СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная командная игра для 7 - 9 классов "Знатоки права"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная командная игра для 7 - 9 классов "Знатоки права"»

Интеллектуальная командная игра

«Знатоки права»

(для подростков 13-15 лет, учащиеся 7-9 классов)


Пояснительная записка


В наше время одной из актуальных проблем работы с молодежью является воспитание гражданственности и патриотизма, правовой культуры среди подростков. Наше государство и общество довольно долгое время не уделяло достаточного внимания проблемам гражданско-правового воспитания молодежи. В настоящее время задачи формирования понятия гражданственности и чувства патриотизма, законопослушности и знания правовых норм становятся первостепенными, недаром в новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте вопросы воспитания стоят на первом месте. В связи с этим предлагается методическая разработка мероприятия по правовой тематике, интеллектуальная командная игра «Знатоки права». Игра предназначена для подростков 13-15 лет, которые обладают определенными знаниями в области правоведения (через уроки обществознания).

Цели проведения интеллектуальной игры:

- воспитание уважения к правам и свободам человека, правовым нормам, институтам государства и гражданского общества;

- воспитание патриотизма, гражданственности, законопослушности у учащихся основной школы.

Задачи игры:

- в игровой форме проверить знания школьников по обществознанию и умение применять их на практике;

- развивать чувство сопереживания за свою команду и толерантного отношения к соперникам.

Интеллектуальная командная игра «Знатоки права» может быть проведена как самостоятельное мероприятие во время проведения «Недели истории и обществознания» в школе, как обобщающее мероприятие после изучения соответствующих тем по обществознанию.

В конкурсе участвуют две команды по 5 человек. Зрителями являются одноклассники соревнующихся ребят, учащиеся других классов. Независимое жюри может быть составлено из преподавателей и подготовленных учеников старших классов.

Педагогическая целесообразность:

Правовые знания нужны школьникам не только сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридический смысл. Дети должны получать гражданско-правовые знания в деятельности. Практическая направленность предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию – важно уметь ею пользоваться. Только тогда право защищает человека.

Практическая значимость – использование материалов разработки на уроках, во внеурочной деятельности в нескольких вариантах, простота и доступность воспроизведения.

Ожидаемые результаты:

Формирование гражданских навыков:

– умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

– знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

– умение принимать и защищать свои решения;

– готовность к участию в общественных делах;

– готовность к образованию;

- развитие творческих способностей;

Конкурсное время – один час.



Содержательная часть

  1. Вступительная часть. Знакомство с игроками. Представление жюри.

  2. Структура основная (игровой) части игры (конкурса).

  3. Заключительная часть. Подведение итогов. Награждение.

Оборудование: игра может быть проведена в классе или актовом зале. На листах ватмана или доске могут быть написаны высказывания известных людей, изображение обложек Конституции РФ, различных кодексов, игровые столы для команд, места для жюри, «Листы кроссвордов», бумага и ручки для команд, проектор, наушники.


  1. Вступительная часть. Знакомство с игроками. Представление жюри.

Ведущий игры приглашает игроков на сцену. Ведущий знакомит всех с членами жюри.


2. Структура основной (игровой) части игры (конкурса).

1 тур игры – «Команда- капитан»

Командам дается задание придумать название, защитить его, выбрать капитана. Завершается этап защитой названия.


Ведущий объявляет цели, ход и правила игры.


Идет представление команд по очереди, определяемой предварительной жеребьевкой. Капитан объявляет название команды, команда произносит приветствие. Ведущий знакомит всех с членами жюри. Команда рассаживаются за игровыми столами.


2 тур игры – «Пойми меня»

Команды выстраиваются в ряд. Все игроки закрывают уши наушниками. Ведущий называет капитанам один из типичных правовых терминов. Капитаны просят игрока, стоящего следом снять наушники. Объясняют термин, не используя при этом ни жесты, ни рисунки. Второй игрок должен правильно назвать термин и объяснить его следующему игроку и так далее. На передачу всей команде дается 1 минута. Если вся команда назвала термин правильно, то каждому присуждается по 1 баллу. Если команды не уложились в срок, присваивается столько баллов, сколько игроков сыграли. Если команда не справляется, ее может заменить команда – дублер.

Термины для 2-го тура: право, ребенок, свобода, закон, решение, Конституция, ответственность.


3 тур игры - «В шутку о серьезном»

Ответ оценивается в 1 балл. Кто первый ответит.

  1. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? (Билета)

  2. Этот угонщик автомобилей был страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. (Юрий Деточкин в фильме «Берегись автомобиля»)

  3. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. (Сорока)

  4. Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного. (Буратино.)

  5. В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» («Кавказская пленница».)

  6. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. (Шапка.)


Жюри подводит итог трех туров игры.


4 тур игры – «Конкурс «Сказки»».

Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Правильный ответ оценивается в один балл. Кто первый ответит.


1.В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? (Красная шапочка)

2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано». (« Волк и семеро козлят»).

4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна Лягушка»)

5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)

6. В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погиб. («Колобок»)


5 тур игры «Песня о правах»

Для каждой команды исполняется песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.

