СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок "Мы дети твои. дорогая Земля"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  разработан  по  повести  Распутина  "Прощание  с  Матерой"

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Мы дети твои. дорогая Земля"»





Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Молчановская средняя общеобразовательная школа №1»







Интегрированный урок

«Мы дети твои, дорогая Земля»


11 класс







Учителя : Крицкая Л.И.

(учитель литературы)

Кологривова Т.С.

(учитель химии)

Перковская О.В.

(учитель биологии)

Чибизова Н.А.

(учитель физики)




2017

Тема урока: «Мы дети твои, дорогая земля». 2часа.

Человек и природа. Проблемы НТР в науке и литературе.

Чтобы себя и мир спасти,

Нам нужно, не теряя годы,

Забыть все культы

И ввести

Непогрешимый культ природы.

В. Федоров


Цели урока:

1. Обучающие: формирование у учащихся:

а) способности вычленять главное в том или ином вопросе;

б) умения пользоваться имеющимися знаниями.

2. Развивающие: привлечь внимание детей к проблеме взаимоотношений человека и природы, дать возможность оценить свою деятельность во благо родины и природы.

Воспитывающие: воспитывать бережное, “человечное” отношение к окружающему миру.

Метод обучения – проблемный.

Тип урока  урок систематизации и обобщения знаний и умений

Вид урока: комбинированный

Организационные формы:

- беседа

- самостоятельная работа

- анализ произведений

Средства обучения:

- компьютер

- видеопроектор

Задачи урока:

  • систематизировать знания по теме;

  • подвести обучающихся к пониманию взаимосвязи человека и природы и необходимости защиты окружающей среды;

  • совершенствовать и систематизировать умения:

  • осмысливать теоретический материал;

  • оперировать имеющимися знаниями;

  • использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации;

  • излагать "сквозные" вопросы;

  • развивать экологическое мышление обучающихся;

  • способствовать воспитанию у обучающихся любви и уважения к природе, экологической культуры.

  • Именно об этом мы поговорим сегодня на уроке, тема которого: "Человек и природа". Тема

ХОД УРОКА

  1. Вступление.

Звучит музыка на фоне слайдов о природе. «Притяженье Земли»


Земля – наш дом. В том смысле, что здесь мы рождаемся, здесь живем. Здесь наш родительский дом. Здесь наш народ, наши родники, Родина, природа. Земля - наша мать. Велико ее притяжение, но, к сожалению, мы так стремимся преодолеть его.

Мы живем в сложное и ответственное время. Эпоха научно-технического прогресса поставила перед нами задачи, от решения которых зависит и существование Земли и человечества. В ряду острейших и неотложных проблем - отношение к природе и ее богатствам: земле, воде, всему живому. Природа не безгранична в своих возможностях, ее нельзя бездумно эксплуатировать, она требует бережного отношения к себе и деятельной, бескомпромиссной защиты.


  1. Что же происходит с природой?

Слово биологам:

Видеоролик. Биосфера . Влияние человека на биосферу

Эко­ло­ги­че­ская ка­та­стро­фа – тер­мин, о ко­то­ром по­сто­ян­но все го­во­рят, по­то­му по­сте­пен­но это сло­во­со­че­та­ние утра­ти­ло всю гне­ту­щую окрас­ку. По мне­нию боль­шин­ства ни­че­го страш­но­го с при­ро­дой не про­ис­хо­дит. С опре­де­лен­но­го мо­мен­та, че­ло­век начал за­ме­чать, что с окру­жа­ю­щей сре­дой что-то про­ис­хо­дит. Люди есте­ствен­но вли­я­ли на окру­жа­ю­щую среду, как и  боль­шин­ство дру­гих жи­вот­ных, но когда че­ло­век начал ак­тив­но вы­де­лять­ся из мира при­ро­ды, со­зда­вать соб­ствен­ную при­ро­ду – куль­ту­ру, стро­ить го­ро­да, ис­поль­зо­вать землю, при­род­ные ре­сур­сы себе на поль­зу – с этого мо­мен­та че­ло­ве­че­ское уча­стие в жизни пла­не­ты стало на­мно­го более су­ще­ствен­ным, чем вли­я­ние дру­гих су­ществ. Че­ло­век начал ин­тен­сив­но втор­гать­ся в сба­лан­си­ро­ван­ный при­род­ный ор­га­низм, ино­гда грубо и необ­ду­ман­но, не за­ду­мы­ва­ясь о по­след­стви­ях.

