СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок Российское общество XVI в. служилые и тяглые

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок Российское общество XVI в. служилые и тяглые»

Интегрированный урок

16.01.2023

Класс: 7 класс

Тема урока: Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели урока

1.Образовательная: дать представление о структуре Российского общества XVI в. познакомить обучающихся с положением различных представителей российского общества в XVI в.; характеризовать занятия, права и обязанности «служилых» и «тяглых».

2.Развивающая: совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать; работать в группах;

3.Воспитательная: воспитывать в детях уважение к историческому прошлому своей страны, стремление к постоянному получению знаний, добросовестному и увлечённому отношению к учёбе.

Планируемые результаты урока:

Личностные: обрести мотивацию к изучению новой темы; осмысление своей гражданской позиции через .определение своего отношения к сословному обществу и крепостному праву;

Предметные: давать определения понятий: гости, «государев иноземец», заповедные лета, посад, тягло, урочные лета; применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и особенностей положения представителей различных сословий в России XVI в.; высказывать суждения о причинах введения крепостного права в России; описывать порядок несения «тягла» в XVI в.; 

Метапредметные:

регулятивные УУД–прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, вместе с учителем ставят и сохраняют учебную задачу; составляют схему изученного материала; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач; осуществляют рефлексию своей деятельности

познавательные УУД – выявляют особенности и признаки объектов; выдвигают гипотезы, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

коммуникативные УУД – работая индивидуально и в группе, находят общее решение и разрешают конфликты на основе согласования по­зиций и учетом интересов сторон; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение;

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник, пакет с рабочим материалом для ра­боты в группах.

Дидактическое обеспечение: мультимедийная презентация,

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения – составление схемы в тетради, ответы в ходе групповой работы, ответы на вопрос урока.

Литература

Основная

1. «История России 7 класс» учебник для общеобразовательных организаций под редакцией академика РАН А.В. Торкунова – М «Просвещение» 2017 г.

2. Журавлева О.Н. Поурочные рекомендации. История России. 7 класс. – М «Просвещение» 2015 г.

Дополнительная

1. История 5-11 классы: технологии современного урока/ авт.-сост. В.В. Гукова и др.- Волгоград: Учитель, 2009

2. Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы. – М.; ВАКО, 2015

3. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2013

4. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2013

План проведения учебного занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этапы урока

Время

Деятельность учителя, применяемые технологии, методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

1. Организационный

1 м.

Проверяет готовность к уроку. Приветствует. Эмоционально настраивает класс.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

2. Актуализация знаний

2 м.

Вспомните, что такое общество.

На уроках по всеобщей истории мы изучали развитие средневекового общества. Сейчас мы изучаем период российского Средневековья. Каким было европейское средневековое общество? Из каких категорий населения оно состояло?

Актуализируют знания, полученные на уроках обществознания и всеобщей истории;

Отвечают на предложенные вопросы?

Повторяют термин «сословие»; вспоминают основные признаки сословного традиционного общества.

3. Сообщение темы урока, определение целей

2 м.

На ход истории часто влияют отдельные личности. Но разве история огромной страны может быть понята путем изучения истории только этих людей? Разумеется, нет. Почему нам так важно знать, как жили разные слои населения на разных исторических этапах?

Тема урока: «Российское общество XVI в.: служилые и тяглые».

  • Все ли слова из темы урока вам понятны?

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?





  • Ребята, давайте поставим учебную задачу.









Мы можем изучать эту тему разными способами: внимательно изучить материал учебника, в процессе изучения отвечать на проблемные вопросы, поработать с документами, составить план по теме; вы можете послушать рассказ учителя, в процессе которого я буду задавать вам вопросы, мы будем беседовать по данной теме; НО вы можете стать настоящими исследователями, в ходе работы в проблемных группах вы как настоящие ученые -историки изучите материал, поработаете с документами и представите свой рассказ о жизни разных сословий.


Запись темы.



Работа с понятийным аппаратом (при необходимости)



Возможные варианты ответов: где и как жили, откуда получали доходы, были привилегированными или нет, на какой ступени социальной лестницы стояли и д.п.

Можно ли назвать российское общество XVI в. сословным? Чем отличалось положение разных слоев населения, на чем были основаны эти различия. Можно ли считать такое устройство общества справедливым?

4. Изучение нового материала

25 м.

Знакомство обучающихся с планом темы:

1) Жизнь привилегированных сословий;

2) Крестьянский мир.

3) Посадские и гости.

Распределение пакетов с заданиями по проблемным группам.