1 «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения, мирных собраний)

2. «Чему учат в школе» (право на образование)

3. «На крутом бережку» из м\ф «Приключения кота Леопольда» (право на отдых)

4. «До чего дошел прогресс» к\ф «Приключения Электроника» (право на пользование благами научно-технического прогресса)

5. «Я у бабушки живу» (право на заботу и воспитание родителями)

6. «Мы маленькие дети» (право свободно выражать свои взгляды)

7. «Пусть всегда будет солнце» (право на жизнь)

8. «Ты да я, да мы с тобой» (право на личную жизнь)


  1. тур игры – «Кроссворд»

Правовой статус – это ваше положение в мире права. Как в геометрии положение определяется тремя координатами, так в праве Ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус.

По горизонтали:

1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.

По вертикали:

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?

2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.


(На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин. Проверяем по слайду. Жюри выставляет 1 балл за каждый правильный ответ)


7 тур игры - «Покажем знания»

Приглашаются капитаны к столу жюри за заданиями.

Тексты заданий.

  1. 9-летний Сережа сочинил стихотворение и хотел послать его в детский журнал. Но старший брат Дима сказал: «Напрасно посылаешь. Ты несовершеннолетний, не можешь быть автором, и поэтому твое стихотворение не напечатают». Прав ли Дима?

(Ответ: не прав. Автором произведения может быть человек в любом возрасте).

  1. Григорий А., 16 лет, работал на заводе и получал минимальную зарплату, которая составляла 4500 рублей. Он купил у товарища компьютер за 18000 рублей в рассрочку на 4 месяца. Родители Григория обратились в суд с требованием признать сделку недействительной, так как она лишает Григория средств к существованию на 4 месяца. Какое решение должен вынести суд?

( Ответ: суд должен в иске родителям отказать. Григорий имеет право самостоятельно распоряжаться своим заработком.)

  1. Двоюродный брат Марины подарил ей в день свадьбы свой цветной телевизор стоимостью 4500рублей, не оформив договора дарения в письменной форме. Но через год, ссылаясь на материальные затруднения, попросил вернуть подарок. Какое решение вынес бы суд, если ему пришлось рассматривать иск о возврате подарка? (Ответ: суд признал бы такой договор дарения недействительным и обязал бы Марину вернуть подарок. В соответствии с ГК РФ договор дарения должен заключаться в письменной форме).

  2. Трое ребят нашли на пустынной дороге коробку, выпавшую из кузова грузовика. В коробке оказались детские игрушки. «Отнесем их в детский сад и подарим детям», - решили друзья. Оцените их поступок с точки зрения морали и права. (Ответ: С точки зрения морали – правы, с точки зрения права – нет, нести нужно в полицию.)

  3. Собираясь переехать в другой город, бабушка подарила десятилетней внучке дом. Кто-то уговорил девочку обменять дом на красивую куклу. Девочка согласилась на обмен, потому что ей очень понравилась кукла, а дом был не нужен. Признает ли гражданское право такой обмен действительным? (Ответ: нет, гражданское право обмен признает недействительным, потому что дети и подростки до 14 лет не имеют дееспособности.)

  4. После смерти К. открылось наследство, включающее квартиру и машину. Завещание К. не оставила. У К. был муж, совершеннолетние сын и дочь, а также несовершеннолетняя племянница, находившаяся на иждивении. Кто будет являться наследниками К.? (Ответ: Муж и дети. Племянники по праву представления не наследуют).

  5. Как называется способность лица иметь права и нести обязанности?

(Ответ: правоспособность.)

  1. Как называется способность лица своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности? (Ответ: дееспособность).


В ходе игры капитан определяет отвечающего игрока или отвечает сам. Правильный ответ оценивается 2 баллами. Жюри подводит итоги. 4, 5, 6,7 туров игры.


Заключительная часть игры. Подведение итогов.

Слово предоставляется членам жюри. Они высказывают свое мнение о ходе игры, отмечают лучших игроков и команды, словесно оценивают уровень подготовки команд. Затем подводятся итоги игры, и проходит награждение команд и лучших игроков.

Заключение.

Сегодня важно менять правовое сознание детей и молодежи, формировать их правовую культуру на таких ценностях, как права человека и права ребенка. Деятельность, предлагаемая классным коллективам по правовому воспитанию разнообразна. Это классные и общешкольные мероприятия, в которых учащиеся смогут научиться совместной деятельности. В процессе работы учащиеся овладеют знаниями правовых основ, навыками их использования в жизни, у них будут формироваться глубокие и устойчивые представления о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях (в частности, и на основе их собственного опыта); будет складываться модель поведения, мотиваций и установок, которые соответствуют общечеловеческим, принятым в обществе ценностям.

Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в общении с товарищами и друзьями.

Разработанное мероприятие может быть включено в программу правового воспитания учащихся.


Список литературы.

  1. Н.Ф.Ромашина «Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию»5-9классы. М, «Глобус»,2008г.

  2. «Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое пректирование, изучение гуманитарного права». Метод. пособие\сост. Г.В. Дмитронко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова.- М. Глобус,2006г.

  3. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя - Мир…» 5-8 классы. В помощь учителю. Сборник/И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз,

В.Ю. Выборнова и др.- М. 2003г.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!