Уничтожение растительности

Пожары. Нет на свете более страшного убийцы и разрушителя, чем огонь. Погасить лесной пожар очень трудно, если не пойдёт дождь. Небывалые пожары вспыхнули в этом году. В борьбе со стихией участвовали более 200 тысяч человек. Число жертв удалось свести к минимуму, но материальный ущерб огромен: выгорело 0,2% ООПТ, а на восстановление популяций погибших животных и растений понадобится 15 лет.

В Твери недавно открылся торгово-развлекательный центр "Рубин". Он разместился на площади 55 тысяч квадратных метров. Для постройки центра была вырублена красивая аллея, избавляющая район от пыли и запаха бензина, летящий с вечно перегруженного автотранспортом проспекта Калинина.


Слово химикам:

Выступление учащихся:


Вред и польза химии

Мы живем в мире превращений веществ, в мире химических реакций. Сама жизнь возможна только благодаря химическим реакциям. В живом организме непрерывно происходит множество взаимосвязанных реакций. Как они прекращаются, наступает гибель организма.

Они приносили людям, как пользу, так и вред. Например, реакция горения древесины помогала человеку согреться, сварить пищу, но в то же время была и остается причиной пожаров. Поэтому люди вынуждены наблюдать и изучать химические реакции, получать о них знания, чтобы извлечь из этого пользу и избежать вреда.

В результате превращения руды в металл появляется материал для построения каркасов промышленных сооружений, для изготовления машин, станков, инструментов и других полезных вещей.

Трудно представить себе современную стройку без цементного раствора. Цемент – продукт превращения глинистых и известковых минералов. Цементный раствор прочно скрепляет кирпичи и блоки при постройке зданий.

С помощью специальных химических реакций исследуют состав почвы и определяют, каких веществ не хватает для питания растений, какие удобрения внести в почву, чтобы повысить урожай.

Ученые разгадали тайны многих химических реакций, происходящих в человеческом организме, узнали, как на него действуют те или иные вещества. Благодаря этому фармацевты и медики знают, как получать и как применять лекарственные вещества для лечения болезней.

В химической промышленности получают множество необходимых веществ: удобрения для растений, химикаты для уничтожения вредителей сельскохозяйственных культур, моющие средства, красители для тканей, кожи, бумаги и других материалов, малярные и художественные краски, искусственные и синтетические волокна для изготовления тканей, бумагу, вещества для получения таких материалов, которых нет в природе.

В XX веке возникло множество химических заводов по производству различных необходимых промышленности и сельскому хозяйству веществ. Например, заводы по производству аммиака, азотной, серной, соляной, уксусной кислот; нефтеперерабатывающие, металлургические, фармацевтические, силикатные и другие заводы. Еще больше появилось предприятий и заводов, так или иначе связанных с химическими превращениями: на тепловых электростанциях сгорают уголь, мазут; на ткацких фабриках окрашивают ткани; на заводах медицинского оборудования получают изделия из пластмасс; на стекольных заводах песок, соду, известняк превращают в стекло.

Однако, принося пользу человеку, промышленность приносит урон природе. Вопреки предсказанию Ферсмана, далеко не все отходы используются в практических целях. Часто можно видеть дым над трубами заводов, котельных, ТЭЦ. Вместе с дымом в атмосферу выбрасываются ядовитые газы – угарный, сернистый и другие. Много вредных веществ уносится водой в природные водоемы, проникает в грунтовые воды. Выбросы вредных веществ наносят ущерб растительности, животному миру, здоровью человека. Чистота окружающей среды – необходимое условие существования всего живого на Земле.