- Мы уже сравнивали средневековое общество с лестницей, каждую ступень которой занимало определенное сословие. Давайте представим российское общество XVI в тоже в виде лестницы – схемы, расставим на ней группы населения и пропишем их особенности, права и привилегии.

Класс делится на 6 групп (на каждом ряду по 2 группы):

1 – 2 группы работают с п. 1 § 9 и изучают жизнь знати:

3 – 4 группы работают с п. 2 и изучают жизнь крестьянства;

5 – 6 группы работают с п.3 и изучают жизнь купцов и ремесленников.





Дают определение понятию – сословие.


Выступление 1 группы «Знать - бояре»

1. Чем отличались удельные князья от служилых?

2. Какие привилегии они имели? На что они не имели права?

3. Почему великие князья, а затем и первый царь Иван IV боролись с удельными княжествами?

4. Кто мог занять должности окольничих и думных дворян?

Что такое местничество?




















Выступление 2 группы «Знать - дворяне»

1. Кто такие «дети боярские? Что входила в их обязанности?

2. По какому принципу они объединялись? Приведите примеры.

3. Как правитель мог поощрить, или наказать «детей боярских» за хорошую или плохую службу?

4. Мог ли помещик стать окольничим или боярином? Почему?
















Выступление 3 группы «Гости»

1. Кого в России XVI в. называли гостями? Назовите самые известные семьи? Известны ли вам какие-то из этих фамилий? Если да, то чем они вам известны?

2. Каковы были обязанности гостей?

3. На что они имели право?

4. Как вы думаете, чем гость отличался от купца?




Выступление 4 группы «Посадские»

1. Вспомните, кто такие посадские? Какие города были самые крупные в России к концу XVI в.? Как они управлялись?

2. На какие части делились города? В какой части города селились знатные горожане и духовные феодалы?

3. В какой части города проживали купцы и ремесленники? Почему эти слободы так назывались?

4. Чем занимались «черные люди»? Как вы думаете, почему они так назывались? Какими были их права и обязанности?














Выступление 5 группы «Крестьяне»

1. Каков процент от общего количества населения составляли крестьяне? О чем говорит эта цифра? На какие группы делились крестьяне?

2. Что из себя представляло российское село XVI в.? чем оно отличалось от деревни?

3. Опишите крестьянскую избу.

4. Каким был жизненный уклад крестьянской семьи.
































Выступление 6 группы «Община и повинности»

1. Какую роль играла в жизни крестьян община?

2. Какие права и обязанности (повинности) были у крестьян?

3. Какие события, явления свидетельствуют о закрепощении крестьян?

4. Какие группы населения по своему положению были самые бесправные?

Рассказывают по вопросам:

1. Удельными князьями были родственники великих князей, а затем и царя.

2. В своих уделах они были полновластные правители: имели своих бояр, полки, казну, могли давать жалованные грамоты на землю отдельным лицам или монастырям. Не могли чеканить свою монету и проводить внешнюю политику.

3. Удельные князья могли претендовать на престол, и государи старались этого не допустить.

4. Эти должности могли занять только представители знатных старинных родов, чей род был записан в «Государев родословец». Местничество – это порядок занятия должностей по знатности рода. Дети, племянники и внуки боярина должны были находиться на службе в таком отношении с потомками другого боярина, в котором когда-то служили их предки?

Определяют место бояр на схеме, заполняют схему.



1. «Дети боярские» или «дворяне городовые» - основная масса дворян – помещиков. Они ходили в военные походы и участвовали в военных смотрах.

2. Они объединялись в служилые «города» - уездные корпорации. Например: тиверцы, смоляне, можаичи и др.

3. Перед походом они получали жалованье 5 – 12 рублей, могли попасть служить в столицу, получить поместье. Но за неявку на смотр или в полк у дворянина могли отобрать поместье или выпороть.

4. Помещики не могли стать окольничими или боярами, чтобы не нарушался порядок местничества.

Определяют место помещиков на схеме, заполняют схему.



1. Особая группа купцов. Самые известные - Сырковы, Хозниковы, Таракановы, Строгановы. (могут назвать Строгановых как известную им фамилию).

2. Платили налоги.

3. Владели вотчинами, ездили за границу.

4. Купцы торговали внутри страны, а гости ездили за границу.

Определяют место гостей на схеме, заполняют схему.



1. Посадские – это торгово-ремесленное население средневекового русского города. Самые крупные города в конце XVI в. были – Ярославль, Устюг, Вологда, Новгород Великий. Городами управляли государевы наместники и воеводы.

