СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по теме:"Гигиена дыхания"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок  по теме: "Гигиена дыхания" разработан для обобщения м систематизации знаний по теме:"Дыхания"..Получение разносторонних знаний из области других предметов. Межпредметные связи (биология - ОБЖ)

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по теме:"Гигиена дыхания"»

Интегрированный урок (биология + ОБЖ) по теме "Гигиена дыхания"

Цели:

  1. Сформировать представление о нарушениях дыхательных функций.

2. Раскрыть значимость сохранения здоровья дыхательной системы.

3. Разъяснить последовательность действий при легочной реанимации.

4. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.


Оборудование:

. таблицы;

. опорные схемы;

. муляжи;

. учебник.


Ход урока

I. Организационный момент.

Знакомство с целями и задачами урока. 

Настрой на работу, активизация полушарий.

1.На доске укрепить лист бумаги с нарисованным диагональным крестиком. При взгляде на него активизируется и синхронизируется работа левого и правого полушарий.


2.Ходьба на месте с поочередными перекрестными хлопками ладоней по коленям (правая ладонь – левое колено, левая ладонь – правое колено).

3.Дыхание с направленным вдохом через левую ноздрю, выдохом – через правую. Свободную ноздрю зажать пальцем.

 II. Контроль и актуализация знаний.

Фронтальный опрос по ранее изученному материалу.

1.Где находится дыхательный центр?

2.Чем заканчиваются бронхи?

3.Назовите самый большой хрящ гортани.

4.Где находятся реснички мерцательного эпителия?

5.Что происходит с воздухом в носовой полости?


Работа в микрогруппах. Каждая из микрогрупп (по2-3 ученика) получает по одному проблемному вопросу, отвечает на него.

  1. Почему в лечебных учреждениях при остановке дыхания используют смесь кислорода с углекислым газом, а не чистый кислород?

  2. В какое время года длинный нос полезнее короткого?

  3. Почему легкие, не имея мышц, следуют за движениями грудной клетки?

  4. Почему в непроветриваемом помещении учащается дыхание? 

  5. Что первично у младенца – вдох или крик?


Оставшиеся ученики, отвечая на вопросы, заполняют графы кроссворда. Из полученных букв складывается тема урока – «Гигиена дыхания».

Вопросы к кроссворду: 

  1. Органы дыхания, в которых происходит газообмен? (Лёгкие.)

  2. Орган дыхания, в котором рождаются звуки? (Гортань.)

  3. Газ, необходимый для протекания окислительно-восстановительных процессов в клетке? (Кислород.)

  4. Какой эпителий выстилает носовую полость? 

  5. За вдохом следует … (Выдох.)

  6. Трахея на уровне 5-6 грудных позвонков делится на два … (Бронха.)

  7. Процесс обмена кислорода на углекислоту и наоборот в лёгких и тканях. (Газообмен.)

  8. Именно этот физический процесс лежит в основе газообмена. (Диффузия.)


 III. Формирование новых понятий.

1) На листе-схеме ученики записывают тему урока и высказывают свои предположения относительно ее содержания. Учитель направляет ход рассуждений вопросом: «Что такое воздушно-капельные инфекции?», «Как это понятие связано с органами дыхания?»

2) Учащиеся обращают внимание на лист информации и «цепочкой» зачитывают сведения о гриппе и ОРВИ, ОРЗ, отвечая на вопрос учителя «Что известно о воздушно-капельных инфекциях?»

3) Информация дополняется учителем, который обращает внимание на возбудителей этих заболеваний, симптомы.

По ходу обсуждения заполняется таблица на листе-схеме 

4) Графа «Профилактика» в листе-схеме обсуждается вместе с учителем ОБЖ:

«Кто должен надевать защитную маску, если в доме есть заболевший – сам больной или члены его семьи?» По окончании обсуждения предлагается перечислить известные способы профилактики простудных заболеваний. Как элемент практического занятия выполняются упражнения (массаж активных точек на переносице, крыльях носа, висках, ладонях). Учитель обращает внимание учащихся на данные в листе информации.

5) Перед классом ставится вопрос: «А какие еще организмы могут вызвать заболевания органов дыхания?»

Обсуждается информация о бактериях-возбудителях туберкулеза и ангины (материал на листе информации выбирается учениками). Во время обсуждения таблица вновь заполняется.

