СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок окружающего мира и музыки «Хуже грозного царя только междуцарствие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с обстановкой Смуты в 17 веке через знаменитые музыкальные произведения таких как «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы», «Борис Годунов», выявить причины беспорядков в Московском государстве.

 

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок окружающего мира и музыки «Хуже грозного царя только междуцарствие»»

















МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №30 г. Йошкар-Олы»

Интегрированный урок окружающего мира и музыки

«Хуже грозного царя только междуцарствие» для 3 класса

Осипова Любовь Павловна

г. Йошкар-Ола 2019

























Паспорт урока.

  1. Класс – 3

  2. Место проведения – кабинет начальных классов (306 каб.)

  3. Продолжительность – 40 минут

  4. Дисциплина – Окружающий мир и Музыка

Тема урока – «Хуже грозного царя только междуцарствие»

  1. Тип урока – урок открытия новых знаний

  2. Цели урока:

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

  1. Основные формы организации на уроке: индивидуальная и фронтальная.

  2. Виды речевой деятельности: чтение, говорение, монологическая речь.

  3. Ожидаемы результаты:

Личностные:

Метапредметные:

Предметные:

  1. Принципы:

- Наглядности,

- Последовательности и систематичности,

- Доступности,

- Сознательности и активности.

  1. Этапы урока:


-организационный этап;

-актуализация знаний и постановка учебной проблемы;

-совместное открытие знаний, поиск решения проблемы;

- самостоятельное применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания),

- контроль усвоения (обсуждение допущенных ошибок и их коррекция, при выполнении творческой работы),

- рефлексия, сообщение домашней работы учащимся.

12. Оборудование:





















































Технологическая карта интегрированного урока окружающего мира и музыки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный этап.

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь!

Сегодня на уроке окружающего мира мы попробуем ближе ознакомиться с прошлым нашей страны. Выясним, что нарушило привычный порядок в Московском государстве в 17 веке.

Вы готовы узнать что-то новое и интересное?

Внимательно слушать учителя и настраиваться на продуктивную работу на уроке.

















Да.


Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

































Давайте вспомним, люди каких профессий и занятий жили в Московском государстве?


Как с 16 века стали называть правителя Руси?


Кто стал первым царём Руси?


Кто такие князья?



Как вы думаете, сколько князей могло служить царю?


Оказывается, к 17 веку их было несколько сотен. Один из таких служилых дворян изображен на рисунке у меня на доске. В самом начале текста на с.62 найдите, как его звали?


А кто еще изображен на памятнике?


Кто знает, где находится памятник Минину и Пожарскому?


На доске надпись: Минин и Пожарский - обыкновенные люди.


На его подножии написано, что им благодарна вся Россия! Скажите, а всем ли обыкновенным людям ставят такие памятники?


Минин и Пожарский самые обыкновенные люди, каких было много, но их до сих пор помнят и даже поставили им памятник. И сегодня мы должны ответить на вопрос, почему же им благодарна вся Россия? (проблемный вопрос)


Но прежде чем мы начнем искать ответ на этот вопрос, я хочу вас познакомить с композитором Степаном Дегтяревым, который написал первую русскую ораторию «Минин и

Пожарский, или Освобождение Москвы» в 1811 году. Оратория – это крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В названии оратории поставлены рядом имена князя и простолюдина,

причем первым назван простолюдин – явление необычное для того времени. Либретто оратории написал Николай Горчаков, автор

работ о русской церковной музыке. Либретто – это литературная основа большого вокального сочинения. Дегтярев и Горчаков обратились к событиям 1612 года, когда

Россия оказалась перед лицом опасности.


Что же могло угрожать России? Как вы думаете?



Когда это уже происходило с нашей землей?



Почему Русь не смогла вовремя собрать силы и сразу дать отпор захватчикам – монголам?



