СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок Обществознание. Право и ОБЖ по теме: "Нужны ли армии русские Амазонки"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для обучающихся 11 класса. Обсуждаются вопросы воинской службы и отношение к службе в Вооружённых Силах девушек.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок Обществознание и ОБЖ. Нужны ои армии русские Амазонки»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

ОБЖ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Тема: «Воинская служба»


Цель:

  • Показать, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Задачи:

  • Сформировать целостное представление о конституционной обязанности гражданина РФ: служба в армии. Углубить формирование системы правовых знаний учащихся;

  • Продолжить развивать умения анализировать, приводить примеры, работать со справочной литературой, логически аргументировать свою позицию, делать выводы;

  • Воспитывать патриотизм, толерантность и чувство долга защищать своё Отечество.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: практическая работа, беседа, работа с текстом нормативно-правовых документов, элементы брифинга

Основные понятия урока:

  • Воинская обязанность;

  • Военная служба;

  • Альтернативная гражданская служба.

Оборудование урока:

  • Компьютер и проектор;

  • Текст Конституции РФ;

  • Собрание видеороликов по теме урока

Образовательные технологии:

  • ИКТ;

  • Развитие критического мышления;

  • Организация дискуссии;

  • Личностно-ориентированная технология;

Методические приёмы:

  • Работа в группах с источником;

  • Элементы брифинга;

  • Доклады учащихся;

  • Мультимедийная презентация;

  • Беседа.

Межпредметные связи:

  • Межпредметная интеграция:

  • Право:

- права и свободы граждан;

- конституционные права и обязанности;

- нормативно-правовые акты.

  • Политология:

- государство;

- гражданин;

- Конституция – основной закон РФ.

  • История:

- из истории создания Армии.

  • Внутрипредметная интеграция:

  • Обществознание:

- свобода и ответственность;

- признание и уважение прав других;

- гражданин РФ;

- конституционные права и обязанности граждан РФ.

  • ОБЖ:

- воинская обязанности;

- воинская служба;

- альтернативная гражданская служба.


Учащиеся должны знать, что:

  • Основные аспекты воинской обязанности и военной службы регулируются Конституцией РФ и Федеральными Законами РФ;

  • Вместе с воинской обязанностью защищать Отечество с оружием в руках существует альтернативная гражданская служба;

  • Каждый гражданин мужского пола, достигший 18-летнего возраста обязан служить в армии.

Учащиеся должны понимать, что такое:

  • Воинская обязанность;

  • Военная служба;

  • Альтернативная гражданская служба.

Учащиеся должны уметь:

  • Объяснять понятия;

  • Раскрывать правовые основы вопросов, касающихся воинской обязанности, военной службы, альтернативной гражданской службы;

  • Аргументировать свой ответ;

  • Высказывать собственную точку зрения;

  • Быть участником брифинга.


План урока


  1. Вводная часть.

  2. Что такое воинская обязанность.

  3. Воинская служба и гражданская служба.

  4. Альтернативная служба в армии.

  5. Служба в армии женщин.

  6. Закрепление материала.

  7. Подведение итогов урока.

  8. Домашнее задание.


Ход урока.


Организационный момент. Построение и доклад учителю о подготовке класса к уроку.


  1. Вводная часть.


Учитель: Тема сегодняшнего урока «Воинская обязанность. Воинская служба». На уроке мы постараемся сегодня выяснить, что такое воинская обязанность, воинская служба. Чем отличается воинская служба от гражданской службы. Нам предстоит поработать и познакомиться с нормативно-правовыми актами, регламентирующими вопросы воинской службы.


  1. Что такое воинская обязанность.


Беседа с учащимися: В нашем государстве есть законы, которые определяют правовую основу военной службы и воинской обязанности. Скажите пожалуйста, какой документ в Российской Федерации обладает высшей юридической силой по сравнению с другими нормативными источниками в нашей стране. (Учащиеся отвечают. Это Конституция РФ, которая была принята 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме).


Учитель: в главе II Конституции РФ прописаны все права и обязанности граждан РФ. Сегодня мы обратимся к статье 59 Конституции РФ.


Внимание на экран: (зачитываем статью 59):


Пункт 1: защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ;

Пункт 2: гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с Федеральным Законом;

Пункт 3: гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случае имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

Работа с учащимися и со статьёй 59 Конституции РФ: Определите ключевые фразы пунктов 1 – 3 статьи 59.


Учащиеся определяют:

  1. Долг и обязанность гражданина.

  2. Военная служба в соответствии с федеральным законом.

