План – конспект интегрированного урока
Предмет: русский язык, окружающий мир.
Класс:1
Тема: Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Байкал – уникальное озеро.
Цель: познакомить со словами - названиями предметов, признаков предметов, действий предметов. Узнать как можно больше об уникальном озере Байкал.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся классифицировать и объединять слова в тематические группы, ставить к словам вопросы.
Личностные: наличие интереса к учебному труду.
Метапредметные: формирование УУД
Познавательные: умение устанавливать причинно – следственные связи, определять тему урока, сравнивать, классифицировать.
Регулятивные: умение планировать свою работу в соответствии с поставленной задачей, ориентироваться в учебном процессе, адекватно оценивать себя, воспринимать оценку учителя и товарищей.
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, строить высказывание, формулировать свое мнение, сотрудничать в паре, группе.
Оборудование: Компьютер, проектор, карточки
Ход урока.
1. Создание эмоционального фона урока (организационный момент)
Прозвенел звонок – начинается урок
Отвечайте «да» или «нет» на моё утверждение:
-Очень любим мы учиться - …
-И, конечно же, лениться - …
-Выполняем все задания - …
-Очень любим опоздания - …
-Читаем, пишем, рассуждаем - …
-Дисциплину нарушаем - …
-Всем успехов пожелаем - …
-И урок мы начинаем!
-Не забывайте:
Отвечать – не кричать, только руку поднимать!
-Сегодня у нас будет необычный урок.
Мы отправимся на корабле в путешествие по самому уникальному озеру, но для этого нам понадобятся все ваши знания о словах, полученные на уроках русского языка. ( 3 слайд)
-Отгадав загадку, вы узнаете, по какому озеру мы будем путешествовать.
Древен род его в природе,
Кличут озером в народе
Волны моря плещут в нем.
Как все это назовем? (озеро Байкал) (4 слайд)
2.Постановка проблемы и актуализация знаний.
- Речь – это…(средство общения между людьми).
- Речь бывает…(устная и письменная).
- Речь состоит из…(предложений).
- Предложение содержит…(законченную мысль).
- Предложение состоит из…(слов).
- Ребята, на ваших столах лежат карточки. Найдите слова и раскрасьте их разными цветами
а) Работа в парах.
х | ч | и | с | т | а | я | | г | х | н | е | р | п | а |
х | м | х | х | х | х | х | л | х | х | х | х | х | х |
х | а | х | х | х | х | х | у | в | о | л | н | ы | с |
х | р | х | р | ы | б | а | б | б | а | й | к | а | л |
х | с | х | х | х | х | х | и | х | х | х | х | х | х |
о | з | е | р | о | а | х | н | о | м | у | л | ь | а |
п | л | а | в | а | т | ь | а | х | х | в | о | д | а |
1группа: чистая, озеро, рыба, плавать.
2 группа: нерпа, волны, глубина, Байкал, вода, омуль. (5 слайд)
-Ребята, вы нашли слова, а теперь попробуйте дать определение. Что такое слово? (Слово – это буквенное сочетание имеющее смысл).
- Так о чем мы будем говорить на нашем уроке? (о словах)
- Какую задачу поставим перед собой? ( Продолжать знакомство со словами, которые обозначают предметы, признаки и действия.)
- Какая цель нашего урока? (Продолжать учиться распознавать слова-предметы, слова-действия, слова- признаки).
б) Развитие речи.
- Как вы думаете, можно ли сказать, что эти слова объединены одной темой? Какой? Среди этих слов есть название темы? (Байкал). Упражнение в составлении предложений о Байкале, используя данные слова (устно).
3. Минутка чистописания.
-В народе так говорят.
Небольшой дождь каждый день заполняет Байкал до краев.
-Назовите слово, записанное с большой буквы. (Байкал)
-Почему это слово надо писать с заглавной буквы? (Имя собственное)
Пропишем большую заглавную и маленькую строчную буквы Бб
Возьмите цветные карандаши. И обведите красным цветом то, что вы считаете
написано каллиграфически правильно. И синим цветом, если каллиграфически не верно.
( ученики оценивают себя)
4. Словарная работа.
Игра-соревнование.
Составьте из слогов слова.
лик | ко | бель | вер |
раб | ра | ный | рабль |
Корабль, кораблик, корабельный.
- Что можете сказать об этих словах. (Это родственные слова)
- На какие вопросы отвечают эти слова?
5.Физминутка( подвижная, под музыку)
6. Работа над темой урока.
- Давайте подумаем, что нам понадобиться для путешествия на корабле?
