СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок математики и финансовой грамотности: «Решение экономических задач»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: Выработка умения решать задачи с экономическим содержанием, формирование вычислительных умений и навыков. Данный урок направлен на расширение умственного кругозора учеников по вопросам финансовой грамотности и по методам решения задач. Проводится в форме "деловой игры", с применением различных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок математики и финансовой грамотности: «Решение экономических задач»»

Предмет: Интегрированный урок математики и финансовой грамотности 4 класс.

Тема: «Решение экономических задач» 

Цель:

  1. Выработка умения решать задачи с экономическим содержанием, формирование вычислительных умений и навыков.

  2. Формирование потребности к повышению финансовой грамотности для достижения финансовой независимости и понимания, что только благодаря труду можно получить результат (прибыль).

Задачи:

1. Искать наиболее рациональные математические модели для решения экономических ситуаций.

2. Развивать логическое мышление, умения применять свои знания при решении практических задач, интерес к предмету.

3. Расширить умственный кругозор учеников по вопросам финансовой грамотности и по методам решения задач. 

Форма занятия: «Деловая игра»

Используемые технологии:

1.Технология развития критического мышления

(на этапе организации занятия и актуализации опорных знаний),

2.Технология оценивания

(на этапе рефлексии),

3.Сингапурские технологии

(использование приемовДЖОТ ТОТС (Jot Thoughts) и ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic-Tac-Toe)

4.Технология «Педагогики сотрудничества»

(мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны учащихся)

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

определять степень успешности своей работы и работы других;

проверять и оценивать друг друга.

Познавательные:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

учиться работать в группе.

Коммуникативные:

развивать умения договариваться о совместной работе;

умение слушать других;

предлагать помощь, сотрудничество.

Личностные:

формировать умение высказывать своё отношение к работе.





Ход урока.

-Доброе утро, ребята! Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело, десять хороших минут сделали десять хороших дел, а сколько хороших дел можно сделать за целый урок?

- Сегодня у нас урок необычный. Вашему вниманию будут представлены задачи, решение которых, помогут ориентироваться в мире финансов и математики. Нам предстоит поработать в фирмах. Возможно, мы не решим глобальных государственных проблем. Мы начнем с малого и шаг за шагом будем продвигаться к будущему. Наша страна стремится стать процветающей. И поэтому многие открыли и продолжают создавать фирмы. С их помощью государство идет вперед.

- Сегодня на уроке открыты фирмы по производству, реализации и сбыту зерна и хлебопродуктов. Вы работники трёх пекарен: «Горячий хлеб», «Русский хлеб», «Колосок».

- Как бы вы определили цель нашего урока?

- Совершенно верно, цель: стать самой процветающей фирмой. Будущее предприятия зависит от того, как вы справитесь с поставленными задачами.

Вам пригодятся ваши знания, умения и старания.

- Послушайте высказывание американского экономиста Ирвинга Фишера: «Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайшие тираны. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…»

- Как вы думаете, о чем идет речь?

- Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги.

- А какие ассоциации вызывает у вас слово деньги? (Используется два сингапурских приема: ДЖОТ ТОТС (Jot Thoughts) и ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic-Tac-Toe). Используя прием ДЖОТ ТОТС, ребята берут 4 листочка бумаги, в течение заданного времени учителем, ученики вслух называют слова по теме деньги, записывают его на листочек и кладут на центр стола словом вверх. Далее из 16 получившихся слов оставляют 9 слов. Начинается следующий прием ТИК-ТЭК-ТОУ: эти 9 слов на карточках раскладывают 3х3, следом ученики одновременно и самостоятельно составляют предложения из слов на карточках по горизонтали, вертикали и диагонали (как в игре «Крестики-нолики»))

-Давайте составим предложения –выводы из получившихся слов-ассоциаций. Что же такое деньги?

-В ходе игры за правильный ответ фирма получает деньги -рублики и таким образом будет пополняться бюджет предприятия. Предлагаю вам самим распределить должности. Сейчас вы – команда, которая должна работать слаженно для достижения общей цели. В соответствии с выбранной должностью вам будут даны задания, которые нужно решить. Ребята, предлагаю вам в начале выбрать двух рекламщиков, которые составляют рекламу для фирмы.

-До начала игры каждая команда должна получить лицензию (разрешение на ведение деятельности). Я загадаю загадки, отвечаете хором, чтобы получить лицензию, но та фирма, которая сможет объяснить значение слова- отгадки получает по 50 рубликов.

1. Люди ходят на базар:

Там дешевле весь… (товар)

Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена.

2.На товаре быть должна

Обязательно…(цена)

Цена - это количество денег, которое определяет ценность вещей. При покупке определенной вещи или товара продавец назначает денежную стоимость, за которую он готов продать свой товар.

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким …(доход)

ДОХОД - деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или от какого-н. рода деятельности

Чуть оплошает- так в тот же момент

Весь рынок захватит твой….(конкурент)

Конкурент - Человек, который конкурирует с кем-нибудь.

Как ребёнка нет без мамы,

Сбыта, нету без … (рекламы)

Реклама - это рекламное средство в виде наружных плакатов, щитов на обочинах дорог, световых вывесок на зданиях и рекламных планшетов, размещенных на общественном транспорте.

- Молодцы, все получили лицензию, а чья –то фирма уже получила первый доход. Но лицензия у нас не простая, чтобы могли ею воспользоваться, необходимо выполнить задание: сопоставить страну с денежной единицей.



-Жизнь – не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь все зависит от твоего хода. Предлагаю сделать следующий ход, здесь вам помощником будет царица наук- математика. Математика наука сложная, но и она не обходится без шутки. Вообразитесь своим чувством юмора, сообразительностью и ответьте на вопросы: 

«Горячий хлеб»: 1. 8+4, Правильный ответ одиннадцать или адиннадцать? (50 руб.)