  3. Замена на альтернативную гражданскую службу.


Учитель: Давай определим что такое воинская обязанность?

Учащиеся делают попытку дать определение:


Учитель обобщает и определение записывается в тетрадь

Воинская обязанностьобязанность граждан России проходить службу в вооруженных силах Российской Федерации. Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

  • воинский учет;

  • обязательную подготовку к военной службе;

  • призыв на военную службу;

  • прохождение военной службы по призыву;

  • пребывание в запасе;

  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.


3. Военная служба и гражданская служба.


А сейчас давайте обратимся к истории. Историческая справка из истории воинской повинности.


Сообщение учащихся. «Из истории воинской службы»


Воинская повинность, как определённая законом общая для всех граждан обязанность военной службы, установилась в Европе только в Новейшее время. В средние века дворянство несло постоянную военную службу, прочее же население призывалось к отбыванию её только в случае особой опасности для страны. Позднее армии пополнялись наймом охотников, а затем насильственной вербовкой. В Московской Руси войска состояли обыкновенно из лиц, наделённых землёй (поместьем) под условием службы; в военное время выставлялись ещё даточные люди соразмерно числу дворов и пространству поземельных владений.

С конца VIII века военная организация древних славян включала княжеские дружины и народное ополчение. Княжеские дружинники были сильные, храбрые, хорошо обученные профессиональные воины, связанные с князем личным договором службы и верности. Во время больших военных походов или отражения нападения внешних врагов князья собирали ополчение из горожан и крестьян, как правило, отцов со старшими сыновьями.

В 1550 году царь Иван IV Грозный повелел учредить в Москве «выборных стрельцов из пищалей три тысячи человек … и велел им житии в Воробьёвской слободе». Комплектовались стрельцы из числа свободных «гулящих» людей, сыновей или родственников стрельцов. При поступлении на службу стрельцы представляли поручителей. Служба являлась пожизненной. В мирное время стрельцы московские стрельцы московские и городовые несли гарнизонную службу. Выполняя в городах функции полиции и пожарных.

В 1705 году указом Петра I в России была введена рекрутская воинская повинность, в соответствии с которой в армию ежегодно набирали физически годных к военной службе мужчин от 20 до 30 лет. Первоначально в рекруты брали одного человека с 20 дворов, а с 1724 года по 5-7 человек с 1000 мужских душ.

В 1874 году в русской армии была введена всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутские наборы. Она распространялась на мужское население страны, достигшее возраста 21 года. Общий срок службы устанавливался в 15 лет, из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет – на пребывание в запасе.

Воинская обязанность в России и СССР сохранялась. Первоначально служба в Красной армии была объявлена добровольной, однако к концу Гражданской войны её численность достигла 5 миллионов человек, а в 1925 году был принят Закон об обязательной военной службе, восстанавливается ежегодный призыв в армию на срок для красноармейцев 2 года, для младшего командного состава авиации и краснофлотцев – 3 года.

Уже к началу Великой Отечественной войны численность советской армии была доведена до 5 миллионов человек. Послевоенная демобилизация закончилась в 1948 году, при этом численность армии сократилась примерно вчетверо. В 1949 году был принят новый закон, по которому призыв производился один раз в год в ноябре – декабре, срок службы в сухопутных войсках и авиации был установлен в 3 года, во флоте – 4 года.

В 1968 году срок солдатской службы был сокращен в сухопутных войсках до 2 лет, во флоте до 3 лет, был введён весенний призыв.

В Конституции СССР 1977 года говорилось, что защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. В этих целях создавались Вооружённые Силы СССР и была установлена всеобщая воинская обязанность.

Сейчас служба в армии также является обязательной, но при этом можно выбрать и службу альтернативную.

Учитель: а сейчас вашему вниманию будет представлен видеоролик, просмотрев который вам будет предложено его проанализировать, т.е. используем элементы брифинга. Вы анализируете, выделяете главную мысль и делаете выводы, а присутствующие могут задать вам вопросы.


Просмотр видеоролика «Из истории» и элемент брифинга.


Учитель: а сейчас снова обратимся к Конституции РФ.


I группа: Определите что такое военная служба согласно Конституции РФ

(Военная служба – конституционная обязанность граждан РФ, осуществляемая в соответствии с Федеральным Законом. Это особый вил федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооружённых Силах РФ, а также во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях. Железнодорожных войсках, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе спецсвязи и информации, федеральных органах государственной охраны, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и др.)


