тему "Помни имя свое"
Эпиграф: « Мы сами, а не наши потомки, должны ответить, кто мы такие, люди 21 века»
Класс- 7 «А »кыргыз .язык обучения
целевой –русский язык(полное погружение)
Задачи урока:
Познакомить учащихся с творчеством Чингиза Айтматова на примере отрывка из романа "Буранный полустанок".
Учить определять сюжетно-композиционные особенности произведения, выявлять своеобразие художественных образов на основе создания изобразительного искусства
Совершенствовать навыки анализа художественного текста и умение выразить свои мысли в рисунке,. творческих работах
Формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям произведения.
Воспитывать понимание необходимости знания истории семьи и истории своего народа.
Цели урока
Когнитивная - смогут рассказать о произведении с использованием художественных терминов, дать определение понятий, приводят примеры, доказывают, - объясняют зависимость(сходство,отличие)
Социакультурные - наличие на уроке условий для самоопределения учащихся, выдвижения ими гипотезы, планирования ответа, оценки результатов и формулирования выводов, развития навыков устной и письменной речи, развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог; развития мышления ( учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать .воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах; развития у учащихся рефлексивной деятельности
Лингвистические - смогут вести диалог с учителем на целевом русском языке с применением художественных терминов, расширят лексический запас слов.
Лексический минимум-родословная. манкурт, энкаустика,фильцевание,графюра,картонография,синквейн ,
Планируемые результаты:
Предметные: знать значение слов: родословная,вандал,манкурт,коллаж,афоризмы, метафоры,манкуртизм, милосердие,синквейн
Личностные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления
Метапредметные
Познавательные : умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного этапа урока, отбор необходимой информации, выбор способов решения: поиск композиции, анализ объекта с целью выделения существенных признаков, осуществление актуализации личного опыта
Коммуникативные : выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Ожидаемый результат:
1.усвоят , что такое « манкурт», выполнят творческие работы по темам
2.будет заложена основа для воспитания таких нравственных качеств как доброта, умение прощать, милосердие, трудолюбие...
3.поймут, что каждый человек должен знать свои корни ( родной язык, культуру, литературу, историю, обычаи и традиции ...)
Оборудование: Портрет писателя, иллюстрации к повести, выполненные учащимися, родословные, составленные детьми, цитаты и афоризмы, подготовленная к уроку презентация. слайды, отрывки их фильма, видео и аудио материалы,материалы для творческих работ
Ход урока
Учитель Саламатсызбы балдар
Урок начинается с просмотра эпизода из фильма "Помни имя свое" (эпизод в концлагере, когда у главной героини отбирают маленького сына и она кричит ему вслед: "Помни свое имя. Тебя зовут Гена Воробьев"
.(1файл Помни имя свое-2мин)
УЧИТЕЛЬ-Почему в такой страшный момент жизни, когда никто не знал, останется ли он в живых, для героини было важно, чтобы ее сын запомнил свое имя? (Звучат разные ответы детей, мы не комментируем их, только выслушаем).
- УЧИТЕЛЬ Подумайте, что заключает в себе имя человека, какую информацию оно в себе несет?
(Имя человека связывает его невидимыми нитями с историей его семьи, его народа, его Родины).
УЧИТЕЛЬ Издревле люди хранили истории своих семей, составляли родословные древа. Семья, в которой знают своих предков, их историю жизни, - нравственно богатая семья. В ней чтут традиции, заботятся о старших.
- УЧИТЕЛЬ Сегодня наш урок посвящён Ч.Т.Айтматову,его произведению «Буранный полустанок»
частью этого произведения стала легенда о манкурте. Без нее нельзя понять общий смысл романа. Но она может существовать и как отдельное творение.
-Давайте подумаем, что хотел сказать автор, вставляя ее в свою повесть.
УЧИТЕЛЬ Сам автор назвал рассказ о манкурте легендой. Вспомним, что называется легендой? Приведите примеры, доказывающие, что перед нами легенда.
