СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературы (вторая половина XIX века) и обществознания (блок «Право») «Тут дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей»: по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы (вторая половина XIX века) и обществознания (блок «Право») «Тут дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей»: по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 3 г. Светлограда Ставропольского края





Постникова Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы



Методическая разработка

интегрированного урока литературы

«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»:

по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

(раздел «Литература второй половины XIX века»)

и обществознания (блок «Право»)



Для обучающихся 10 класса

























Современный урок - свободный урок,

урок, освобожденный от страха:

никто никого не пугает

и никто никого не боится


Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера,

мы украдем у детей завтра

Пояснительная записка

Методическая разработка урока по теме «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»: по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» разработана для обучающихся 10 класса. Структура занятия соответствует требованиям к организации комбинированного урока по ФГОС: четко выделены этапы подготовки и организации внимания обучающихся, актуализации знаний и умений обобщения, систематизации и визуализации полученных знаний и рефлексии.

Это урок развивающий в деятельности. Схема построения урока соответствует его цели и приоритетам ФГОС ООО:

Обращение к ученикам с предложением выдвигать гипотезы, делать предположения;

Использовались приёмы работы с классом, подчёркивающие динамику изменений в образовательных достижениях учеников – в знаниях, действиях, личностных новообразованиях; задавались вопросы, помогающие участникам учебного процесса обнаружить ошибки и верно скорректировать дальнейшую работу.

Согласно поправкам в федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» наличие программы воспитания в общеобразовательной организации в модуле «Школьный урок» говорится о том, что он должен быть не только развивающим, но и воспитывающим.

В соответствии с ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом (междисциплинарная программа), чтобы добиться метапредметных результатов, я включила в сценарий урока работу с различными видами текста, она предполагает

  • понимание прочитанного

  • поиск информации

  • преобразование и интерпретацию полученной информации

  • оценку информации

Актуальность выбранной темы:

  1. Приобретенные знания станут теоретической основой для подготовки к написанию итогового сочинения.

  2. Произведение Ф. Достоевского (литература) и раздел «Право» (обществознание) входят в кодификатор ГИА.

  3. Позволяет вырабатывать навыки осознанного грамотного чтения.

  4. Развивает логическое мышление обучающихся.

В соответствии с основными положениями, закрепленными в новых стандартах, при подготовке и проведении урока использовался системно – деятельностный подход в планировании и проведении урока - подход к построению урока с ориентацией на итоговые результаты образования: в основе педагогических приёмов и техник, использованных на уроке, лежат следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества и принцип идеальности.

На уроке применены словесные, наглядные, репродуктивные, проблемно-поисковые, практические методы обучения.

Проблемный урок предполагает метапредметность –умение анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, общаться в социуме, определять границы собственных знаний, извлекать информацию – «читать между строк» - «ученик учится жить»

Исследовательский урок предполагает использование различных приёмов и технологий

  1. Технология развивающего обучения

  2. Технология дифференцированного обучения

  3. Технология продуктивного чтения

  4. Технология проблемного диалога

  5. Технология игрового обучения

  6. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

  7. Технология интерактивного обучения

Приёмы обучения

  1. Ромашка Блума

  2. Кластер

  3. Синквейн

  4. Эссе

  5. Анализ конкретной ситуации

  6. Ролевая игра

Методов познания: наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение – при составлении таблицы и заполнении её примерами, при составлении алгоритма применения полученных знаний

В ходе урока применяются диалоговые формы общения. Чтобы оживить работу на уроке, повысить интерес к изучаемой теме, на этапе закрепления материала целесообразно создание нестандартных ситуаций при использовании знаний обучающимися, при этом используется игра «Третий лишний», упражнение «Корректор», буквенный диктант.

Деятельность обучающихся: индивидуальная, фронтальная, парная. Организована работа по формированию надпредметных умений и навыков: обращение к справочной литературе, умение самостоятельно составлять алгоритм и действовать по нему, участвовать в диалоге, полилоге, организовать себя на выполнение поставленных задач, умение сравнивать, сопоставлять примеры и на их основе формулировать правило, обобщать сказанное, делать выводы, оценивать свою и чужую работу, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Реализовано и дифференцированное обучение: в ходе урока использовались задания для детей разного уровня обученности, домашнее задание тоже предполагает разный уровень.

Работа с пословицами имеет большую воспитательную функцию, развивая у учащихся ценностно-ориентированное отношение к жизни.