Возможно, что и в начале 17 века сложилась такая же ситуация? Давайте узнаем, кто хотел напасть на Россию и что помешало жителям страны сразу избавиться от захватчиков.

Великий государь, бояре, дворяне, стрельцы, крестьяне, купцы, ремесленники.


Царь




Иван Грозный



Военные предводители, дворяне.

Ученики высказывают свои предположения.












Князь Пожарский.



Гражданин Минин (торговец)



В Москве, на Красной площади.

















Нет.






































































Захват другим государством.




Во времена, когда Русь находилась по властью Золотой Орды.


Мешала раздробленность Руси, разобщенность князей, не было единого государства.

Развить умение извлекать информацию из текста, слушать и понимать других.


Выявить сущность, особенности объектов.


На основе анализа объектов делать выводы.


Находить ответы на вопросы, строить речевое высказывание, оформлять свои мысли в устной форме.

Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы.

На прошлом уроке мы говорили с вами о том, на сколько жестоким был царь Иван Грозный. И, конечно, он понимал, что порой он убивал невинных людей и стоя на коленях в Благовещенском соборе, он пытался вымолить у Бога прощение. Время шло, после смерти Ивана Грозного трон перешел к его безвольному и слабоумному сыну Федору. Федор был практически не способен управлять государством, и постепенно вся власть сосредоточилась в руках боярина Бориса Годунова, на сестре которого был женат царь Федор. Честолюбивый, умный и тонкий политик, Борис Годунов в течение 10 лет возглавлял правительство царя Федора. За это время были достигнуты значительные успехи в борьбе за укрепление русского государства. В 1591 г. при невыясненных обстоятельствах в Угличе умирает наследник русского престола царевич Дмитрий – это младший сын Ивана Грозного. По официальному сообщению, царевич, страдавший падучей болезнью, упал во время игры на нож и закололся. Распространился, однако, и слух, что его убили сторонники Бориса Годунова.

А в 1598 г., после смерти царевича Дмитрия, умирает царь Федор. Он не имел детей, а значит и наследников, и таким образом с его смертью закончилась их династия. Россия оказалась перед лицом кризиса. В истории любой страны это очень опасный момент.


А почему, как вы думаете?


В 1598 г. был избран царем Борис Годунов. Борис – служил еще при Иване Грозном и пользовался известностью красивого мужчины, несмотря на свой небольшой рост и плотное сложение. Он обладал величавой осанкой, способностью повелевать и большим даром слова. Великий честолюбец, он никогда не упускал случая выдвинуться вперёд и упрочить своё положение. Медленно и осторожно, но весьма уверенно Борис очищал себе путь к царскому трону, убирая тех, кто ему мог помешать.

Знаменитый композитор Модест Мусоргский, о биографии которого мы с вами говорили на уроках музыки, решил воссоздать картину тех прошлых лет и написал оперу «Борис Годунов». Работу над оперой Мусоргский начал в октябре 1869 года и завершил в конце того же года. Театральный комитет не принял её к постановке. После отказа, Мусоргский внёс ряд изменений. Однако вторая редакция также была отвергнута. Оперу удалось поставить лишь два года спустя. Премьера состоялась 27 января 1874 года на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 году она была снята с репертуара.

Давайте, мы с вами перенесемся в те далекие года, когда Борис Годунов приходил к власти… Просмотр отрывка из оперы «Борис Годунов»

Став царём, Борис пообещал, что при нем в стране не будет голодных и обездоленных, но выполнить обещание ему не удалось. В 1601–1603 г. страну постигли неурожаи, приведшие к страшному голоду: люди дошли до того, что начали есть траву, сено. Борис Годунов, пытаясь поправить положение, решил раздать деньги народу в Москве, особенно бедным. Услышав об этом, люди огромной массой повалили в столицу. Скоро казенные запасы истощились, а в народе началась смута, то есть беспорядок.


Выполним задание: составьте таблицу – схему, в которой был бы отражен «порядок» в стране. У вас на парте есть разрезанные ячейки, выберите только те ячейки, которые характеризуют «порядок» в стране.