Химические знания должны помочь человеку предотвратить вредное влияние ядовитых веществ. Для этого необходимо перерабатывать отходы производства, которые часто загрязняют среду обитания человека. Отходы одного производства должны служить сырьем для другого. Так, например, шлаки – отходы металлургического производства – применяют для получения минеральных удобрений, дорожных покрытий, строительных минералов. Ядовитый сернистый газ, образующийся при переработке руды в металл, используют для производства серной кислоты.


Слово физикам:

Выступление учащихся

Парниковый эффект

Углекислый газ, находящийся вокруг Земли, сохраняет тепло так же, как стекло в парнике. Это явление называют парниковым эффектом. Тепло от Солнца проходит через углекислый газ, соприкасается с землёй, но не может подняться обратно. Так как люди сжигают топливо, то появившийся при сгорании углекислый газ выделяется в воздух и остаётся там. Если углекислого газа станет действительно много, то парниковый эффект увеличится, и Земля потеплеет. Это называется глобальным потеплением. Сегодня учёные прогнозируют дальнейшее потепление на 1,5-4,5 градусов, т. е. глобальное потепление наступит через 50-60 лет. Чтобы этого не произошло, учёные предлагают засеять все свободные земли зерновыми (рожь, овёс, пшеница). Они будут отражать солнечные лучи, и температура понизится на 3-4 градуса.

Слово писателям

Сообщения учащихся.

Леонид Леонов: «Техническое могущество, которым мы владеем, бессмысленно, убийственно. Оно самоубийственно. Горе, может быть, в том и состоит, что слишком рано открыли атомную энергию… В одном большом разговоре я сказал, что мы живем во время, когда нельзя совершать ошибки. Малейшая ошибка может обернуться трагедией. Это мы видим на примере Чернобыля».


Сергей Павлович Залыгин «Экологический роман»

В 1993 году Сергей Павлович Залыгин, писатель, редактор журнала «Новый мир» времен перестройки, благодаря усилиям которого стали снова издавать А.И. Солженицына, пишет одно из последних своих произведений, которое называет «Экологический роман». Творчество С.П. Залыгина особенно тем, что в центре у него стоит не человек. Главная тема романа – Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная траге­дия, но и символ вины человека перед природой. Роман Залыгина проникнут сильным скептицизмом по отношению к человеку, к бездумной погоне за фетишами технического прогресса. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя – вот к чему призывает «Экологический роман».

Татьяна Толстая «Кысь»

Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю. Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.

М.М.Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам. Не зря Михаила Пришвина называют «певцом природы». Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. Еще в первом произведении «В краю непуганых птиц» Пришвин тревожится отношением человека к лесам «...Только и слышишь слово «лес», но с прилагательным: пиленый, строевой, жаровой, дровяной …».


 Роман Чингиза Айтматова «Плаха»,где с подлинной силой таланта аа.Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком. Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек. Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу: «А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история».



Учит ель

Наша общая задача - беречь наш общий дом.

Именно об этом мы поговорим сегодня на уроке, тема которого: "Человек и природа". Тема очень широка. Она включает в себя сведения из целого ряда наук: биологии, физики, химии, истории, ОБЖ. Умелое пользование этими знаниями, критическое восприятие разнообразной информации, самостоятельный поиск решений возникших проблем помогут вам выработать собственную жизненную позицию. Ваши ответы на вопросы должны быть предельно лаконичны, но точны и содержательны. Вам потребуется большое напряжение интеллектуальных сил. Главное, чтобы, в конечном счёте, вы нашли для себя ответы на вопрос: "В чём выражается взаимосвязь природы и общества"?



Мини диспут

- Близки ли нам проблемы охраны природы?

- Благополучны ли наши село, район, область, наша Сибирь в этом плане?