Использование данных приемов и методов способствует формированию

Регулятивных УУД:

  • целеполагание

  • планирование

  • контроль

  • коррекция

  • оценка

Познавательных УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль оценки процесса и результатов деятельности;

  • определение основной и второстепенной информации;

  • постановка и формулирование проблемы;

Коммуникативных УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;


Предмет: литература, обществознание

Класс: 10 класс

Тема: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»: по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, Библия, Уголовный кодекс, мантия и судейская шапочка для судьи, атрибуты для создания судейского помещения, фрагменты произведения Моцарта «Реквием», Баха, фрагмент кинофильма, иллюстрации сцен из романа Ф.М.Достоевского, презентация PowerPoint

Формы организации учебной деятельности обучающихся: групповая, парная, индивидуальная

Основные цели урока:

Предметная

  1. Обобщение знаний учащихся, полученных при изучении романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”

  2. Проанализировать мотивы преступления Раскольникова

  3. Выявление причин и мотивов, побудивших героя произведения  преступить нравственный закон

  4. Формировать умения и навыки анализа художественного произведения

  5. Наблюдать особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского

  6. Воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову

  7. Развитие учащимися навыка самостоятельно оценивать явления мира, описанные в литературе, размышлять над различными точками зрения, сравнивать аргументы, подбирать факты для доказательства собственной позиции

  8. Воспитывать человека – гуманиста

Личностная: помочь обучающимся развить познавательные процессы (речь, воображение, восприятие), творческие способности; умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение).

Воспитательная: развитие позитивного ценностно-ориентированного отношения к жизни, окружающему миру и изучаемому миру. Формировать ключевые компетенции учащихся. Поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и обучающимися.

Основные задачи урока:

Образовательные (литература)

  1. Формирование навыков анализа художественного текста

  2. Способствовать развитию умения выявлять авторскую позицию, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному

  3. Раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие;

  4. Выявить ведущие мотивы  преступления  Раскольникова;

  5. Осмыслить, какую  власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за эту идею, которой он руководствуется;

  6. Подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для  человечества осуществление  индивидуальных идей и теорий



Образовательные (обществознание)

  1. Понимать правовую терминологию: адвокат, прокурор, обвиняемый, преступник, преступить, прения и т.д.;

  2. Осваивать навык переработки эпического текста в сценарий с позиции своей роли

  1. Подготовить аргументированный материал для доказательства своей точки зрения в рамках УК РФ

Развивающие

1.Развивать коммуникативные умения: участие в дискуссии, утверждать и доказывать свою точку зрения с учетом мнения других

2.Способствовать освоению умения соотносить литературу  с фактами общественной жизни.

3.Развитие управленческих способностей: делать выбор на основе нравственных ценностей, умения использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Воспитательные

1.Способствовать формированию человека нравственного, способного сохранить  и развить в себе  нравственные ценности, использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своей жизнью, поведением, общением

2.Воспитывать умение отличать добро от зла, ориентировать на добротворческие поступки

Урок активизировал следующие образовательные достижения обучающихся:

Предметные:

  1. Умение воспроизводить ранее полученные теоретические знания

  2. Приводить простые жизненные примеры по ранее изученному материалу

  3. Расширение знаний о правилах написания не со словами разных частей речи

Метапредметные:

  • Умение определять значимость изучаемой орфограммы

  • Формирование определённого уровня знаний об изучаемой орфограмме (приобретение личностно-значимого опыта для себя)

  • Владение основами самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи

Психологические основы урока:

  • Учёт уровней актуального развития обучающихся и зоны их ближайшего развития.

  • Реализация развивающей функции обучения: развитие качеств восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

МР 1: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

МР 2: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

МР 3: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

МР 4: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

МР 5: Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

МР 6: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

МР 7: Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

МР 9: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

МР 10: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

МР 11: Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами































Структура урока

Этап урока, № слайда

ХОД УРОКА

Мотивация (организационный)



Слайд №

Организационный момент

Мотивирующий этап: создание эмоционального настроя

На столе: Уголовный кодекс (Уголовное право), Библия, Конституция

В начале урока наливаю в стакан воды и отпиваю глоток.

— Легко ли мне было делать то, что я сделала?

- Да, потому что все действия, связанные с удовлетворением наших основных потребностей, для нас просты и естественны.

— Какое выражение существует в русском языке для данной ситуации?

- «Легко, как воды напиться»

— Можно ли применить это выражение по отношению к действиям Родиона Раскольникова?

- Нет

— Почему?

- На этот вопрос мы сегодня и ответим


Постановка учебной проблемы. Целеполагание Слайд №

Целеполагание. ОПРЕДЕЛЯЕМ ЦЕЛИ УРОКА

Читаем тему урока и эпиграфы к ней, определяем цели урока

- О чем будем говорить?

- Какие проблемные вопросы мы можем поставить?

КИНОФРАГМЕНТ

- Что прозвучало? – ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА

- Главный вопрос, на который нам предстоит ответить на уроке: В чём состоит преступление и наказание Раскольникова?


