Реальное воплощение целей обучения возможно только в совместной деятельности учителя и учащихся, направленной на индивидуальную самореализацию и развитие личностных качеств каждого ученика в ходе освоения предмета, что предусматривает технология личностно ориентированного обучения, составляющие которой: мотивация деятельности учащихся, создание ситуаций выбора и успеха, решение познавательных и исследовательских задач, диалог, рефлексия…
Одна из важнейших задач обучения школьников?
Развитие речи.
Развитие способностей к изучению языка.
Формирование коммуникативных навыков речи.
Основная задача обучения русскому языку?
Формирование речевой ( коммуникативной) компетенции учащихся с привитием совокупности знаний, умений и навыков культуры речи, обеспечивающих им в дальнейшем незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.
Кому принадлежит ведущая роль в приобщении учащихся к культуре устной и письменной речи?
Безусловно, преподавателям русского языка и литературы.
Но: родной язык - не только предмет обучения, но и средство обучения основам всех наук, в том числе и химии.
Прививать учащимся культуру речи нужно усилиями всех учителей?
Конечно,
учителями химии и биологии,
физики и математики, …
на своих уроках учат детей говорить правильно, используя специальную лексику.
Как добиться большей эффективности при достижении главной цели – развития речи учащихся?
Привлекая учителя русского языка к проведению совместных уроков.
Какова характерная примета наших дней?
Интегрированные уроки, устанавливающие межпредметные связи.
Для чего нужны интегрированные уроки химии и русского языка?
Для формирования у учащихся прочных орфографических и орфоэпических навыков;
для развития умения выражать свои мысли логично, чётко, грамотно;
для « перерабатывания» предшествующего опыта, ощущения недостаточности информации, знакомства с новым, сопоставления его с тем, что известно;
для запоминания понятного и « приятного» откладывания в сундучок накопленных знаний;
наконец, и это главное, для выстраивания отношений учителя с учеником, ученика с учеником – формирования среды, в которой комфортно и ученику, и учителю.
Интегрированный урок химии и русского языка.
Тема урока: Кислород. Оксиды. Горение. Правописание безударных гласных в корне.
Полные и неполные, двусоставные и односоставные предложения.
Цели урока: Закрепить опорные знания о кислороде и оксидах.
Создать условия для развития у учащихся умений составлять уравнения
реакций и решать расчётные задачи.
Использовать, развивать, обогащать субъективный опыт учащихся
в формировании умения самостоятельно различать вилы предложений
по характеру основы и по условиям контекста и речевой ситуации;
применять алгоритм работы над орфограммой « безударная гласная в корне».
Обеспечить усвоение понятия о функции полных и неполных, двусоставных
и односоставных предложений в устной и письменной речи.
Способствовать личностному росту каждого учащегося, самоутверждению
и самовыражению в общении, потребности в творчестве и творческом труде.
Тип урока: Закрепление, развитие и обогащение опорных знаний.
Методы
обучения: Монологический, диалогический, поисково- познавательная деятельность.
Формы организации
учебной деятельности: Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Средства
обучения : Художественное слово, дидактические карточки, познавательные карточки,
школьная доска, выразительное чтение.
Этапы урока:
Виды деятельности Содержание | Деятельность преподавания | Деятельность учения | Результат |
Мотивация Запись на доске: Прочесть стихотворение про себя. Вставить пропущённые буквы, объяснить причины их выбора. Выразительно прочесть стихотворение. Определить, о каком газе идёт речь. Достоин тот газ уд..вления- Его прим..няют сейчас Для резки металлов, в сталев..ренье И в доменных мощных п..чах. Берёт его лётчик в высотные дали, Подводник с собою берёт. Вы, верно, уже дог..дались, Что этот газ-..(кислород) 2. Целеполагание. Запись на обратной стороне доски: Дать характеристику кислорода по положению в периодической системе. Перечислить физические свойства кислорода. .Рассказать, как получают кислород в промышленности и в лаборатории. Сформулировать тему урока, цели последующей собственной деятельности. Организация деятельности. Выполнить индивидуальные задания карточек. Обобщить теоретические сведения. Закрепить полученные знания. Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение №1) Релаксация. Фронтальный опрос. (Приложение №2) Решение задач. ( Приложение №3) Рефлексия. Завершить логически предыдущие действия по присвоению и закреплению изученного. Работа с карточками познавательного характера. (Приложение №4) Ответы на вопросы. ( Приложение №5) Оценка деятельности. Домашнее задание. Создать ситуацию успеха для самовыражения, самооценки, самоконтроля. Анализ собственных и ответов одноклассников, подведение итогов. ( Приложение №6) Домашнее задание: прочесть 4.3-4.9, ответить на вопросы к нему (обязательное); написать миниатюру о химическом явлении ( возможны стихи, рисунки), используя двусоставные предложения ( по желанию учащихся) | Учитель формирует задание, сообщает время, отведённое для его выполнения. Слушает ответы учащихся, корректирует их в случае необходимости. 