- Известны ли вам факты варварского отношения к природе?

- Перед какой проблемой ставит нас современная жизнь? (проблема природа и прогресс).

-Нужен ли прогресс?

- А если нужен, то какой ценой?

- Почему все-таки возникает опасность для природы при очевидности прогресса? (Никто не застрахован от ошибок.)



Если мы сегодня отстоим мир и добьемся права на завтрашний день, послезавтра мы можем погибнуть от отравления воздуха, воды, земли. Задача всех: сберечь живого человека на живой земле, сохранить живое в живом, но как?

Так возникает еще одна проблема: что с нами происходит?

Поищем ответ на эти вопросы.

- Кто нам их поможет найти?

Живой человек возможен лишь на живой Земле - об этом в своих произведениях молят, кричат коленопреклоненно и гневно С. Залыгин, В.Астафьев, В.Распутин, В.Белов, Е.Носов, Ч.Айтматов, Б. Васильев и др.

Пока не поздно!

Литература публицистическая и художественная активно выступила в защиту природы. Она объявила единственно допустимую и разумную сегодня войну за сохранение природы и человека. Обратимся к творчеству Валентина Григорьевича Распутина, к его повестям «Прощание с Матерой»

Рассказ о творчестве Распутина.

Презентация. Распутин В.

Учитель

История распорядилась, чтобы мы по-хозяйски отвечали за одну шестую часть планеты и в полном порядке передали ее из рук в руки потомкам, сохранив не только богатство, но и красоту земли.

- Как это можно сделать? Какие условия для этого нужны?

Нужен высоконравственный человек, потому что, как говорит В.Распутин, вопрос экологический давно перерос в нравственный: «Ничто такт не опасно для любой страны, как равнодушие народа»

Кто мы на этой земле – хозяева или временщики, побыли и ушли? Взяли всё, что смогли, а потом хоть потоп? Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы своего времени, затронул болевые его точки. Но только ли своего времени? Источником главной тревоги писателя является процесс духовного разложения нации, её нравственного обнищания.



Анализ произведения В.Распутина

Что означают для вас понятия Родина, «малая» родина?

Родина  -  1) Отечество, отчизна, родная страна;

                  2) Место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь;

«Малая» родина  -  отчий дом, родительский дом, родной край, родная сторона, родители, предки…

У каждого человека есть своя «малая» родина, тот кусочек Земли, который остаётся на вечную память в сердце человека. Такой «кусочек» земли есть и у В. Г. Распутина – это его родная деревня Аталанка Иркутской области, которая попала в зону затопления и исчезла в годы строительства Братской ГЭС. Пострадали не только десятки и сотни подобных деревень, главное, что пострадали люди, живущие там. «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».

- Что же происходит с человеком, когда рушатся эти подпорки одна за другой?

Сообщение учащегося

В основе сюжета повести «Прощание с Матерой» лежат реальные события. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень. Должно исчезнуть всё: дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище – вся земля уйдёт под воду навечно.

«Моя последняя работа – повесть «Прощание с Матёрой». Она о тех изменениях, которые происходят в жизни сегодняшней Сибири, об изменениях, на которые я смотрю глазами не постороннего человека, приехавшего покорять и, так сказать, преобразовывать этот суровый край, а глазами коренного сибиряка, в этом краю живущего и любящего его истинной любовью, думающего о нём не только как о гигантской строительной площадке, но и как о родине, о земле, на которой жили его предки и станут жить его дети и внуки». («Вопросы литературы», 1976, № 9).

4. Обмен читательскими впечатлениями

- Что вас взволновало, когда вы читали повесть «Прощание с Матёрой»?

5. Словарная работа

- Давайте определим лексическое значение слова Матёра. Попробуйте подобрать однокоренные слова к этому слову.

Матёра. Здесь корень и от слова мать, и от слова материк, и от слова матёрый.

