СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок русского языка, истории и биологии "Этот удивительный мир"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского языка, истории и биологии "Этот удивительный мир"»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

ПО ИСТОРИИ, РУССКОМУ ЯЗЫКУ И БИОЛОГИИ

5 КЛАСС


Повторительно-обобщающий урок по темам: «Древний Восток» (история),

«Разделы науки о языке» (русский язык)


Тема: «Этот удивительный мир».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности


Учитель истории:

- Здравствуйте, ребята! Перед вами лежат солнышки и тучки. Посмотрите на них и поднимите тот рисунок, который соответствует вашему настроению именно сейчас.

Дети поднимают свои рисунки

Учитель русского языка: - Чтобы наше настроение стало совсем бодрым, давайте обратимся к эпиграфу-напутствию:

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты

Добрый день! - тебе сказали.

Добрый день! - ответил ты.

Слайд №1

Дети слушают, следят по тексту.

Учитель истории:

- Что, по-вашему, связали две ниточки!

- И почему мы говорим: «Добрый день!»

Две ниточки это:

Далекая история и современность,

Далекая история и мы.

История Древнего Востока и мы, пятиклассники - это и есть доброта и теплота. Доброта и теплота знаний истории и русского языка.

Учитель русского языка: - повернитесь друг к другу и пожелайте доброго дня своему соседу по парте, используя диалог.

Желают друг другу доброго дня.

2.Актуализация и проблемные действия


Учитель истории:

- Сегодня мы проведем не совсем обычный урок. И название у него тоже необычное.

Давайте попробуем вместе определить тему урока:

Слушают учителя

История:

Я проведу для вас игру «Детектор лжи». Ваша задача соглашаться или нет с утверждениями.

  • Тир- город Сирии;

  • - в финикийском алфавите 32 буквы;

  • - Мемфис – первая столица Египта;

  • - Хаммурапи – вавилонский царь;

  • Письменность Междуречья называется клинопись

  • Царские советники назывались вельможами


Слушают вопрос и отвечают:

  • Тир- город Сирии --

  • - в финикийском алфавите 32 буквы --

  • - Мемфис – первая столица Египта +

  • - Хаммурапи – вавилонский царь +

  • Письменность Междуречья называется клинопись +

  • Царские советники назывались вельможами +

- Сформулируйте тему урока по истории

- Древний Восток слайд №2

Учитель русского языка: а теперь проведём лингвистическую разминку по русскому языку:

  • В слове Индия все согласные звуки звонкие.

  • Слово «порог» является именем существительным.

  • В слове «письменность» есть приставка.

  • В слове «Сирия» есть удвоенные согласные.

Слушают вопрос и отвечают:

  • В слове Индия все согласные звуки звонкие +

  • Слово «порог» является именем существительным +

  • В слове «письменность» есть приставка --

  • В слове «Сирия» есть удвоенные согласные –

- Сформулируйте тему урока по русскому языку:

- Разделы русского языка слайд №3

Учитель истории: - Так как наш урок повторительно-обобщающий по данным темам, какие цели мы поставим перед собой на этот урок?

Дети высказывают предположения, что нужно повторить.

Учитель русского языка: Читает цели урока со слайда – обобщает ответы детей.

  • Обобщить знания, полученные обучающимися в процессе изучения данных тем

  • Способствовать развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных понятиях и терминах

  • Формировать умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы

  • закрепить грамматические навыки и умения по разделам «Фонетика», «Морфемика» , «Синтаксис» по русскому языку.

Слайд №4

Слушают учителя, выбирают для себя цели.

Учитель истории - Итак, тема нашего урока звучит так: «Этот удивительный мир»

- А проведем мы наш урок в форме путешествия. Еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам.

Учитель русского языка: Как в каждом путешествии у нас будут станции, где мы будем останавливаться и выполнять определенные задания по истории и русскому языку.

Слайд №5

Слушают учителя,

Учитель истории: - Вот маршрут нашего путешествия (читает станции).

Учитель русского языка: -Перед вами рабочая карта урока. За каждое выполненное задание вы будете выставлять определённое количество баллов. В конце урока вы получите оценку за каждый предмет отдельно.

Слайд №6

-Изучают маршрут путешествия,

-знакомятся с рабочей картой урока,

- запоминают условия оценивания на уроке.

3.Практическая деятельность


Учитель истории:

- Итак, наше путешествие начнётся со станции «Быстрая реакция». Напишем исторический диктант. Я задаю вопросы, а вы очень быстро записываете ответ в рабочей карте:

- Устройство для подъёма воды

- Страна, где протекает река Тигр

- Служители храмов

- Островки зелени

- Существо с телом льва и головой человека

- Как называлась письменность у древних египтян

- Главные реки Междуречья

Слайд №7

Самостоятельная работа:

Слушают вопросы учителя и записывают ответы в рабочей карте.


Шадуф

Двуречье

Жрецы

Оазисы

Сфинкс

Иероглифы

Тигр и Евфрат

Учитель истории: - а теперь поменяйтесь картами и проверьте ответы у соседа по парте. За каждое правильное слово поставьте один балл.