Личная значимость этой информации для каждого школьника подчеркивается сообщением о необходимости проходить флюорографию 1 раз в год.

6) На этом этапе урока вводится элемент «мозгового штурма» - ученикам предлагается решить, что может осложнить течение этих заболеваний. Влияет ли образ жизни человека на их протекание? – Да, и одна из причин, осложняющих заболевания органов дыхания – это табакокурение. 

Участники групп зачитывают данные из информационного листа. Дают определение пассивного и активного курения.

7) А есть ли ситуации, в которых нарушение дыхания происходит по другим причинам? (Травматизм.)

Учащимся предлагается прослушать и проанализировать ситуацию 4 из информационного листа.

8) А как правильно действовать? Попытаемся составить алгоритм действий при искусственной вентиляции легких. (Объяснение. Обратить внимание учащихся на таблицы.)


 IV. Заключение урока.

И в заключение, просмотрев лист опорных сигналов, какой вывод можно сделать?

Элемент рефлексии: что значимо для вас из материала урока?

Делают вывод о значении дыхательной системы и важности здорового образа жизни.

Список использованной литературы.

  1. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2012.

  2. Бубнов В.Г, Бубнова Н.В. Атлас оказания первой помощи. – М.:АСТ, 2000.

  3. Маюров А.Н., Маюров Я.А.Уроки культуры здоровья. Табачный туман обмана. Учебное пособие для ученика и учителя. Кн.2.М.: Педагогическое общество России,2006.


Информационный лист


- Грипп – это тяжёлая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов.

- Первые упоминания о гриппе были отмечены много веков назад – в 412 году описание гриппоподобного заболевания было сделано Гиппократом.

- Возбудитель заболевания, вирус гриппа, был открыт Ричардом Шопом в 1931 году.

- Первая задокументированная эпидемия гриппа, унесшая много жизней, случилась в 1580 году.

- Печально знаменитая «испанка» 1918-1920г.г. унесла, по самым скромным подсчетам, более 20 млн. жизней. 

- В 1957-1958 г.г. случилась пандемия, которая получила название «азиатский грипп». Она началась в феврале 1957 г. на Дальнем Востоке и быстро распространилась по всему миру. Только в США во время этой пандемии скончалось более 70000 человек.

- При тяжелом течении гриппа часто возникают необратимые поражения сердечно-сосудистой системы, дыхательных органов, ЦНС, провоцирующие заболевания сердца и сосудов, пневмонии, трахеобронхиты, менингоэнцефалиты.

- Термин «острое респираторное заболевание» (ОРЗ) или «острая респираторная вирусная инфекция» (ОРВИ) охватывает большое количество заболеваний, во многом похожих друг на друга. Основное их сходство в том, что все они вызываются вирусами, проникающими в организм вместе с вдыхаемым воздухом через рот и носоглотку, а также в том, что все они характеризуются одним и тем же набором симптомов.

- Самым распространенным респираторным заболеванием является острый ринит (насморк); он вызывается целым рядом родственных вирусов, известных как риновирусы.

- Возбудитель туберкулёза – палочковидная бактерия. Её называют «палочкой Коха» по имени ученого, впервые описавшего её.

- Туберкулёз раньше называли чахоткой или кровохарканьем, так как с сильным кашлем удалялись кусочки поражённого лёгкого.

- Туберкулёзные диспансеры строят обычно в сосновых борах, так как фитонциды, выделяемые хвоёй, губительно действуют на бактерии. 

- Губительно действуют на возбудителя туберкулёза прямой солнечный свет и влажная уборка.

- Археологические раскопки показали, что 4000 лет назад североамериканские индейцы уже употребляли табак.

- Слово «табак» происходит, возможно, от названия острова Тобаго.

-Испанцы и португальцы завезли листья и семена табака в Европу и несмотря на запреты Инквизиции начали культивировать его.

-первые достоверные сведения о распространении табака в России относятся к середине XVII века.

- В период правления Михаила Романова табак считался «бесовским зельем» и многочисленные царские указы жестоко карали курильщиков и распространителей табака: «того, кто будет обвинен в нюхании табака, в независимости от пола, ждет вырывание ноздрей».

- Смертность от рака легкого у курильщиков в 20 раз выше, чем у некурящих.

- Табачный дым прежде всего поражает органы дыхания, разрушение их начинается со слизистой оболочки рта, затем – глотка, гортань, бронхи и легкие.

