СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок МХК и литературы в 8 классе "Человек и природа в искусстве"(на примере поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри").

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с М.Ю.Лермонтовым-художником. Осмысление роли природы Кавказа в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок МХК и литературы в 8 классе "Человек и природа в искусстве"(на примере поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри").»

Интегрированный урок МХК и литературы

В 8 «А» классе.

Учитель русского языка и литературы – Рехвиашвили М.Л.

Учитель МХК – Кочетова Т.В.



Тема: «Человек и Природа в искусстве».



Цель:

- Знакомство с М.Ю.Лермонтовым – художником;

- осмысление роли природы Кавказа в жизни и творчестве поэта и художника;

- выяснить роль и своеобразие картин кавказской природы в творчестве

М.Ю.Лермонтова;

- на примере поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» выяснить, как пейзаж помогает

постичь психологию героя в различных жизненных ситуациях;

- воспитание нравственно-эстетических впечатлений от живописи и

поэтического слова;

- воспитание художественного вкуса и потребности в общении с

искусством;

- воспитание любви к родному краю, осознание понятия, что без Родины нет

для человека ни свободы, ни счастья.


Задачи:

- осуществлять отбор и обработку информации в области искусства;

- анализировать художественные произведения и использовать полученные

навыки для развития своей личности;

- пользоваться искусствоведческими терминами;

- выполнять учебные и творческие задания;

- показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры

России в мировой художественной культуре;

- использовать приобретенные знания и умения в жизни.



Методы: наблюдение, размышление, сравнение, ассоциативный поиск, активизация

воображения, нравственно-эстетическое познание произведений искусства.



Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, ноутбук, проектор, экран, презентация,

ученическая доска, учебник по МХК и литературе, эпиграф.


План урока:

1.Организационный момент.

2.Вхождение в тему урока.

3.Знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова – художника (учитель по МХК).

4.Чтение стихотворения.

5.Презентация (по ходу общения с учащимися).

6.Работа с учителем по литературе.

7.Театральная импровизация.

8.Подведение итогов.

9.Д/З:




Ход урока:


Т.В. - Сегодняшний урок необычный. Его будут вести два учителя:

Учитель МХК - Тамара Викторовна и учитель литературы - Марина Леонидовна.

Цель нашего урока – открыть для себя Лермонтова – художника. И одновременно выяснить на примере поэмы «Мцыри», как взаимосвязаны Человек и Природа.


Жизнь человека всегда была неотделима от природы.

В глубокой древности природа казалась человеку грозной и устрашающей.

Ее тайные силы заставляли его трепетать перед могущественной и непонятной стихией.

Но желание постичь закономерности природы, понять ее «язык», ее «душу» оказались гораздо сильнее страха.

(работа с учебником МХК).

- Постепенно человек перестал прятаться от ее стихийных проявлений и научился управлять ее законами.

Происходит единение Человека и Природы.

- Что для вас значат такие выражения: «любить природу», «единство человека и природы»?

(……………………………..)

- Всегда ли мы осознаем, как тесно связаны с природой, как зависим от нее?

-Что дает нам природа?

(………………………………)

Черствый и эстетически неразвитый человек ничего не увидит в лесу, кроме деревьев, в реке ничего, кроме воды, в небе ничего, кроме пустоты. А вдумчивый, пытливый, наблюдательный человек открывает для себя мир, полный удивительных и неожиданных открытий.

Вдохновляющую силу природы воспевали выдающиеся художники, поэты, музыканты.

И, конечно же, источником вдохновения многих исполинов отечественной культуры была природа Кавказа.

Толстой и Алябьев, Маяковский и Шаляпин, Булгаков и Танеев обращались к теме Кавказа.


М.Л. - И самое важное место в этом списке по праву принадлежит М.Ю.Лермонтову.

Лермонтов любил Кавказ. На Кавказе он был неоднократно.

Многие его произведения написаны на Кавказе и связаны с этим загадочным краем. Тема Кавказа проходит через все его творчество.

(презентация со списком произведений……………………………….)


Т.В. - Лермонтов был одаренным человеком: играл на скрипке, был хорошим математиком.

