Интегрированный урок туркменского языка и ПДД
3 класс
Тема:
Закрепление глаголов настоящего времени
(на материале ПДД)
3 «Б» класс
Выполнила:
Керимова Р.Дж., уч. турк.. яз.
2018 г.
Интегрированный урок туркменского языка и ПДД, 3 класс
Цель:
Повторить глаголы настоящего времени.
Продолжить работу по обогащению словаря детей и развитию устной речи.
Познакомить учащихся с элементарными правилами дорожного движения;
Привлечь внимание детей к изучению ПДД;
Развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Ход урока
1. Введение в тему урока.
- Сегодня урок туркменского языка я хотела бы начать с математической задачи.
С емеро ребят играли во дворе на дороге в футбол. Двое ушли домой, остальные продолжили игру. Сколько ребят поступили правильно? ( 0. Во дворе, на дороге, играть нельзя.)
- Как вы думаете, почему?(Ребята или не знали, или не хотели выполнять ПДД)
- с такими детьми могут случиться неприятности.
Что такое Правила дорожного движения? -Ýol hereketiniň düzgünleri
В Туркменистане сентябрь отмечается месячник «Безопасность дорожного движения – спокойствие нашей жизни». в Ашхабаде и регионах страны проводятся, связанные с ПДД. Цель этих работ - разъяснить необходимость строгого соблюдения участниками дорожного движения - и водителями, и пешеходами – установленных правил. ФОТО Туркменистан- сентябрь
Сегодня на уроке проверим, знаете ли, и выполняете ли вы ПДД. Так как это урок туркменского языка, нашими помощниками будут туркменские слова? Тогда в путь.
- Что мы изучали на предыдущих уроках туркменского языка?
(Глаголы настоящего времени, отрицательная форма глаголов повелительного наклонения).
- Вот они и станут нашими помощниками.
Записываем число и день недели в рабочие тетради.
2. Чистописание.
- Сегодня мы будем писать букву Ýý
- Какие слова вы можете назвать на букву Ýý? (ýolbars, ýylan, ýyl, ýaşaýar)
- А может ли «ý» встретиться сегодня на нашем пути? (ýol).
На доске:
ýol -дорога
- Что такое дорога? (Путь сообщения передвижения людей и транспорта).
Проезжая часть называется «ýol».
СЛОВАРЬ на доске (показать, повторить с детьми)
А теперь возвратимся к переводу словосочетания ПДД . Ýol hereketiniň düzgünleri
А для кого эти правила? Для пешеходов и водителей. Сначала поговорим о пешеходах - «pyýadalar».
На доске:
ýol -дорога
pyýadalar-пешеходы
СЛОВАРЬ на доске (показать, повторить с детьми)
А теперь ответим на вопросы.
-Что делает пешеход? Pyýadalar näme edýärler?
-Пешеход идет, ходит. Pyýadalar barýarlar (ýöreýärler).
-В каком времени использован глагол? (в наст.вр.)
-Как будет на туркменском языке “ходи”? (ýöre).
-Теперь задаем вопрос на туркменском языке, а глагол используем в наст.вр.
- Где должен переходить дорогу пешеход? (по пешеходному переходу, по подземному
переходу).
Переход – ?
На доске:
ýol -дорога
pyýadalar-пешеходы
geçelge-переход
СЛОВАРЬ на доске (показать, повторить с детьми)
Внимательно смотрим на слово “geçelge”, есть ли знакомая для вас часть в нем? (объясняю происхождение слова)
Отвечаем на вопрос:
- Pyýadalar nireden geçýärler? Pyýadalar geçelgeden geçýärler.
- Почему они должны переходить дорогу только по пешеходному переходу? (Потому что по дороге проезжают машины).
- Какой вид дорожного транспорта вы знаете?
На доске:
ýol -дорога
pyýadalar-пешеходы
geçelge-переход
maşyn - машина
tigir - велосипед
ýük maşyn - грузовая машина
СЛОВАРЬ на доске (показать, повторить с детьми)
А теперь, попробуйте подобрать подходящие слова, с названиями транспорта.
На транспорте своем я командир,
По-туркменски велосипед – tigir.
Не обойдется он без шин
Автомобиль –это “maşyn”.
-А транспортным средством управляет водитель. Водитель от слова води. Этот глагол
На доске:
ýol -дорога
pyýadalar-пешеходы
geçelge-переход
maşyn - машина
tigir - велосипед
ýük maşyn - грузовая машина
sürüji - водитель
переводится как? (sür).
От этого слова образовывается слово sürüji.
Так мы называем водителя по-туркменски.
СЛОВАРЬ на доске (показать, повторить с детьми)
А теперь открываем тетради и выписываем отсюда слова, образованные от глаголов.
(geçelge, sürüji).
Теперь поговорим о Sürüji.
- Что делает водитель? Водитель водит.
- Переведем вопрос на туркменский язык:
- Sürüji näme edýär? Sürüji sürýär.
- А где водит водитель? На дороге.
- Как переведем вопрос?
- Sürüji nirede sürýär? Sürüji ýolda sürýär?
-Ребята, напомните, если Sürüji в машине, машина на дороге, то мы где должны находиться, когда переходим дорогу. На пешеходном переходе.
