СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок ПДД в биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская разработка урока заняла первое место в конкурсе "Зеленая волна" районного этапа.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок ПДД в биологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Соколовская средняя общеобразовательная школа»

с. Соколово Колыванского района Новосибирской области











Конкурс: конкурс-фестиваль «Зелёная волна»

Номинация: «ПДД в любом уроке»

Интегрируемый предмет: биология (анатомия).

Тема урока: «Воля, эмоции, внимание на примере ПДД «Пешеходный переход»».

Класс: 8

Автор работы: учитель химии и биологии МБОУ «Соколовская СОШ» Воронцова Анастасия Николаевна.





















с. Соколово - 2021



Тема урока: «Воля, эмоции, внимание на примере ПДД «Пешеходный переход»».

Класс: 8

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Развитие мотивации к обучению;

  2. Понимание необходимости внимания, воли, эмоций человеку в повседневной жизни.

Метапредметные:

1) Работать с раздаточным материалом и другими методическими источниками;

2) Уметь вступать в диалог с учителем и сверстниками при решении учебных задач.

Предметные:

1) Определить понятия: воля, эмоции, внимание;

2) Выявить условия возникновения воли, эмоций, внимания;

3) Характеризовать виды и типы воли, эмоций, внимания;

4) закрепить имеющиеся знания ПДД по теме «Пешеходный переход».

Инструментарий:

Учебник. Проектор. Компьютер. Презентация. Раздаточный материал.

Ход урока:

Организационный момент: Здравствуйте, ребята! Все ли присутствуют?

(ответ дежурного). Ну что, можем начинать урок.

Актуализация опорных знаний: на прошлых уроках мы с вами начали изучать закономерности работы головного мозга. Узнали о работоспособности, режиме вашего дня и о том, что же такое сон. Предлагаю вам поработать с текстом (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Работа в группах.

После обсуждения, учитель раздает таблицы, которые заполняются по ходу урока (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). По окончании урока таблицы вклеиваются в рабочую тетрадь.

Изучение нового материала: Ребята, рассмотрите предложенные карикатуры.











Что их объединяет?

(Ответы ребят)

Общее между ними - Переход проезжей части! А переход может быть каким? (ответы ребят: Регулируемый и нерегулируемый, по пешеходному переходу и, просто, в отсутствие транспортных средств, если пешеходных переходов не предусмотрено, но надо убедиться в безопасности манёвра).

Да, вы правы! Для того чтобы безопасно перейти через дорогу, необходимо обратить внимание на безопасность! А что же такое «внимание»? (предположения учеников, из которых выводим определение).

Внимание – это сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии. А как вы сосредотачиваетесь? Что вам для этого необходимо? (ответы учеников).

Внимание бывает произвольным (возникает по воле человека) и непроизвольным (возникает помимо воли человека). Ребята, а чем эти два вида внимания отличаются друг от друга. Приведём примеры.

А какая карикатура связана со вниманием? (ответы ребят) - (на последнем изображении). Почему? Что мешает сосредоточится? (ответы ребят).

Мы заговорили о «воле». А что представляет собой эта деятельность? (предположения учеников, из которых выводим определение).

Воля – это сознательная регуляция человеком своего поведения. То есть мы отвечаем за свои поступки! А значит, мы сначала думаем, а потом совершаем или не совершаем действие. Такой выбор своего поведения носит название «Волевое действие». А всегда ли нами движет получение какого-либо результата? Всегда ли мы настроены на достижение нашей цели? (ответы ребят). Очень хорошо, когда мы получаем удовольствие от предстоящей работы, вдохновляемся предстоящей деятельностью. Тогда наша внутренняя энергия увеличивается! И мы с энтузиазмом пытаемся прийти к желаемому результату. Ингода мы под действием такого прилива энергии совершаем необдуманные поступки! На какой карикатуре изображен герой, «окрыленный» энергией? (ответы детей). Ваше мнение о происходящем? Какие последствия?

Но гораздо чаще между чувством долга и сиюминутным желанием возникает конфликт. Тогда происходит борьба побуждений, борьба мотивов. Человеку предстоит выбор между тем, что он должен сделать. Это неприятное ощущение. И чем нерешительнее человек - тем дольше у него длится состояние конфликта побуждений.

Но есть и такие люди, которые оценивают сложную ситуацию и принимают нестандартное решение!

«Пешеход всегда прав, пока жив!»

Такое решение называют «находчивостью». Она как раз связана с волевыми качествами личности. В чем находчивость нашего героя? Правильно ли он сделал? Почему? (ответы ребят).

Ребята, а вы часто принимаете решение самостоятельно, так как вам хочется? (ответы ребят). Так как мы живем всё-таки среди людей, то бывает, что они дают какие-то советы, убеждают нас в чем-либо, а то и пытаются нас заставить поступить именно так, а не иначе. Какая карикатура нам это иллюстрирует? Почему? (ответы ребят). Те люди, у которых воля развита в достаточной степени, сначала обдумывают то, что им было предложено, и только потом принимают собственное решение. Но есть и те, у которых воля недостаточно развита. Они идут на поводу у других. Так проявляется «внушаемость» - особая восприимчивость к чужому мнению.

Более того, есть и люди, которые выслушав мнение другого, сделают, совершенно, обратное, причём наперекор. А вот так проявляется «негативизм» - осознанное сопротивление внешним воздействиям.