2. Из 1 ц вычесть 30 кг? (50 руб.)

3. К посеву хлебных культур сначала приступило 130 рабочих и 110 работниц фирм. Их разделили на 10 одинаковых бригад. Сколько человек в каждой бригаде? (24 человека) (200 руб.)

«Русский хлеб»: 1. Два дачника шли из деревни в город, а навстречу им еще 5 дачников. Сколько дачников шло из деревни в город? (50 руб.)

2. Количество месяцев из сказки Маршака раздели на количество поросят из сказки Михалкова? (50 руб.)

3.Длина прямоугольного участка под посевы равна 200 метров, а ширина – 20 метров. Чему равна площадь этого участка? (S= 200*20= 4000 квадратных метра.) (200 руб.)

«Колосок»: 1. От числа разбойников, врагов Али Бабы, отнять число богатырей, братьев царевны Лебедь? (50 руб.)

2. Умножьте количество месяцев в году на число дней в неделе? (50 руб.)

3. В пекарню привезли 4 мешка муки по 15 кг в каждом. Из 49 кг муки испекли булочки. Сколько кг муки осталось? (200 руб.)

- А теперь приступим к работе по деловым бумагам. Вам нужно решить задачу. В решении вам поможет алгоритм. (алгоритм-карточка стоит на столе)

Задача (в раздаточной карте)

На первом поле посеяли 1 фирма 400 га пшеницы (1900)

2 фирма 200 га пшеницы (950)

3 фирма 240 га пшеницы (1140),

А на втором в 3 раза больше чем на первом, а на третьем поле посеяли в 4 раза меньше, чем на втором. Сколько всего гектаров пшеницы засеяно на трёх полях? (500 руб.)

-О чем эта задача?

-Что обозначает каждое число?

-Что нужно узнать?

-Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?

-Ребята, бухгалтер фирмы допустил ошибку в вычислениях. Найди и исправь ее. (на раздаточной карте)

217 50106* 9 19038=1853 31968

(каждый по 100 руб.)

-Каждая фирма составляет бизнес-план и рассчитывает примерную прибыль. Давайте посчитаем, какую прибыль планирует получить пекарня? Директора пекарни решают задачу у доски.

Экономическая задача.

Мини пекарня планирует выпекать в день 736 буханок хлеба и батона, батона и булочек 985 штук, булочек и хлеба 1081 штука. Сколько единиц продукции каждого вида планируют выпекать в пекарне?

(Один раз по кругу каждый участник предлагает пути решения задачи.)

- Прибыль от реализации батона равна 3 рублям, от реализации булочки − 5 рублям, а хлеба- 6 рублей. Какую прибыль планирует получить пекарня?

- В это время все остальные работники занимаются текущей деятельностью. Ваша фирма участвует в благотворительной акции. Необходимо выполнить задние. Заработанные вами деньги пойдут в фонд защиты природы. Каждое предприятие само решает, будет ли он участвовать в этой акции, и какую сумму он может внести.

-Выберите задание на карточках. Чем дороже задание, тем сложнее.

(учащиеся выбирают задания и выполняют. Сдают учителю.)

Задание.

1 уровень

Длина прямоугольника 8 см, а ширина 5 см. Найти площадь и периметр. (100руб.)

2 уровень.

Найди площадь прямоугольной площадки, если ее длина равна 12 метров, а ширина в 3 раза меньше. (200руб.)

3 уровень

Найди площадь квадрата, который имеет такой же периметр, как прямоугольник со сторонами 5 см и 7 см. (300руб.)

- Пока проходит благотворительная акция, каждая фирма прорекламирует свой товар.

- Мы плодотворно поработали. Каждое предприятие продемонстрировало свои возможности и теперь подведем итоги.  

III Итог урока:

- Используя смайлики пусть каждый оценит свою работу.


- Дадим слово директорам предприятий для оценки работ их фирм.

-А теперь построим график, на котором покажем, сколько рубликов заработало каждое предприятие.

-Ребята, пригодились ли вам сегодня математические знания? А пригодятся ли эти знания вам в жизни?

Ген. директоры, поздравьте своих служащих.

- Спасибо всем за работу. Хорошо, если сегодняшний разговор станет для вас полезным. Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Потому что:

За деньги можно купить часы. (но не время)

За деньги можно купить книгу. (но не мудрость)

За деньги можно купить услуги телохранителя. (но не друга)

За деньги можно купить еду. (но не аппетит)

За деньги можно купить дом. (но не семью)

За деньги можно купить бизнес. (но не уважение людей)

За деньги можно купить лекарство. (но не здоровье)

За деньги можно купить развлечения. (но не счастье)

За деньги можно купить орден. (но не подвиг, не честь)

За деньги можно купить клоунов. (но не хорошее настроение)


Использованная литература:

1. Детская энциклопедия «Я познаю мир "Экономика"

2. Мухина Е. А. Люди и деньги «О роли денег в мировой истории» 2006г.

3. Битянова, М.Р. Игра как метод решения школьных проблем, или Как разработать и провести деловую игру / М.Р. Битянова. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013

4. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Книга для учителя / В.Г. Коваленко. – М.: Просвещение, 1990

5. М.М. Воронина Школа юного экономиста. Волгоград. -2007

Материалы сайтов интернет:

  1. http://genew.ru/posobie-dlya-uchitelya-znakomstvo-s-obuchayushimi-strukturami.html

  2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/03/10/master-klass-po-finansovoy-gramotnosti-delovaya-igra

  3. http://www.maam.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!