Ответ уч-ся легенда имеет реальный фольклорный источник. Сам писатель в одном из интервью отмечает, что «в эпосе „Манас“, есть строки, в которых один угрожает другому в случае победы натянуть ему на голову шири — сыромятную верблюжью кожу — и этой страшной пыткой уничтожить его память, отнять прошлое. Кроме этих сведений, больше ничего ни в литературе, ни в фольклоре, не сохранилось»
УЧИТЕЛЬ. Сейчас мы приступим к первому заданию..Вопрос –ответ кажой группе по очереди Как вы понимаете фразы из произведения., актуальны ли эти темы в наши дни ..
Задания по группам
Цитата,фраза | Ваш комментарий как вы понимаете смысл |
| |
1 За что в 60 годы главный герой романа Едигей называет сына своего друга Сабытжана -манкуртом | |
2 ("Найман - ана поняла, что не будет ей покоя, пока не разыщет в сарозеках того пастуха - манкурта и не убедится, что то не ее сын". На что она надеялась | |
3. как вы понимаете эти слова «Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека?!» | |
4 Народа умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю (Ф. Абрамов, русский писатель). | |
Выступление учащихся
-Учитель Выявим темы, раскрываемые автором:
Тема материнской любви Но, пожалуй, основной стала тема памяти человеческой.
(2файл- Манкурт-2.09мин)
Учитель Вы знаете что этот год объявлен годом Ч. Айтматова, сейчас запущена акция читаем Ч .Айтматова по всему миру .Сейчас мы увидите участницу акции 2013 года и надеюсь вы тоже присоединитесь к флэш-мобу ,который запущен в данное время.
файл 3читаем-54сек)
Кубаныч отрывок
Учитель.Сегодня у нас работа по созданию журнала «Помни имя свое»
приступаем к практической работе. У вас в каждой группе даны задания и вы должны выполнить работу в разных техниках
читаем какая тема вам досталась. Как вы думаете что вы изобразите по данной теме
Практическая работа учащихся
1- тема материнской любви и памяти (акварель,цветные карандаши,гуашь)
2- манкурт не человек, а раб (графика рисунок ластиком и гравюра, картонография)
3- коллаж из произведений Ч.Айтматва(шерсть,фетр)
4- пейзаж в произведениях Ч.Айтматова ( энкаустика ) МАСТЕР_КЛАСС
Учитель Вы почти все справились , давайте покажем работы,и оценим применяя метод 3звезды
Учитель Ребята, положите ладонь на свое сердце, почувствуйте его тепло, его биение. Как вы думаете, почему сегодня наш урок мы начали с разговора о сердце? (Ответы детей) Правильно, потому что на уроках мы с вами учимся чувствовать, переживать, сопереживать. На таких уроках мы прислушиваемся больше не к разуму, а к сердцу.
Ребята, перед вами на столах лежат сердечки, которые я приготовила для вас. Вы можете написать на этих сердечках те чувства, те эмоции, которые вы пережили во время урока. Если урок оставил вас равнодушными, не вызвал никаких чувств и эмоций, то писать ничего не нужно.
- Прикрепите сердечки на доску, пусть эти частички ваших сердец останутся у меня на память о сегодняшнем уроке, а то, о чем мы с вами сегодня говорили, навсегда останется в ваших сердцах.
Учитель Домашнее задание: нарисовать рисунок на тему «современные манкурты»
Учитель Хотелось бы закончить наш урок роликом Памяти Ч.Айтматову
Ролик Памяти-4.45
Оцените работу своей группы.
№ заданий | Показатель, критерии | | Ваши комментарии |
| | Оценивание всех участников группы | |
1.как вы понимаете строки из произведения. | Работали дружно, слушали друг друга | | |
Высказывали свою точку зрения, не ссорились | | |
Трудно было договориться. | | |
2.практическая работа | Все работали одинаково | | |
Работал только один | | |
| Кто-то работал больше, кто-то меньше других | | |
3.активность За весь урок | Мне интереснее и полезнее работать в паре | | |
При разногласиях я принимаю другое решение | | |
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий | | |
Я внес (-ла) большой вклад в работу группы | | |
Итоговая оценка | | | |