2. В центре города была крепость, внутри которой были: собор, хоромы наместника, «осадные дворы», усадьбы дворян. Города делились на районы – концы, а те на улицы и сотни.

3. Городская знать жила в белых слободах, освобожденных от повинностей и налогов.

4. «Черные люди» занимались ремеслом и торговлей. Они так назывались, потому, что «тянули» повинности. Они входили в посадскую общину и выбирали купеческого старосту, заседали в суде. Но не имели вольностей и своего суда, как на Западе.

Определяют место посадских на схеме, заполняют схему.





1. Крестьяне составляли 95% населения. Это говорит о том, что большинство населения занималось сельским хозяйством. Крестьяне делились на черносошных (государственных, лично свободных), дворцовых (государевых) и владельческих (принадлежали боярам-вотчинникам и помещикам).

2. Село было центром крестьянской общины, волости или вотчины. Состояло из 10 – 30 дворов, а деревня 3 – 5 дворов.

3. Изба была невелика, внутри были лавки, стол, деревянная или глиняная посуда. Металлические изделия были редкими, их даже передавали по наследству.

4. Крестьянская семья состояла из 6 – 8 человек. Трудились все. Хозяин с сыновьями работал в поле, строил или чинил дом, заготовлял дрова. Женщины ухаживали за скотом, готовили еду, шили одежду из домотканой ткани. Женились или выходили замуж рано, так как в одиночку было тяжело нести тягло. Средний срок жизни у крестьян был 30 – 40 лет. Кто доживал до 45 – 50 считался стариком.

Определяют место крестьян на схеме, заполняют схему.



1. Вся жизнь земледельца протекала в миру – общине. До XVII в. община состояла из жителей крупного села и близлежащих деревень. Позднее появились общины из крестьян одного села. Община распределяла пахотные наделы и угодья, отвечала за уплату податей круговой порукой. Общинные старосты решали дела с господами и местной администрацией, распределяли повинности между крестьянами.

2. Имели право перехода от одного хозяина к другому, заключая «подрядную грамоту». Отрабатывали барщину и платили оброк, чаще натуральный.

3. В 1581 г. были введены заповедные лета – запрет для крестьян уходить из вотчин и поместий. В 1597 г. – введен 5-летний срок сыска беглых.

4. Холопы (прислуга, челядь, дворовые) вотчинника. Были холопы страдники (работали в поле), тиуны и ключники (управляли барским хозяйством), боевые холопы (ходили в походы), рядовичи (работали по договору – ряду). Одни служили пожизненно, других отпускали после смерти хозяина.

Определяют место холопов на схеме, заполняют схему.

5.Первичное закрепление пройденного на уроке материала

10 м.

Направляет работу учащихся.

Анализируют составленную в ходе урока схему (приложение);

Решают задачу урока:

Можно ли назвать российское общество XVI в. сословным? Чем отличалось положение разных слоев населения, на чем были основаны эти различия. Можно ли считать такое устройство общества справедливым?

Проговариваю еще раз термины, с которыми познакомились на уроке.

6. Подведение итогов урока

3 м.

Все ли вы поняли из материала урока?

Как вы оцениваете свою работу. Все ли вам удалось?

Что вызвало затруднение?

После высказываний учащихся, учитель дает свою оценку их работе и объявляет оценки.

Отвечают на вопросы.

7. Организация изучения домашнего задания

2 м.

Дифференцированное задание:

Для сильных - § 9, термины,

вопрос 3,4 или 5 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» (по выбору)

Для средних – § 9, термины,

вопросы 1 и 2 из этой же рубрики.

Для слабых вопросы 1 – 5 из рубрики «Вопросы и задания…», термины.

Дети записывают задание

Схема «Основные сословия российского общества в XVI в.»

ГОСУДАРЬ, ЦАРЬ


Удельные князья (царские родственники)

Бояре, полки, казна, право на престол



Служилые чины

Окольничие, думные дворяне

местничество



«Дети боярские»

Военная служба и смотры, жалование;

поощрение или наказание за службу





Гости

Белые слободы, платили налоги, владение вотчинами



Посадские

Жизнь в слободах, объединялись в общину, выбирали старост, уплата податей, не имели своего суда и вольностей





Крестьяне

Черносошние (лично свободные, государственные)

Дворцовые (царские)

Владельческие (вотчинные и помещичьи)

Платили тягло (оброк, барщина, подати в казну), община, право перехода к другому хозяину.

1581 г. – заповедные лета

1597 г. – урочные лета







Холопы

Челядь, дворовые, тиуны, рядовичи – положение рабов.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!