«Путешествие в страну химия. Пропорциональная зависимость.».
Проблемный вопрос: какие задачи в химии решаются с помощью пропорциональной зависимости? Цели по содержанию:
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, эрудицию; работать по алгоритму. - воспитательные: воспитывать познавательный интерес и прививать навыки взаимоконтроля, взаимопроверки; развивать коммуникативные способности во время работы. Задачи: Познакомить учащихся с реальными задачами в химии, которые рассчитываются с помощью пропорциональной зависимости; Научить применять полученные знания на практике, оперируя имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; Закрепить умения и навыки самостоятельной работы с инструкцией. Закрепить умения вычленять проблемы Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать; Развивать внимание, воображение учащихся. Методы:
репродуктивный, частично-поисковый. Место проведения: учебный кабинет Оборудование: ПрезентацияPowerPoint к уроку по заданной теме.
Математика 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Виленкин Н. Я. и др. – 17-е издание, стереотипное – М.: Мнемозина, 2013
Компьютер, рабочие тетради учащихся, листки с изображением заданий по числу учеников, презентация к уроку;
Конверты с раздаточным материалом.
Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Организация работы на уроке |
| Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей: «Добрый день! Мы рады приветствовать вас сегодня на уроке. Для того чтобы сегодня вы достигли успеха, вам необходимо работать в группах сообща. (класс делится на 5 групп)» | Включаются в деловой ритм урока | |
Актуализация знаний и умений | Актуализация опорных знаний и способов действий
| (слайд № 1) Раздаточный материал | - Ребята, у вас на столах блиц-опрос по теме «Пропорции- вставьте пропуски. Проверим полученные ответы. - Ребята. У каждого из вас есть оценочная карта. Впишите свою фамилию и оцените свою работу на данном этапе по пятибалльной шкале. (приложение) | Дети выполняют задание Дети предлагают свои версии. Дают определения понятий. Слушают, работают в группах, анализируют результаты. Заполняют таблицу, Делают самооценку своей работы. | Познавательные - развитие воображения, опора на жизненный опыт Регулятивные - развитие самостоятельности, самоконтроля, стрессоустойчивости. Коммуникативные -умение вступать в диалог,участие в коллективном обсуждении учебной проблемы, оформление своих мыслей в устной форме, умение отстаивать свою точку зрения |
Определение темы и целей урока | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | (слайд № 2)
Приложение2 | -В каких научных областях используются термины ваших ответов - Какая тема может объединять химию и математику? - А как вы думаете, когда-нибудь в жизни можем мы встретиться с пропорциональной зависимостью? Для того, чтобы сформулировать тему урока, каждая группа решит предложенные примеры и по буквам, соответствующим ответам примеров, составим тему урока.
- Запишите тему урока: ««Путешествие в страну. Пропорциональная зависимость» Ребята! В 8м классе вы приступите к изучению нового предмета – химии. Это наука о веществах. Она изучает состав, строение и превращение одних веществ в другие. Очень часто на уроках химии мы будем производить расчеты, где вам понадобятся хорошие знания математики.Огромный вклад в развитие этой науки внес русский ученый Д. И. Менделев. Дмитрий Иванович Менделеев - родился 27 января 1834 года, в городе Тобольск. Выдающийся русский химик, наиболее известное его открытие — периодический закон химических элементов, в соответствии с которым составил периодическую систему элементов. Автор фундаментальных исследований по химии, физике, метрологии, метеорологии, экономике, основополагающих трудов по воздухоплаванию, сельскому хозяйству, химической технологии, народному просвещению. Умер — 20 января 1907 года, в городе Санкт-Петербург. Высказывания Д. И. Менделеева. Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев. Все дается только труду. Все - труду людскому, таков лозунг истории. Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры. Наука есть достояние общее, а потому справедливость требует не тому отдать наибольшую научную славу, кто первый высказал известную истину, а тому, кто сумел убедить в ней других, показал её достоверность и сделал её применимой в науке - Подумайте, каких целей вы можете достичь сегодня на уроке. Посмотрите в оценочную карту и выберите каждый для себя цели урока. -Может, кто-то из вас для себя поставит другие цели? Вы можете их вписать в свободные строчки. Только помните, что им нужно стараться следовать весь урок. (спросить выборочно, кто какие цели поставил). - | Примерные ответы учащихся: Химия и математика
пропорция
Например, при составлении лекарств, новых веществ. Решают, называют тему
Слушают,принимают участие в диалоге, анализируют, определяют для себя цели.
Отвечают на вопросы
| Личностные - формирование умений использовать приобретенные знания в повседневной жизни; формирование аккуратности при построении графиков. Коммуникативные - умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем;умение слушать, вступать в диалог. Регулятивные - формирование уменийцелеполагания и прогнозирования; формирование умений составлять план решения задач, самостоятельно сверять действия с целью и исправлять ошибки. Познавательные: -формированиеумений анализировать и систематизировать знания. |
Систематизация знаний и умений. | Обеспечение условий систематизации знаний и умений изучаемой темы в различных учебных ситуациях
| Слайд
| Тема сегодняшнего урока будет вами использоваться при решении расчетных задач на уроках химии. Сегодня на уроке мы будем превращать одни вещества в другие Далее учитель химии демонстрируется опыт горения натрия, записывает на доске уравнение реакции (показывает ребятам, как сокращенно на уроках химии они будут записывать натрий, кислород, новое получившееся вещество- пероксид натрия). 2Na + O2= Na2O2 Ставит перед учащимися условие: 48г Na- 80г Na2O2 90 гNa -?Na2O2 А) Вопросы классу: 1. какую зависимость между массой вступившего в реакцию вещества и массой образовавшегося продукта вы определите по данному опыту? 2. Какую пропорцию вы составите? 3. Каким свойством воспользуетесь?