Если бы М.Ю.Лермонтов не стал великим русским поэтом, он смог бы увековечить свое имя как великолепный живописец.

Конечно, не все художественные работы сохранились. До наших дней дошло небольшое их количество: более 10 картин маслом, более 50 акварельных работ, свыше 300 набросков, эскизов, иллюстраций.

…………………………..

1.- Вы видите автопортрет М.Ю.Лермонтова.

Он изобразил себя в черкеске, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, и, конечно же, на фоне гор.

Это один из достовернейших портретов поэта.

2.3.4. – Многие живописные полотна написаны Лермонтовым под впечатлением от увиденного на Кавказе…………………….

- Что, прежде всего, бросается в глаза, когда мы смотрим на них?

(рельефы кавказских гор, горные хребты и скалы, ущелья и бездны, потоки бурных рек………………………………….)

- Какую цветовую гамму применяет Лермонтов – художник в изображении Кавказа?

(цвета яркие, насыщенные, почти все цвета радуги, ослепляет синее небо, которое уходит в бескрайнюю высь…………………………)

Действительно пространство наполнено светом и воздухом, изображения достаточно динамичны и выразительны, чувствуется сила и чистота цвета. Лермонтов любил синее небо, золотое солнце, его работы богаты тонами, оттенками, цветовыми нюансами.

5.Каждый штрих, каждый мазок кисти свидетельствует об искренности и глубине его чувств к природе Кавказа.

(чтение стихотворения «Синие горы Кавказа»).

6. «Вид Пятигорска». Вот как сам художник писал об этой картине:

(выступление ученика………………..)

7.8.На многих картинах и рисунках Лермонтова изображены караульные башни или старинные крепости.

Лермонтов – художник точно почувствовал особенность кавказского пейзажа, в котором эти безмолвные свидетели былых сражений были неотъемлемой частью. Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку.

Обратите внимание на изменение цветовой гаммы.

- Что вы можете сказать?

(цвета более тусклые, оттенки мрачные, чувствуется напряженность, горы изображены в дымке, небо не завораживает своей синевой, как в других произведениях)

Суровая обстановка военной жизни и не могла изображаться другими цветами.

Кавказ для Лермонтова – символ вольной, неукротимой, самобытной природы.

И Лермонтов – художник, так же как и Лермонтов – поэт – правдив, искренен, точен.

9.А вот эти места воспел Лермонтов в поэме «Мцыри»,

М.Л. - действие которой происходит

«……….там, где, сливаясь, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и

и Куры…»

М.Ю.Лермонтов – русский поэт, чья «мятежная душа с детских лет чудесного искала».

Может поэтому его герои воплощают свободу и мятежность духа, они сильные, независимые, такие, как герой поэмы «Мцыри».

- Почему местом действия поэмы избран Кавказ?

(…………………………………..)

Давайте обратимся к отдельным главам поэмы.

- Случайно ли действие поэмы происходит в монастыре?

(……………………………)

- О чем мечтает Мцыри?

(…………………………)

- На какой вопрос ищет ответ Мцыри?

(………………………..)

- Найден ли ответ?

(…………………………….)

Мотив свободы, воли проходит через всю поэму. Проблема свободы неотделима от такого философского вопроса, как герой поэмы и природа Кавказа.


Т.В. - Свобода – это очень многозначное слово: это и дом, и близкие люди, это возможность дышать полной грудью, иметь мирное небо над головой.

Только это позволяет человеку ощущать себя счастливым и видеть всю красоту окружающего мира.


М.Л.

Личность Мцыри, его характер отражаются в том, какие картины привлекают его и как он говорит о них. Его поражает богатство природы, ее многообразие, в его взгляде на мир ощущается любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие ко всему живому. Оказавшись на воле, он жадно впитывает все впечатления бытия.

- Что же предстает перед его глазами?

(……………………………….)

Да, мир прекрасен. Его монолог – гимн красок и звуков, полон радости от общения с природой, образ которой помогает понять поступки героя и те проблемы, которые поднимает автор в своем произведении.

- В чем же для Мцыри проявляется единение Человека и Природы?

(…………………………..)

- Что подарила ему природа? (……………………………..)