Матёра   -   1) матёрый (полный сил, крепкий, достигший полной зрелости, опытный, знающий);

                      2) мать, матерь (мать – земля, Родина – мать);

                      3) материк (земля, окружённая со всех сторон водой);

Все эти значения реализуются в тексте повести.

1) Матёра полна сил, крепка, опытна. («Какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная дедами и прадедами и вскормившая ни одно поколение»).

2) Слово Матёра по лексическому значению связано со словом мать. Матёра – живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. Для её жителей она – первооснова, стержень, на котором держится их бытие. («И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля, что имела она чёткие границы, сразу за которыми начиналась уже не твердь, а течь. Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке, не потому ли и называлась громким именем Матёра».

3) Матёра – часть материка. Они объединяются общим значением первоосновы и надёжности, и даже – вечности.

В заглавии “Прощание с Матерой” вынесена идея повести. Прощание с Матерой для многих жителей было прощанием с матерью, с домом, с землей, со всеми накопленными духовными ценностями, что человеку передается от матери. И гибель Матеры символизирует нравственную и духовную гибель материнцев.

6. Работа с художественным текстом

Триста лет обживали этот уголок русские крестьяне. Неторопливо, без спешки идёт жизнь на этом острове, и за те триста лет многих людей сделала счастливыми Матёра. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо ухаживала за детьми своими, вскармливала их, и дети отвечали ей любовью.

Совершенно не случайно повесть открывается пейзажным описанием.

- Давайте прочитаем описание Матёры. (гл. 1.)         

Мир Матёры неброский, в нём всё обычно, но ценность его именно в этой простоте и обычности.

- Какая же она «та Матёра», прежняя?

(«Опять с грохотом пронесло лёд, опять зашумела вода, запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки, заквакали лягушки…голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки…»).

- Какое слово неоднократно повторяется в пейзаже? (опять)

- Как вы думаете, зачем автор употребляет его несколько раз?

Кажется, что мир гармонии будет существовать всегда, но постепенно появляется ощущение неустойчивости, трагичности жизни в Матёре.

- Как автор даёт нам это почувствовать? Какие перемены произошли?

(«Та Матёра и не та. Все посадили огороды – да не все… Посеяли хлеба – да не на всех полях… Многие жили теперь на два дома… Повяла деревня, как подрубленное дерево… Гуще и нахальней полезла крапива, мёртво застыли окна в опустевших избах, покосились заборы, почернели и похилились стайки, амбары…»). Не та Матёра, потому что «повяла деревня, как подрубленное дерево…». Автор подчёркивает надвигающуюся безжизненность Матёры.

В первой главе повести мы узнаём историю жизни Матёры, краткую, но всё же историю. Расскажите её.

Эпизод «История жизни Матёры» (гл. 1)

Таким образом, в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её

грандиозные перемены.

- Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю его историю?

Как у людей есть прошлое, есть предки, есть история, жизнь, прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о родной земле, тем она ближе и дороже тебе. История жизни Матёры богата событиями, которые вызывают у читателя уважение к этой земле и людям, живущим там.

Эта деревня многое повидала на своём веку, но такое было в первый и, видимо,  теперь уже в последний раз. Осенью, с окончанием строительства плотины для электростанции, вода поднимется, а перед тем деревню пустят под огонь, остров очистят. Все жители знали об этом. Но знать – одно, а поверить в такое – совсем другое, не каждый сможет. Особенно если вся жизнь прошла тут, если каждый куст и пригорок знакомы, с любым местом связано что-то памятное. Если тут и отец твой с матерью похоронены, и дед с бабкою. Вроде бы, давно их и нет уж на свете, но как же без них-то совсем? Это – как без памяти.

Но страна принимала грандиозные планы строительства: заводы, электростанции, а люди… люди не в счёт…   

Гибель Матёры – это тяжёлое время для многих жителей деревни. А трудное время – это время испытаний человека. Сразу ясно, кто есть кто.

Автор хотел показать, что НТР связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением. Мне кажется что, мы должны знать и хранить память о Матёре.