Правильно. Давайте, переведем кто где должен находиться:
Sürüji nirede? Maşynda.
Maşyn nirede? Ýolda.
Biz nirede? Geçelgede.
Записываем эти предложения под диктовку. Один ученик работает у доски.
Проверяем работу(сверяем с доской).
-Мы с вами остановились на новых словах.
Повторите со мной эти слова несколько раз:
На доске:
ýol -дорога
pyýadalar-пешеходы
geçelge-переход
maşyn - машина
tigir - велосипед
ýük maşyny - грузовая машина
sürüji - водитель
(Показ дороги, пешехода, водителя -слова к каждому предмету даны).
Открываем словари и записываем слова.
Сейчас на дорогах очень много машин.
- А что помогает регулировать движение? (светофор)
- Кто знает, откуда произошло слово светофор, его значение?
(Светофор в переводе с греческого -«форос» обозначает «несущий»)
- А какой свет несёт светофор? (на туркменском языке)
Задание:
К доске выходят уч-ся и быстро расставляют по порядку света светофора.
- Для кого предназначаются светофоры? (для водителей и для пешеходов)
-Чем отличаются светофоры для водителей от светофоров для пешеходов?
Теперь немного посмеемся.
Отдохнули, а теперь продолжаем работу.
Мы с вами переводили словосочетание Правила дорожного движения и говорили что
их надо соблюдать.
Соблюдаете ли вы эти правила? Проверим ваши знания по ПДД.
Переводим предложения и выбираем правильный ответ. А для этого мы должны вспомнить, как образовать отрицательную форму глагола в повелительном наклонении? (при помощи –ma,-me).
Работа в тетрадях
Теперь эти глаголы используем в настоящем времени. Причем у вас должна быть не только утвердительная форма глагола, но и отрицательная. Вспоминаем, какие суффиксы у настоящего времени глагола (-ýar, -ýär).
Образец на доске: Ylga - ylgaýar - ylgamaýar
После выполнения работы дети обмениваются тетрадями и сверяют работу с правильными ответами на доске.
Пройду по классу и проверю.
А теперь давайте немножко поиграем. А помогут нам в игре сигналы светофора. Если я подниму gyzyl круг- что должны делать пешеходы? Правильно, стоять на месте. Если увидите sary круг – поднимите правую руку вверх. Если увидите ýaşyl круг – шагайте на месте.
Закрепление:
3. Словарная работа. Найди изученные на уроке слова.
Дети самостоятельно находят слова и записывают их в тетради в строчку, через запятую. Можно пользоваться словарем.
На доске проявляются слова (8).
А теперь вспомним, как переводится местоимение Я? (Men)
А мой? (meniň)
Друг? (dost)
Мой друг? (meniň dostum)
Теперь переведите предложение «Я и мой друг» -«Men we meniň dostum»
Я читаю вам вопрос, а вы отвечаете и двигаетесь. Как вам хочется.
Соглашаетесь, говорите: - «Men we meniň dostum»
Если не соглашаетесь – молчите.
K im ýolda oýnaýar?
Kim swetofora seredýär?
Gyzyl yşyk “DUR!”diýýär. Kim muny bilýär?
Çaşyl yşyk “ÝÖRE!” diýýär. Kim muny bilýär?
Kim geçelgeden geçýär?
Kim ýolda ylgaýar?
Отдохнули. Двигаемся вперёд.
Домашняя работа:
Учим новые слова. С 2-мя из них составляем мини предложения, глагол используем в
настоящем времени. Составленному пердложению задаем письменно вопрос. И если появится желание нарисовать рисунки на эту тему. А какие рисунки можно нарисовать я вам сейчас покажу.
Подведение итогов.
Вы можете спросить: «А зачем мне знать эти знаки, я же не водитель?». Грамотный пешеход более внимательным, если увидит знак «скользкая дорога» (показать) или «идут ремонтные дороги» (показать). Улица нам о чём – то предупреждает, а пешеход не знающий идёт себе беспечно и ни на что не обращает внимание. Случается, за такую безграмотность расплачивается здоровьем или жизнью. Чтобы не волновались ваши родители – будьте внимательны, соблюдайте ПДД и вспоминайте наши уроки.
КОНЕЦ урока: В заключении стоит отметить, что изучение ПДД так же необходимо, как и изучение основных предметов (математики, русского языка). Количество транспортных средств увеличивается изо дня в день, и их владельцы не осознают всей ответственности за то, что происходит на дороге. Пешеходу в этом случае остается рассчитывать только на свои силы и быть особо внимательным, выходя на дорогу. Поэтому вырабатывать навыки безопасного поведения на дороге необходимо с детства!
Дополнительный материал
Вопросы для групповой работы. Отвечаем на туркм. языке “Да” и “Нет”
Место, где пересекаются улицы, называется «перекресток». (Ýok)
Подземный переход называется «зебра». (Ýok)
Дорогу, даже на зеленый свет, лучше перебегать как можно быстрее. (Ýok)
Дорожные знаки нужно знать водителю, а не пешеходу. (Ýok)
Существуют специальные светофоры для пешеходов. У них только два цвета - красный и зеленый.(Hawa)
Дороги бывают с тротуарами и без тротуаров. (Hawa)