Вопрос учащимся: как вы думаете, чем отличается военная служба от гражданской? (учащиеся сравнивают и отмечают признаки, которые характерны для военной службы: единая форма одежды, подчинение приказам и распоряжениям командиров и начальников, обязательное выполнение поставленных командиром задач)


II группа: Назовите ещё законы, которые регламентируют вопросы военной службы.


(ФЗ «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», «О государственной границе РФ», «О военном положении», «О воинской обязанности и воинской службе» и другие)


III группа: Определите содержание пункта 3 статьи 59 Конституции РФ


(Основное содержание: ведение альтернативной военной службы. Дано определение Альтернативной гражданской службы)


  1. Альтернативная гражданская служба.


Вопрос учащимся: Как согласно законодательству определяется альтернативная гражданская служба? Когда возникает право на такую службу? (Альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый взамен военной службы по призыву. Это право возникает в случая, если: несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведёт традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Данное право распространяется на граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.)


А теперь давайте посмотри м ряд видеороликов и попробуем определить какие виды альтернативной службы существуют в настоящее время в Российской Федерации.


Просмотр видеороликов об альтернативной службе и беседа с учащимися


  1. Какие виды альтернативной гражданской службы существуют в настоящее время в Российской Федерации?

  2. Почему возможно проходить такую службу?

  3. Сколько длится срок альтернативной службы? (21 месяц – для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных Федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ. 18 месяцев – для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооружённых сил РФ, других войск, воинских формирований)

  4. Как вы относитесь к такому виду несения своей обязанности отдать воинский

долг своему Отечеству.


  1. Служба в армии женщин


Учитель: Мы продолжаем обсуждать вопросы несения военной службы. Внимание на экран. Снова элемент брифинга. Вы анализируете, выделяете главную мысль и делаете выводы, а присутствующие могут задать вам вопросы.


Ролик «Девушки в Российской армии»


Учитель: В настоящее время широко обсуждается вопрос о том надо ли служить в армии женщинам. Группа депутатов Государственной Думы готовит закон, предусматривающий для россиянок возможность прохождения срочной службы в армии по собственному желанию. В соответствии с законопроектом, россиянки добровольно смогут проходить срочную службу в течение года. Девушки также будут получать повестки в армию, однако решение о том, идти туда или нет, каждая будет принимать самостоятельно.


Видеоролик: «Нужны ли армии русские амазонки»


Беседа с учащимися: А как вы думаете, нужны ли армии русские амазонки?

А в каких войсках, на каких должностях сейчас уже служат в армии женщины?

Видеоролики о женщинах в армии.

Работа по видеороликам (примерные ответы учащихся)

  1. Женщины служат в войсках связи;

  2. Женщины служат в десантно-штурмовом батальоне;

  3. Женщины являются медицинской части и т.д.


Учитель: какой вывод по сегодняшнему уроку вы можете сделать?


Таким образом, армия нужна любому государству. Гражданин РФ обязан нести военную службу в соответствии с законами страны. Эта норма касается всех граждан нашей страны мужского пола, достигших 18-летнего возраста. Также закон предусматривает альтернативную гражданскую службу. В настоящее время военную службу проходят и женщины.


  1. Закрепление материала урока:


  1. Запишите в тетради основные мысли урока.

  2. Приведите примеры альтернативной гражданской службы

  3. Ваше отношение к женщинам в армии.


  1. Подведение итогов урока.


Домашнее задание: Эссе: «Нужны ли в армии русские амазонки»






























11


Просмотр содержимого презентации
«Воинская обязанность.»

ОСНОВЫ  ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ Воинская обязанность

ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Воинская обязанность

Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Конституцией РФ ,  Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Конституцией РФ ,

Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Ключевые фразы  статьи 59 Конституции РФ Долг и обязанность гражданина. Военная служба в соответствии с федеральным законом. Замена на альтернативную гражданскую службу.

Ключевые фразы статьи 59 Конституции РФ

Долг и обязанность гражданина.

Военная служба в соответствии с федеральным законом.

Замена на альтернативную гражданскую службу.

Воинская обязанность  – это  обязанность граждан России проходить службу в вооруженных силах Российской Федерации.    Воинская обязанность предусматривает:

Воинская обязанностьэто обязанность граждан России проходить службу в вооруженных силах Российской Федерации.

Воинская обязанность предусматривает:

  • воинский учет;
  • обязательную подготовку к военной службе;
  • призыв на военную службу;
  • прохождение военной службы по призыву;
  • пребывание в запасе;
  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
С конца VIII в. военная организация древних славян включала княжеские дружины и народное ополчение. Княжеские дружинники были сильные, храбрые, хорошо обученные профессиональные воины, связанные с князем личным договором службы и верности. Во время больших военных походов или отражения нападения внешних врагов князья собирали ополчение из горожан и крестьян, как правило, отцов со старшими сыновьями.