- Давайте попробуем вместе с автором разрешить изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и чего это делается?

- Это необходимо. ГЭС возводят на благо людей. Ради тех же материнцев и ещё, может быть, тысяч и миллионов. Сколько ещё таких Матёр, может быть, до сих пор без света.

- А я сомневаюсь, что надо затапливать Матёру. Земли здесь плодородные, урожаи отменные. Павел сомневается в правильности такого решения, а Дарья уверена: люди понимают, что не надо топить Матёру, а топят.

Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова - не тот же народ? Благо миллионов за счет бед пусть даже немногих соотечественников - оправдано?

- Если это делается для блага людей, в интересах государства, а государство - это люди, то могут ли быть оправданы любые средства достижения благородной цели? Как вы считаете?

Гибель Матёры - это время испытаний для человека, характеры и души обнажаются .

- Как писатель выявляет, кто есть кто? (Через отношение к родной земле, к своему дому, к «малой» родине и к могилкам тоже).

Критик Ю. Селезнёв говорит о земле – родине и о земле – территории. «Если земля – территория и только, то и отношение к ней соответственное. Землю – родную землю, Родину – освобождают. Территорию – захватывают. Хозяин – на земле, на территории – завоеватель, покоритель. О земле. которая всем принадлежит, кто до нас был и кто после нас придёт, не скажешь: «После нас хоть потоп». Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после него…».

- Для кого в повести земля – Родина, а для кого земля – территория?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к сцене разорения кладбища   (гл.2)

Сцена разорения кладбища – одна из самых трагичных страниц повести.

- В чём суть конфликта жителей с пожогщиками?

Ворвавшись к пьющим чай старухам, Богодул закричал: «Мёртвых грабют!» С этого момента начинается этический, философский конфликт, который приобретает форму противостояния памяти и беспамятства, ценности и цены. Многое могли бы жители Матёры перенести молча, безропотно, многое, но не это. Именно этот конфликт демонстрирует разное отношение людей к одному и тому же: что для одних свято, то для других буднично; что для одних вечно, то для других бренно.

- Зачем пожогщики приходят на Матёру?

Пожогщики приходят на Матёру, чтобы начать её уничтожение, их начинание кощунственно – они жгут кладбище, поэтому для местных жителей они «черти», «нечистая сила», «ироды», «нехристи». Для старух кладбище – святое место, это место успокоения близких им людей; для чужих – просто часть суши. Для них старики и старухи – «граждане затопляемые». Где им, чужакам, понять матёринцев. Они всё делают по распоряжению. Потому так клеймит их Дарья, этих людей с одинаковыми ржавыми глазами, в одинаковых зелёных куртках. Для них, чужих, Матёра – «ложе для водохранилища», «зона затопления», а для матёринцев их остров – живое место, Дом.

- Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук, Воронцов? Для них нет ничего святого. Это люди, не помнящие своего родства – «туристы».

- Как вы бы назвали то, что происходит на кладбище? Как к этому относитесь?

Ребята, такие моральные качества и чувства человека как благородство, верность, уважение, гордость, любовь, стыд не существуют в отвлечённом виде – они должны подтверждаться поступками. Именно поступки, дела, а не слова доказывают, каков человек и каковы его принципы. Поэтому человеческая память -   как хранительница нравственного опыта предыдущих поколений - играет первостепенную роль в становлении человека как личности. А без ощущения человеком связи с прошлым он становится ущербным недочеловеком.

- Для кого из героев повести, кроме чужаков, Матёра – это просто территория? Какие они, «чужие свои»?

Клавка Стригунова, Петруха – дети Матёры, но оказывается, что Матёра им не нужна. Клавка говорит: «Давно надо было утопить… Живым не пахнет…». Для неё главное в жизни – удобства, а удобно ей там, где нет Матёры.

