СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Тема: Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов. Байкал – уникальное озеро.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Интегрированный урок русского языка, на котором дети изучают тему части речи. Узнают много интересных фактов об уникальном озере Байкал.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Тема: Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов. Байкал – уникальное озеро.»

План – конспект интегрированного урока


Предмет: русский язык, окружающий мир.

Класс:1

Тема: Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

Байкал – уникальное озеро.

Цель: познакомить со словами - названиями предметов, признаков предметов, действий предметов. Узнать как можно больше об уникальном озере Байкал.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся классифицировать и объединять слова в тематические группы, ставить к словам вопросы.

Личностные: наличие интереса к учебному труду.

Метапредметные: формирование УУД

Познавательные: умение устанавливать причинно – следственные связи, определять тему урока, сравнивать, классифицировать.

Регулятивные: умение планировать свою работу в соответствии с поставленной задачей, ориентироваться в учебном процессе, адекватно оценивать себя, воспринимать оценку учителя и товарищей.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, строить высказывание, формулировать свое мнение, сотрудничать в паре, группе.

Оборудование: Компьютер, проектор, карточки

Ход урока.

1. Создание эмоционального фона урока (организационный момент)

Прозвенел звонок – начинается урок

Отвечайте «да» или «нет» на моё утверждение:

-Очень любим мы учиться - …

-И, конечно же, лениться - …

-Выполняем все задания - …

-Очень любим опоздания - …

-Читаем, пишем, рассуждаем - …

-Дисциплину нарушаем - …

-Всем успехов пожелаем - …

-И урок мы начинаем!

-Не забывайте:

Отвечать – не кричать, только руку поднимать!

-Сегодня у нас будет необычный урок.

Мы отправимся на корабле в путешествие по самому уникальному озеру, но для этого нам понадобятся все ваши знания о словах, полученные на уроках русского языка. ( 3 слайд)

-Отгадав загадку, вы узнаете, по какому озеру мы будем путешествовать.



Древен род его в природе,

Кличут озером в народе

Волны моря плещут в нем.

Как все это назовем? (озеро Байкал) (4 слайд)

2.Постановка проблемы и актуализация знаний.

- Речь – это…(средство общения между людьми).

- Речь бывает…(устная и письменная).

- Речь состоит из…(предложений).

- Предложение содержит…(законченную мысль).

- Предложение состоит из…(слов).

- Ребята, на ваших столах лежат карточки. Найдите слова и раскрасьте их разными цветами

а) Работа в парах.

х

ч

и

с

т

а

я


г

х

н

е

р

п

а

х

м

х

х

х

х

х

л

х

х

х

х

х

х

х

а

х

х

х

х

х

у

в

о

л

н

ы

с

х

р

х

р

ы

б

а

б

б

а

й

к

а

л

х

с

х

х

х

х

х

и

х

х

х

х

х

х

о

з

е

р

о

а

х

н

о

м

у

л

ь

а

п

л

а

в

а

т

ь

а

х

х

в

о

д

а

1группа: чистая, озеро, рыба, плавать.

2 группа: нерпа, волны, глубина, Байкал, вода, омуль. (5 слайд)


-Ребята, вы нашли слова, а теперь попробуйте дать определение. Что такое слово? (Слово – это буквенное сочетание имеющее смысл).

- Так о чем мы будем говорить на нашем уроке? (о словах)

- Какую задачу поставим перед собой? ( Продолжать знакомство со словами, которые обозначают предметы, признаки и действия.)

- Какая цель нашего урока? (Продолжать учиться распознавать слова-предметы, слова-действия, слова- признаки).

б) Развитие речи.

- Как вы думаете, можно ли сказать, что эти слова объединены одной темой? Какой? Среди этих слов есть название темы? (Байкал). Упражнение в составлении предложений о Байкале, используя данные слова (устно).

3.  Минутка чистописания.

-В народе так говорят.

Небольшой дождь каждый день заполняет Байкал до краев.

-Назовите слово, записанное с большой буквы. (Байкал)

-Почему это слово надо писать с заглавной буквы? (Имя собственное)

Пропишем большую заглавную и маленькую строчную буквы Бб

Возьмите цветные карандаши. И обведите красным цветом то, что вы считаете

написано каллиграфически правильно. И синим цветом, если каллиграфически не верно.

( ученики оценивают себя)

4. Словарная работа.

Игра-соревнование.

Составьте из слогов слова.

лик

ко

бель

вер

раб

ра

ный

рабль



Корабль, кораблик, корабельный.

- Что можете сказать об этих словах. (Это родственные слова)

- На какие вопросы отвечают эти слова?

5.Физминутка( подвижная, под музыку)

6. Работа над темой урока.