Актуализация опорных знаний и умений

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Слайд №

- На предыдущем уроке мы говорили о том, что роман «Преступление и наказание» - роман – исследование души человеческой, поиск человека в человеке. Перед своими читателями Достоевский ставит три вопроса исследовательского характера


1 блок «Теория Раскольникова»

Слайд №

1 группа – работа с текстом, истоки теории героя, её предпосылки и суть

2 группа – представление кластера «теория Раскольникова»

3 группа – представление синквейна «Обыкновенные люди», «необыкновенные люди» (цитатный и произвольный варианты)

4 группа – представление эссе (обществознание) «Теория Раскольникова»

2 блок «Преступление Родиона Раскольникова»

Слайд №

1 группа – представляет кластер «Причины Преступления»

2 группа – представляет кластер «Убийство: история грехопадения» - работа с текстом (обучающиеся называют эпизоды романа, предшествующие убийству)

3 группа - представляет кластер «Крушение теории Раскольникова»

3 блок «Наказание»

Слайд №

1 группа - Ролевая игра

2 группа – Правовые знания

Итоги, рефлексия. Анализ успешности достижения поставленной цели Оценивание.

Слайд №

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Анализ и содержание итогов, формирование выводов по изученному материалу

Слайд №

Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора.

Сочинение - рассуждение





ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Мотивирующий этап: создание эмоционального настроя (на столе: Уголовный кодекс (Уголовное право), Библия, Конституция)

В начале урока наливаю в стакан воды и отпиваю глоток.

— Легко ли мне было делать то, что я сделала?

- Да, потому что все действия, связанные с удовлетворением наших основных потребностей, для нас просты и естественны.

— Какое выражение существует в русском языке для данной ситуации?

- «Легко, как воды напиться»

— Можно ли применить это выражение по отношению к действиям Родиона Раскольникова?

- Нет

— Почему?

- На этот вопрос мы сегодня и ответим


  1. Целеполагание. ОПРЕДЕЛЯЕМ ЦЕЛИ УРОКА

Читаем тему урока и эпиграфы к ней, определяем цели урока

- О чем будем говорить?

- Какие проблемные вопросы мы можем поставить?

КИНОФРАГМЕНТ

- Что прозвучало? – ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА

- Главный вопрос, на который нам предстоит ответить на уроке: В чём состоит преступление и наказание Раскольникова?


  1. Актуализация опорных знаний и умений. Формулирование проблемы, планирование деятельности

- На предыдущем уроке мы говорили о том, что роман «Преступление и наказание» - роман – исследование души человеческой, поиск человека в человеке. Перед своими читателями Достоевский ставит три вопроса исследовательского характера


1 блок – ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА

Счастье нельзя купить злодейством…

Из дневника писателя за 1877 год

1 ГРУППА

- Постараемся понять, что происходит в нравственном мире человека, преступившего нравственный закон? Какие причины и мотивы толкают человека на путь преступления? В этом нам помогут знания из области психологии.

« Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной  ибо хочу быть человеком»,  - писал восемнадцатилетний Федор Достоевский.

-Обратите внимание на возраст. Почти ваш ровесник.

Что, на ваш взгляд, главное для Достоевского в романе о Раскольникове?

(Исследование внутреннего мира героя, который помыслил себя « сверхчеловеком», но при этом «душу свою загубил».)

-Это произведение, в котором раскрывается борьба двух начал – добра и зла -– в сердце человеческом

Достоевский выявляет причины и мотивы, побудившие героя преступить нравственный закон. И выявление этих причин важно для писателя не для осуждения или оправдания Раскольникова, а для уяснения того, что происходит в нравственном мире человека; каким искажениям и соблазнам подвергается  совесть и  сердце человека.

Достоевский мучается вопросом: имеет ли право человек на насилие в отношении себе подобных?

-Вправе ли он пролить кровь хотя бы самого недостойного человеческого существа и притом ради многих?

-Раскольников – особенный человек?

- Расскажите о нем.

(Герою свойственны черты, присущие многим из нас.)

-О характере Раскольникова и о чувствах можно судить по замечаниям близко знавших его людей, выводам и ремаркам, сделанным самим автором.

(Работа с текстом.)

-Где же истоки « преступления» Раскольникова?

( Ученик:  Раскольников решил стать похожим на Наполеона. Герой увидел в нем культ силы,  такие качества, как жестокость, неумолимое движение к заветной вершине, в достижении которой все средства хороши.)

Интересны замечания о Наполеоне  современников Достоевского, его собственные  откровения.

Сообщение учеников. «Я уже чуял инстинктивно, что моя воля должна подчинить себе чужую волю», - говорил о себе Наполеон, вспоминая молодые годы. Наставники говорили о его успехах, но прибавляли: «Нрав властолюбивый, требовательный, упрямый». Начальство признавало за ним способности , но аттестовало его так: « Крайне самолюбив, безгранично честолюбив, резок, капризен, готов на все».  Позднее сам Наполеон говорил о себе: «Вечно одинокий среди людей, возвращаюсь я домой мечтать с самим собой, отдаваться всей силе моей тоски…Жизнь в тягость мне; радости бегут от меня; все для меня – мучение».