1. Для развития навыков счета: А) вычислить:; Б) заменить натуральными числами десятичные дроби, не нарушая величины дроби: В) сократить дроби: Г) Решить уравнение 12 * а = 72 * 15 Д) Решить задачу В железной руде на 7 частей железа приходится 3 части примесей. Сколько тонн примесей в руде, которая содержит 73, 5 т железа? | работают в рабочих тетрадях.
определяют неизвестные характеристики прямой пропорциональности. Устно аргументируют свои ответы по 1 учащемуся от каждой группы
Работают в группах, сверяют ответы. Производят взаимооценку. | Личностные - формирование аккуратности Коммуникативные- Умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем; развитие умения слушать, вступать в диалог. Формирование умения выражать свои мысли и идеи. Регулятивные: формирование умений составлять план решения задач, самостоятельно сверять действия с целью и исправлять ошибки. Познавательные - умение анализировать и систематизировать знания. |
| Физминутка. | | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Отвечаем на вопросы: при согласии – хлопают в ладоши; при несогласии – повороты головы влево – вправо. 23-43=2 -3*5=-15 10:40=0,25 -30+15= 15 -12-13=25 -12+13=1 34:0=0 | Ученики выполняют упражнения. | Познавательные - умение использовать полученные знания. Здоровьесбережение |
Исследование | Установление пропорциональной зависимости между величинами в других научных областях. Умение работать по инструкции, алгоритму.Выявление пробелов осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы в новой учебной ситуации. | Слайды №, раздаточный материал | - Мы предлагаем вам на время стать сотрудниками научных лабораторий. Каждая лаборатория получает свое задание для исследования и проводит его совместно. Дополнительный материал. Концентрация — величина, характеризующая количественный состав раствора. Согласно правилам , концентрацией растворённого вещества (не раствора) называют отношение количества растворённого вещества или его массы к объёму раствора. Те величины, которые являются отношением однотипных величин (отношение массы растворённого вещества к массе раствора, отношение объёма растворённого вещества к объёму раствора), правильно называть «долями». Однако на практике для обоих видов выражения состава применяют термин «концентрация» и говорят о концентрации растворов. Практическая работа. Указания к работе. Возьмите стакан с водой массой 195 г и насыпьте в воду одну чайную ложку сахара. Масса одной чайной ложки сахара равна 5 г Рассчитайте общую массу воды и сахара. Отношение массы сахара к общей массе раствора называется концентрацией. .Рассчитайте полученную концентрацию раствора сахара Рассчитайте концентрацию, если в 200 г воды растворить 4 чайные ложки сахара. Сделайте вывод о зависимости концентрации раствора от массы сахара - Просим руководителей лабораторий представить результаты на доске. - Ребята. В каких научных областях мы сегодня столкнулись с применением пропорциональности? - Какой можно сделать вывод? - Оцените свою работу на данном этапе. | Проводят работу, отвечают на поставленные вопросы, Отчитываются о проделанной работе Пропорциональная зависимость может встречаться в любой области жизнедеятельности человека | Личностные -формирование умений использовать приобретенные знания в повседневной жизни. Формирование аккуратности Коммуникативные - Развитие умения строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группах. Регулятивные - формирование умений составлять план решения задач, самостоятельно сверять действия с целью и исправлять ошибки. Формирование умений определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. Познавательные - формирование умений анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, систематизировать знания. Формирование умений применять знания, полученные на уроках математики для решения физических задач. |
Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе |
Слайд 9
| (не откладывая оценочные карточки) - Ребята, вспомните, какие цели вы перед собой ставили. Смогли ли вы достичь всех целей?
- Отметьте достигнутые вами цели и запишите в свободной строке, что вам особенно удалось? (Спросить выборочно) - Оцените свою работу в целом за урок. Поставьте отметку по пятибалльной шкале. Оценочные карты положите на край стола. Вы сдадите их на перемене. - Ребята, сегодня на уроке вы убедились, что пропорциональность применима во многих научных сферах. - Рефлексия (1 мин). Ребята! Мне хочется узнать Ваше настроение после урока. Уходя из класса приклейте на облачко «Мое настроение» один значок из предложенных: Зелёный цвет обозначает, что урок был полезен для меня, я понимал всё, о чём говорилось и делалось на уроке. Желтый цвет обозначает, что урок был полезен для меня, я сумел выполнить ряд заданий, но не все задания понимал. Красный цветобозначает, что пользы от урока получил мало, мне это не нужно и не интересно знать.
- Ребята, спасибо вам за вашу работу! - домашнее задание для вас сегодня будет творческого характера. Попробуйте дома составить аналогичную задачу для исследования из любой области жизни человека, которая вам на уроке понравилась больше всего. П 21-22 № 233-235
- | Работают с оценочной картой. Определяют достигнутые цели, определяют, что особенно удалось. Проводят самооценку работы на уроке.
| Личностные - формирование навыков саморазвития и самоопределения, рефлексии и самооценки. Коммуникативные - Умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Умение слушать, вступать в диалог. Регулятивные - формирование умений целеполагания и прогнозирования. Продолжение обучения основам самооценки, самоконтроля и взаимооценки. Познавательные - Умение анализировать и систематизировать знания. |
Указания к работе.