Слайд №8 взаимопроверка:

Поменялись картами, проверяют ответы товарища, выставляют баллы (7 баллов)

Учитель русского языка: грамматическое задание.

-Среди этих слов подчеркните те, в которых количество звуков и букв совпадает. Объясните, почему.

Самостоятельная работа:

Находят слова, 1 человек дает ответ, остальные проверяют, выставляют баллы (3 балла).

Учитель истории:

- И сейчас мы отправляемся в страны Древнего Востока. Ну а чтобы нам не проехать мимо, необходимо изучить карту. Итак,

Станция «Картово».

Сейчас вы должны показать на карте:

  • -Какие страны мы отнесём к странам Древнего Востока? Покажите их на карте? – 1 группа

  • -Какие реки протекали по территории этих государств? – 2 группа

  • - Покажите самые известные города Древнего Востока. – 3 группа

- если ответ полный – 2 балла

- неполный ответ – 1 балл

Слайд №9

Обсудили в группе ответы, по одному человеку показывают на карте у доски:

Слайд №10 - карта


1 группа: Египет, Финикия, Междуречье

2 группа: Нил, Тигр, Евфрат

3 группа: Библ, Сидон, Тир, Вавилон, Мемфис

Один отвечает, остальные слушают и оценивают.

Учитель истории: - Почему все эти государства возникали около рек?

Вам предлагается 3 варианта ответа. Какой из них верный?

а) Древние люди жили около рек, потому что им нравилось.

б)Древние люди жили около рек, потому что они могли заниматься земледелием, скотоводством, рыболовством. Им легче было выжить.

в) Древние люди жили около рек, потому что здесь жили их предки.

Слайд №11

Обсудили в группе, выбирают правильный ответ, доказывают.


Ответ:

Древние люди жили около рек, потому что они могли заниматься земледелием, скотоводством, рыболовством.


Учитель русского языка: грамматическое задание.

Произведите синтаксический разбор данного предложения. Подчерните главные члены. Какими частями речи они выражены? Начертите схему однородных членов предложения, прокомментируйте знаки препинания.

Слайд №12

От каждой группы по одному человеку по очереди выполняют задания у доски вслух.

Остальные слушают и оценивают.

Общий балл – 3: 1-подчеркнуть, 1 – части речи, 1 – схема и знак препинания

- Остановимся на станции «Узнавайкино».

Учитель истории:

- Здесь вам предлагается ответить на вопрос: Что такое плодородный ил?.

Учитель биологии:

- опережающее задание по водорослям

Слайд №13


Слушают вопрос, высказывают предположения.


Слушают, задают вопросы

Станция «Терминово»

Учитель истории:

- У вас в рабочей карте задание, где вам нужно вставить пропущенные слова. Цель этого задания: проверить знание исторической терминологии.

Наука, занимающая раскопками,-……

Вера в богов и духов- …..

Изготовление различных изделий-….

Разбогатевшие вожди и старейшины-…

Новые поселения на берегах Средиземного моря-…

Слайд №14


Самостоятельная работа: выполняют задания в карточке – вставляют пропущенные слова.

Учитель истории: - Обменяйтесь листочками, посмотрите правильные ответы на слайде и поставьте оценку друг другу. За каждый правильный термин 1 балл.

- Если есть неправильные ответы, комментируем.

Слайд №15

Взаимопроверка: проверили ответы со слайда, выставили баллы.

- археология

-религия

-ремесло

-знать

-колонии

Учитель русского языка: грамматическое задание

- Произведите морфемное членение вставленных слов на карточке. За каждый правильный разбор 1 балл.

Разбирают слова на карточке, по одному разбирают у доски. Выставляют баллы.

Станция «Загадкино».

Учитель истории:

- На этой станции я предлагаю вам сыграть со мной в игру «Волшебный сундучок». Вы должны решить задачку и сказать мне, что находится в ящике.

Учитель русского языка:

- Впишите эти слова в рабочую карту урока, распределяя их по предметной области, к которой они относятся.

Учитель истории:

  • 1) Жители одной из стран Древнего Востока научились смешивать чистый белый песок с содой, затем они плавили эту смесь как медную руду. Из полученной массы выдували изящные сосуды. Что в ящике?

  • 2) Это изобретение помогло финикийским торговцам в их деле. Благодаря ему они не боялись быть обманутыми, не боялись что-нибудь забыть. Что в ящике?

  • 3) Этот широко применяемый предмет - прототип папируса, который использовали в одной стране Древнего Востока для письма. Что в ящике?

  • 4) В этой стране учёные наблюдали за небесными светилами, умели точно определять день, когда начнётся разлив их главной реки. Благодаря своим наблюдениям они создали вещь, которая лежит в ящике, и которой мы пользуемся до сих пор.

Читает задание учитель истории, учитель русского языка демонстрирует изобретения из сундучка.

Слайд №16


Слушают задание, записывают ответ в карту по предметам – история, русский; высказывают предположения вслух.