-Чем интересен Раскольникову Наполеон?

(Ученик:  Раскольникова интересует не столько судьба императора, сколько его « моральный кодекс»).

-Достоевский проводит психологическое исследование человека, одержимого «наполеоновской идеей». Он хочет заставить  людей содрогнуться и навсегда эту идею проклясть. Проклясть само имя Наполеона и дьявольское его порождение – нигилизм.  Человечество должно вернуться к вечным ценностям. Должен вернуться к ним и Раскольников.

Путь Раскольникова к преступлению:

  • Душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации;

  • Безмерная гордость и уверенность в своей исключительности;

  • Разговор студента и офицера в распивочной;

  • «Случайности», подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладова, письмо от матери, опозоренная на бульваре девочка, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой).

Вывод: Скорбь за страдающее человечество подталкивает Раскольникова на убийство

Но, несмотря на то, что эти эпизоды вызывают у главного героя боль и страдание, как ни парадоксально, он больше уверовал в правоту своей теории на право называться сильной личностью.

В какой обстановке родилась теория Раскольникова?

Затхлая атмосфера Петербурга. Комната — шкаф, комната — гроб.

Какую цветовую гамму вы бы выбрали для передачи идей Раскольникова?

Чёрные, серые тона. Почему?

Теория Раскольникова мрачная, пессимистическая и нежизнеспособная.

В чём заключается суть теории Раскольникова о «двух разрядах» людей?



2 ГРУППА

Представление кластера «Теория Раскольникова»

- Раскольников разработал теорию 2 разрядов, разделив людей « на тварь дрожащую» и « имеющих право». Уже с самого начала он решает: кому жить, а кому не жить. Себя Раскольников причисляет к особым людям, которым дозволено все. Страшно то, что только создав теорию, он уже пытается по ней жить.

Мысль о праве сильной личности родила у Раскольникова желание самому вступить в число «избранных», «великих».

— Как Вы относитесь к проектам, воплощенным только на бумаге?

— Бумага всё стерпит.

— Написать не значит сделать.

— Существование теории на бумаге ассоциируется с её оторванностью от жизни.

На рулон с теорией Раскольникова кладётся тяжёлый свёрток, сминающий бумагу.

— Как Вы думаете, что это?

Топор. Настоящий топор.
Бумага с теорией и топор.
Вы чувствуете контраст?

— Что символизирует топор?

— Топор — это реальность, разрушившая абстрактную логику рассуждений героя.

— Тяжесть топора — тяжесть роли судьи, взятой на себя Раскольниковым.

— Топор — символ отсечения, отчуждения героя от общества, от мира людей.


3 ГРУППА

Представление синквейна «Обыкновенные люди», «Необыкновенные люди» (цитатный и произвольный варианты)


4 ГРУППА

Представление эссе (обществознание) «Теория Раскольникова»

-О чем предупреждает нас Достоевский?

( Ученик: об истинных правах человека, о допустимых границах его воли и  своеволия, об осознании добра как смысла жизни.)

-« …что толку человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу»,  - утверждает писатель и доказывает эту мысль, развивая в романе тему нравственного наказания.

- Мы и теперь нередко видим, как попираются нравственные ценности, нравственные законы подменяются законами « арифметики». И значит,   Достоевский вновь современен. В чем,  по-вашему?

              Ответы учеников.

-Каждый из нас должен в момент взросления пройти через Достоевского».

-Каждый должен слышать голос своего сердца, понимать других людей.        -      

 -Человек начинается лишь с того момента, когда он умеет понять другого человека.

-Нельзя подменять нравственные законы законами «арифметики».

-Достоевский писал, что без чувства прекрасного в душе нельзя пускать юное поколение в жизнь. Я долго размышлял об этом…


2 блок – ПРЕСТУПЛЕНИЕ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА

Преступление – действие, нарушающее закон и

подлежащее уголовной ответственности.

Из словаря С.И.Ожегова.

1 ГРУППА

Представляет кластер «Причины Преступления»

Почему убил? Почему признался? Почему воскрес?

- Как родилось преступление? Что заставило Раскольникова взять в руки топор? На эти вопросы мы попытаемся дать ответы.

В черновиках к «Преступлению и наказанию» Достоевский писал: «...уничтожить неопределенность, то есть объяснить убийство». Удалось ли ему это?

В первых шести главах романа мы видим лишь те события, что непосредственно предшествовали преступлению и подвели героя к роковой черте.

Давайте восстановим цепочку мыслей, действий, поступков Раскольникова, приведших к преступлению. Давайте назовем эти события.

За полгода до убийства была опубликована статья Раскольникова « О преступлении» в газете

« Периодическая речь». (Как говорит Порфирий Петрович : « первая, юная, горячая проба пера. Дым, туман, струна звенит в тумане…В бессонные ночи и в исступлении она замышлялась, с подыманием и стуканьем сердца, с энтузиазмом подавленным. А опасен этот подавленный, гордый энтузиазм в молодежи!»)