- Давайте подумаем, что нам понадобиться для путешествия на корабле?

Дети называют слова, обозначающие предметы: продукты, тетрадь, ручка, вода, инструменты, компас.

Запишем слова в один столбик.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Что обозначают эти слова?

- А на какой еще вопрос отвечают слова, обозначающие предметы?

- Когда мы задаём вопрос КТО? А когда ЧТО?

- Скажите, какими качествами должен обладать путешественник, какой он должен быть?

(Смелый, сильный, выносливый, любознательный)

Давайте запишем слова во второй столбик. На какой вопрос отвечают эти слова и что они обозначают?

(Какой? Обозначают признаки)

- На какие вопросы еще отвечают слова, обозначающие признаки предметов?

(Какая? Какое? Какие?)

-Байкал – уникальное озеро.

-Что вы знаете о нем?

Caмый-caмый

Бaйкaл – caмoe глyбoкoe oзepo нa плaнeтe, кpyпнeйший peзepвyap пpecнoй вoды, плoщaдью oкoлo З2 тыcяч квaдpaтныx килoмeтpoв. Это озеро содержит 19% всей пресной воды, содержащейся в озёрах мира. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна – Ангара.

Вода в озере очень чистая, благодаря эндемику (организму, который обитает только в этом озере) рачку эпишуре. Он очищает воду, пропуская её через свой организм. Прозрачность воды велика, камни и предметы видны на глубине до 40 м. В настоящее время насчитывается 52 вида рыб, обитающих в Байкале. Из них к числу промысловых относятся лишь 15. Наиболее известны среди них омуль, хариус и сиг. В меньшем количестве встречаются осётр и ленок, таймень и налим. Живут в озере сорога, окунь, язь.

-Найдите третье предложение. (В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна – Ангара.)

-Запишите в третий столбик слова, которые называют действия предметов (впадает, вытекает).

-На какие вопросы отвечают данные слова?

- Запишите названия рыб в алфавитном порядке.

(Ленок, налим, окунь, омуль, осетр, сиг, сорога, таймень, хариус, язь)

- Пока мы беседовали. Наш корабль причалил к острову.

-Это один из самых известных островов на Байкале.

-Разгадайте анаграмму и вы узнаете название этого острова. (льОхон – Ольхон)

-Почему записали слово с большой буквы? (Название острова, имя собственное.)

Остров Ольхон

Ольхон – самый большой остров на Байкале. Его называют «сердцем Байкала» - он расположен в центре озера, и если присмотреться к карте, то своими очертаниями Ольхон очень напоминает контур Байкала. Свое название остров получил от бурятского «ойхон» - «лесочек».

-Нам посчастливилось жить на берегу этого замечательного озера. Давайте будем бережно относиться к нашей природе. Вот какие замечательные слова сказал о нашей планете первый космонавт Ю.А. Гагарин:

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее!»

Что завещал нам Гагарин?

-Беречь свою планету и преумножать её красоту. (Записывают в тетрадь).

7. Рефлексия. Групповая работа.

Дети работают с текстами о Байкале, выполняют задания на карточках (приложение)

8.Итог урока.

- После путешествия врачи проверяют состояние команды. Я тоже хочу узнать, как вы чувствуете себя после нашего плавания.

- Выберите смайлик, который бы отражал ваше состояние после урока.

Дети выбирают смайлик и прикрепляют его вокруг планеты Земля



Приложение

1 группа.

  1. На какие вопросы отвечают слова-предметы?____________________________

  2. Прочитай текст. Найди и подчеркни слова-предметы.


Байкальская нерпа — один из трех видов пресноводного тюленя, не встречающегося нигде кроме этого озера. Главное лежбище нерпы расположено на Ушканьих островах, где можно найти много корма и практически нет людей, представляющих основную угрозу для этих животных.



2 группа



  1. На какие вопросы отвечают слова- признаки? ____________________________

  2. Прочитай текст. Найди и подчеркни слова-признаки.


Голомянка – маленькая необычная рыбка, обитающая в Байкале. Она слегка розовая, прозрачная или полупрозрачная, да к тому же предпочитает глубокие воды и дно. Но счастливчикам удалось несколько раз снять на видео ее перемещения подо льдом у поверхности озера



3 группа.

  1. На какие вопросы отвечают слова-действия? ____________________________

  2. Прочитай текст. Найди и подчеркни слова-действия.


Байкал – уникальное природное явление. Похожего озера нет ни в одном из разнообразных уголков нашей планеты.

Многим живым существам, обитающим в озере и на близлежащих территориях, грозит исчезновение. Растения и животные, в том числе многие эндемичные представители, нуждаются в особой защите и охране.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!