СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по химиии и русского языка

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок химии и русского языка, кислород, оксиды, горение, виды деятельности, содержание, результаты, рефлексия, синквейн.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по химиии и русского языка»

Реальное воплощение целей обучения возможно только в совместной деятельности учителя и учащихся, направленной на индивидуальную самореализацию и развитие личностных качеств каждого ученика в ходе освоения предмета, что предусматривает технология личностно ориентированного обучения, составляющие которой: мотивация деятельности учащихся, создание ситуаций выбора и успеха, решение познавательных и исследовательских задач, диалог, рефлексия…

Одна из важнейших задач обучения школьников?

Развитие речи.

Развитие способностей к изучению языка.

Формирование коммуникативных навыков речи.

Основная задача обучения русскому языку?

Формирование речевой ( коммуникативной) компетенции учащихся с привитием совокупности знаний, умений и навыков культуры речи, обеспечивающих им в дальнейшем незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.

Кому принадлежит ведущая роль в приобщении учащихся к культуре устной и письменной речи?

Безусловно, преподавателям русского языка и литературы.

Но: родной язык - не только предмет обучения, но и средство обучения основам всех наук, в том числе и химии.

Прививать учащимся культуру речи нужно усилиями всех учителей?

Конечно,

учителями химии и биологии,

физики и математики, …

на своих уроках учат детей говорить правильно, используя специальную лексику.

Как добиться большей эффективности при достижении главной цели – развития речи учащихся?

Привлекая учителя русского языка к проведению совместных уроков.

Какова характерная примета наших дней?

Интегрированные уроки, устанавливающие межпредметные связи.

Для чего нужны интегрированные уроки химии и русского языка?

Для формирования у учащихся прочных орфографических и орфоэпических навыков;

для развития умения выражать свои мысли логично, чётко, грамотно;

для « перерабатывания» предшествующего опыта, ощущения недостаточности информации, знакомства с новым, сопоставления его с тем, что известно;

для запоминания понятного и « приятного» откладывания в сундучок накопленных знаний;

наконец, и это главное, для выстраивания отношений учителя с учеником, ученика с учеником – формирования среды, в которой комфортно и ученику, и учителю.














Интегрированный урок химии и русского языка.


Тема урока: Кислород. Оксиды. Горение. Правописание безударных гласных в корне.

Полные и неполные, двусоставные и односоставные предложения.

Цели урока: Закрепить опорные знания о кислороде и оксидах.

Создать условия для развития у учащихся умений составлять уравнения

реакций и решать расчётные задачи.

Использовать, развивать, обогащать субъективный опыт учащихся

в формировании умения самостоятельно различать вилы предложений

по характеру основы и по условиям контекста и речевой ситуации;

применять алгоритм работы над орфограммой « безударная гласная в корне».

Обеспечить усвоение понятия о функции полных и неполных, двусоставных

и односоставных предложений в устной и письменной речи.

Способствовать личностному росту каждого учащегося, самоутверждению

и самовыражению в общении, потребности в творчестве и творческом труде.

Тип урока: Закрепление, развитие и обогащение опорных знаний.

Методы

обучения: Монологический, диалогический, поисково- познавательная деятельность.

Формы организации

учебной деятельности: Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Средства

обучения : Художественное слово, дидактические карточки, познавательные карточки,

школьная доска, выразительное чтение.

Этапы урока:


Виды деятельности


Содержание


Деятельность преподавания


Деятельность учения


Результат


  1. Мотивация

Запись на доске:

Прочесть стихотворение про себя. Вставить пропущённые буквы, объяснить причины их выбора.

Выразительно прочесть стихотворение.

Определить, о каком газе идёт речь.

Достоин тот газ уд..вления-

Его прим..няют сейчас

Для резки металлов,

в сталев..ренье

И в доменных мощных п..чах.

Берёт его лётчик в высотные дали,

Подводник с собою берёт.

Вы, верно, уже дог..дались,

Что этот газ-..(кислород)



2. Целеполагание.


Запись на обратной стороне доски:

Дать характеристику кислорода по положению в периодической системе. Перечислить физические свойства кислорода. .Рассказать, как получают кислород в промышленности и в лаборатории.

Сформулировать тему урока, цели последующей собственной деятельности.








  1. Организация деятельности.


Выполнить индивидуальные задания карточек.

Обобщить теоретические сведения.

Закрепить полученные знания.


  1. Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение №1)

Релаксация.

  1. Фронтальный опрос. (Приложение №2)

  2. Решение задач.

( Приложение №3)







  1. Рефлексия.


Завершить логически предыдущие действия по присвоению и закреплению изученного.


  1. Работа с карточками познавательного характера.

(Приложение №4)

  1. Ответы на вопросы.

( Приложение №5)








  1. Оценка деятельности.

Домашнее задание.


Создать ситуацию успеха для самовыражения, самооценки, самоконтроля.

  1. Анализ собственных и ответов одноклассников, подведение итогов.