За статьей – расчет – убить ростовщицу! « Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки! Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна».

И наконец – дело – убийство старухи. Но за этим делом еще одно – непредвиденное. Кроме ростовщицы, убитой « по плану», Раскольников убивает – « случайно» - Лизавету.

2 ГРУППА

Представляет кластер «Убийство: история грехопадения» - работа с текстом (обучающиеся называют эпизоды романа, предшествующие убийству)


3 ГРУППА

Представляет кластер «Крушение теории Раскольникова»

3 блок – НАКАЗАНИЕ: « НИ ПО ЗАКОНУ, НИ ПО СОВЕСТИ…»

«Что выше - счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием - только идеями или идеями и тоже насилием?»

Русский философ конца 19 века Д.С. Мережковский.


В сегодняшнем  мире… тревожный  набат Достоевского

 гудит, неумолчно взывая к человечности  и гуманизму 

Ч. Айтматов

1 ГРУППА

Ролевая игра


Примечание: Среди учащихся заранее были определены обвинитель, адвокат, судья, распределены роли всех персонажей, опрошенных в ходе следствия. Вопросы к участникам процесса придуманы самими адвокатом и прокурором, затем обсуждены с учителями права и литературы и розданы для подготовки всем героям. Ответы учащиеся должны были найти только в романе Достоевского.

Остальные ученики класса – это присяжные, они самые реальные, ведь ни вопросов, ни ответов они не знают и их вердикт неизвестен, всё зависит от усилий участников процесса. Среди присяжных с правом голоса окажутся и все гости урока.

Соответствующим образом расставлены парты, на одну из них легла Библия – на ней свидетели будут давать клятву говорить правду и только правду, ничего, кроме правды.


Секретарь: Встать. Суд идёт!

С у д ь я: Объявите состав суда

С е к р е т а р ь: Судья, секретарь, прокурор, адвокат, присяжные, свидетели

С у д ь я: Прошу установить личность подсудимого.

Р а с к о л ь н и ко в: Я, Раскольников Родион Романович. Бывший студент…

С у д ь я: Подсудимый, вы имеете право знать, в чём вы обвиняетесь, делать заявления, представлять доказательства, разговаривать только на своём родном языке. Вам понятны ваши права?

Р а с к о л ь н и ко в: Понятны.

С у д ь я: Слово для оглашения материалов по делу предоставляется прокурору.

- Уважаемые судьи и господа присяжные заседатели! Сегодня вам предстоит заслушать свидетельские показания по делуо жесточайшем преступлении – предумышленном убийстве пожилой женщины ростовщицы Алёны Ивановны и её сводной сестры Лизаветы

по статье 105 часть 2 УК РФ. Статья предусматривает….

Это преступление было тщательно продумано преступником – его рука не дрогнула, господа присяжные, когда он топором, повторяю, топором убил двух беспомощных женщин.

Каковы же мотивы преступления?

Мотив убийства № 1 является одним из посылок к формированию антигуманной теории, возникшей в сознании обвиняемого задолго до преступления. Действительно, каморка-гроб, бедственное положение, ощущение своей ненужности дополняется осознанием своей беспомощности в случае оказания помощи матери и сестре. Об этом он так и заявляет: « Я не захотел проходить мимо голодной матери» (мотив убийства №2)

Стремление помочь матери и сестре - одна из мотивировок свершения преступного замысла, но не основная. И нищета, и письмо матери, и история семьи Мармеладовых, и нечаянная встреча с поруганной пьяной девочкой на бульваре выступают катализаторами, которые ускоряют совершение преступления, но не являются его причинами. Раскольников решает убить « зловредную, гадкую вошь-старуху», которая «чужую жизнь заедает». (Цитирую слова обвиняемого). Но кто дал обвиняемому моральное право называть человека вошью и брать на себя ответственность расправляться с чужими жизнями? И, наконец, мы переходим к самому основному – к той теории о « сильной личности», которой разрешена «кровь по совести».

Хочу обратить внимание, господа судьи, на противоречия этой теории:

1.Если кто-нибудь другой, тоже исповедующий эту теорию решит, что ему для самопроверки необходимо убить мать Раскольникова или сестру его, как отнесется к этому подсудимый?

2.Что он сделает, если кто-нибудь другой сочтет Раскольникова за «вошь» и решит его убить, чтобы « свое новое слово» сказать?

Ведь всегда среди «необыкновенных» найдутся желающие попасть в еще более «необыкновенные».

