Интегрированный урок по физике и математике в 10-м классе по теме: «Применение линейной и квадратичной функции к решению физических задач»
Цели урока: формирование у учащихся умения применять математический аппарат к решению графических задач по физике.
Задачи урока:
образовательная:
по физике:
по математике:
углубление, обобщение и систематизация знаний по теме: Функция и графическое ее представление.
совершенствование навыков построения графиков вида: y=aх+b, y=aх2+ bх+с.
применение знаний при подготовке государственной итоговой аттестации по алгебре в 9-м классе.
развивающая:
развивать мыслительные способности учащихся: умение анализировать, выделять общие и отличительные свойства;
развивать исследовательские способности;
развивать умения применять теоретические знания на практике;
развитие памяти, внимания, наблюдательности.
воспитательная:
воспитывать устойчивый интерес к изучению математики и физики через реализацию межпредметных связей;
воспитание взаимопомощи и объективной оценки знаний;
стимулировать учащихся к самовыражению, создавая ситуацию успеха для каждого.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по данной теме.
Оборудование:
Тема урока | Диагностический тест | Работа у доски | Решение задач | С/р | Итоговая оценка |
Применение линейной и квадратичной функций к решению физических задач | | | | | |
Ход урока:
- Организационный момент
Взаимное приветствие; проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.
- Сообщение темы и целей урока
Блиц-опрос по теме: вопросы про движение (физика), вопросы про графикам (математика)
Какие два основных способа существуют и в математике и в физике при решении задач на движение (графический и аналитический)? Сообщается тема и цели урока.
Слайд на экране: “Все сведения о природных телах и их свойствах…. Должны содержать точные указания на число, вес, объем, размеры… Практика рождается только из тесного соединения физики и математики” Бекон Ф.
- Входной контроль (повторение теоретического материала) (10 мин)
Организация устной фронтальной работы с классом по повторению свойств линейной и квадратичной функции, видов механического движения. Уч.физики: Какие виды движения мы рассматривали на уроках?
(равномерное, равноускоренное)
Уч. математики: Прежде чем перейдем к непосредственному решению задач, выполним диагностический тест, который покажет ваш уровень подготовленности по данной теме.
Диагностический тест (выполняют самостоятельно 5 мин)
1![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/11/s_5c86011f74d6c/1110377_1.png)
. Это график:
а) линейной функции?
б) квадратичной функции
2. Эта функция:
а) возрастающая;
б
) убывающая.
3. Это график функции, которая задана формулой:
а) y=kx;
б) y=kx+b.
4. Если движение равномерное, то это график зависимости:
а) скорости от времени;
б) координаты от времени.
5. Если это график проекции скорости, то это движение:
а) равноускоренное;
б) равнозамедленное.
Взаимопроверка
Проверка выполняется с помощью экрана.
Самооценка.
Уч.математики
Продолжим и выполним еще несколько устных упражнений.
в) На доске изображены графики функций: y = 5+4x-x2; y = х2.
1. Укажите каждый график
2. Какой вид движения они характеризуют?
Вопросы по физика добавить
И прежде чем перейти непосредственно к решению задач попытаемся сделать некоторые выводы, рассмотрев соответствующую таблицу, показывающую связь изучаемых понятий.
Математика
Физика
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/11/s_5c86011f74d6c/1110377_4.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/11/s_5c86011f74d6c/1110377_5.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/11/s_5c86011f74d6c/1110377_6.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/11/s_5c86011f74d6c/1110377_7.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/11/s_5c86011f74d6c/1110377_8.png)
Линейная функция
Равномерное движение
Квадратичная функция
Равноускоренное движение
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/11/s_5c86011f74d6c/1110377_9.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/11/s_5c86011f74d6c/1110377_9.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/11/s_5c86011f74d6c/1110377_11.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/11/s_5c86011f74d6c/1110377_12.png)
Формулы: x=x0+vt,
v=vo +at
Формулы: y=kx+b,
y=kx, y=b
Формулы:
y=ax2+bx +c
Формулы:
x= x0+vot+at2/2
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/11/s_5c86011f74d6c/1110377_13.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/11/s_5c86011f74d6c/1110377_14.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/11/s_5c86011f74d6c/1110377_15.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/11/s_5c86011f74d6c/1110377_16.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/11/s_5c86011f74d6c/1110377_17.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/11/s_5c86011f74d6c/1110377_18.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/11/s_5c86011f74d6c/1110377_19.png)
Графики этих функций
Т
аблица на экране и на отдельных листочках у учащихся.