С конца VIII в. военная организация древних славян включала княжеские дружины и народное ополчение. Княжеские дружинники были сильные, храбрые, хорошо обученные профессиональные воины, связанные с князем личным договором службы и верности. Во время больших военных походов или отражения нападения внешних врагов князья собирали ополчение из горожан и крестьян, как правило, отцов со старшими сыновьями.

В 1550 году царь Иван IV Грозный повелел учредить в Москве «выборных стрельцов из пищалей три тысячи человек… и велел им жити в Воробьевской слободе». Комплектовались стрельцы из числа свободных «гулящих» людей, сыновей или родственников стрельцов. При поступлении на службу стрельцы представляли поручителей. Служба являлась пожизненной. В мирное время стрельцы московские и городовые несли гарнизонную службу, выполняя в городах функции полиции и пожарных.

В 1550 году царь Иван IV Грозный повелел учредить в Москве

«выборных стрельцов из пищалей три тысячи человек… и велел им жити в Воробьевской слободе». Комплектовались стрельцы из числа свободных «гулящих» людей, сыновей или родственников стрельцов. При поступлении на службу стрельцы представляли поручителей. Служба являлась пожизненной. В мирное время стрельцы московские и городовые несли гарнизонную службу, выполняя в городах функции полиции и пожарных.

В 1705 году указом Петра I в России была введена рекрутская воинская повинность, в соответствии с которой в армию ежегодно набирали физически годных к военной службе мужчин от 20 до 30 лет. Первоначально в рекруты брали одного человека с 20 дворов, а с 1724 года по 5—7 человек с 1000 мужских душ.

В 1705 году указом Петра I в России была введена рекрутская воинская повинность, в соответствии с которой в армию ежегодно набирали физически годных к военной службе мужчин от 20 до 30 лет. Первоначально в рекруты брали одного человека с 20 дворов, а с 1724 года по 5—7 человек с 1000 мужских душ.

В 1874 году в русской армии была введена всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутские наборы. Она распространялась на мужское население страны, достигшее возраста 21 года. Общий срок службы устанавливался в 15 лет, из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет — на пребывание в запасе.

В 1874 году в русской армии была введена всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутские наборы. Она распространялась на мужское население страны, достигшее возраста 21 года.

Общий срок службы устанавливался в 15 лет, из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет — на пребывание в запасе.

«Защита социалистического Отечества,— говорилось в Конституции СССР,— относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа». В этих целях создавались Вооруженные Силы СССР и была установлена всеобщая воинская обязанность.

«Защита социалистического Отечества,— говорилось в Конституции СССР,— относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа».

В этих целях создавались Вооруженные Силы СССР и была установлена всеобщая воинская обязанность.

Работа в группах:  (ст. 59 Конституции РФ) I группа:  Определите что такое военная служба согласно Конституции РФ II группа:  Назовите ещё законы, которые регламентируют вопросы военной службы. III группа:  Определите содержание пункта 3 статьи 59 Конституции РФ

Работа в группах: (ст. 59 Конституции РФ)

I группа: Определите что такое военная служба согласно Конституции РФ

II группа: Назовите ещё законы, которые регламентируют вопросы военной службы.

III группа: Определите содержание пункта 3 статьи 59 Конституции РФ

Альтернативная гражданская служба

Альтернативная гражданская служба

  • это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый взамен военной службы по призыву.
Беседа с учащимися

Беседа с учащимися

  • Какие виды альтернативной гражданской службы существуют в настоящее время в Российской Федерации?
  • Почему возможно проходить такую службу?
  • Сколько длится срок альтернативной службы?
  • Как вы относитесь к такому виду несения своей обязанности отдать воинский долг своему Отечеству?
Нужны ли армии русские амазонки?

Нужны ли армии русские амазонки?

  • А в каких войсках, на каких должностях сейчас уже служат в армии женщины?
Закрепление материала урока:   

Закрепление материала урока:  

  • Запишите в тетради основные мысли урока.
  • Приведите примеры альтернативной гражданской службы
  • Ваше отношение к женщинам в армии.
Домашнее задание:  Написать эссе  1. «Нужны ли в армии русские амазонки?»  2. Служба в армии обязательная или …»

Домашнее задание: Написать эссе 1. «Нужны ли в армии русские амазонки?» 2. Служба в армии обязательная или …»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!