( Приложение №6)

  1. Домашнее задание:

прочесть 4.3-4.9, ответить на вопросы к нему (обязательное); написать миниатюру о химическом явлении ( возможны стихи, рисунки), используя двусоставные предложения ( по желанию учащихся)





Учитель формирует задание, сообщает время, отведённое для его выполнения.

Слушает ответы учащихся, корректирует их в случае необходимости.
















5 мин.







Учитель организует деятельность учащихся, предлагая темы и вопросы для ответов таким образом, чтобы каждый учащийся « высветил» для себя, что конкретно он не помнит, в чём сомневается. В обсуждении в парах участвует как слушатель. Направляет поток информации к определению целей.



7 мин.










Учитель направляет восприятие информации учащимися:

Дифференцируя деятельность каждого индивидуальными заданиями карточек;

проводя фронтальный опрос с учётом разноуровневых ЗУНов учащихся;

создавая условия для ситуации успеха в решении задачи.







5мин.

2мин.

8мн.


5мин.




Учитель даёт возможность учащимся вторично вернуться к информации, ещё раз сопоставить новое с тем, что знал до этого, выстроить материал по степени важности.
















Учитель создаёт условия для благоприятного анализа собственной и партнёрской деятельности учащихся на уроке, для подведения итогов. Комментирует домашнее задание.


5 мин.

3мин.











Учащиеся, читая про себя, первоначально знакомятся с текстом, концентрируют внимание на пропусках букв.

Определяя и называя морфему слова, в которой пропущена буква, часть речи, учащиеся объясняют причину выбора букв на место пропуска.

Готовят выразительное чтение, проговаривая вслух. Один читает, остальные слушают. Озвучивают последнее слово, определив, о каком газе идёт речь.















Учащиеся работают в парах, обсуждая моменты, вызывающие затруднения, сомнения, выделяют спорную информацию.

Готовят и озвучивают рассказ о кислороде.

Формулируют цели урока, планируют собственную последующую деятельность.















Учащиеся работают индивидуально над заданиями « своего» уровня по карточкам.

Участвуют во фронтальном опросе, имея возможность выбора вопроса для собственного ответа и возможность прослушать и

« прирастить» к собственной информацию других учащихся.

Решают задачу в условиях групповой деятельности, когда ситуация успеха зависит от всех и каждого.












Учащиеся работают с карточками, представляющими химические явления, связанные с газами, горением.

Находят слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, виды предложений по характеру основы и по условиям контекста и речевой ситуации.

Отвечают на вопросы о собственной речевой деятельности.











Учащиеся отвечают на вопросы учителя, оценивают работу одноклассников и собственнодеятельность.

Слушают и записывают домашнее задание.

Подают дневники.




Учащиеся определяют уровень собственных знаний правописания безударных гласных в корне, проверяемой ударением; уровень навыка выразительного чтения; умение завершить предложенное задание.

В процессе деятельности каждый учащийся определяет свои знания и « незнания», проявляет интерес к узнаванию нового.

Формирует тему урока.















Происходит «приращение» и «сортировка» знаний учащихся за счёт припоминания материала при работе в парах.

Учащиеся структурируют материал по аспектам, предложенным учителем.

В процессе парной работы развивается толерантность в отношениях, умение прислушиваться к мнению партнёра.

Общение на языке предмета формирует лингвистическую грамотность, развивает коммуникативную функцию поведения.







Происходит активное восприятие информации.

Познавательная деятельность каждого учащегося не только активна, но и «вдумчива», потому что он отбирает, осмысливает и отлеживает собственное понимание.

Лингвистические задания карточек, формулирование ответов на вопросы способствуют закреплению написания словарных слов, употребления односоставных и двусоставных предложений, развитию речи.









Учащиеся переосмысливают предыдущие знания, проверяют их на правильность, избавляются от ложных представлений.

Каждый запоминает ту информацию, которая для него оказалась актуальной и пригодится в дальнейшем.














Учащиеся приобретают навык самоанализа деятельности.

Настраивают себя на выполнение творческого задания.



Литература: 1. Л.С. Гузей и др. Химия 8 класс.-М.: « Дрофа» 2002.

2. книга для чтения по неорганической химии. Часть1. М.: « Просвещение» 1993.

3. Уроки русского языка в 8классе. Поурочные планы. ( По программе М.М. Разумовской) Составитель О.А. Финтисова.

Волгоград. Издательство « Учитель» 2003

4. И.С. Якиманская Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения. Директор школы №3 1998

Приложение №1.


Карточка №1.

Дописать уравнения реакций. Расставить коэффициенты.

Fe + O2→ H 2 S + O2→


C2 H6 + O2 → M g + O2



Карточка №2.

Закончить уравнения реакций. Расставить коэффициенты.

C5 H 12 + O2 →

Na + O2→

Ca + O2 →


Карточка №3.

Вставить пропущенные слова. Определить вид предложений: двусоставные или односоставные, полные или неполные.

Кислород- это …газ. Он …воздуха, …в воде, легко реагирует с другими…, при этом образуются сложные вещества, которые называют….


Карточка №4.

Вставить пропущенные буквы. Составить назывные предложения с данными словами.

Пример: Химическая реакция. Осадок на дне.

