СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

 

Цели:

 

  1. способствовать развитию памяти, внимания, устной речи, воображения, мышления, творческих способностей, эмпатии, эмоциональной сферы личности;
  2. проверить и обобщить знания учащихся, полученные в рамках изучения темы, а также умение осуществлять их в новые нестандартные условия;

содействовать воспитанию «талантливого» читателя, внимательного к художественному слову, образу, детали, приему

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»»

Открытое внеклассное мероприятие по литературе. Интеллектуальная игра по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».


Цели:


  1. способствовать развитию памяти, внимания, устной речи, воображения, мышления, творческих способностей, эмпатии, эмоциональной сферы личности;

  2. проверить и обобщить знания учащихся, полученные в рамках изучения темы, а также умение осуществлять их в новые нестандартные условия;

  3. содействовать воспитанию «талантливого» читателя, внимательного к художественному слову, образу, детали, приему и т.п., а также воспитанию сотрудничества и коммуникативности, эстетических установок.



Ход мероприятия:


  1. Организационно – мотивационный этап.


Звучит вальс А.С.Грибоедова.


Слайд № 1 - портрет А.С.Грибоедова.


Учитель:

Вот он: насмешливый, угрюмый,

С язвительной улыбкой на устах,

С челом высоким под завесой думы,

Со скорбию во взоре и чертах!

Певец, тебе даны рукой судьбы

Душа живая, пламень чувства,

Веселье тихое и светлая любовь,

Святые таинства высокого искусства.


Эти замечательные слова известный декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер посвятил своему другу, единомышленнику, известному русскому писателю А.С.Грибоедову, человеку громаднейшего ума и ослепительных способностей, музыканту, вальс которого вы только что слышали, математику, дипломату, психологу, автору бессмертной комедии «Горе от ума», произведения, которое уже два столетия продолжает увлекать читателей и зрителей.


Грибоедовскую комедию (это до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение литературы) не только продолжают ставить на сцене, но и по - прежнему о ней отчаянно спорят.

Казалось, о «Горе от ума» было сказано все: образы героев рассмотрены со всех сторон, мысль и пафос трактованы на разные лады, но это не мешает новым читателям восхищаться мастерством Грибоедова и видеть за хрестоматийными образами живых людей.

Давайте и мы вместе с Грибоедовым войдем в мир комедии.



Приглашаю вас на интеллектуальную игру по комедии «Горе от ума» (слайд № 2).

В игре принимают участие 2 команды: 9а и 9б класса.

Представьтесь, пожалуйста! (представление команд и их капитанов)


Во время игры будьте внимательны и постарайтесь не нарушать правила, они - перед вами (см. Приложение).

А наше уважаемое жюри определит самых талантливых читателей, лучших знатоков комедии. Жюри будет оценивать правильность ответов, их лаконичность и быстроту выполнения задания.


Готовы? В добрый путь!



  1. Конкурсы:


  • «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив».

(слайд № 3)

О ком эти слова? (о Чацком)

Да, так отзывается о своем герое драматург.


Не правда ли, эта характеристика Александра Андреевича Чацкого может быть отнесена и к его создателю А.С.Грибоедову?

В одном из писем А.С.Пушкина к А.А.Бестужеву читаем: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов».


Чтобы оценить творческий замысел автора, мы внимательно изучали его жизненный путь, стараясь осознать мотивы и глубину его суждений о мире, о жизни, об эпохе.


Давайте проверим, хорошо ли знаете вы биографию Грибоедова.


Вопросы задаются поочередно каждой команде:


  1. На экране – Московский благородный пансион (слайд № 4)

Какое отношение имеет это учебное заведение к Грибоедову?

(здесь писатель учился)


  1. На экране – Надгробие на могиле А.С.Г. на горе Мтацминда в Тбилиси (слайд № 5). Кто из близких людей поставил ему этот памятник и какие слова на нем высечены?

(Жена Нина. «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но

для чего же пережила тебя любовь моя!»)


3) Когда была написана комедия? (1824 год)


4) Как родился замысел комедии? (во сне)


  • «Ба! Знакомые все лица!»

(слайд № 6)


В письме к П.А.Катенину в январе 1825г. А.С.Г. писал: «Характеры портретны…портреты и только портреты входят в состав комедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий…»


Вы наверное догадались, что речь сейчас пойдет о героях комедии.

Задание: узнайте по словесному портрету действующих лиц комедии (Карточки - см. Приложение)


  • «Едва другая сыщется столица, как Москва!»

(слайд № 7)


Представим себе Москву 19 века, окунемся в то время, когда жил и творил А.С.Грибоедов.


(Видеоролик из фильма «Биография А.С.Грибоедова)


1) Среди многочисленных московских зданий – «Дом Фамусова» (слайд № 8).

Москва Фамусова – это прежде всего сам Павел Афанасьевич Фамусов, главный герой комедии, фигура колоритнейшая и противоречивая.

А известно ли вам, что прототипом его был дядя Грибоедова, Алексей Федорович, про которого сам поэт писал, что он смесь пороков и любезности. Как вы помните, в комедии у главного героя Фамусова тоже есть дядя.


Вспомните, кто он такой и что о нем говорится в тексте.


(Максим Петрович: он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к его услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом,

Век при дворе, да при каком дворе!...)


