СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по биологии и географии на тему "Особенности биогеоценотического уровня организации живой природы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке интегрированного урока по биологии и географии представлены особенности биогеоценотического уровня организации живой материи и его роли в обеспечении жизни на Земле.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по биологии и географии на тему "Особенности биогеоценотического уровня организации живой природы"»

Интегрированный урок по биологии и географии в 10 классе

Тема: Особенности биогеоценотического уровня организации живой природы

Цель: изучить особенности биогеоценотического уровня организации живой материи и его роли в обеспечении жизни на Земле;

Задачи:

  1. Формировать понятия: биотоп, биоценоз, биогеоценоз, продуценты, консументы, редуценты, пищевая цепь, трофический уровень. природные комплексы, природные зоны.

  2. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение на основании понимания единства и взаимосвязи живых организмов с окружающей средой.

  3. Развивать умения и навыки: выявлять и анализировать важнейшие процессы и причинно-следственные связи, происходящие на биогеноценотическом уровне жизни, взаимосвязи организмов и окружающей среды;

метапредметные компетентности: использование ИКТ, работа с разными источниками информации, преобразование информации, ее обобщение, выделение главного,

работа со схемами, установление правильности высказанных суждений и последовательности объектов и явлений; слушать и сравнивать, аргуметировать, делать выводы, создавать и защищать презентации.


Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков


Оборудование: презентации, задания на карточках для каждого стола, бланки для ответов, таблички с названиями столов, источники дополнительной литературы, фломастеры, клей, листы формата А-3, географические атласы.



Ход урока:

Структура урока

Методы и методические приемы

  1. Мотивация изучения новых знаний, умений и навыков

Слайд №1(виды биогеценозов)

- Скажите какие уровни организации жизни вы знаете?


- Что изображено на этом слайде, предположите о каком уровне жизни пойдет речь на сегодня на уроке


Проблемный метод


  1. Актуализация опорных знаний

“Есть определенные правила, прежде чем идти вперед, нужно оглянуться назад. Что мы с вами изучили на предыдущих уроках, какой путь прошли?”

- Давайте вспомним, какие оболочки Земли вы знаете?

(отвечают) Слайд № 5

- Как называется оболочка, населенная живыми организмами?

- А на какие природные зоны делится географическая оболочка Земли?

- Мы с вами знаем, что глобальным уровнем организации жизни на Земле является БИОСФЕРА, и знаем что на уровне этой системы осуществляется непрерывная связь живого вещества с неживой природой. Слайд № 6

В этом процессе значимым структурным компонентом биосферы являются БИОГЕОЦЕНОЗЫ.


  1. Объявление темы урока, постановка задач

Слайд №2

Задачи нашего урока:

  1. Познакомиться с особенностью строения биогеоценоза, изучить понятия: биотоп, природные комплексы, биоценоз, продуценты, консументы, редуценты, пищевая цепь, трофический уровень;

  2. Повторить природные зоны земли.

3) Научиться выявлять причинно-следственные связи, происходящие на биогеноценотическом уровне жизни

Словесно-наглядный

Фронтальная беседа

Проблемный метод


  1. Изучение нового материала

- Условно каждый биогеоценоз можно разделить на две структурные части. Кто может выделить эти части?

Основными структурными компонентами любого биогеоценоза являются

БИОТОП и БИОЦЕНОЗ. Слайд 10,11

Давайте посмотрим определение на стр. 77 учебники по биологии.

( Имя) прочитай нам вслух. (Учитель повторяет)


(Я о биотопе, ты о биоценозе)

Учение о биогеценозе было создано нашим соотечетвенником академиком В.Н. Сукачевым в 1942г. Он доказал, что биогеценоз является функциональной единицей живой природы. Слайд № 12 (о Сукачеве)

- Структура любого биогеоценоза подразделяется на 4 компонента ( Слайд № 27 (структура биогеоценоза)

- Биоегеоценозы бывают 3 уровней ( микро-, мега, макро- Слайд № 13)

- А все живые организмы, населяющие биогеценоз делятся на 3 группы (Слайд № 28)

