Интегрированный урок Музыка и изобразительное искусство «Звуки и краски Осени»
Ход урока
1.Подготовительная часть урока. Организационный момент
(Слайд 1) Музыкальное приветствие: “Добрый день”
Добрый день, дорогие ребята!
Учитель Музыки: Здравствуйте, уважаемые гости!
Сегодня у нас необычный урок. Урок музыки и изобразительного искусства пройдут сегодня в необычной для вас форме - как единое целое, состоящее из двух искусств: музыки и изобразительного искусства. Сегодня мы попробуем два искусства соединить воедино. Такие уроки называются интегрированными.
Учитель ИЗО: (Проблема урока) МЫ очень рады вас всех видеть в хорошем настроении. И сегодня мы предлагаем нам всем отправиться в путешествие. Но сначала отгадайте загадку:
(Слайд 2)
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает,
Это все когда бывает?
Вот художник, так художник,
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот? (ОСЕНЬ)
Ученики ИЗО: Осень! Да, но осень, к сожалению, заканчивается, и нам бы хотелось, чтобы мы сегодня напоследок вспомнили и поговорили, об этом обворожительном времени года. И отправимся к ней в гости, полюбуемся ее красками
2.Основная часть урока. Постановка целей, задач урока.
Учитель МУЗЫКИ: Наше путешествие будет необыкновенным, волшебным, потому что вы будете превращаться и в слушателя, и исполнителя, и вы попробуете себя в качестве художника. А в дороге с нами будут замечательные музыкальные произведения, картины и, конечно же, песни.
А как будет называться тема нашего урока вы должны догадаться.
Первая подсказка у вас уже была, отгадали загадку.
(Слайд 3) -А чем пишет музыкальные произведения композиторы…… Каждая нота что издает? (Звук)
(Слайд 4) -А чем пишет картины художник? (Красками)
(Слайд 5) -И так, тема нашего урока:
«Звуки и краски осени»
Учитель ИЗО: красота природы, всегда были источниками вдохновения для поэтов, композиторов и художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Мы называем их пейзажистами.
(Слайд 5,6,7,8,9) - Это И. И.Левитан, Поленов В.Д., И.С. Остроухов, Исаак Бродский и многие другие. Они любили природу, наблюдали за ней и могли передать цвета каждое время года.
- Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы смотрели эти картины?
- Какие краски использовали художники?
- А какие звуки? (Яркие, звонкие, теплые)
(Слайд 10,11,12) - Какая бывает Осень? (Хмурая, золотая, поздняя)
Да, ребята, вы правы действительно осень у нас очень разная. Она и хмурая, и золотая и звонкая.
Учитель музыки: А еще, ребята, природа очень музыкальна. Она полна нежными, трогательными звуками, и звуковая стихия мощна и многообразна. Как звонко звучит лесной ручеек, трепетно шумит весенний лес, переливается трелью соловья. Надо только уметь слушать.
(Слайд 13) Картина «Золотая осень» Бродского прекрасно ложиться на музыку гениального музыканта Антонио Вивальди. Мягкая, душевная, она успокаивает зрителя, помогая проникнуться пейзажем.
(Слайд 14) Сегодня мы послушаем как «нарисовал» осень известный итальянский композитор А.Вивальди Цикл «Времена года» Осень
- Какими музыкальными красками изобразил композитор это время года?
- Какой характер музыки?
- Как изменилось наше настроение?
- Что представили во время прослушивания?
- Если бы вы были художниками, то какими бы красками нарисовали музыку?
- У какого времени года есть такие краски?
- Что вы почувствовали, слушая музыку?
- Что выражает музыка?
- Что изображает музыка?
- Громко или тихо звучит музыка? Почему?
- Вы представляете радостно-золотую или позднюю мрачно-серую осень?
- А при помощи чего передают настроение художники и композиторы? (Одни при помощи красок и оттенков, другие при помощи звуков и нот).
Какие общие законы позволяют объединить звук и цвет, музыку и живопись? Посмотрите, на доску здесь развешены понятия какие из них относятся к музыке, а какие к изобразительному искусству?
(Слайд 15)
МЕЛОДИЯ – РИСУНОК
РИТМ – ЛИНИЯ
ЛАД- КРАСКА
ТЕМБР - КОЛОРИТ
ФОРМА -КОМПОЗИЦИЯ
- Сегодня мы постараемся показать вам, что музыка и живопись родные сёстры.
(Слайд 16) А теперь переходим к практической работе:
Учитель ИЗО: Давайте приступим к работе и попробуем художественными средствами создать свой сказочный лес по услышанному музыкальному произведению.
(Слайд 17 ) И сейчас, ребята, я хочу познакомить вас с необычной техникой рисования, это рисование жидким соленым тестом. Выполняем вместе со мной. Перед вами листы бумаги. Посмотрите, как выполняется работа в этой технике.
(Слайд 18 ) Вы повторяете за мной, но каждый из вас берет свои краски, которые вы услышите при прослушивании музыкального произведения Вивальди «Осень».
(Коллективная работа) Вывешивание рисунков на доску.
- Ребята, я предлагаю вам выставить все работы на доску в один ряд и полюбоваться бесконечным, осенним лесом.
- Как вы думаете, у кого получилась золотая осень?
- У кого самый густой лес?
- У кого хмурая осень?
- А кого самая аккуратная работа?
Учитель музыки: Какие замечательные рисунки, вы настоящие художники!
(Слайд 19) Рефлексия. Что понравилось? Какое у вас сейчас настроение? (Ребята показывают смайлики-солнышки, тучки).
Осень, ребята, это праздник красок. Ведь в природе все одинаково чудесно, прекрасно и обворожительно. Каждая пора, будь то весна, зима или лето имеет свою неповторимую красоту.
У нас свами получился замечательный осенний лес по услышанной музыке. А красоту нам создала Осень своими Красками и Звуками! Как можно назвать такую Осень? Она завораживает, чарует,……..
- Как еще мы можем назвать осень волшебным словом. Осень кто?
(Слайд 19) Осень «Чародейка»