Изучение механического движения с использованием графиков
интегрированный урок по физике и математике
8 класс
Составила: учитель математики и физики
Журавлева Ольга Игоревна
Тема: Изучение механического движения с использованием графиков
Тип урока: интегрированный урок
Цель: организация деятельности учащихся по формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Задачи:
образовательные: научить формулировать четкие ответы при чтении графиков, формулировать четкие ответы на качественные задачи.
развивающие: создать условия для развития внимания, инициативы, воображения; вести работу по развитию математической речи, логического мышления; формировать умение анализировать, находить ошибки, делать выводы.
воспитательные: содействовать формированию взаимоуважения, умения отстаивать своё мнение, интереса к урокам математики и физики.
Методы обучения: передача информации с помощью практической деятельности, создание ситуации успеха, постановка проблемной ситуации с помощью межпредметных связей.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация
Метапредметные результаты освоения УУД
Познавательные УУД:
обучающийся анализирует информацию из нескольких источников и делает вывод на ее основе, подтвердив его аргументами; ставит и формулирует для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, осуществляет контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Регулятивные УУД:
аспект планирование и организация деятельности по достижению цели: обучающийся организует свою деятельность с помощью учителя;
Коммуникативные УУД: обучающийся принимает активное участие в обсуждении предложенных идей и предлагает свои;
Предметные: обобщить и систематизировать навыки построения графической зависимости двух переменных, чтения графиков, навыки решения задач на расчет пути, времени и скорости равномерного движения, решения задач на механическое движение с использованием графического и аналитического способов.
Личностные: способность самооценке на основе критерия - успешность учебной деятельности.
Организационный момент
Построение физической зависимости двух переменных.
Учащимся предлагается построить графическую зависимость двух переменных по двум вариантам. Одновременно вызываются по одному ученику с каждого варианта, и они выполняют это задание на обратной стороне доски. Проверка правильности заданий происходит в виде взаимоконтроля.
Учащимся учителем математики предлагается построить графики зависимости χ от у.
Вариант 1
Вариант 2
Затем учитель математики предлагает построить графики зависимости s от t .
Вариант 1
t,с | 2 | 4 | 6 | 8 |
s,м | 6 | 12 | 18 | 24 |
Вариант 2
t,с | 3 | 6 | 9 | 12 |
s,м | 6 | 12 | 18 | 24 |
- Что мы видим после построения графиков? (что получается зависимость пути от времени)
- Что описывает зависимость пути от времени? (механическое движение)
Повторение теоретического материала по теме: «Механическое движение». Учитель физики проводит фронтальный опрос, предлагая выполнение следующих заданий:
- Корабль подплывает к пристани. Относительно каких тел пассажиры этого корабля находятся в движении: реки, палубы корабля или берега? (берега)
- Движутся или покоятся относительно друг друга пассажиры метро, которые едут на двух эскалаторах: движутся в одном направлении или движутся в различных направлениях? (Пусть скорость эскалатора одинаковая. Если эскалаторы движутся в одном направлении, то пассажиры покоятся относительно друг друга. Если эскалаторы движутся в противоположных направлениях, то пассажиры относительно друг друга будут двигаться)
- На столике в вагоне движущегося поезда лежит книга. Относительно каких тел книга находится в покое: столика, рельсов, пола вагона? (столика)
- Относительно каких тел школьник, сидящий за партой, находится в движении: относительно здания школы, относительно Солнца, относительно Земли? (относительно Солнца)
Расчет задач на расчет пути, времени и скорости равномерного движения
Учителем физики предлагается учащимся записать формулы, позволяющие рассчитать характеристики механического движения и, используя эти формулы, выполнить решение задачи. (работа в парах). Задачу каждая пара выбирает по своему усмотрению.
Вариант 1. Ветер поднял листья; 5 мин они двигались равномерно и переместились на расстояние 7500 м. Какова скорость урагана? (1500 м/мин)
Вариант 2. Сколько времени понадобиться на спуск на парашюте с высоты 3 км при скорости равномерного движения 5 м/с? (600 с)
Чтение графиков функции
На экране графики, описывающие механическое движение. Учащимся предлагается проанализировать каждый график.
Рисунок 1. Чему равна скорость в любой момент времени? (3 м/с)
Какое это движение? (равномерное)
Рисунок 2. Чему равна скорость в момент времени 3 м/с? (нулю)
Что вы можете сказать про движение, описанное этим графиком? Является ли оно равномерным? (нет, так как скорость на всем промежутке времени равна нулю)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aae3479569d3/s862576_0_1.jpeg)
Решение задач на механическое движение с использованием графического и аналитического способа.
Задача 1. Трактор за 5 минут проехал 600 м. Какой путь он пройдет за 0.5 ч, двигаясь с той же скоростью? (3600 м; рисунок 3)
Задача 2. Велосипедист за 40 минут проехал 10 км. За сколько времени он пройдет еще 25 км, двигаясь с той же скоростью? (100 минут; рисунок 4)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aae3479569d3/s862576_0_2.jpeg)
Подведение итогов
Литература:
1.Физика 7 кл.: учебник / А.В.Перышкин.-М.:Дрофа,2016
2. Физика 7 кл. Методическое пособие / Н.В.Филинович.-М.: Дрофа,2016
3.Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы / Ю.В.Щербакова.-М.:Глобус,2008