Павлий Наталья Викторовна
Интегрированный урок по окружающему миру и математике 4 класс «Путешествие в зимний лес»
Цели:
Образовательные: систематизировать устные и письменные вычислительные навыки. Закрепить знания о взаимосвязях живой и неживой природы; углубить знания о природе родного края.
Развивающие: развивать познавательный интерес, творческие способности, умение рассуждать, сравнивать, наблюдать, знать повадки животных.
Воспитательная: воспитывать интерес к математике, эстетическое восприятие к родной природе, умение работать в коллективе.
Методические приёмы: беседа, рассматривание, показ, объяснение, напоминание, художественное слово.
Ход урока
Организация начала урока.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Учебник, ручка и тетрадка.
Проверили? Садитесь!
На совесть все трудитесь!
Сообщение темы и цели урока.
-У нас сегодня необычный урок, а урок-путешествие, где вам придётся показать все свои знания и умения не только по окружающему миру, но и по математике.
Сегодня на уроке, закрепляя тему «Разные способы решения некоторых видов изученных задач», мы будем путешествовать по зимнему лесу и увидим много нового и интересного. Прежде чем отправиться в путешествие, поговорим о временах года.
III. Работа над темой урока.
1. «Календарь природы нашего края»
- Загляните в календарь природы и опишите сегодняшнюю погоду!
(ясное небо, ярко светит солнце, на деревьях и на земле лежит снег, очень холодно) (СЛАЙД 2)
-Какому времени года соответствует такая погода?
(Действительно, сегодня настоящий зимний день.)
3. «Зима - суровое время года для всех живых организмов».
Деревья сбросили листву и погрузились в зимний покой. Люди надели теплые вещи.
-Как животные переживают зиму?
Выполнение заданий:
Перелетные и зимующие птицы. (Приложение № 1)
Зимняя столовая. (Приложение № 2)
Кто где живет? (Приложение № 3)
Вывод: животные по-разному приспосабливаются к зимним условиям существования.
Читаем снежную книгу. Мы с вами в зимнем лесу! Тишина, чистота, ни пылинки, ни соринки. И вдруг видим, что под сосной густо замусорено хвоей. Будто поработал тут парикмахер – дерево обстрижено почти подчистую. Здесь кормился хвоей глухарь. А вот разбросаны чешуйки сосновых шишек - это пировала белочка. Еще много интересного и полезного о жизни и повадках животных узнаешь, если научишься читать снежную книгу – следы на снегу. (СЛАЙД 4)
Выполнение задания 4. Расшифровать следы. (Приложение № 4)
4. «Идём по следам»
Теперь каждый из вас должен попробовать расшифровать след одного из животного, оставленного на снегу. Кто же это пробежал?
(СЛАЙД 5)
Ну, конечно, это заяц.
(СЛАЙД 6)
Физминутка:
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок — скок — скок.
А затем вприсядку
Чтоб не мерзли лапки
Упала с еловой мохнатой лапы шишка, шлепнулась на землю, вспугнула зайчика. Подпрыгнул косой и выкатился, словно мяч, на поляну, ушами повел, прислушался. ( Заяц ( в переводе с лат. «имеющий уши») плохо видит, но хорошо слышит, передвигается прыжками, петляет, чтобы запутать следы.)
Бежит от кого-то заяц. Давайте попробуем догадаться. А для этого надо выполнить геометрическое задание.
5. «Сложи фигуру по образцу»
(слайд 7)
(СЛАЙД 8)
6. «Расшифруй слово»
На кого похожа? (на лису).
(СЛАЙД 9)
- Какое же задание нам принесла лиса?
(СЛАЙД 10)
Она очень хочет, чтобы вы отгадали задуманное ею слово, а чтобы правильно его отгадать нужно решить примеры и разложить ответы:
435:87= (и) | 1015:145= (р) | 1000:250= (х) | 42000:700= (т) | 220:22= (а) | 1035:69= (я) |
5 | 7 | 4 | 6 | 10 | 15 |
- Что у вас получилось? (хитрая)
Учитель:
ЛИСА (перевод с латинского «хитрая, лукавая»). Удивляют повадки лисы. Например, хвостом лиса заметает свои следы.