Задание №1 слайды 14-25

А сейчас мы предлагаем вам познакомиться с биогеоценозами: пустыня, тропики, арктика более подробнее и составить презентацию используя материал учебников и дополнительной литературы согласно плану:

  1. Название биогеоценоза

  2. Местоположение

  3. Комплекс условий неживой природы (биотоп)

  4. Зооценоз

  5. Фитоценоз

  6. Процессы, характеризующие биогеоценоз стр 77

Подведение итога:

-А теперь давайте сформулируем понятие биогеоценоз (Слайд № 26) формулировка)


- какова структура биогеоценоза? (Слайд № 27)





Мозговой штурм


Работа с учебником и дополнительными источниками

ИКТ









Проектная деятельность

15 мин

Защита проектов











Анализ, формулировка выводов, фронтальная беседа

  1. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков

Все живые организмы, как вы знаете, делятся на 3 функциональные группы: продуценты, консументы, редуценты. (Вспоминаем определения вместе). Слайд 28,29

Задание №2

Из перечня живых организмов вберите: стол 1- консументов, стол 2-редуцентов стол 3 – продуцентов ( проверка Слайд № 30)


Дождевой червь, заяц, ламинария, инфузория туфелька, мукор, жук навозник, герань, подосиновик, сфагнум



Итак, какие взаимоотношения бывают между организмами в биогеоценозе??? ( Ответ: пищевые)


Пищевые связи бывают 2 видов: ( слайд 32)

-пастбищные(или цепи выедания)-начинаются с растительных организмов


- детридные(цепи разложения) – начинаются с мертвых организмов


Посмотрите на слайды( № 33) попробуйте определить где какой вид цепи.

А теперь давайте дадим определение (см. учебник стр. 81)


Задание 3.

Постойте из перечисленных организмов цепь питания, определите лишний, укажите консументов 2-го порядка:

Карточка №1: воробей, блоха, кошка, пшеница, волк

Карточка №2 : дождевой червь, кошка, лиса, перегной, синица

Карточка №3: береза, белка, заяц, блоха, волк

Слайд № 31

Сложные пищевые связи между видами создают единую сеть питания, которая соединяет все население биогеоценоза.

В пищевой цепи различают уровни, их называют трофическими, они соответственно бывают 1-го уровня, 2-го уровня …

Передача живого вещества с одного уровня на другой сопровождается потерями вещества и энергии. Эта закономерность получила правило экологической пирамиды .(Слайд № 34)


Задание 4.

Определит массу:

№1 капусты, трав, необходимую чтобы вырос волк массой 80 кг

№2 планктона, чтобы вырос белый медведь массой 700кг

№ 3 зерна, чтобы вырос сокол массой 3 кг

Проверка Слайд № 35


Задание 5.

На Гавайских островах в 1979 г. Было представлено 22 вида млекопитающих, около 160 видов птиц, 1300 видов насекомых и свыше 2000 видов цветковых растений. Однако теперь 70% видов местной флоры островов находится на грани исчезновения, вымерло 22 вида птиц и множество видов других организмов.

Что стало причиной столь печальных событий? Слайд № 37


Самостоятельная работа в группах


Словесно-наглядный


Проблемный метод


Работа с учебником
































Проблемный метод





  1. Подведение итогов урока, выставление оценок


- Итак, мы с вами познакомились с новым уровнем организации жизни. Он называется …

- Любой биогеоценоз состоит из 4 компонентов …

-Учение и биогеоценозе было создано нашим соотечественником ….

- Основу всех отношений в биогеоценозе составляют …

- Все живые организмы подразделяются на 3 функциональные группы…

- Потери вещества и энергии характеризуются правилом …

Таким образом, можно сделать ВЫВОД, что особенностью биогеоценотического уровня жизни является..о (см. учебник стр. 77 Слайд № 38 )


Значение биогеоценотического уровня жизни - использование многообразия возможностей сред жизни в создании благоприятных условий развития и процветания организмов. (слайд 39)


Выставление оценок(комментарии)




Фронтальная беседа



















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!