В.Г.Белинский писал: «Можно без преувеличения сказать, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молний, грохот у громов, гул у ветров, - что вся природа Кавказа сама несла и подавала ему материал, когда он писал эту поэму……..»

Действительно, мир поэмы разнообразен и богат.

- Какие же средства изобразительности использовал Лермонтов?

(……………………….).

Вы провели работу в группах, готовясь к этому уроку. Сейчас вы предоставите результаты этой работы.

(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

Но каким заманчивым бы ни было согласие между вольнолюбивым героем и природой, оно не может быть постоянным. Общение с природой – это не только слияние с ней, это и единоборство, борьба с ней. Дни, проведенные на воле, наполнены опасностями, трудностями. Это преодоление голода, физической слабости, страха перед неизвестным, это бой с барсом.

(чтение отрывка наизусть………………….), (показ иллюстраций………………..).

(После чтения отрывка «Бой с барсом»)…………….


Т.В. - Иллюстрация – основа книжного искусства.

- Что вы только что видели на этих иллюстрациях?

(………………………………)

- Какие чувства героя проявились в этой схватке?

……………..(движение, сила, мощь, стремление победить, проявляется страстная натура Мцыри, гимн мужеству, стремление победить обстоятельства и сопротивление этим обстоятельствам, жажда подвига, борьбы; удаль, отвага заставляют юношу вступить в смертную схватку; это схватка природных сил…)

- Каковы основные требования Мцыри к жизни?

(свобода или смерть)

Именно поэтому он бросается на хищника и безоружный в рукопашной схватке побеждает его.

- Какое благородное качество проявил при схватке с барсом Мцыри?

(….уважение к своему сопернику-врагу)

Барс – частица дикой природы;

Мцыри – частица человеческой природы, но загнанный в определенные обстоятельства.

Это схватка диких и природных человеческих сил.

Каждый из них – частица природы.

Многие художники обращались в своем творчестве к поэме «Мцыри», писали к ней иллюстрации.

Это Милашевский, Тоидзе, Пастернак, Полякова, Замирайло, Ушакова………..

Художник становится как бы соавтором книги, трактуя литературное произведение, расширяя и дополняя текст зрительными образами.

- В какой технике пишутся чаще всего иллюстрации? ( графика………)

Посмотрите внимательно на эти иллюстрации и соотнесите их с текстом поэмы, подберите к этим иллюстрациям цитаты……………………………………

(1 – Исповедь Мцыри; 2 – Встреча с девушкой; 3 – Обращение к ….; 4 – Камни…).



М.Л. - (Синквейн…………………….)

- Многое пришлось перенести Мцыри за «три блаженных дня» на воле.

- И все же почему они были самыми прекрасными для героя?

(…………………………..)

- О чем говорит Мцыри в последние минуты жизни?

(…………………………..)

Чтение наизусть………………………..(природа Кавказа…………………………..)


Заключение:


М.Л. – Мцыри утвердился в убеждении, что мир прекрасен.

- Трагичен ли финал поэмы?

(…………………………..).


Т.В. – Мы убедились, что описание природы связано с идейным содержанием поэмы. Пейзаж помогает нам с вами понять главную мысль автора: все в этом мире существует свободно, никто не подавляет друг друга и каждый живет сообразно своему существу: сады цветут, потоки шумят, птицы поют. В уста Мцыри Лермонтов вкладывает вдохновенный гимн красотам Кавказа и герой сам становится частью этого неповторимого по своему великолепию, мира.


М.Л. – Лермонтовский Кавказ – это ощущение свободы, воплощения движения, незыблемости мироздания. Как будто человек вдохнул полной грудью воздух свободы.


Подведение итогов:


- Какой след оставил в вашем сознании Лермонтов – художник и Лермонтов – поэт?

(……………………………..)

- Какой вывод можно сделать из всего увиденного и услышанного на уроке?

(……………………………)


Выставление оценок.





Д/З: Лит-ра – Написать эссе «Роль природы в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

МХК – Подобрать стихотворение или музыкальное произведение, нарисовать плакат или

рисунок на тему: «Природа и Человек».





















Скачать

© 2021, 565 24

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!