- Но за зайцем не только лиса охотиться, а кто же ещё? (волк)
(СЛАЙД № 11)
- Что же он может о себе рассказать? Попробуем выполнить следующее задание.
(СЛАЙД 12)
7. «Разложи числа в порядке возрастания». Работа в парах.
- Разложите числа в порядке возрастания: 3012 2103 5064 4471 8498 1999
- Если вы правильно разложили числа, то у вас должно получиться слово, переверните ваши карточки. (хищник)
ВОЛК- прямой родственник домашней собаки, это сильный и опасный зверь ,иногда в поисках пищи нападает на домашних животных. Лиса и волк –хищники, т.к. пищей им служат другие животные.
8. Отгадайте загадку.
То рыжая, то серая, а по названью белая. ( белка)
(СЛАЙД № 13)
БЕЛКИ отличаются тем, что делают запасы на зиму: например, прячут в дуплах деревьев орехи, сушат грибы. И иногда забывают место кладовок, тем самым помогают выжить другим животным, нашедшим беличьи запасы. В холодное время белки прячутся в дуплах. В таком домике тепло и сухо, в нем даже в морозы достигается +18+20 градусов.
- Как вы думаете, сколько запасов белка заготавливает на зиму?
9. Решение задач.
(СЛАЙД 14)
Для этого решите задачу.
1 группа. Белка запасла 7 кг орехов, а грибов в 2 раза больше. Сколько всего запасов сделают 15 белок?
2 группа. У белки на одной ветке висело 30 грибов, а на другой в 3 раза меньше. Сколько всего грибов висит на 36 ветках?
В урожайные годы белка может запасать большое количество орехов, грибов. Свои запасы зверёк прячет в земле или в других дуплах деревьев. Притом величина запасов в дуплах значительно превышает объём подземных кладовых. Одна белка запасает примерно 20 кг грибов, орехов и других семян.
Но в лесу, кроме зверей есть ещё очень удивительная птичка. Кто же это?
(СЛАЙД № 15 )
- Клёст.
Как разноцветные новогодние украшения выглядит стая клестов, рассевшихся на ели. Эти птицы поражают своей жизнестойкостью. Они выводят своих птенцов в самое холодное время года - в январе
8. Решение примеров.(по вариантам)
(СЛАЙД 16)
Вам нужно решить сложный пример и узнаете сколько птенцов появляется у клестов. (решаем всё по порядку)
1 вариант (912:114+6440:23):144= (2)
2 вариант (7294:14+12960:27)-996= (5)
У клестов рождаются от 2 до 5 птенцов.
9. Подведение итога.
Гуляя по зимнему лесу, мы с вами совсем упустили из виду, что зимний день очень короткий. Пора и нам домой, тем более, что погода начала портится, поднялся ветер, закружился снег и засыпал следы. А завтра, придя в лес, мы сможем прочитать новую страницу снежной книги и узнаем много нового и интересного из жизни лесных обитателей.
Приложение № 1
Перелетные или зимующие.
Назови птиц, изображенных на листе. Перечисли сначала перелетных птиц, потом зимующих. Соедини каждую птицу с соответствующим символом. Объясни свой выбор. Раскрась все рисунки.
Приложение № 2
Зимняя столовая.
Перечисли птиц, изображенных на листе. Проведи стрелки от птиц к их пище. Объясни свой выбор. Раскрась всех птиц.
Приложение № 3
Кто где живет?
Рассмотри картинки. Что изображено в правой части листа? Соедини стрелками обитателей леса с их убежищем. Объясни свой выбор. Раскрась
Приложение № 4
Следы на снегу.
Ты узнаешь много интересного и полезного о жизни и повадках животных, если научишься читать снежную книгу — следы на снегу.
Следы на снегу.
Понаблюдай следы вороны, галки, голубя, воробья. Во время прогулок найди на снегу следы птиц.