Внушаемость и негативизм не дружат с волей и происходят спонтанно, на уровне подсознания и эмоций.

(Далее, без предупреждения, переключаем внимание ребят на экран).



(Обратим внимание на эмоциональную реакцию, и задаем вопрос к карикатуре): Что происходит? Правильно ли они делают? А возможно ли это в реальной жизни? Почему? Дайте название рисунку.

Когда вы впервые увидели карикатуру, какая у вас была реакция?

(ответ ребят: скорее всего,- смех).

Вы, ребята, проявили эмоции.

Эмоции – это такой оценочный психический процесс, который отражает наше субъективное мнение к какой-либо ситуации, действию, объекту и т.д.

Эмоции проявляются по-разному: эмоциональной реакцией, эмоциональным состоянием, эмоциональным отношением (чувством). (рисуем схему на доске и приводим примеры)


ЭМОЦИИ

Реакции:

- смех -плач

-испуг - побег

Состояния:

- настроение - страсть

- стресс - аффект

Чувства (отношения):

- любовь – ненависть

- ревность - зависть

- интерес - увлечение










(ребята фиксируют схему в рабочих тетрадях)

Рефлексия: Давайте ещё раз посмотрим на карикатуры и проанализируем их, ответив на ряд вопросов:

  1. Что делает герой?

  2. Сам проявил волю или его принудили?

  3. Какие эмоции у вас вызывает поведение главного героя? Второстепенных героев? (реакция, состояние, чувства)

  4. Внимателен герой или нет? Почему?

  5. Как бы вы поступили на месте героев?

Ребята, а нам с вами помогают воля, эмоции и внимание соблюдать ПДД при переходе чрез проезжую часть? Как вы переходите проезжую часть в селе? В городе?

Организация домашнего задания:

  1. §61 ответить на вопросы в конце параграфа.

  2. Ситуационные задачи:

    1. Переходя проезжую часть по пешеходному переходу, ты встретил друга, которого давно не видел и с которым хотел бы пообщаться. Как поступить в такой ситуации? Опиши свои эмоции, волю, внимание.

    2. Ты идешь по тротуару и видишь, что к остановке на другой стороне дороги подъезжает нужный тебе автобус. Как успеть на него? Чем ты рискуешь? Опиши свои эмоции, волю, внимание.




Список использованных источников:

  1. Карикатура «Пешеход всегда прав!» https://proza.ru/pics/2009/12/31/977.jpg

  2. Карикатура «Грузинские пешеходы» https://m.sputnik-georgia.ru/photo/20170922/237437763/Gruzinskie-dorogi-kak-kvest-komiksy.html?mobile_return=no

  3. Карикатура Переход в неположенном месте https://oksana-feliksov.livejournal.com/10734.html?view=comments

  4. https://57.мвд.рф/news/item/13285065?year=2019&month=11&day=1

  5. Игорь Кийко «Пешеход всегда прав, пока жив» https://express-k.kz/news/zhizn/ulybka_dnya_ot_igorya_kiykoox-133809?P

  6. https://www.anepedia.org/img/3/3292410/i2/Картинка_про_зебру.jpg

  7. https://i.ytimg.com/vi/D-xqprppcQY/maxresdefault.jpg



(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

ВОЗБУЖДЕНИЕ И ТОРМОЖЕНИЕ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Между центральной нервной системой и рабочими органами существуют прямые и обратные связи, лежащие в основе саморегуляции таких функций организма, как дыхание, кровообращение, выделение и т.д.

В осуществлении любого рефлекса участвуют два процесса: процесс возбуждения, вызывающий или усиливающий определённую деятельность, и процесс торможения, выключающий те нервные центры, которые могли бы мешать осуществлению этой деятельности организма. Процесс торможения противоположен процессу возбуждения: он прекращает, ослабляет или препятствует возникновению рефлекторной деятельности. Возбуждение, возникающее в одних центрах нервной системы, сопровождается торможением в других: нервные импульсы, поступающие в ЦНС, могут задерживать (тормозить) те или иные рефлексы. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения лежит в основе нервной деятельности, регуляции и координации функций в организме. Например, во время ходьбы чередуется сокращение мышц сгибателей и разгибателей. При возбуждении центра сгибания суставов тормозится центр их разгибания. В этот момент разгибатели расслабляются. При возбуждении центра разгибания расслабляются сгибатели. Так обеспечивается согласованное движение мышц.

Торможение может быть безусловным и условным. Примером безусловного торможения может быть агрессия собаки при попытке отнять у неё еду. Раздражитель – в данном случае человек или другая собака – немедленно тормозит пищевой рефлекс и вызывает агрессию. Торможение условных рефлексов может быть, по И.П. Павлову, внешним и внутренним. Внешнее торможение возникает при действии более сильного раздражителя, чем пищевой. Условный слюноотделительный рефлекс у собаки, выработанный на свет, тормозится сильным звуком звонка. Внутреннее торможение возникает при отсутствии безусловного раздражителя. Если не подкреплять условные рефлексы собаки лакомством, то они затормозятся.



Используя содержание текста «Возбуждение и торможение нервных процессов» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы:

1) Что происходит при торможении?

2) Какие центры обеспечивают согласованную работу мышц?

3) Приведите свой пример образования внешнего торможения, которое можно выработать у собаки.






(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)


Определение

Значение









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!