- «Подарки» от курения – хронический гастрит, эмфизема лёгких, в альвеолах – окись углерода, аммоний, цианистый водород, изопрен, ацетальдегид, акролеин, нитрометан, нитробензол, ацетон, бензин, никотин, фенол, цинк, свинец, медь, кадмий, никель, марганец, сурьма, железо, мышьяк, висмут, ртуть, скандий, хром.

- Курильщик, пропустив через себя дым от 20 сигарет, получает дозу облучения в 3,5 раза выше принятой Международным соглашением по защите от радиации. 

- Пять пачек сигарет по степени риска приравниваются к году работы с токсичными веществами.

- Токсичность табачного дыма в 4,5 раза выше токсичности выхлопных газов и в 248 раз – дыма газовой горелки.

- среди больных раком гортани курящие составляют 80-96%.

- Если в радиусе двух метров рядом с вами находится больной гриппом, вероятность заражения составляет 50%.

- При пользовании общей с больным посудой и предметами личной гигиены вероятность заражения возрастает до 95%.

-Всем известно, что грипп передаётся воздушно-капельным путём, а следовательно, бациллы в воздухе множатся прямо пропорционально количеству заболевших на квадратный метр городских улиц.

- Так как ежегодно гриппом заболевает более 500 миллионов человек, то избежать попадания в поле действия опасного вируса практически невозможно.







Биология 8 класс.

Тема: Органы зрения. Строения и функции глаза.

Эпиграф урока: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – (Русская пословица).

Цель: Изучить зрительный анализатор.

Задачи:

 Обучающие: изучить строение и значение зрительного анализатора, углубить знания о строении и функциях глаза и его частей.

Развивающие: описывать , сравнивать, находить признаки различия.

Воспитательные: содействовать формированию навыков здорового образа жизни.

Оборудование: таблица» Строение зрительного анализатора», презентация.

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы: самостоятельная работа с учебником, словесный,  демонстрационно-наглядный, индивидуальная  и групповая.

Технология: урок разработан на основе технологии « Развитие критического мышления»

План урока

I Оргмомент (1мин.)

II Повторение ранее изученного материала (5 мин.)

III Изучение нового материала (24мин.)

 Побуждение (4мин)

Осмысление (20мин.)

IV закрепление (11мин.)

Рефлексия (6мин.)

Контроль знаний (5мин.)

V Домашние  задание ( 2мин.)

VI Подведение итогов урока(2мин.)

Выставление оценок.

Ход урока

I Организационный момент ( Приветствие класса. План урока.)

II Закрепление ранее изученного материала.

Полетный опрос.

1 Каким образом мы получаем информацию об окружающим нас мире?

2 Что такое анализатор?

3 Из каких частей состоит анализатор?

4 Какие виды ощущений вы знаете?

5 Что такое восприятие?

Работа двух учащихся по карточкам (приложение1)

II Изучение нового материала

Побуждение.  Для  определения темы учащиеся отвечают на загадки.

Два соседа-непоседы день на работе. Ночь на отдыхе. (Глаза)

Живет мой братец за горой,
Не может встретиться со мной. (Глаза)

Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза)

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)

Есть у каждого лица два красивых озерца, между ними ест гора. (Глаза и нос)

Придет беда – потечет вода. (Глаза)

Тема Органы зрения. Строения и функции глаза.

Учащиеся ставят задачи, которые должны достичь на уроке.

Знать: строение и функции зрительного анализатора.

Уметь :описывать, сравнивать, находить признаки различия.

Воспитывать ответственное и серьезное отношение к своему здоровью.

Тему урока учащиеся записывают в тетради.

Осмысление. (презентация объяснение учителя с использованием мультимедийной презентации, учащиеся слушают , смотрят и оформляют информацию в тетради. )

Рассказ учителя через зрительный анализатор человек получает 90% информации из окружающего мира. Окружающие нас предметы и явления, наше собственное тело мы воспринимаем, прежде всего с помощью зрению.  Благодаря зрению мы обучаемся бытовым и трудовым навыкам, выполнению определенных правил поведения.  Умение видеть прекрасное в окружающей природе, в произведениях скульптуры, архитектуры, живописи, в балете, в кино отличает воспитанного человека.

Самостоятельная работа учащихся по новой теме.