Петруха – пьяница, не сумевший даже сохранить собственное имя. За никчемность и разгильдяйство лишила его имени деревенская община. Своими руками Петруха поджёг избу, свой дом, чтобы поскорее компенсацию за него получить. Сжёг, и сердце не дрогнуло, как будто и не рос в этом доме. Не стыдно ему, потому что у него нет совести.

Сцена горящей избы  (гл. 8)

Вся деревня собралась, чтобы видеть это. Нет необходимости уничтожать огонь, всё равно гореть всему. Но люди стыдятся того, что происходит, закон памяти, совести жив и значим для всех.

Чужая Матёра и для Андрея, внука Дарьи, который уже давно покинул деревню, работал на заводе и теперь хочет попасть на строительство ГЭС.

- Давайте перечитаем диалог Дарьи с внуком (гл 12).     

Человек, забывший свой дом, вряд ли будет счастлив. Грустно звучат слова Дарьи, как бы предвидящей все ужасные последствия этой «удали». «Никуда с земли не деться. Че говорить – сила вам нонче большая дадена. Да как бы она вся не поборола сила эта-та. Она-то большая, а вы-то какие были маленькие, так и остались».

- Как вы думаете, на чьей стороне симпатии автора?

Симпатии автора на стороне старшего поколения. Перед нами предстают «старинные старухи» с типичными русскими именами: Дарья Пинигина, Катерина Зотова, Настасья Карпова, Сима. Наиболее колоритному персонажу, похожему на лешего, автор дал имя Богодул. У всех героев за плечами трудовая жизнь, прожитая ими по совести, в дружбе и взаимопомощи.

Один из смысловых центров повести – сцена сенокоса (гл 11).  

Ещё раз на острове всплеснулась жизнь, закипела работа.

Изображённая автором картина крестьянской жизни до обычности проста (так было всегда), но и до трагичности возвышенна (этого больше не будет никогда). Это последний вздох Матёры – работа, песни, купание. Люди как будто забывают о надвигающейся утрате.

- К чему это время оживления в деревне? Зачем автор показывает последний праздник Матёры?

Последний праздник жизни на своей земле, в своём доме для матёринцев важен – есть чем жить дальше, есть, что вспомнить.

Самые трогательные сцены повести – сцены прощания.

Матёра для автора и для многих героев повести – живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой.

8. Работа с художественным текстом

Прощание с Матёрой для многих её жителей было прощанием со всеми веками накопленными духовными ценностями, да и с самой жизнью. Дважды рассказывает Распутин, как прощаются с домом, с вещами сначала Настастья, а потом Дарья. Давайте перечитаем эти трогательные сцены.

Сцена прощания с избой Дарьи.  (гл. 20)     

Не понять чужому, зачем Дарья перед уничтожением белит свою избу. Не понятно чужому, но отчётливо понимает Дарья. «А избу нашу ты прибрала? Ты провожать её собралась, а как? Али просто уйдёшь и дверь за собой захлопнешь? Прибрать надо избу. Мы все в ней жили». Вот и прибирает Дарья свой дом в последний путь, прощаясь с ним. По закону совести нельзя иначе, а совестливая Дарья иначе и не может. Она белит избу, подмазывает печь, моет подоконники, пол, окна. Всю ночь оплакивала Дарья свою избу, и изба словно понимала, что с ней делают. Последняя ночь Дарьи в доме – тихая, спокойная ночь молитв. Дарья не смирилась, но она успокоилась, поняв, что сделала всё так, как нужно.

В том, как Дарья «обряжает» избу, не только воздаяние последнего, что в её силах, родному дому, деревне, острову, но и убеждённость, что только так, а не иначе должен проститься человек с уходящей в прошлое жизнью: достойно и стойко, свято и просто. И трагическое завершение прощания Дарьи оставляет луч надежды, вселяет в читателя веру в моральные ценности.