3. Если бы на месте Лизаветы оказались сестра, мать подсудимого, убил бы он их? Думаю, нет. Следовательно, в теории нужны исключения для родственников Раскольникова. А для детей? Но ведь тогда и лопнет вся монотонность бесчеловечного деления людей на два разряда. Опираясь наложную теорию, Раскольников считал, что отвечать за свое преступлениеможет и должен он один. Но жить в обществе и быть свободным от него

нельзя. В результате пострадали невинные люди - его родные и близкие. Некоторые пытаются оправдать преступление, назвав его индивидуалистическим бунтом Раскольникова против существующего строя. Они считают, что подсудимого толкнула на это тяжкое преступление нужда.Но на самом деле – это не бунт. Это эксперимент, в котором один человек хотел убедиться, сможет ли он убить другого. Раскольников не помышлял о собственном благополучии и шел на убийство сознательно: само преступление уже давно свершилось в его уме. Оно не может быть оправдано. Обвинение требует для подсудимого Раскольникова высшей меры наказания.

С у д ь я: Подсудимый, вам понятно, в чём вас обвиняют?

Р а с к о л ь н и ко в: Понятно.

С у д ь я: Вы хотите высказаться по обвинению?

Р а с к о л ь н и ко в: Нет.

П р о к у р о р: Обвинение вызывает Мармеладову Софью Семёновну.

С у д ь я: Клянётесь ли вы говорить правду и только правду?

С о н я: (кладёт руку на Библию и клянётся)

П р о к у р о р: Вы предупреждены о даче ложных показаний.Скажите, вы знали потерпевших?

С о н я: Да, особенно хорошо я была знакома с младшей, Лизаветой, торговкой, она мне воротнички купить приносила, дёшево приносила, хорошенькие, новенькие и с узором… Лизавета кроткая была, добрая, как ребёнок, мы с ней Евангелие читали..

П р о к у р о р: Раскольников вам рассказывал, как он её убил?

А д в о к а т: Протестую, это давление на свидетеля!

С у д ь я : Принимается, измените формулировку!

П р о к у р о р: Раскольников вам говорил, что совершил убийство? Он объяснил причину?

С о н я: Он говорил, будто худо сделал, но он был в бреду и сказал, что она бесполезная, гадкая зловредная вошь, а потом, что он как паук в угол забился и что людей не переделать – в общем, он был очень болен.

П р о к у р о р: Вы слышали, господа присяжные, что, по мнению подсудимого, человек – вошь! Добрая, кроткая Лизавета – вошь!

С о н я: Ах, нет!

П р о к у р о р: Спасибо, больше нет вопросов.

С у д ь я: Вопросы защиты…

А д в о к а т: Соня, скажите, как вы с самого начала относились к Раскольникову?

С о н я: Впервые Раскольникова я увидела, когда сбили моего отца. Родион помог доставить бесчувственного папашу домой (иначе так бы и умер безызвестным) и сделал все необходимое для того, чтобы он остался живым. После смерти Раскольников отдал на похороны все гроши, которые были у него. Разве так смог бы поступить каждый, разве это не говорит о его доброй душе. Именно тогда я и обратила внимание на него и потянулась к нему как травинка, которая ищет тепло и защиту. Несмотря на то, что он убил (а человек может совершить ошибку, хотя и жестокую), Родион совершает этот проступок из-за любви к своим близким.А ещё он выступил в роли адвоката, когда меня обвинили в воровстве.

А как он раскаивался в содеянном и как переживал - «лицо всегда грустное, а глаза несли такую боль, что первая мысль была о том, что у него сильная душевная трагедия».

Он мне рассказал о преступлении. Это было раскаяние! Он говорил как в бреду, и была у него сильная лихорадка. Родион утверждал, что его черт надоумил, что убил не ради денег, а потому что старушку считал «вошью», которая всем причиняет боль, в ее лице он видел всех тех, кто унижает людей.Я посоветовала ему пойти на перекресток, встать на колени, поцеловать землю и попросить у людей прощения за убийство.

Перекресток – это крест, значит, просить прощения у Бога, у Земли, которые дали жизнь, ведь одна из заповедей Бога – это «не убий»!

Когда он отправился, я тайком пошла за ним. Он искренне встал на колени, поцеловал Землю и хотел раскаяться, но люди глухи, не поняли его, назвалипьяницей. И он им не признался, а отправился признаваться в контору.Он сам признался в содеянном!

А д в о к а т: Соня, а почему вы дали ему «простонародный» крестик Лизаветы?

С о н я: крестик Лизаветы – чтобы он помнил, что нельзя сделать людей счастливыми через кровь других людей. Ну а «простонародный» - чтобы он чувствовал себя ближе к народной вере.

А д в о к а т: Да, Софья Семёновна, что, по-вашему, подтолкнуло подсудимого к преступлению?

П р о к у р о р: Протестую, вы требуете свидетеля домыслить!

С у д ь я: Протест принимается, перефразируйте!

А д в о к а т: Как говорил вам Родион Романович, что подтолкнуло его к убийству?

С о н я: Он был беден, говорил, что не хочет для сестры судьбы гувернантки, что мама страдает, он хотел употребить эти деньги, чтобы встать на ноги, не голодать.

