Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№12» г. Тобольска
Тема: Черты сказки Л. Пантелеев «Две лягушки». | 1 урок из 2 по теме |
Комбинированный урок литературного чтения, музыки, технологии. | Форма урока: урок - совершенствования знаний. Форма учебной деятельности: фронтальная работа, самостоятельная работа. Методы обучения: метод сравнения, метод конструирования правил, проблемные ситуации, обращение к опыту учащихся, работа с учебником, фронтальная работа, проект. |
Цель урока | Задачи урока |
Совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения сказки. Развивать умение искать ответы на возникшие вопросы с помощью учебника, развивать память, творческие способности, через интеграцию с другими предметами: музыки, технологии. Добиваться яркости и целостности передачи художественных образов, созданных с помощью слова. Воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы. | Предметные: развивать умения анализировать полученную информацию, ставить вопросы и находить на них ответы в учебнике, интернете, выстраивать причинно-следственные связи, цепи рассуждений, выдвигать гипотезы. Метапредметные: формирование ключевых компетенций через систему общеучебных УУД, опираясь на знания из других учебных дисциплин: технология, музыка. Формирование информационной компетенции, умения представлять информацию в виде алгоритма. Коммуникативные умения (строим вопросы и ответы) Личностные: обеспечить познавательную мотивацию учащихся, формирование коммуникативной компетенции: умение работать в коллективе, умение представлять результат своей деятельности . |
Предметный результат | Компетенции / УУД |
Уметь ставить вопросы и находить на них ответы, используя знания, полученные на уроках изо, музыки. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; работать в большой группе: извлекать из учебника информацию, осуществлять самопроверку, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
Педагогические технологии | Оборудование |
проблемно-диалоговое обучение, технология обучения в сотрудничестве. | проектор, презентация в Power Point, музыкальный файл П. И. Чайковский «Времена года» («Ноябрь. На тройке»), ножницы, салфетки разного цвета, силуэты птиц, степлер, клей. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля |
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности – (1 мин) |
Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке: Начинается урок. Он пойти Вам должен впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать. Ответы полные давайте, Ну, и друг другу помогайте! | Оценивают готовность к уроку; | Познавательные УУД: - выделять существенную информацию из текста; Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других. Регулятивные УУД: -самостоятельно организовывать свое рабочее место; - настраивать себя на продуктивную работу. | Самооценка готовности к уроку, оценка эмоционального состояния. |
2Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (3 мин) |
Создает условия для формулирования темы урока, обеспечивает мотивацию учения: -А сейчас, если вы справитесь с заданием, то узнаете кто будет главным героем нашего сегодняшнего произведения? - Возьмите маршрутный лист и обратите внимание на первое задание. -Соедини название животного и его сказочное прозвище. (работа с таблицей) -Поработайте в паре. -Какое животное осталось без характеристики? -Вспомните, как Лягушку называют в литературных произведениях. (лягушка – квакушка) | Отвечают на вопросы учителя. Работают в паре. «Лягушка» Отличают известную информацию от неизвестной. | Познавательные УУД: -осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - отстаивать свою точку зрения. Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - осуществлять самоконтроль; - выполнять пробные учебные действия. | - выяснение готовности класса к изучению нового материала; - участие в дискуссии, ответы на вопросы. |
3.Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности (3 мин) |
Организует работу по формулированию темы урока и целей: Найдите это произведение в книге. -К какому литературному жанру его можно отнести? | Отвечают на вопросы учителя. -Сказка. Предполагают, что такое одновременно возможно. Определяют тему урока. | Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, делать выводы; -устанавливать закономерности, строить рассуждения; -выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; -формулировать и аргументировать свое мнение и позицию. Регулятивные УУД: -высказывать предположения на основе наблюдений; -определять и формулировать цель урока с помощью учителя и самостоятельно; - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; - планировать реализацию целей и задач. | -оценка умения формулиро- вать тему урока. - самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению. |
4.Первичное восприятие произведения (открытие нового знания) 3 мин |
Организует работу учащихся для первичного восприятия произведения. | Смотрят м\ф «Две лягушки» | Познавательные УУД: - выдвигать предположения; - структурировать знания; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: - высказывать свое мнение; - контролировать действия партнёра; - строить монологическое высказывание. Регулятивные УУД: - планировать свою учебную деятельность; - определять способы выхода из затруднения; - сохранять учебную задачу и осуществлять контроль. | - оценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению. |
5.Работа с текстом( 8 мин) |
Организует работу с текстом. | Читают самостоятельно сказку. Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД: - соотносить информацию, представленную в разных формах; - группировать и классифицировать изучаемые объекты; - извлекать необходимую информацию из текста; - устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - строить монологическую и диалогическую речь; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. - Регулятивные УУД: - искать пути решения проблемы; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию; - оценивать результаты, анализировать работу. | Анализ и оценка учеников, прочитавших текст. |
6.Интеграция с музыкой ( 5 мин). Физическая минутка. |
Организует проверку и структуризацию полученных в ходе коллективной работы знаний: -Сегодня мы в гостях у Л. Пантелеева. Почему на слайде вы видите 2 портрета? -Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года». -Вам знакома эта музыка? Где мы с ней познакомились? Правильно, это «Времена года» Чайковского П.И. «Ноябрь. На тройке», а познакомились мы с ней на уроках музыки. -А какие еще пьесы вошли в этот осенний альбом? Верно, «Охота», «Осенняя песнь» -Какое настроение возникает при прослушивании такой музыки? Она невероятно красива! | Слушают пьесу « Ноябрь. На тройке» Второй портрет П.И.Чайковского. (под музыку образуют группы по 5 человек и отвечают на вопросы) | Познавательные УУД: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - самостоятельно отбирать (использовать) информацию (из различных источников), используя ее для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме; - вести диалог, высказывать свое суждение, выслушивать мнение партнера в рамках диалога. Регулятивные УУД: - планировать своё действие; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - самостоятельно (или с помощью учителя) планировать свою деятельность по решению учебного задания. | Оценка работы ученика, коллектива. |
7.Интеграция с уроком изобразительного искусства. Самостоятельная работа ( по образцу) ( 13мин) |
Заметили, что автор на протяжении всей сказки сравнивает двух лягушек друг с другом? Организует самостоятельную деятельность учащихся по созданию коллективной инсталляции «Лягушки в горшке» | Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года». Изготавливают при помощи степлера, бумажных салфеток зеленого цвета лягушек и прикрепляют их к заготовке «Горшок» | Регулятивные УУД: - планировать своё действие; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Самостоя- тельная работа. Оценка работы ученика, коллектива; |
8.Рефлексия учебной деятельности (итог урока)(2 мин) |
Организует деятельность учащихся по оценке результатов собственной деятельности: -При помощи словесного суждения оцените результат своей работы. | Высказываются, используя систему незаконченных предложений «Мне запомнилось…», «Интереснее всего было…» | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками. Регулятивные УУД: - адекватно воспринимать оценку; - прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. | Рефлексия деятельности работы учащихся на уроке (оценка успешности) |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению(2 мин) |
Организует деятельность учащихся по выбору варианта Д/З Приготовить выразительное чтение по книге сказки-загадки «Две лягушки» Нарисовать иллюстрацию по теме урока. | | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, соединять части в целое; - применять знания в нестандартной ситуации. Коммуникативные УУД: - слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы. Регулятивные УУД: - соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом; - объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание; - способность организовать собственную деятельность. | Запись в дневниках, выбранного варианта задания. |