Дети называют слова, обозначающие предметы: продукты, тетрадь, ручка, вода, инструменты, компас.
Запишем слова в один столбик.
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Что обозначают эти слова?
- А на какой еще вопрос отвечают слова, обозначающие предметы?
- Когда мы задаём вопрос КТО? А когда ЧТО?
- Скажите, какими качествами должен обладать путешественник, какой он должен быть?
(Смелый, сильный, выносливый, любознательный)
Давайте запишем слова во второй столбик. На какой вопрос отвечают эти слова и что они обозначают?
(Какой? Обозначают признаки)
- На какие вопросы еще отвечают слова, обозначающие признаки предметов?
(Какая? Какое? Какие?)
-Байкал – уникальное озеро.
-Что вы знаете о нем?
Caмый-caмый
Бaйкaл – caмoe глyбoкoe oзepo нa плaнeтe, кpyпнeйший peзepвyap пpecнoй вoды, плoщaдью oкoлo З2 тыcяч квaдpaтныx килoмeтpoв. Это озеро содержит 19% всей пресной воды, содержащейся в озёрах мира. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна – Ангара.
Вода в озере очень чистая, благодаря эндемику (организму, который обитает только в этом озере) рачку эпишуре. Он очищает воду, пропуская её через свой организм. Прозрачность воды велика, камни и предметы видны на глубине до 40 м. В настоящее время насчитывается 52 вида рыб, обитающих в Байкале. Из них к числу промысловых относятся лишь 15. Наиболее известны среди них омуль, хариус и сиг. В меньшем количестве встречаются осётр и ленок, таймень и налим. Живут в озере сорога, окунь, язь.
-Найдите третье предложение. (В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна – Ангара.)
-Запишите в третий столбик слова, которые называют действия предметов (впадает, вытекает).
-На какие вопросы отвечают данные слова?
- Запишите названия рыб в алфавитном порядке.
(Ленок, налим, окунь, омуль, осетр, сиг, сорога, таймень, хариус, язь)
- Пока мы беседовали. Наш корабль причалил к острову.
-Это один из самых известных островов на Байкале.
-Разгадайте анаграмму и вы узнаете название этого острова. (льОхон – Ольхон)
-Почему записали слово с большой буквы? (Название острова, имя собственное.)
Остров Ольхон
Ольхон – самый большой остров на Байкале. Его называют «сердцем Байкала» - он расположен в центре озера, и если присмотреться к карте, то своими очертаниями Ольхон очень напоминает контур Байкала. Свое название остров получил от бурятского «ойхон» - «лесочек».
-Нам посчастливилось жить на берегу этого замечательного озера. Давайте будем бережно относиться к нашей природе. Вот какие замечательные слова сказал о нашей планете первый космонавт Ю.А. Гагарин:
«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее!»
Что завещал нам Гагарин?
-Беречь свою планету и преумножать её красоту. (Записывают в тетрадь).
7. Рефлексия. Групповая работа.
Дети работают с текстами о Байкале, выполняют задания на карточках (приложение)
8.Итог урока.
- После путешествия врачи проверяют состояние команды. Я тоже хочу узнать, как вы чувствуете себя после нашего плавания.
- Выберите смайлик, который бы отражал ваше состояние после урока.
Дети выбирают смайлик и прикрепляют его вокруг планеты Земля
Приложение
1 группа.
На какие вопросы отвечают слова-предметы?____________________________
Прочитай текст. Найди и подчеркни слова-предметы.
Байкальская нерпа — один из трех видов пресноводного тюленя, не встречающегося нигде кроме этого озера. Главное лежбище нерпы расположено на Ушканьих островах, где можно найти много корма и практически нет людей, представляющих основную угрозу для этих животных.
2 группа
На какие вопросы отвечают слова- признаки? ____________________________
Прочитай текст. Найди и подчеркни слова-признаки.
Голомянка – маленькая необычная рыбка, обитающая в Байкале. Она слегка розовая, прозрачная или полупрозрачная, да к тому же предпочитает глубокие воды и дно. Но счастливчикам удалось несколько раз снять на видео ее перемещения подо льдом у поверхности озера
3 группа.
На какие вопросы отвечают слова-действия? ____________________________
Прочитай текст. Найди и подчеркни слова-действия.
Байкал – уникальное природное явление. Похожего озера нет ни в одном из разнообразных уголков нашей планеты.
Многим живым существам, обитающим в озере и на близлежащих территориях, грозит исчезновение. Растения и животные, в том числе многие эндемичные представители, нуждаются в особой защите и охране.