А какие у вас ячейки остались? Как вы думаете, что они будут характеризовать?







Молодцы ребята! А теперь мы с вами обратимся к учебнику, проверим правильность наших ответов, а также узнаем, что же было дальше, удалось ли Борису Годунову Восстановить порядок в стране?










Итак, наше государство оказалось на краю гибели… и по нашей таблице видно, что порядок нарушился во всех сферах жизни. А что в первую очередь необходимо было сделать, чтобы спасти государство от гибели?



Рассмотрим иллюстрацию на с.63. Что на ней изображено?


Это восстановление порядка?


А на с.64 справа? Что это?



Это восстановление порядка?




А иллюстрации на с.64 левая и нижняя, можно назвать восстановлением порядка?



Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Напомните мне его!




Вы уже можете на него ответить?


Прочитаем текст на с.63-65 от слов «В те страшные годы…»









Мало кому известный городской староста Козьма Минин поднял народ на борьбу. Не умея сам руководить большим войском, он призвал встать во главу ополчения князя Пожарского. Подвиг Пожарского в том, что ему удалось добиться победы с огромным, но голодным и плохо вооружённым войском. Именно ополчение Минина и Пожарского освободило Россию от захватчиков.


Давайте послушаем отрывки из оратории Степана Дегтярева, о которой мы с вами говорили вначале урока. Прослушав, ответьте на вопрос о чем они? Поймете ли вы?


После изгнания захватчиков из Москвы произошло венчание на царство Михаила Романова.


Найдите в тексте, кто избирал нового царя?







Все ли группы населения участвовали в избрании царя?


Кем был Михаил Романов?


Можно ли сказать, что он занял престол «по закону»?

Дети слушают рассказ учителя.
























































































Предположения детей.


























































































Дети просматривают отрывок из оперы «Борис Годунов».












































Дети выполняют задание и рассказывают о «порядке» в государстве.



Дети предполагают, что означают эти ячейки и делают вывод, что скорее всего они описывают «беспорядок»,т.е. Смуту.



Дети открывают учебник на с.62 и со слов «В это время в Польше…» начинают читать. Ученики приходят к выводу, что в первые годы 17 века Россия оказалась на краю гибели, так как установившийся в государстве порядок был разрушен, иностранные захватчики вторглись в пределы России.














Предположения детей, высказывания.




Лагерь самозванца.





Нет.



Изгнание поляков из Кремля.



Частично, да. Освобождение страны от захватчиков.



Да, т.к. избирают нового правителя Михаила Романова.





Почему самым обычным людям – гражданину Минину и князю Пожарскому благодарна вся Россия?


Нет.




Чтение текста с.63-65.

Прочитав текст, ученики отмечают организационную роль Минина и Пожарского. Делают вывод, что их поступок был велик и важен .




































Дети слушают отрывки из оратории и отвечают на вопрос.











Собрание представителей русского народа: бояр, дворян, священников, купцов, ремесленников, крестьян.


Да.





Он был дальним родственником Ивана Грозного.

Да.


Самостоятельное применение знаний. Рефлексия.

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?




Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?















































Почему самым обычным людям – гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарна вся Россия?



Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя и текста таблицы ученики пытаются выяснить, вернулась ли Россия после Земского собора в состояние «порядка». Варианты ответов могут быть разные, но главный вывод очевиден – законная власть восстановилась, и сделано это было только благодаря тому, что народное ополчение освободило страну от иноземных захватчиков. Минин и Пожарский заслужили благодарность всей России исключительным по своему значению поступком – с войском из народа сделали то, чего не смогла сделать регулярная армия.


Домашнее задание.

Домашнее задание будет творческим: от своего имени напишите благодарственное письмо К. Минину и Д. Пожарскому. Отметь, в чём их заслуга перед Россией.


Спасибо за работу, урок закончен!


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!