СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по музыке и окружающему миру в 4 классе "Святые земли Русской"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по музыке и окружающему миру в 4 классе "Святые земли Русской"»

Открытый интегрированный урок по музыке и окружающему миру в 4 классе на тему: «Святые земли Русской», 4 класс

Раздел:«О России петь – что стремиться в храм!»

Тема урока: «Святые земли русской».

Жанр урока: урок – экскурс в прошлое.

Цель: : продолжение раскрытия перед учащимся темы защиты Отечества на примере образа русского святого преподобного Ильи Муромского Чудотворца.

Задачи: 1) познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры;

2) научить определять особенности былин по их жанровому признаку;

3)Изучение музыки религиозной традиции на основе культурологического подхода, как часть музыкальной культуры России, в которой органичным образом взаимодействуют церковные песнопения, фольклор и классическое композиторское наследие.

Межпредметные связи: - «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших»;

- В. Васнецов «Богатыри»;

- икона «Преподобный Илья Муромский Чудотворец».

Музыкальный материал: - Былина про Илью Муромца.

- А.П. Бородин, симфония №2 «Богатырская», 1 ч.,

(фрагмент);

- Стихира «Земле Русская, граде святый!»;

Технические средства:

Мультимидиа-проектор: трансляция презентации урока, ноутбук.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

  1. Введение в тему урока.

Слайд 1.

Звучит песня (вступление) «Богатырская наша сила»; проектируются слайды с изображением богатырей.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь на уроке?

Дети: О богатырях.


Учитель: Правильно. Мы начинаем изучать раздел: «О России петь – что стремиться в храм!». Поговорим о Преподобном Илье Муромском Чудотворце.

Слайд 2: Тема урока – «Святые земли Русской. Илья Муромец».


  1. Основная часть.

Слайд3:

Учитель: Посмотрите на «Икону Всех святых, в земле Русской просиявших»

Как вы считаете, чем икона отличается от картины?

(Ответы детей).


Икона – это события, а картина – это срез, мгновение жизни.


Учитель: Святые земли Русской… Кто эти люди? Чем они занимались? Кем были?

Самое удивительное, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг.

Кого из святых людей русской земли вы уже знаете? О ком мы уже говорили в предыдущих классах?

Слайд 4:

Дети перечисляют: Александр Невский, Сергий Радонежский, княгиня Ольга, князь Владимир.

(иконы проектируются на слайдах).

Учитель: Знаете ли вы, кто изображен на этой иконе?

Ученики: Нет, образ иконы нам не знаком.

Учитель: Это русский святой преподобный Илья Муромский Чудотворец. Знакомо ли вам это имя?

Ученики: Да, знакомо. Это русский богатырь.

Учитель: Как вы думаете, кого на иконе всех святых изобразили одними из первых? Подумайте о том, что из века в век на Русь нападали враги, что наши предки то и делали, что защищались.

Ответы детей.


Учитель: Да, первыми защитниками Древней Руси были богатыри.

О ком из них вы имеете представление? Как их звали?(ответы детей)


Слайд 5: Посмотрите на картину В. Васнецова «Богатыри».


Учитель: Все хорошо знают Илью Муромца как сказочного, былинного героя. Помнят его подвиги. Представляют облик Ильи по картине В.Васнецова. Однако почти 800 лет назад этот человек действительно жил в селе Карачарове, что под городом Муромом. Давайте прочитаемкак начинается былина об Илье Муромце.

Отрывок из былины: (читают дети)  Возле города Мурома в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича Гущина, да у жены его Ефросиньи Поликарповны, родился долгожданный сын. Растет Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре поднимается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды не чувствуют. А беда нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у Ильи ноги резвые, сиднем в избе сидит. Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядят, слезами обливаются.

Учитель: Илья Муромец чудом встал на ноги и получил уже в зрелом возрасте богатырскую силу, но он не гордился ею, а считал её драгоценным даром, который дан ему для служения русскому народу.

Учитель: О каком чуде идет речь? Кто может рассказать?

/Ученики рассказывают дальнейшие развития событий опираясь на факты из былины/

Согласно былине «Исцеление Ильи Муромца» этот богатырь до 33 лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от волхвов (или калик перехожих). Калики (люди много странствующие и побывавшие во святых местах), придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, послевторого питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. Илья прощается со своими родителями и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты, конь богатырский! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.

Учитель: …оседлал Илья добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские, распростился с отцом, с матерью и уехал из родного села Карачарова.

Ребята, куда отправился Илья Муромец?