А д в о к а т: А он голодал?

С о н я: Да, он жестоко нуждался.

А д в о к а т: Спасибо, больше нет вопросов.

П р о к у р о р: Это вы совершили двойное убийство, которое являлось предметом нашего разговора?

Р а с к о л ь н и ко в: Да, я.

П р о к у р о р: Вы заранее готовились к преступлению?

Р а с к о л ь н и ко в: Да.

П р о к у р о р: Что-нибудь пошло не так, как вы хотели?

Р а с к о л ь н и ко в: Лизавета пришла раньше времени.

А д в о к а т: Вы можете перечислить, сколько было вами украдено денег и ценностей?

Р а с к о л ь н и ко в: Нет, не помню.

А д в о к а т: Почему вы не воспользовались украденным?

Р а с к о л ь н и ко в: Не знаю, я заболел.

А д в о к а т: Вы заболели до преступления?

Р а с к о л ь н и ко в: Да.

А д в о к а т: Расскажите суду, как вы пришли в дом потерпевших?

Р а с к о л ь н и ко в: Точно не помню, я был в бреду.

П р о к у р о р: Считаете ли вы себя виновным?

Р а с к о л ь н и ко в: Да, я очень грешен, виновен.

П р о к у р о р: А какое наказание вы готовы понести?

Р а с к о л ь н и ко в: Мне все равно, любое.

А д в о к а т: Вы раскаиваетесь?

Р а с к о л ь н и ко в: Да, полностью.

С у д ь я: Хотите что-нибудь сказать в свою защиту?

Р а с к о л ь н и к о в: Уважаемые присутствующие, я совершил проступок, за который очень раскаиваюсь. Я – подлец! Но прошу вас обратить внимание на то, что в мире совершается очень много злодеяний. Почему лупить людей бомбами, правильной осадой более эстетично, чем то убийство, которое совершено мной? На меня, конечно же, сильно повлияли стечение обстоятельств, особенно письмо матери, семья Мармеладовых и девочка на бульваре. И следуя своему идеалу Наполеона, я решился на преступление, забыв, что я один из тех же «униженных и оскорбленных», кого хотел защитить. Я признаю свою ошибку и готов понести любое наказание. Больше мне сказать нечего.

С у д ь я: Уважаемые присяжные, просим вас вынести свой вердикт.

Выступают присяжные.

Судья зачитывает приговор

Приговор

Именем Российской Федерации

Суд с участием присяжных заседателей в составе: …………………………………………..

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению Раскольникова Родиона Р. в совершении преступлений, предусмотренных статьёй № УК РФ,

постановил:

вердиктом коллегии присяжных заседателей от……………………………………….

подсудимый Раскольников Р.Р. признан ………………………………………….. в том, что …………………………………………………………………………………………………….


Исходя из установленных обвинительным вердиктом обстоятельств уголовного дела, суд квалифицирует действия подсудимого Раскольникова Р.Р. по статье______________________________УК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст._____________________ УПК РФ, суд приговорил:Раскольникова Р.Р. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. № ___________ УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы, сроком на _____ лет каторжных работ.

Судебное заседание объявляется закрытым.


2 ГРУППА

ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ

Учитель: А теперь давайте обратимся к современному законодательству. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ.

1) Как трактует понятие преступления УК РФ?

Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (статья 14 УК РФ).

2) Из трактовки понятия «ПРЕСТУПЛЕНИЯ» мы можем выделить признаки преступления:

1) виновность (формы вины – умысел и неосторожность);

2) общественная опасность (причинение вреда всему обществу или отдельным его гражданам);

3) противоправность (запрещенность уголовным законом);

4) наказуемость.

3) Любое преступление имеет свой состав, который включает в себя:

1) ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (общественные отношения, охраняемые уголовным законом).

2) СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (тот, кто совершил деяние, запрещенное уголовным законом).

3) ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ (характеристика самого деяния – действия или бездействия, последствия деяния (ущерб)).

4) СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ (психическая деятельность лица в процессе совершения преступления, характеризуемая мотивом, целью и виной).


Задание № 2. По вышеуказанной схеме проанализировать состав преступления Раскольникова.


Задание № 2 (ответ).

Родион Раскольников совершил убийство (статья 105 УК РФ).

1) ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: жизнь человека.

2) СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: вменяемое лицо, достигшее 14 лет. Невменяемость (статья 21 УК РФ): состояние невменяемости – лицо не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

3) ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ: убийство - причинение смерти (противоправное лишение жизни) другому человеку.

4) СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ: вина в форме умысла (прямого или косвенного) (статья 25 УК РФ). Раскольников совершил преступление с прямым или косвенным умыслом?


Задание № 3. Квалифицируйте преступление Раскольникова Родиона по ст.105 УК РФ.


Задание № 3 (ответ).

