СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра по роману "Дубровский" в 6 классе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка посвещена роману А. С. Пушкина "Дубровский". Это обобщающий урок по роману в 6 классе, на котором подводятся окончательно итоги, как учащиеся усвоили роман.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по роману "Дубровский" в 6 классе.»

Интеллектуальная игра по роману А. С. Пушкина «Дубровский» в 6 классе.

Составила Огородникова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Преображенка.

ЦЕЛИ:

- в игровой, увлекательной форме закрепить знание текста романа;

- развивать навыки вдумчивого чтения;

- прививать интерес и любовь к творчеству А.С.Пушкина.


ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг А.С.Пушкина, портрет поэта, иллюстрации к произведению.


Класс разделён на 2 команды. Игра начинается с разминки.


Разминка.

Вопросы первой команде:



1. Каким образом Маша пыталась уговорить князя Верейского отказаться от женитьбы?

(Написала ему слёзное письмо).

2. Любимое занятие Андрея Дубровского? (Охота)

3. Сколько гончих и борзых жило у Троекурова? (50)

4. Сколько крепостных было у Андрея Дубровского? (70)

5. С какого возраста Владимир Дубровский жил вдали от отца? (с 8 лет)

6. Как Дефорж – Дубровский расправился с разъярённым медведем? (убил его)

7. Как называлось село, где жили Дубровские? (Кистенёвка)

8. В каком городе учился Владимир Дубровский ? (в Петербурге)

9. Почему шайка разбойников не мстила Троекурову? (Дубровский влюбился в Машу)

10. Что подарил Владимир Дубровский Маше пи последнем свидании? (кольцо)

11. Какова профессия единственного грамотного слуги в селе Дубровских? (повар Харитон).

12. Какому предмету учитель Дефорж обучал Машу? (музыке)


Вопросы второй команде:


1. Какие деревья росли около дома Дубровских? (берёзы)

2. Кого спас кузнец Архип во время пожара? (кошку)

3. Любимы звери Троекурова? (кошка, собака, медведь)

4. С кем Спицын ночевал в доме Троекурова? (с Дубровским)

5. О чём была первая записка Дубровского к Маше? (о свидании)

6. Что любила читать Маша Троекурова? (французские романы)

7. Кто оскорбил Дубровского в гостях у Троекурова? (слуга - псарь)

8. Какое дерево было « связным» между Машей и Владимиром? (дуб)

9. Какие ягоды воровал мальчик Владимира Дубровского в имении Троекурова? (малина)

10. Куда был ранен Владимир во время нападения войск правительства? (в плечо)

11. Чей портрет висел в доме Дубровских? (матери)

12. Какая река протекала рядом с имением князя Верейского? (Волга)


На доске висят листочки со словами «Узнай, кто это?», «Что бы это значило?», «Почему?», «Хорошо ли знаете текст?», «Продолжите текст». Команды выбирают, на какие вопросы они будут отвечать. Вопросов в каждом разделе от двух до восьми. Они должны быть обозначены цифрами на доске, и по мере ответов убираться из списка.


Вопросы к табличке «Узнай, кто это?»:

1. «От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой» (В. Дубровский)


2. «… около 50-ти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нём свою неизгладимую печать. Несмотря на то наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами» (Князь Верейский)


3. «… толстый мужчина лет 50-ти с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком…» (Антон Пафнутьич Спицын)


4. Чьё это письмо?

«Государь ты наш, Владимир Андреевич, - … решилась тебе доложить о здоровье папенькином. Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем в Песочное». (Орина Егоровна Бузырёва)

Кто послужил прототипом героини? (Арина Родионовна Яковлева)



Вопросы к табличке «Что бы это значило?»:


1) Стремянный

(крепостной слуга, ухаживал за лошадью хозяина, во время охоты был возле господина)


2) Исправник (начальник местной полиции)


3) Повесничать (бездельничать)

4) Камердинер (комнатный слуга)


5) Яства (кушанья)


6) Подорожная (документ, дававший право на получение почтовых лошадей)


7) Смотритель (начальник почтовой станции)


8) Лазарет (больница)



Вопросы к табличке «Почему?»:


1. Почему Троекуров и Дубровский, такие разные, сначала были на удивление дружны, а потом стали врагами? (Гордость и независимость Дубровского)


2. Почему Маша, не обратившая сначала внимания на гувернёра, изменила к нему своё отношение?

(Учитель – род слуги или мастерового, а они не казались ей мужчинами. После испытания с медведем она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному дворянскому сословию.)


3. Почему на предложение Троекурова поженить детей Андрей Гаврилович отвечал: «Мой Володька не жених Марии Кириловне»?

(Неравный брак – несчастливый брак. Лучше жениться на бедной дворянке и быть хозяином в доме.)


4. Почему К.П. Троекуров решил выдать дочь замуж за кн. Верейского? Что было решающим в этом вопросе? (Богатство и знатность князя)


5. Почему Мария Кириловна сначала обратилась за помощью к Дубровскому, а потом отвергла её?

( Безвыходное положение: лучше стать женой разбойника, чем ненавистного старика. Но помощь Дубровского опоздала: она обвенчана с князем)


6. Почему Дубровский не стал грабить помещицу Глобову?

(Справедлив: грабил только богатых, да и брал лишь половину. А Глобова посылала деньги сыну – офицеру в столицу, как когда-то старик Дубровский Владимиру).


7. Почему князь Верейский отдал Троекурову письмо Маши? Как вы оцениваете его поступок? (Лицемерен, неблагороден, эгоистичен, жесток)


8. Почему дворовой Митя не струсил перед Троекуровым, а Саша, испугавшись отца, всё ему выложил?

(Изнеженный и избалованный Саша предал сестру, а Митя готов вынести побои, но остаться верным Дубровскому)





Вопросы к табличке «Хорошо ли знаете текст?»:


1. Что подтолкнуло Владимира к решению сжечь родной дом?

(Портрет матери, чтоб спасти его от насмешек равнодушных людей)


2. Где хранил Спицын свои деньги?

(В красной шкатулке сначала, а после – в кожаной сумке на груди под рубашкой)

3. Каким развлечением закончился первый визит Марии Кириловны и Кирила Петровича к князю Верейскому? (Фейерверк)


4. Почему Дубровский оставил своих товарищей – разбойников на произвол судьбы?

(Дубровский хотел отомстить Троекурову, но полюбил Машу. Хотел жениться на ней, но её выдали за кн. Верейского. Надеяться больше не на что, поэтому он уезжает за границу.

А преданные ему товарищи – разбойники – всего лишь крепостные. Он не думал искать правды и свободы для них ).




Вопросы к табличке «Продолжите текст» (можно своими словами, но правильно передать смысл):


1. «Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока ….»

( «… не вышлите вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших хлопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин» Андрей Гаврилович Дубровский)

2. Во владение Кириллу Петровичу! Господь упаси и избави…

( … у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерёт» Кучер Антон).


Жюри подводит итоги. Объявляют победителей. Вручаются призы. Выявляют лучшего знатока романа А. С. Пушкина «Дубровский».







7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!