Ученики: Защищать Русскую землю.

Учитель: Еще при жизни богатыря, о нем было сложено в народе множество былин и сказаний. Кто знает, что означает слово «былина»?

/Ответы учеников/

Слайд 6:

Учитель: Былина относится к жанру русских песен-сказаний. Музыкальная интонация былины подчиняется метру, ритму и рифме.

Какой музыкальный инструмент сопровождал былинный сказ?

Слайд 7:

Ученики: Гусли.

Давайте послушаем былину об Илье Муромце. Слушание фрагмента былины.

Учитель: Как мы определим, что это жанр былины?


(Внимание к слову, распевность, простота мелодии).

Слайд 8:

Учитель: Мы представляем образ Ильи Муромца по картине Васнецова «Богатыри». Попробуем дать описание его внешности.

Дети: сильный, могучий, храбрый и т.д.

Учитель: Образу былинного героя Ильи Муромца созвучны два произведения русских композиторов. С одним произведение мы с вами уже знакомы. Это пьеса «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Сегодня мы познакомимся с еще одним произведение на богатырскую тему. Это «Симфония №2» Александра Бородина.

Слайд 9:

Давайте послушаем фрагмент из 1-й части «Богатырской» симфонии.

Прослушивание музыкального отрывка из «Симфонии №2»

Учитель:  1-й часть «Симфонии №2» Бородина имеет свои характерные особенности. В симфонии отображены две темы: первая – сила легендарных героев, вторая – лирическая, рисующая далекие степи Родины.

Слайд10:

Внимание задание: Пользуясь «Словарём эстетических эмоций» дайте характеристику первой части, затем второй.

Прослушивание каждой части отдельно, выполнение работы

-Русский композитор XIX века А.П. Бородин достаточно изобразительно показал нам в своей музыке черты характера защитников земли Русской.


-Сравните звучание этого фрагмента с былинным напевом, прослушанным ранее: что у них общего, а что их отличает?


Ученики сравнивают прослушанные произведения.

Легенда говорит о том, что в одном в жестоком сражении Илья чуть не погиб, но чудом остался жив и дал обет удалиться в монастырь, посвятить себя Богу и больше никогда не брать в руки меч. Илья пришел к стенам Киево-Печерской Лавры, снял с себя все воинские доспехи, но не смог бросить меч и взял его с собой. Он стал монахом Печерской Лавры и все свои дни проводил в своей келье в молитвах.


Но однажды враги подступили к стенам монастыря, и Илья своими глазами увидел гибель настоятеля Лавры, сраженного смертельным ударом. И тогда Илья, несмотря на обет, снова взял в руки меч. Но почувствовал, что ноги снова отказываются ему служить. Он еще успел заслониться рукой от смертельного удара копьем, но силы уже покидали его…


Для знаменитого героя был сооружен специальный придел, т. е. ему была оказана такая же честь, как и великим князьям. Останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. Эти останки богатыря до сих пор находятся на том же месте и являются неопровержимым доказательством реальности Ильи Муромца.

Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. и является святым земли Русской. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января.

Слайд 11: Посмотрите на икону «Преподобный Илья Муромский Чудотворец».


В.: По каким признакам мы видим, что на иконе изображён святой? (Нимб над головой).

Итак, первыми святыми на Руси были Великий Князь Владимир и Княгиня Ольга, крестившие Русь, защитники Руси Александр Невский, Сергий Радонежский, русский богатырь Илья Муромец, Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.

В честь всех русских святых в церкви исполняют торжественную песнь-гимн – стихиру.

Слайд 12: Земле Русская, граде святый!

Украшай свой дом,

В нём же Божественный

Великий сонм святых прослави.

Послушайте это произведение. Пользуясь «Словарём эстетических эмоций» дайте характеристику стихире. СТИХИ́РА – (от греч. Stichēra- стихотворение) Песнопение, исполняемое во время церковной службы.


4.Заключительная часть (рефлексия).


  1. О каком русском святом мы говорили сегодня на уроке?

  2. За какие дела Илью Муромца Православная церковь причислила к лику святых?

3. С какой музыкой мы познакомились сегодня на уроке?

Учитель: Я предлагаю вам прослушать и разучить песню «Четыре богатыря». Слова и музыка Сергея Ярушина.

Упражнение на развитие дыхания: вдох носом – выдох ртом (шарик сдувается); вдох носом – выдох ртом (дуем на одуванчик) Поэтапное разучивание песни. Исполнение. В следующий раз мы продолжим знакомство со святыми русской земли, и это будет не менее интересно.

Спасибо!


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!