СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра по творчеству М.Горького

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по творчеству М.Горького»


Интеллектуальная игра, посвященная 150-летию со дня рождения М. Горького «Литературный тайник Максима Горького»

Класс: 7

Цели и задачи игры:

  • расширить представление учеников 7 класса о личности писателя;

  • способствовать выявлению у обучающихся оценочного, личностного отношения к прочитанному;

  • формировать навыки самостоятельного анализа произведения;

  • развивать умение формулировать своё отношение к прочитанному;

  • воспитывать моральные ценности: чувство долга, добра, справедливости, человеческого достоинства, милосердия, сопереживания, толерантности.

  • развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.


Описание игры.

Игра проводится как внеурочное занятие по творчеству писателя.

На уроках в 7 классе подробно разбираются только повесть «Детство» и легенда о Данко. Учащиеся перед игрой самостоятельно прочитывают всё произведение «Старуха Изергиль», так как некоторые вопросы будут отображать содержание этого произведения. Опережающее задание с дальнейшей актуализацией материала, самостоятельно изученного школьниками, способствует расширению кругозора семиклассников.

Оборудование: презентация с указанием заданий, карточки с заданиям, коллажи, иллюстрации.

Правила игры. В игре участвуют 2 команды.

  • Капитаны команд по очереди выбирают карточки с вопросами, читают его, и через минуту команда отвечает.

  • Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ. Право ответа передается соперникам, которые знают ответ.

  • Выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.


ХОД ИГРЫ

Вступительное слово учителя.

Необычайна жизненная и творческая судьба Максима Горького. Он родился в Нижнем Новгороде. Рано лишился родителей, провёл детство в семье деда. Он рано испытал тяготы жизни, много странствовал по Руси. Вот почему, став писателем, он взял себе псевдоним Максим Горький. Впечатления этих лет Горький воплотил в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты». Рассказ «Старуха Изергиль» написан в 1895 году. Старуха-молдаванка по имени Изергиль рассказывает 2 легенды и историю своей жизни. В основу легенды о Данко положена библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта.

Сегодня мы проверим ваши знания этих текстов.


Интеллектуальная разминка. Вопросы-стрелы. Станция «Тайны личной жизни писателя».

Задание: капитан каждой из команд вытягивает карточку с вопросом, проверяющим знание биографии писателя. К каждому вопросу даны по 3 ответа. В течение минуты участники каждой из команд должны определиться с ответом и представить его.

1. Как по-настоящему звали Максима Горького?

Алексей Пешков

Виктор Райцын

Павел Матюшевский

2. Каким орденом был награжден Максим Горький за свое творчество?

Сталина

Ленина

Брежнева

3. Кем не являлся Максим Горький?

Писатель

Поэт

Драматург

4. Чьи произведения изданы в большем количестве, чем произведения Горького?

Толстой

Некрасов

Достоевский

5. Какое произведение не принадлежит перу Максима Горького?

Детство

Мои университеты

Воскресенье

6. В какой губернии родился Максим Горький?

Нижегородская

Костромская

Саратовская

7. Как назывался рассказ Горького, который был впервые напечатан в литературной периодике?

Старуха Изергиль

Макар Чудра

Челкаш

8. В 1896 году Максим Горький побывал в интересном и редком для той поры заведении, впоследствии он написал рецензию на это заведение. Как оно называлось?

Кабаре

Синематограф

Дискотека

9. В какой тюрьме приходилось сидеть Максиму Горькому за революционную деятельность?

Матросская тишина

Тюрьма Петропавловской крепости

Бутырка

10. Кто не нес гроб Максима Горького на похоронной процессии?

Молотов

Сталин

Троцкий

Станция «Иллюстрация к рассказу»

Задание: рассмотрите иллюстрации к произведениям М. Горького. Определите те из них, которые имеют общее объединяющее начало. Аргументируйте свой ответ. Какая (какие) иллюстрации не имеет (не имеют) объединяющего начала. Отвечает команда, которая первой приготовила ответ. При неверном объяснении право голоса передается второй команды.

Иллюстрация 1:



Иллюстрация 2:



Иллюстрация 3:

Иллюстрация 4:



Станция «Словесный портрет героев повести «Детство». 

Задание: по портрету нужно назвать героя произведения. Каждая из команд по очереди вытягивает карточку со словесным портретом героя. Совещание – 1 минута.