Рассматривают предложенные предметы:










- Стекло




-Алфавит




- Бумага.




- Календарь






Выставляют баллы: За каждый правильный разбор 1 балл.

Учитель русского языка:

- проверьте свою работу по областям по слайду и докажите правильность ответа.

Слайд №17


Проверяют работу, выставляют баллы: 2 балла за правильный ответ.(рус -1б, истор – 1б.)

4. Заключительный этап


Станция «Тестово».

Учитель истории:

- Итак, мы приближаемся с вами к конечному пункту назначения. У нас осталось ещё одно испытание: финишный тест по пройденному материалу. Это подготовка к ГИА. Посмотрите в свои рабочие карты. Приступайте к выполнению тестов.

Слайд №18


Самостоятельная работа:

Дети решают тесты на отдельном листочке.


Учителя выставляют баллы за предыдущие задания.

Учитель русского языка: - проверьте выполнение теста по слайду и поставьте баллы за работу. За каждый правильный ответ 1 балл.

Слайд №18

Дети проверяют тесты, выставляют баллы за работу: 5 баллов по истории, 5 баллов по русскому.

Учитель истории: - а теперь подведём итог и выставим оценки за урок. Перед вами критерии оценивания за урок. Поставьте себе итоговую оценку за каждый урок. Озвучим свои оценки по предметам.

Слайд №20

Выставляют оценки за урок, сообщают учителю итоговую оценку по предметам.

5. Домашнее задание: на выбор.

Учитель русского языка: -написать сочинение «Если бы у меня была машина времени, я бы отправился в …..»

-Сочинение-рассуждение о том, какую из стран Древнего Востока ты бы хотел посетить.

Слайд №21

Записывают домашнее задание на выбор.

6. рефлексия: Учитель истории:

  • Понравилась ли вам форма урока? Если «да», то почему?

  • Какие трудности возникали? Как вы их преодолевали?

  • Что вы сегодня повторили на уроке?

  • Что нового узнали?

  • На что нужно обратить внимание?

Учитель русского языка: Перед вами лежат солнышки и тучки. Если урок вам понравился, передайте мне солнышко, если нет – тучку.

Слайд №22


Читают вопросы, отвечают на них.











Дети поднимают свои рисунки

Учитель истории:

- Итак, наше путешествие по странам Древнего Востока закончилось. Мы с вами узнали, что жители первых древних государств основывали свои города вблизи рек, что позволяло им заниматься земледелием. Много было сделано великих открытий и изобретений, которые оказали влияние на дальнейшее развитие человечества.

Учитель русского языка:

-Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что предметы русский язык, история и биология идут рука об руку друг с другом, и чтобы быть успешным учеником, нужно интересоваться и историей, и русским языком, и биологией












Древние люди жили около рек, занимались земледелием, скотоводством, рыболовством.





Древние люди жили около рек, занимались земледелием, скотоводством, рыболовством.





Древние люди жили около рек, занимались земледелием, скотоводством, рыболовством.





Древние люди жили около рек, занимались земледелием, скотоводством, рыболовством.





Древние люди жили около рек, занимались земледелием, скотоводством, рыболовством.





Древние люди жили около рек, занимались земледелием, скотоводством, рыболовством.





Древние люди жили около рек, занимались земледелием, скотоводством, рыболовством.





Древние люди жили около рек, занимались земледелием, скотоводством, рыболовством.





Древние люди жили около рек, занимались земледелием, скотоводством, рыболовством.



Археология религия ремесло знать колонии



Археология религия ремесло знать колонии



Археология религия ремесло знать колонии



Археология религия ремесло знать колонии



Археология религия ремесло знать колонии



Археология религия ремесло знать колонии





Археология религия ремесло знать колонии





Археология религия ремесло знать колонии



Археология религия ремесло знать колонии

Оценочный лист ________________________________________

история

Станция «Быстрая реакция

Станция «Картово»

Станция «Терминово»

Станция «Загадкино»

Станция «Тестово»

Итог. балл

оценка

баллы








Русский язык

Фонетика

Синтаксис

Морфемика

Область определения

Тест



баллы










Оценочный лист ________________________________________

история

Станция «Быстрая реакция

Станция «Картово»

Станция «Терминово»

Станция «Загадкино»

Станция «Тестово»

Итог. балл

оценка

баллы








Русский язык

Фонетика

Синтаксис

Морфемика

Область определения

Тест



баллы










Оценочный лист ________________________________________

история

Станция «Быстрая реакция

Станция «Картово»

Станция «Терминово»

Станция «Загадкино»

Станция «Тестово»

Итог. балл

оценка

баллы








Русский язык

Фонетика

Синтаксис

Морфемика

Область определения

Тест



баллы










Оценочный лист ________________________________________

история

Станция «Быстрая реакция

Станция «Картово»

Станция «Терминово»

Станция «Загадкино»

Станция «Тестово»

Итог. балл

оценка

баллы








Русский язык

Фонетика

Синтаксис

Морфемика

Область определения

Тест



баллы











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!