2)Еще одна достопримечательность Москвы – Кузнецкий мост (слайд № 9)

Вспомните, где встречается это название в тексте комедии.


( «Ты, быстроглазая, все от твоих проказ,

Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы;

Там выучилась ты любовников сводить…»


Кузнецкий мост- улица в центре Москвы, где во времена Грибоедова

было множество различных магазинов: книжных, кондитерских,

модных нарядов…)


3) «Ах! Боже мой! Ужли я здесь опять в Москве!» - восклицает Чацкий в первые минуты появления на сцене. И далее разговоры на эту тему не сходят с уст героев комедии до финала.

Почти все они так или иначе, хотя бы вскользь, упоминают о первопрестольной столице.

А теперь представьте себе, что все высказывания, суждения, реплики о Москве слились в единый монолог.


Попробуйте «расшифровать» этот монолог, т.е. распознать, реплики каких героев о Москве здесь использованы. (см. Приложение – Монолог о Москве)

  • «Дальше, дальше…»

(слайд № 10)

Комедия была восторженно встречена всеми передовыми людьми России 19 века, пьеса имела огромный успех. Прошло почти 2 века, комедия, поистине бессмертная, по –прежнему не сходит со сцен наших театров, продолжает увлекать читателей и зрителей.


Предлагаю вам сейчас посмотреть отрывок из спектакля «Горе от ума» режиссера Иванова.

(видеоролик)


Какой эпизод мы сейчас увидели? (конец 4 действия комедии)

А сколько действий должно быть в комедии, построенной по принципам классицизма? Вспомните «Недоросль» Фонвизина. ( 5 действий)


В 5 действии должна быть развязка, где наказывается порок и торжествует добродетель.

Грибоедов нарушил принцип классицизма, отказался от 5 действия, т.е. оставил финал открытым. А что могло бы еще произойти в 5 действии?


Этот вопрос я адресую вам! Включите свою фантазию и воображение и продолжите комедию!


  • «Да хоть кого смутят вопросы быстрые!»

(слайд № 11)

Приглашаются капитаны.

Сейчас вам предстоит перевоплотиться в героев комедии, а в каких – вы должны угадать сами.

(карточки для узнавания персонажа – см. Приложение)

Итак, литературная дуэль (слайд № 12) между Чацким и Фамусовым. Победит тот, кто правильно ответит на все мои вопросы. В случае затруднения вы можете обратиться к своим секундантам (к команде).


  1. Александр Андреевич, приехав в Москву и явившись в дом Фамусова, вы рассчитываете добиться любви Софьи и жениться на ней. Однако, московские дворянские семьи за жениха признают лишь того, у кого «наберется душ тысячи две родовых». А сколько у вас душ? Можете ли вы претендовать на руку Софьи?

(Чацкий не может считать себя кандидатом в женихи, т.к. имеет 300 или 400

душ- д.3, явл.21- спор Хлестовой и Фамусова)

  1. Как известно, вы, Павел Афанасьевич, человек занятой. Не соблаговолите ли рассказать о вашей занятости в течение недели? Какие записи внес Петрушка в календарь по вашему приказанию?

(«Во вторник зван я на форели…

В четверг я зван на погребенье…

В четверг, а может в патницу, а может и в субботу,

Я должен у вдовы, у докторши крестить» - д.2, я.1)

3) Александр Андреевич, что имел в виду Фамусов, когда говорил о вас: «По матери пошел, по Анне Алексеевне»?

(Фамусов отмечал роль наследственных факторов в сумасшествии

Чацкого: «Покойница с ума сходила восемь раз» - д.3, я.21)

4) Павел Афанасьевич, в финале пьесы, узнав о тайном свидании дочери, вы были чрезвычайно разгневаны. Какую меру наказания вы определи для нее?

( «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!» - д.4, я.14)


  • «Афоризмы «Горе от ума»

(слайд № 14)

«О стихах не говорю, половина должна войти в пословицу» - это известное высказывание А.С.Пушкина о комедии «Горе от ума» стало пророческим. Нет в русской литературе произведения, давшего миру столько крылатых выражений.

Предлагаю вам наиболее известные «грибоедовские афоризмы».

Проверьте свою эрудицию, закончите фразу и назовите автора (слайды № 15-26).


  • «Пожалуй, многое я знаю наизусть!»
(Домашнее задание, или Конкурс актерского мастерства)

(слайд № 27)

Командам накануне было дано задание подготовить инсценировку любого эпизода из комедии.

Проверим, как они справились с этим заданием.


Прошло почти два столетия с тех пор, как была создана комедия. Ушли в прошлое герои Грибоедова, изменилась эпоха, но многое из того, о чем они волновались и спорили, до сих пор волнует нас, современных читателей.

Понимать жизнь, как Чацкий, - это счастье, трудное счастье человека, который не может мириться с тем гнусным, что осталось и в наши дни. Этому пониманию жизни, долга и счастья учит умная и глубоко человечная комедия.

Я надеюсь, что эта книга и вас не оставила равнодушными, что вы испытали немало приятных минут, общаясь с прекрасным мастером слова, о котором великий поэт А.Блок сказал: «Не имея предшественников, он не имел и последователей, себе равных.


В завершении нашего мероприятия хотелось бы узнать, какой след оставила в вашей душе сегодняшняя игра.


3.Рефлексия ( см. Приложение)



4.Подведение итогов. Награждения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!