СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок туркменского языка и ПДД, 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

  В Туркменистане сентябрь  отмечается как месячник «Безопасность дорожного движения – спокойствие нашей жизни». в Ашхабаде и регионах страны проводятся мероприятия, связанные с ПДД. Цель этих работ - разъяснить необходимость строгого соблюдения участниками дорожного движения - и водителями, и пешеходами – установленных правил.  

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок туркменского языка и ПДД, 3 класс»


Интегрированный урок туркменского языка и ПДД

3 класс


Тема:


Закрепление глаголов настоящего времени

(на материале ПДД)



3 «Б» класс









Выполнила:

Керимова Р.Дж., уч. турк.. яз.














2018 г.


Интегрированный урок туркменского языка и ПДД, 3 класс

Цель:

  1. Повторить глаголы настоящего времени.

  2. Продолжить работу по обогащению словаря детей и развитию устной речи.

  3. Познакомить учащихся с элементарными правилами дорожного движения;

  4. Привлечь внимание детей к изучению ПДД;

  5. Развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Ход урока

1. Введение в тему урока.

- Сегодня урок туркменского языка я хотела бы начать с математической задачи.



С емеро ребят играли во дворе на дороге в футбол. Двое ушли домой, остальные продолжили игру. Сколько ребят поступили правильно? ( 0. Во дворе, на дороге, играть нельзя.)

- Как вы думаете, почему?(Ребята или не знали, или не хотели выполнять ПДД)

- с такими детьми могут случиться неприятности.


Что такое Правила дорожного движения? -Ýol hereketiniň düzgünleri


В Туркменистане сентябрь отмечается месячник «Безопасность дорожного движения – спокойствие нашей жизни». в Ашхабаде и регионах страны проводятся, связанные с ПДД. Цель этих работ - разъяснить необходимость строгого соблюдения участниками дорожного движения - и водителями, и пешеходами – установленных правил. ФОТО Туркменистан- сентябрь

Сегодня на уроке проверим, знаете ли, и выполняете ли вы ПДД. Так как это урок туркменского языка, нашими помощниками будут туркменские слова? Тогда в путь.


- Что мы изучали на предыдущих уроках туркменского языка?

(Глаголы настоящего времени, отрицательная форма глаголов повелительного наклонения).

- Вот они и станут нашими помощниками.

Записываем число и день недели в рабочие тетради.

2. Чистописание.

- Сегодня мы будем писать букву Ýý

- Какие слова вы можете назвать на букву Ýý? (ýolbars, ýylan, ýyl, ýaşaýar)

- А может ли «ý» встретиться сегодня на нашем пути? (ýol).

На доске:

ýol -дорога


- Что такое дорога? (Путь сообщения передвижения людей и транспорта).

Проезжая часть называется «ýol».



СЛОВАРЬ на доске (показать, повторить с детьми)


А теперь возвратимся к переводу словосочетания ПДД . Ýol hereketiniň düzgünleri

А для кого эти правила? Для пешеходов и водителей. Сначала поговорим о пешеходах - «pyýadalar».

На доске:

ýol -дорога

pyýadalar-пешеходы


СЛОВАРЬ на доске (показать, повторить с детьми)



А теперь ответим на вопросы.

-Что делает пешеход? Pyýadalar näme edýärler?

-Пешеход идет, ходит. Pyýadalar barýarlar (ýöreýärler).

-В каком времени использован глагол? (в наст.вр.)

-Как будет на туркменском языке “ходи”? (ýöre).

-Теперь задаем вопрос на туркменском языке, а глагол используем в наст.вр.

- Где должен переходить дорогу пешеход? (по пешеходному переходу, по подземному

переходу).

Переход – ?


На доске:

ýol -дорога

pyýadalar-пешеходы

geçelge-переход

СЛОВАРЬ на доске (показать, повторить с детьми)

Внимательно смотрим на слово “geçelge”, есть ли знакомая для вас часть в нем? (объясняю происхождение слова)

Отвечаем на вопрос:

- Pyýadalar nireden geçýärler? Pyýadalar geçelgeden geçýärler.

- Почему они должны переходить дорогу только по пешеходному переходу? (Потому что по дороге проезжают машины).

- Какой вид дорожного транспорта вы знаете?


На доске:

ýol -дорога

pyýadalar-пешеходы

geçelge-переход

maşyn - машина

tigir - велосипед

ýük maşyn - грузовая машина


СЛОВАРЬ на доске (показать, повторить с детьми)



А теперь, попробуйте подобрать подходящие слова, с названиями транспорта.


На транспорте своем я командир,

По-туркменски велосипед – tigir.

Не обойдется он без шин

Автомобиль –это “maşyn”.


-А транспортным средством управляет водитель. Водитель от слова води. Этот глагол

На доске:

ýol -дорога

pyýadalar-пешеходы

geçelge-переход

maşyn - машина

tigir - велосипед

ýük maşyn - грузовая машина

sürüji - водитель

переводится как? (sür).

От этого слова образовывается слово sürüji.

Так мы называем водителя по-туркменски.







СЛОВАРЬ на доске (показать, повторить с детьми)

А теперь открываем тетради и выписываем отсюда слова, образованные от глаголов.

(geçelge, sürüji).


  • Проверяем правильно ли вы их выписали.(К доске идет ученик и показывает что выбрал и выписал).


Теперь поговорим о Sürüji.

- Что делает водитель? Водитель водит.

- Переведем вопрос на туркменский язык:

- Sürüji näme edýär? Sürüji sürýär.

