее. Собаки и кошки всегда живут рядом с человеком, предано служат ему,

дарят радость общения.

-- Так в чём состоит большой секрет для маленькой компании?

- Нужно жить дружно, бережно относиться к животным.

- Заботиться о них.

- Не предавать.

- Нести ответственность за тех животных, которых взял в свой дом.

- Как вы понимаете слова МИЛОСЕРДИЕ ? СОСТРАДАНИЕ ?

- Не должно быть безпризорных кошек и собак.

- Приходить на помощь в трудную минуту, поддерживать.

- Подкорми голодную собаку или кошку.

- Не обижай её, пожалей.

ЖИВОТНЫХ НАДО ПРОСТО ЛЮБИТЬ - ВОТ И ВЕСЬ СЕКРЕТ. ОНИ НАШИ МЕНЬШИЕ БРАТЬЯ.


VI. На слайдах фотографии питомцев учащихся со своими хозяевами.

(Звучит песенка кота Леопольда)

















Просмотр содержимого презентации
«Кот ворюга 5 А»

Б о л ь ш о й  с е к р е т   д л я   м а л е н ь к о й  к о м п а н и и     Интегрированный урок: литература + биология.

Б о л ь ш о й с е к р е т

д л я

м а л е н ь к о й к о м п а н и и

Интегрированный урок: литература + биология.

1. Продолжим знакомство с рассказом  К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»; 2. Узнаем много интересного о домашней кошке; 3. Закрепим умение выделять ключевые слова, находить главную мысль рассказа, рисовать литературный портрет героя, давать оценку поступкам героев. 4. Постараемся стать добрее, умнее, благороднее.

1. Продолжим знакомство с рассказом

К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»;

2. Узнаем много интересного о домашней кошке;

3. Закрепим умение выделять ключевые слова, находить главную мысль рассказа, рисовать литературный портрет героя, давать оценку поступкам героев.

4. Постараемся стать добрее, умнее, благороднее.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ КОШКИ !  Европейская  короткошерстная  Сиамская

ТАКИЕ РАЗНЫЕ КОШКИ !

Европейская

короткошерстная

Сиамская

КАО МАНИ  РУССКАЯ ГОЛУБАЯ

КАО МАНИ

РУССКАЯ ГОЛУБАЯ

СФИНКС  СИБИРСКАЯ

СФИНКС

СИБИРСКАЯ

КОШКА – УДИВИТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВО!

КОШКА – УДИВИТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВО!

КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ  ПАУСТОВСКИЙ В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного.

КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ

В каждом сердце есть струна.

Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного.

ИЗ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ: НАТУРАЛИСТ – Человек, занимающийся  изучением природы. ПИСАТЕЛЬ – НАТУРАЛИСТ  хорошо знает природу и пишет о ней.

ИЗ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ:

НАТУРАЛИСТЧеловек, занимающийся

изучением природы.

ПИСАТЕЛЬ – НАТУРАЛИСТ

хорошо знает природу и пишет о ней.

К.Паустовский «Кот - ворюга»

К.Паустовский «Кот - ворюга»

ПОРТРЕТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

ПОРТРЕТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

  • Описание внешности
  • Поступки и действия
  • Авторская оценка
КАК ВЫГЛЯДИТ КОТ ?

КАК ВЫГЛЯДИТ КОТ ?

  • отрублен кусок грязного хвоста
  • тощий
  • разорвано ухо
  • огненно-рыжий
  • дикие глаза
  • нахальные глаза
ПОСТУПКИ КОТА воровал всё: хлеб, сметану, мясо, рыбу ловко прятался разрыл банку с червями утащил кукан с рыбой украл кусок ливерной колбасы решился на отчаянный поступок:  прыгнул с берёзы

ПОСТУПКИ КОТА

  • воровал всё: хлеб, сметану, мясо, рыбу
  • ловко прятался
  • разрыл банку с червями
  • утащил кукан с рыбой
  • украл кусок ливерной колбасы
  • решился на отчаянный поступок:

прыгнул с берёзы

  • грозно выл несколько часов
  • ругался под домом
  • вцепился мёртвой хваткой
  • отчаянно упирался, не выпускал добы чу
Почему кот получил такую кличку?   ЖУЛИК  ВОРИШКА  ВОР  ВОРЮГА

Почему кот получил такую кличку?

ЖУЛИК

ВОРИШКА

ВОР

ВОРЮГА

АВТОРСКАЯ ОЦЕНКА

АВТОРСКАЯ ОЦЕНКА

  • потерявший всякую совесть
  • босяк
  • бродяга
  • бандит
  • хитрый
  • ловкий
  • вечно голодный
  • босяцкие выходки
  • ворюга
ПОСТУПКИ КОТА ПОСЛЕ «НАКАЗАНИЯ»

ПОСТУПКИ КОТА ПОСЛЕ «НАКАЗАНИЯ»

  • фыркал
  • тёрся головой об пол
  • мирно захрапел
  • прижился
  • перестал воровать
  • совершил неожиданный благородный поступок
  • дрожал от негодования
  • ходил по дому и саду как хозяин и сторож
  • требовал благодарности
КАКАЯ ИЗ ПОСЛОВИЦ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОДХОДИТ К СОДЕРЖАНИЮ РАССКАЗА?

КАКАЯ ИЗ ПОСЛОВИЦ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОДХОДИТ К СОДЕРЖАНИЮ РАССКАЗА?

  • Доброта творит чудеса.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • У голодного ум просыпается после еды.
  • Добро побеждает зло.
Мы навсегда в ответе за тех,  кого приручили.  Антуан де Сент -Экзюпери

Мы навсегда в ответе за тех,

кого приручили.

Антуан де Сент -Экзюпери

МИРТА И ДИАНА

МИРТА И ДИАНА


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!