  1. «Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шёлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали весёлые раскосые глаза под густыми бровями и белые зубы под полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая огонь неугасимой лампады» (Цыганок)


  1. «Это был худощавый, сутулый человек, с белым лицом в чёрной раздвоенной бородке, с добрыми глазами, в очках. Был он молчалив, незаметен…вся комната его была заставлена и завалена какими-то ящиками, толстыми книгами незнакомой мне гражданской печати; всюду стояли бутылки с разноцветными жидкостями, куски меди и железа, прутья свинца» (Хорошее Дело)


Конкурс капитанов. Станция «Ток-шоу с литературным героем».

Задание: представьте себя на месте героя и подготовьте ответы на следующие вопросы.

  1. Алёша. Как вы отнеслись к своим родственникам, когда познакомились с ними? (Примерный ответ: «И взрослые, и дети – все не понравились мне, я чувствовал себя чужим среди них, даже и бабушка как-то померкла, отдалилась. Особенно же не понравился мне дед; я сразу почуял в нём врага, и у меня появилось особенное внимание к нему, опасливое любопытство»)


  1. Мастер Григорий Иванович. Как сложилась Ваша судьба после того, как дед Каширин выгнал Вас? (Примерный ответ: «Мы раньше с ним дружки-приятели были, вместе это дело начинали, придумали. Потом он хозяином себя поставил, а я не сумел. Стал на него работать, а, когда ослеп, он меня выгнал на улицу. Я ходил по миру с маленькой серой старушкой, которая водила меня за руку. Останавливаясь под окнами, она писклявым голосом тянула: «Подайте, Христа ради, слепому, убогому…»)


Станция «Рукописи не горят»

Задание: восстановить пропущенное слово в отрывке из текста

1. «Что ему грехи, если он поляк? А вот что: он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место…________

Ответ: (подвигам)» (Рассказ «Старуха Изергиль» - Легенда о Данко)


2.«Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и …______

Ответ: (умер)» (Рассказ «Старуха Изергиль» - Легенда о Данко)


Станция «Тайна старых слов»

Учитель:

- Современный русский язык исторически образован от древнерусского языка. Развиваясь, изменяясь из века в век, русский язык приобрёл тот вид, к которому мы привыкли. Но ещё в 19 и в начале 20 века в языке употреблялись слова, которые мы сейчас не используем в своей речи, но встречаем в художественной литературе. Это устаревшие слова: архаизмы и историзмы.

Задание: необходимо подобрать к записанным на карточках словам листочки с правильным толкованием устаревших слов. Капитан представляет ответы команды.


Карточка 1.

Семишник -

Киот -

Окститься -


Варианты ответов:


-монета в 2 копеек

-кот

-ящик со стеклом или небольшой шкаф для икон.

-подсвечник

- головной убор

-перекреститься.

-поругать

-закричать

-записать

-сесть


Карточка 2.


Коклюшки -

Лабаз -

Тать -


Варианты ответов:


- головной убор

- помещение для торговли зерном, мукой

- особые палочки для плетения узоров

- блюдо

- гости

-встать

-вор, разбойник

- место для лазания

-сесть

- болеющий коклюшем


Ответы:


Карточка 1:

1. Семишник – монета в 2 копейки.

2. Киот – ящик со стеклом или небольшой шкаф для икон.

3. Окститься – перекреститься.


Карточка 2:

  1. Коклюшки – особые палочки для плетения кружев.

  2. Лабаз – помещение для торговли зерном, мукой.

  3. Тать – вор, разбойник.


Станция «Коллаж из иллюстраций»

Команды получают коллаж с иллюстрациями к произведению «Детство» М.Горького. этот коллаж разрезан на хаотичные фрагменты.

Задача: сложить целостное полотно и назвать художественное произведение, представленное в коллаже. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

Станция «Словесное полотно»

Задание: определить, из какого произведения данный пейзаж. Для каждой команды – своя карточка.


Карточка 1:

«Сидит господь на холме, среди луга райского, на престоле синя камня яхонта, под серебряными липами, а те липы цветут весь год кругом; нет в раю ни зимы, ни осени, и цветы николи не вянут, так и цветут неустанно, в радость угодникам божьим. А около господа ангелы летают во множестве, - как снег идёт, али пчёлы роятся, - али бы белые голуби летают с неба на землю, да опять на небо и обо всём богу сказывают про нас, про людей» (Повесть «Детство»)

Карточка 2:

«И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался позади, плотный и немой…гроза была – там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река…был вечер, и от лучей заката река казалась красной» (Рассказ «Старуха Изергиль» - Легенда о Данко).


Станция «В начале было слово…»

Задание: определить название произведения М. Горького по начальным строкам. Побеждает команда, первой определившая ответ.

Карточка:

«Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу».

Подведение итогов игры. Награждение победителей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!