- А где водит водитель? На дороге.

- Как переведем вопрос?

- Sürüji nirede sürýär? Sürüji ýolda sürýär?

-Ребята, напомните, если Sürüji в машине, машина на дороге, то мы где должны находиться, когда переходим дорогу. На пешеходном переходе.

Правильно. Давайте, переведем кто где должен находиться:

Sürüji nirede? Maşynda.

Maşyn nirede? Ýolda.

Biz nirede? Geçelgede.


Записываем эти предложения под диктовку. Один ученик работает у доски.

Проверяем работу(сверяем с доской).


-Мы с вами остановились на новых словах.

Повторите со мной эти слова несколько раз:

На доске:

ýol -дорога

pyýadalar-пешеходы

geçelge-переход

maşyn - машина

tigir - велосипед

ýük maşyny - грузовая машина

sürüji - водитель










(Показ дороги, пешехода, водителя -слова к каждому предмету даны).


Открываем словари и записываем слова.


Сейчас на дорогах очень много машин.

- А что помогает регулировать движение? (светофор)


- Кто знает, откуда произошло слово светофор, его значение?

(Светофор в переводе с греческого -«форос» обозначает «несущий»)

- А какой свет несёт светофор? (на туркменском языке)

Задание:

К доске выходят уч-ся и быстро расставляют по порядку света светофора.

- Для кого предназначаются светофоры? (для водителей и для пешеходов)

-Чем отличаются светофоры для водителей от светофоров для пешеходов?


Теперь немного посмеемся.

Отдохнули, а теперь продолжаем работу.

Мы с вами переводили словосочетание Правила дорожного движения и говорили что
их надо соблюдать.


Соблюдаете ли вы эти правила? Проверим ваши знания по ПДД.

Переводим предложения и выбираем правильный ответ. А для этого мы должны вспомнить, как образовать отрицательную форму глагола в повелительном наклонении? (при помощи –ma,-me).

Работа в тетрадях

Теперь эти глаголы используем в настоящем времени. Причем у вас должна быть не только утвердительная форма глагола, но и отрицательная. Вспоминаем, какие суффиксы у настоящего времени глагола (-ýar, -ýär).

Образец на доске: Ylga - ylgaýar - ylgamaýar


После выполнения работы дети обмениваются тетрадями и сверяют работу с правильными ответами на доске.

Пройду по классу и проверю.


А теперь давайте немножко поиграем. А помогут нам в игре сигналы светофора. Если я подниму gyzyl круг- что должны делать пешеходы? Правильно, стоять на месте. Если увидите sary круг – поднимите правую руку вверх. Если увидите ýaşyl круг – шагайте на месте.

Закрепление:

3. Словарная работа. Найди изученные на уроке слова.

Дети самостоятельно находят слова и записывают их в тетради в строчку, через запятую. Можно пользоваться словарем.

На доске проявляются слова (8).


А теперь вспомним, как переводится местоимение Я? (Men)

А мой? (meniň)

Друг? (dost)

Мой друг? (meniň dostum)

Теперь переведите предложение «Я и мой друг» -«Men we meniň dostum»


Я читаю вам вопрос, а вы отвечаете и двигаетесь. Как вам хочется.

Соглашаетесь, говорите: - «Men we meniň dostum»

Если не соглашаетесь – молчите.


K im ýolda oýnaýar?

Kim swetofora seredýär?

Gyzyl yşyk “DUR!”diýýär. Kim muny bilýär?

Çaşyl yşyk “ÝÖRE!” diýýär. Kim muny bilýär?

Kim geçelgeden geçýär?

Kim ýolda ylgaýar?


Отдохнули. Двигаемся вперёд.




Домашняя работа:

Учим новые слова. С 2-мя из них составляем мини предложения, глагол используем в

настоящем времени. Составленному пердложению задаем письменно вопрос. И если появится желание нарисовать рисунки на эту тему. А какие рисунки можно нарисовать я вам сейчас покажу.


Подведение итогов.

Вы можете спросить: «А зачем мне знать эти знаки, я же не водитель?». Грамотный пешеход более внимательным, если увидит знак «скользкая дорога» (показать) или «идут ремонтные дороги» (показать). Улица нам о чём – то предупреждает, а пешеход не знающий идёт себе беспечно и ни на что не обращает внимание. Случается, за такую безграмотность расплачивается здоровьем или жизнью. Чтобы не волновались ваши родители – будьте внимательны, соблюдайте ПДД и вспоминайте наши уроки.


КОНЕЦ урока: В заключении стоит отметить, что изучение ПДД так же необходимо, как и изучение основных предметов (математики, русского языка). Количество транспортных средств увеличивается изо дня в день, и их владельцы не осознают всей ответственности за то, что происходит на дороге. Пешеходу в этом случае остается рассчитывать только на свои силы и быть особо внимательным, выходя на дорогу. Поэтому вырабатывать навыки безопасного поведения на дороге необходимо с детства!


Дополнительный материал

Вопросы для групповой работы. Отвечаем на туркм. языке “Да” и “Нет”

  • Место, где пересекаются улицы, называется «перекресток». (Ýok)          

  • Подземный переход называется «зебра». (Ýok)

  • Дорогу, даже на зеленый свет, лучше пере­бегать как можно быстрее. (Ýok)

  • Дорожные знаки нужно знать водителю, а не пешеходу. (Ýok)

  • Существуют специальные светофоры для пешеходов. У них только два цвета - красный и зеленый.(Hawa)

  • Дороги бывают с тротуарами и без тротуаров. (Hawa)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!