Пр..бирка, кат..лизатор, гидр..ксид, мед..цина.


Карточка №5.

Вставить пропущенные буквы. Подобрать сказуемые к данным словам и записать двусоставные предложения.

Пример: Пробирка стоит. Медицина развивается.

Горение, к..тализатор, эксп..римент, пр..бор.



















Приложение №2


Вопросы для фронтального опроса.

Какова валентность атомов кислорода?

С какими веществами реагирует кислород?

Какие соединения при этом образуются?

Как классифицируются оксиды?

Где их применяют?

С какими веществами реагируют оксиды?

Чем сопровождается каждая химическая реакция?

Что такое тепловой эффект?

Как он определяется?


Приложение №3



Решить задачу.

При сжигании 3г. угля выделилось 98,4 кДж. Теплоты.

Составьте термохимическое уравнение.



Приложение №4.


Карточка №1.

Определить явление: физическое или химическое?

Световых частиц поток

На зелёный льёт листок;

Кислород лист выделяет,

Газ углекислый поглощает!

Графически обозначить орфограмму « безударная гласная в корне, проверяемая ударением»

Подсказка:

1я строка – два слова,

2я строка – два слова,

3я строка – одно слово,

4я строка – одно слово.


Карточка №2.

Определить явление: физическое или химическое.

Во всей огромной Вселенной, везде,

На каждой далёкой и близкой звезде

Взрываются газы, горит водород,

Процессы проходят из года в год.

Звезда посылает холодный свет,

Который летит миллионы лет.

Определить вид предложений: двусоставные или односоставные, полные или неполные.





Приложение №5.

Вопросы для рефлексии.


Какими по структуре предложениями вы пользовались при ответах на конкретные вопросы? Почему?

А когда предпочтительнее полные предложения?

Какой стиль речи использован на уроке?




Приложение №6.

Вопросы для анализа ответов.


Кто отвечал на уроке наиболее грамотно сточки зрения русского языка?

Вспомните ответы химически правильные, но не совсем грамотные.

Какие оценки предлагаете поставить за ответы: себе? другим отвечающим?
































Урок химии и русского языка.

Класс: 8

Учитель: Штрекер Иван Августович

Шмидт Тамара Дмитриевна


МОУ « Каипская СОШ»

Ключевского района

Алтайского края



ТЕМА: Кислород. Оксиды. Горение.

Правописание безударных в корне.

Полные и неполные, двусоставные и

односоставные предложения.

















Анализ интегрированного урока химии и русского языка.


Преподавание химии в 8-ом классе, в котором проведён урок, ведётся по программе Л.С.Гузея, а преподавание русского языка по учебнику, методическим рекомендациям и поурочному планированию программы М.М. Разумовской. Эти программы построены на основе концентрической концепции химического и лингвистического образования для основной школы.

Главное правило подготовки и проведения урока – каждый ученик уникален и неповторим. Деятельность учителя и учащихся строилась на отношениях партнёрства, уважения, доверия.

Урок начат с мотивации обучения. Задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке, включить в деятельность- была реализована с помощью использования, развития и обогащения уже имеющегося субъективного опыта учащихся по материалам темы.

Трансформация целей в процессе обучения – целеполагание – исключительно сложный момент. Поэтому цели урока, сформированные учителем, начинаются словами « создать», «способствовать», « обеспечить», а завершаются планированием учащимися последующей собственной деятельности.

Реализации принципа систематичности способствует осуществление межпредметных связей. Установление таких связей помогает формированию в сознании учащихся целостной картины мира. На уроке этому способствовали такие формы организации учебной деятельности, как индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, монологический и диалогический методы обучения. Развитие коммуникативной функции поведения учащихся осуществлялось через средства обучения, избранные для данного урока: художественное слово, карточки дидактического и познавательного характера, выразительное чтение.

По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся снижается. Проведение релаксации – системы расслабляющих упражнений – помогло учащимся восстановить спокойствие и работоспособность, способствовало созданию благоприятной обстановки на уроке.

Этап рефлексии дал возможность учащимся переосмыслить предыдущие знания, проверить их правильность, отобрать актуальную информацию, необходимую в дальнейшем.

Завершающий этап – анализ деятельности и подведение итогов – позволил создать ситуацию успеха, в условиях которой учащиеся легче раскрываются для самовыражения, самооценки, самоконтроля.

Домашнее задание составлено с учётом принципа дифференциации знаний. У учащихся есть выбор: задания творческого и практического характера.

Урок прошёл успешно, настрой был на оптимальную деятельность, все остались довольны работой.

Какие результаты даёт проведёние ряда интегрированных занятий?

Учащиеся и на других уроках:

следят за своей речью;

учатся быстро находить ошибки в ответах одноклассников;

формируют в себе мотивацию к изучению родного языка.

У каждого человека, независимо от его будущей профессии, необходимо воспитывать:

Ответственность за грамотное письмо и умение выражать свои мысли чётко и логично.

Чувство орфоэпической и орфографической уверенности должно быть развито, как чувство собственного достоинства.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!