Квалификация преступления Раскольникова:

- п. «а» части 2 ст.105 УК РФ: убийство двух или более лиц;

- п. «з» части 2 ст.105 УК РФ: из корыстных побуждений;

- п. «л» части 2 ст.105 УК РФ: по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.


Задание № 4. Можем ли мы квалифицировать преступление Раскольникова по пунктам «г», «д» и «е» части 2 ст. 105 УК РФ?


Задание № 4 (ответ).

- п. «г» части 2 ст.105 УК РФ: убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности. Когда Раскольников узнал о беременности Лизаветы? О беременности Лизаветы Раскольников на момент совершения преступления не знал;


- п. «д» части 2 ст.105 УК РФ: совершенное с особой жестокостью (согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст.105 УК РФ)» признак особой жестокости наличествует в случаях, когда перед лишением жизни или в процессе совершения убийства к потерпевшему применялись пытки, истязание или совершалось глумление над жертвой; когда убийство совершено способом, который заведомо для виновного связан с причинением потерпевшему особых страданий (нанесение большого количества телесных повреждений, использование мучительно действующего яда, сожжение заживо, длительное лишение пищи и воды); особая жестокость может выражаться в совершении убийства в присутствии близких потерпевшему лиц, когда виновный сознавал, что своими действиями причиняет им особые страдания);


- п. «е» части 2 ст.105 УК РФ: совершенное общеопасным способом (согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст.105 УК РФ)» под общеопасным способом убийства следует понимать такой способ умышленного причинения смерти, который заведомо для виновного представляет опасность для жизни не только потерпевшего, но хотя бы еще одного лица (например, путем взрыва, поджога, производства выстрелов в местах скопления людей, отравления воды и пищи, которыми помимо потерпевшего пользуются другие люди).


Задание № 5. Попытайтесь определить, какое наказание получил бы Раскольников в соответствие с УК РФ, если бы подобное преступление было совершено в наши дни. Необходимо использовать главу 10 УК РФ.


Задание № 5 (ответ).

По части 2 статьи 105 УК РФ предусмотрено наказание: лишение свободы на срок от 8 до 20 лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь.

Обстоятельством, смягчающим наказание, является явка с повинной (п. «и» ч.1 ст.61 УК РФ).

Обстоятельствами, отягчающими наказание, являются совершение преступления по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «е» ч.1 ст.63 УК РФ) и совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. «з» ч.1 ст.63 УК РФ).


Итоги, рефлексия.

Анализ успешности достижения поставленной цели.

Оценивание

- Итак, что же привело героя к убийству? (Его теория, в основе которой лежит идея сильной личности)

- Каков характер этой теории? (Теория носит антигуманный характер, так как оправдывает неравенство людей, беззаконие, произвол. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма)

- Как вы оцениваете данный поступок? ( Поступок Раскольникова – испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека гораздо сложнее: совесть Раскольникова не вынесла пролитой крови, он не смог преодолеть в себе человека. Раскольников мучается больше оттого что «переступить – то он переступил, да на этой стоке и остался», т. е. оттого, что - обыкновенный. К нему приходит сознание своей ничтожности. Раскольников понимает, что он - как все – «вошь, тварь дрожащая»)

- Как он ведёт себя после убийства? Остаётся ли он спокойным? (Нет. Раскольников не смог преодолеть в себе человека, его совесть не вынесла пролитой крови, то есть «тот топор, который он занёс над Алёной Ивановной и Лизаветой, обрушился на его голову», им он убил в себе человека)

- Раскаивается ли он? ( Конечно же, он раскаивается в совершённом преступлении).

- Но в чём он раскаивается и когда? ( Вторая часть эпилога)

- Найдите слова в эпилоге, которые являются главными для понимания идейного замысла романа. ( Основная мысль заключена в последних строках романа:«Разве могут её убеждения не быть его убеждениями…")

- Что у Раскольникова лежит под подушкой? (Евангелие)

- Итак, Достоевский выносит суровый приговор своему герою ( обращение к основополагающему вопросу) : Раскольников виноват в совершённом преступлении. Почему? И как ответ на данный вопрос писатель-гуманист в своём дневнике в 1877 году пишет: «Счастье нельзя купить злодейством». И это главное, что нужно вынести для себя из прочтения произведения «Преступление и наказание».

- Итак, Достоевский, как писатель – гуманист, выносит суровый приговор своему герою: Раскольников виновен в совершённом преступлении и уже, будучи известным мастером психологического романа в своём дневнике в 1877 году он писал: «Счастье нельзя купить злодейством»

Учитель права:

- Какой приговор вы бы вынесли Раскольникову в современное время?


ОЦЕНКИ


Домашнее задание.

Сочинение - рассуждение

1. «О чём меня заставил задуматься роман «Преступление и наказание».

2. «Смысл названия романа «Преступление и наказание».

3. «Образ Петербурга в романе»

4. «Судьбы униженных и оскорблённых в роман



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!