Стратегия « Работа в микрогруппах»

Класс делится на 3 группы (экспертные). Каждая группа получает  свое задание. Работая индивидуально с текстом, затем в группе составляя план своего выступления ( схема, рисунок, таблица)

1 группа- вспомогательные системы.

2 группа – оболочки глаза.

3  группа – оптическая, световоспринимающая.

Затем учащиеся выбирают эксперта, который будет доносит информацию классу, остальные учащиеся группы дополняют рассказ.

IV Закрепление.

Рефлексия.

Тест « Строение глаза»

1. Глаз человека от пыли и соринок защищен

А) хрусталиком  

 Б)  бровями  

  С) веками и ресницами  

  Д) радужной оболочкой

2 Зрительные рецепторы- это:

А)только палочки

Б)только колбочки

В)палочки и колбочки.

Г) зрительный нерв

3В сетчатке глаза содержится:

А)палочек и колбочек одинаковое количество

Б)палочек больше чем колбочек

В)колбочек больше чем палочек.

Г)роговица

 4.Сетчатка – оболочка глаза, которая:

А) защищает глаз от механических и химических повреждений

Б) снабжает глазное яблоко кровью

В) поглощает световые лучи

Г) преобразует лучи света в нервные импульсы

5. при слабом свете зрачок рефлекторно:

А) сужается

Б) расширяется

В) не изменяется

Г) то расширяется, то сужаются

6.роговица – это:

А) непрозрачная оболочка

Б) прозрачная оболочка глаза

В) оболочка, окрашенная пигментами

Г) оболочка, пронизанная кровеносными сосудами

7. цветной пигмент определяющий цвет глаз расположен в оболочке, которая называется:

А) сосудистой

Б) роговицей

В) радужной

Г) сетчаткой

Самопроверка. Выставление оценок.(1 балл за правильный ответ)

VI Домашнее задание. параграф 20, составить синквейн по теме урока

VII Итог урока.

Приложение.1

Занимательные факторы

  • В составе черепномозговых нервов в мозг входит 2 600 000 нервных волокон, а выходит 140 000. Около половины выходящих волокон несут приказы к мышцам глазного яблока, управляя быстрыми и сложными движениями глаз. Остальные нервы управляют мимикой, жеванием, глотанием и деятельностью внутренних органов. Из входящих нервных волокон два миллиона – зрительные.

  • Глаз способен различить 130–250 чистых цветов и 5–10 миллиардов смешанных оттенков.

  • Даже самый суровый мужчина проливает ежедневно от 1 до 3 миллилитров слез. Слезы постоянно вырабатываются слезными железами и увлажняют роговицу глаза, предохраняя ее от воздействия воздуха и пыли.

  • Самая богатая водой ткань человеческого организма – стекловидное тело глаза, в котором ее  99 %.

  • У человека существует два вида светочувствительных клеток: палочки и колбочки. Палочки различают только яркость объекта, колбочки воспринимают цвет. 125 миллионов палочек, расположенных на сетчатке, функционируют и днем и ночью, а вот 7 миллионов колбочек воспринимают окружающий мир только при достаточно ярком освещении. Ночью, когда света мало, основной поток информации от глаз в мозг посылают палочки, не различающие цвета, и все краски блекнут. В клеточной мембране колбочек имеется фотопигмент, чувствительный к световым волнам определенной длины, то есть к цвету. Самая длинноволновая часть спектра стимулирует «красные» колбочки (от пурпурного до оранжевого), средняя – «зеленые» колбочки (от изумрудного до желтого), а самая коротковолновая часть спектра – «фиолетовые» колбочки (от голубого до ультрамаринового). Палочки тоже не совсем безразличны к цвету и лучше всего воспринимают длину волн между «зеленым» и «фиолетовым». В итоге получается, что именно листву деревьев и происходящее за ней мы видим лучше всего и днем, и ночью. Когда же все виды клеток получают раздражение одинаковой силы, мы видим мир белым. Кошки также обладают двумя видами фоточувствительных клеток. Но если у человека на одну колбочку в области наиболее четкого зрения приходятся 4 палочки, то у кошек их 25. Кошки намного хуже нас видят цвета; красный, например, им вовсе недоступен, в отличие от голубого. Зато в области видения оттенков серого кошки настоящие рекордсмены: они способны различать 25 типов мышиной окраски.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!