5 мин. Учитель организует деятельность учащихся, предлагая темы и вопросы для ответов таким образом, чтобы каждый учащийся « высветил» для себя, что конкретно он не помнит, в чём сомневается. В обсуждении в парах участвует как слушатель. Направляет поток информации к определению целей. 7 мин. Учитель направляет восприятие информации учащимися: Дифференцируя деятельность каждого индивидуальными заданиями карточек; проводя фронтальный опрос с учётом разноуровневых ЗУНов учащихся; создавая условия для ситуации успеха в решении задачи. 5мин. 2мин. 8мн. 5мин. Учитель даёт возможность учащимся вторично вернуться к информации, ещё раз сопоставить новое с тем, что знал до этого, выстроить материал по степени важности. Учитель создаёт условия для благоприятного анализа собственной и партнёрской деятельности учащихся на уроке, для подведения итогов. Комментирует домашнее задание. 5 мин. 3мин. | Учащиеся, читая про себя, первоначально знакомятся с текстом, концентрируют внимание на пропусках букв. Определяя и называя морфему слова, в которой пропущена буква, часть речи, учащиеся объясняют причину выбора букв на место пропуска. Готовят выразительное чтение, проговаривая вслух. Один читает, остальные слушают. Озвучивают последнее слово, определив, о каком газе идёт речь. Учащиеся работают в парах, обсуждая моменты, вызывающие затруднения, сомнения, выделяют спорную информацию. Готовят и озвучивают рассказ о кислороде. Формулируют цели урока, планируют собственную последующую деятельность. Учащиеся работают индивидуально над заданиями « своего» уровня по карточкам. Участвуют во фронтальном опросе, имея возможность выбора вопроса для собственного ответа и возможность прослушать и « прирастить» к собственной информацию других учащихся. Решают задачу в условиях групповой деятельности, когда ситуация успеха зависит от всех и каждого. Учащиеся работают с карточками, представляющими химические явления, связанные с газами, горением. Находят слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, виды предложений по характеру основы и по условиям контекста и речевой ситуации. Отвечают на вопросы о собственной речевой деятельности. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, оценивают работу одноклассников и собственнодеятельность. Слушают и записывают домашнее задание. Подают дневники. | Учащиеся определяют уровень собственных знаний правописания безударных гласных в корне, проверяемой ударением; уровень навыка выразительного чтения; умение завершить предложенное задание. В процессе деятельности каждый учащийся определяет свои знания и « незнания», проявляет интерес к узнаванию нового. Формирует тему урока. Происходит «приращение» и «сортировка» знаний учащихся за счёт припоминания материала при работе в парах. Учащиеся структурируют материал по аспектам, предложенным учителем. В процессе парной работы развивается толерантность в отношениях, умение прислушиваться к мнению партнёра. Общение на языке предмета формирует лингвистическую грамотность, развивает коммуникативную функцию поведения. Происходит активное восприятие информации. Познавательная деятельность каждого учащегося не только активна, но и «вдумчива», потому что он отбирает, осмысливает и отлеживает собственное понимание. Лингвистические задания карточек, формулирование ответов на вопросы способствуют закреплению написания словарных слов, употребления односоставных и двусоставных предложений, развитию речи. Учащиеся переосмысливают предыдущие знания, проверяют их на правильность, избавляются от ложных представлений. Каждый запоминает ту информацию, которая для него оказалась актуальной и пригодится в дальнейшем. Учащиеся приобретают навык самоанализа деятельности. Настраивают себя на выполнение творческого задания. |
Литература: 1. Л.С. Гузей и др. Химия 8 класс.-М.: « Дрофа» 2002.
2. книга для чтения по неорганической химии. Часть1. М.: « Просвещение» 1993.
3. Уроки русского языка в 8классе. Поурочные планы. ( По программе М.М. Разумовской) Составитель О.А. Финтисова.
Волгоград. Издательство « Учитель» 2003
4. И.С. Якиманская Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения. Директор школы №3 1998
Приложение №1.
Карточка №1.
Дописать уравнения реакций. Расставить коэффициенты.
Fe + O2→ H 2 S + O2→
C2 H6 + O2 → M g + O2 →
Карточка №2.
Закончить уравнения реакций. Расставить коэффициенты.
C5 H 12 + O2 →
Na + O2→
Ca + O2 →
Карточка №3.
Вставить пропущенные слова. Определить вид предложений: двусоставные или односоставные, полные или неполные.
Кислород- это …газ. Он …воздуха, …в воде, легко реагирует с другими…, при этом образуются сложные вещества, которые называют….
Карточка №4.
Вставить пропущенные буквы. Составить назывные предложения с данными словами.
Пример: Химическая реакция. Осадок на дне.
Пр..бирка, кат..лизатор, гидр..ксид, мед..цина.
Карточка №5.