Делают выводы: таким образом, без математического аппарата невозможно решение физических задач.
Закрепление. Решение задач.
Задача №1. Учитель физики
На рисунке представлены графики зависимости координаты от времени для двух шаров.
а) Запишите уравнение движения каждого
б) Какой из шаров и почему двигался с наибольшей скоростью?
Учитель математики: Как это можно определить графически?
Проверка выполнения заданий у доски. Самооценка.
З
адача №2. Учитель физики
По данному графику скорости движения велосипедиста
а) описать характер движения на каждом участке;
в) найти весь пройденный путь.
Учитель математики
(Какой способы решения позволяет быстро ответить на заданный вопрос?)
Проверка выполнения заданий у доски. Самооценка.
Офтальмологическая гимнастика с шарами
Решение задач (продолжение)
Задача №3. Учитель математики
Движения двух мотоциклистов заданы уравнениями:
x1 = 4 - t2
x2 = 3t.
Постройте график движения каждого мотоциклиста (на доске) и опишите характер их движения. Найти место и время встречи мотоциклистов. Вычислите это аналитически.
Задание выполняет один ученик у доски. Остальные – в тетрадях.
Проверка выполнения заданий. Самооценка.
Проверка выполнения заданий у доски. Самооценка.
- Проверочная самостоятельная работа (5 мин)
Работа выполняется по вариантам.
На рисунке изображен график зависимости проекции скорости материальной точки от времени. Для каждого участка:
а) Определите вид движения.
б) Найдите модуль и направление начальной скорости.
в) Вычислите проекцию ускорения, определите модуль и направление вектора ускорения.
Ответы:
1 вариант: | 2 вариант: |
а) I – равноускоренное, II – равномерное, б) v=6м/с, по оси Ох в) ах=2м/с, а=2м/с – по оси Ох | а) I – равнозамедленной, II – равномерное, б) v=4м/с, по оси Ох в) ах=–3м/с2, а=3м/с2 – против оси Ох |
Проверка осуществляется с помощью экрана. Самооценка.
Подведение итогов урока (3 мин)
По итогам каждого этапа урока учащиеся выставляли оценки в листы самоконтроля; в конце урока – итоговую оценку.
Кто оценил себя на «5»? на «4»? на «3»?
Учитель математики: Сегодня вы повторили основные свойства линейной и квадратичной функции, которые применяются при решении задач не только в математике, но и в физике. Мы с учителем физики хотели вам показать, что школьные предметы существуют не изолированно, а в тесной связи между собой.
Учитель физики: Уроки физики и математики позволяют показать неразрывную связь этих двух наук, продемонстрировать, что рассмотрение даже самых элементарных физических вопросов требует знаний математики. Чем сложнее изучаемое явление с точки зрения физики, тем более сложный математический аппарат требуется.
Можно сделать вывод: математика – основа физики.
Рефлексия (1 мин)
Учитель математики: И, наконец, после “всяких умных вещей” немного юмора. На экране представлены графики зависимости уровня ваших знаний от времени, в интервале от начала урока до его завершения. Пожалуйста, выберите тот график, который, на ваш взгляд, наиболее близок вам, принимая во внимание их разный характер. Имеют ли они отношение к теме нашего урока? Можно ли по этим графикам судить о скорости приращения наших знаний в ходе урока? Какой же график выбран вами? Если вы выбрали график 1 – это означает, что мы достигли цели и решили задачи, поставленные в начале урока.
Домашнее задание
По заданию самостоятельной работы дополнительно:
1) напишите уравнение зависимости проекции скорости этого тела от времени;
2) составьте уравнение зависимости координаты от времени для каждого участка и схематически постройте график x(t).
Решение задач
Задача №1.
На рисунке представлены графики зависимости координаты от времени для двух шаров.
а) Запишите уравнение движения каждого шара.
б) Какой из шаров и почему двигался с наибольшей скоростью?
Задача №2.
По данному графику скорости движения велосипедиста:
а) описать характер движения на каждом участке;
в) найти весь пройденный путь.
0 3 5 20 t,с
Задача №3.
Движения двух мотоциклистов заданы уравнениями:
x1 = 4 – t2
x2 = 3t.
Постройте график движения каждого мотоциклиста и опишите характер их движения. Найти место и время встречи мотоциклистов. Вычислите это аналитически.