- Каков финал повести?  (гл. 22)              

В финале повести две стороны сталкиваются. Автор не оставляет сомнений в том, за кем правда. Заблуди­лись в тумане Во­ронцов, Павел и Петруха. Даже Воронцов «затих», «си­дит с опущенной головой, бессмысленно глядя перед собой». Все, что остается им делать, — подобно детям, звать мать. Характерно, что делает это именно Петруха: «Ма-а-ать! Тетка Дарья-а-а! Эй, Матера-а!» Впро­чем, делает, по словам писателя, «глухо и безнадеж­но». И, прокричав, вновь засыпает.

«Стало совсем тихо. Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана». А материнские старухи в это время, в последний раз объединившись друг с другом и малень­ким Колюней, в глазах которого «недетское, горькое и кроткое понимание», возносятся на небеса, равно при­надлежа и живым, и мертвым.

Библейский сюжет о всемирном потопе, который несёт гибель старому миру ради нового. Только будет ли новый мир лучше, чем мир, сложившийся на Матёре до “потопа” - вот над каким вопросом мучительно размышляет Распутин вместе со своими героями.

А может, Матёра - это Ноев ковчег, на котором сохранились остатки духовности, нравственности, тысячелетиями накопленного опыта?

А потопив Матёру, значит, потопили и Ноев ковчег, а значит, сами сотворили конец света - апокалипсис.

Несмотря на трагический финал повести, нравственная победа остаётся за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память.

Этот трагический финал просветлен предварявшим его рассказом о «царском листвене» — символе неувядаемости жизни.

Эпизод «Царский листвень на Матёре»  (гл. 19)         

Пожегщикам так и не удалось ни сжечь, ни спилить стойкое дерево, держащее, по пре­данию, на себе весь остров, всю Матеру. Несколько ранее В. Распутин дважды скажет, что, как бы тяжело ни сложилась дальнейшая жизнь переселенцев, как бы ни издева­лись над здравым смыслом безответственные «ответ­ственные за переселение», построившие новый посе­лок на неудобных землях, без учета крестьянского распорядка, — «жизнь... она все перенесет и примет­ся везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой». Человек своим трудом сроднится с любым местом. В этом — еще одно его назначение во Вселенной. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом, преобразуя его?) Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с проблемами "экологии души". Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее. Поэтому так важны проблемы отношения поколений, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования. В повести ставятся и проблемы противоречий между городом и деревней, проблемы отношения народа и власти. Писатель изначально ставит на первый план проблемы духовные, неизбежно влекущие за собой проблемы материальные.)

9. Подведение итогов урока

- Какие проблемы ставит автор в повести?

Это проблемы и вечные, и современные.

1. Проблема природа и НТР

2. Проблемы экологии. Проблемы взаимодействия человека и природы.

Экология (от др.-греч. "ойкос" — обиталище, жилище, дом, имущество и "логос" — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Всё человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно-технического прогресса? Не приведёт ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Сейчас уже всем стало ясно, что главная задача человечества – сохранить жизнь на земле.

3. Проблемы «экологии души», духовные проблемы.

 Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее.

4. Проблемы отношения поколений, сохранения традиций.

5. Проблема поиска смысла человеческого существования.

6. Проблема отношения народа и власти.

- В чём смысл конфликта повести?

Конфликт в повести относится к категории вечных: это конфликт старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом, преобразуя его?

Частный конфликт – уничтожение деревни и попытка отстоять, спасти родное, возвышается до философского – противостояние жизни и смерти, добра и зла. Это придаёт особую напряжённость действию.

- Как вы понимаете авторскую позицию, высказанную им в повести?

Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти.

Обратимся ещё раз к словам В. Г. Распутина: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».

«Я не мог не написать «Матёру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле рубеж в писательской работе». («Литературная газета», 16 марта 1977 г., интервью «Не мог не проститься с Матёрой»).

Видео «Прости, Земля»

Желаем вам, чтобы всю вашу жизнь поддерживали вас эти четыре подпорки, чтобы вы никогда не забывали о родном дом.



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ

Что хорошего принесла цивилизация? Что плохого принесла цивилизация?
























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!