Вставить пропущенные буквы. Подобрать сказуемые к данным словам и записать двусоставные предложения.
Пример: Пробирка стоит. Медицина развивается.
Горение, к..тализатор, эксп..римент, пр..бор.
Приложение №2
Вопросы для фронтального опроса.
Какова валентность атомов кислорода?
С какими веществами реагирует кислород?
Какие соединения при этом образуются?
Как классифицируются оксиды?
Где их применяют?
С какими веществами реагируют оксиды?
Чем сопровождается каждая химическая реакция?
Что такое тепловой эффект?
Как он определяется?
Приложение №3
Решить задачу.
При сжигании 3г. угля выделилось 98,4 кДж. Теплоты.
Составьте термохимическое уравнение.
Приложение №4.
Карточка №1.
Определить явление: физическое или химическое?
Световых частиц поток
На зелёный льёт листок;
Кислород лист выделяет,
Газ углекислый поглощает!
Графически обозначить орфограмму « безударная гласная в корне, проверяемая ударением»
Подсказка:
1я строка – два слова,
2я строка – два слова,
3я строка – одно слово,
4я строка – одно слово.
Карточка №2.
Определить явление: физическое или химическое.
Во всей огромной Вселенной, везде,
На каждой далёкой и близкой звезде
Взрываются газы, горит водород,
Процессы проходят из года в год.
Звезда посылает холодный свет,
Который летит миллионы лет.
Определить вид предложений: двусоставные или односоставные, полные или неполные.
Приложение №5.
Вопросы для рефлексии.
Какими по структуре предложениями вы пользовались при ответах на конкретные вопросы? Почему?
А когда предпочтительнее полные предложения?
Какой стиль речи использован на уроке?
Приложение №6.
Вопросы для анализа ответов.
Кто отвечал на уроке наиболее грамотно сточки зрения русского языка?
Вспомните ответы химически правильные, но не совсем грамотные.
Какие оценки предлагаете поставить за ответы: себе? другим отвечающим?
Урок химии и русского языка.
Класс: 8
Учитель: Штрекер Иван Августович
Шмидт Тамара Дмитриевна
МОУ « Каипская СОШ»
Ключевского района
Алтайского края
ТЕМА: Кислород. Оксиды. Горение.
Правописание безударных в корне.
Полные и неполные, двусоставные и
односоставные предложения.
Анализ интегрированного урока химии и русского языка.
Преподавание химии в 8-ом классе, в котором проведён урок, ведётся по программе Л.С.Гузея, а преподавание русского языка по учебнику, методическим рекомендациям и поурочному планированию программы М.М. Разумовской. Эти программы построены на основе концентрической концепции химического и лингвистического образования для основной школы.
Главное правило подготовки и проведения урока – каждый ученик уникален и неповторим. Деятельность учителя и учащихся строилась на отношениях партнёрства, уважения, доверия.
Урок начат с мотивации обучения. Задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке, включить в деятельность- была реализована с помощью использования, развития и обогащения уже имеющегося субъективного опыта учащихся по материалам темы.
Трансформация целей в процессе обучения – целеполагание – исключительно сложный момент. Поэтому цели урока, сформированные учителем, начинаются словами « создать», «способствовать», « обеспечить», а завершаются планированием учащимися последующей собственной деятельности.
Реализации принципа систематичности способствует осуществление межпредметных связей. Установление таких связей помогает формированию в сознании учащихся целостной картины мира. На уроке этому способствовали такие формы организации учебной деятельности, как индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, монологический и диалогический методы обучения. Развитие коммуникативной функции поведения учащихся осуществлялось через средства обучения, избранные для данного урока: художественное слово, карточки дидактического и познавательного характера, выразительное чтение.
По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся снижается. Проведение релаксации – системы расслабляющих упражнений – помогло учащимся восстановить спокойствие и работоспособность, способствовало созданию благоприятной обстановки на уроке.
Этап рефлексии дал возможность учащимся переосмыслить предыдущие знания, проверить их правильность, отобрать актуальную информацию, необходимую в дальнейшем.
Завершающий этап – анализ деятельности и подведение итогов – позволил создать ситуацию успеха, в условиях которой учащиеся легче раскрываются для самовыражения, самооценки, самоконтроля.
Домашнее задание составлено с учётом принципа дифференциации знаний. У учащихся есть выбор: задания творческого и практического характера.
Урок прошёл успешно, настрой был на оптимальную деятельность, все остались довольны работой.
Какие результаты даёт проведёние ряда интегрированных занятий?
Учащиеся и на других уроках:
следят за своей речью;
учатся быстро находить ошибки в ответах одноклассников;
формируют в себе мотивацию к изучению родного языка.
У каждого человека, независимо от его будущей профессии, необходимо воспитывать:
Ответственность за грамотное письмо и умение выражать свои мысли чётко и логично.
Чувство орфоэпической и орфографической уверенности должно быть развито, как чувство собственного достоинства.