ГБОУ «Турунтаевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат»
«Устное народное творчество»:
интеллектуально – развивающая игра для обучающихся
8 – х классов
Подготовила: Капустина Т.В.,
учитель русского языка и чтения
с. Турунтаево
2023 год
Устное народное творчество»
Цели:
- обобщить знания обучающихся о малых жанрах фольклора;
- развивать творческие способности учеников;
- воспитывать гражданственность, чувство любви к родине.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнение знаний обучающихся о жанрах русского народного творчества.
Коррекционно-развивающие :
- развитие познавательной активности обучающихся, памяти, внимания, мышления;
- коррекция и развитие связной речи;
-коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
Воспитательные:
- воспитание положительной учебной мотивации и доброжелательного отношения друг к другу.
Планируемые результаты:
- формирование умения подбирать ответы в соответствии с заданием;
- формирование умения работать в группе;
- знание произведений устного народного творчества;
- выразительное рассказывание произведений устного народного творчества;
- формирование умения создавать инсценировки.
Предварительные задания:
придумать название команды (6 человек), девиз;
выбрать капитана;
подготовить плакат на тему: «Пословицы и поговорки»;
сделать поделки и нарисовать иллюстрации к сказкам;
выучить наизусть частушки (6 куплетов) каждой команде;
выучить наизусть скороговорки.
Оборудование:
проектор;
компьютер, интерактивная доска, презентация, иллюстрации, рисунки;
карточки с заданием для капитанов и команд;
оценочные листы для жюри;
призы
Ход мероприятия:
Организация внеклассного мероприятия
Вступительное слово учителя.
Устное народное творчество - это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и сказки о животных; прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам. Необъятно устное народное творчество. Создавалось оно веками, имеется множество его разновидностей. В переводе с английского языка фольклор - это «народное значение, мудрость». Целыми веками жили эти произведения в народной памяти. Только в конце XVIII века ученые начали понимать ценность устного народного творчества и стали его собирать и записывать. Теперь мы с вами можем читать русские народные сказки, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки.
И сегодня мы рады приветствовать здесь две замечательные команды 8 «а» и 8 «б» классов.
1)Объяснение условий игры и представление команд. Мероприятие будет проходит в форме соревнований. Время, отведённое на подготовку, на разных этапах различно. Жюри подсчитывает баллы. Жюри предстоит после подсчёта баллов определить команду-победителя и выделить самого результативного игрока в каждой команде.
От себя добавлю. Время на обдумывание всегда 1-2 минуты.
1. Команды по очереди отвечают на вопросы, получая баллы за правильные ответы.
2. Если ответ неверный, право заработать баллы получает другая команда.
3. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
В добрый путь! Успехов!
Представление команд Приветствие команд игроков.
Команда 8 «а» класса «Удача», девиз: «Нам всегда нужна удача, только так, а не иначе!»
Команда 8 «б» класса «Алые паруса», девиз: «Ветер дует в паруса, юность верит в чудеса!»
2.Основная часть мероприятия:
Основные этапы:
1.Жанры УНТ
Задание 1. Назвать жанры УНТ (слайды)
Задание 2: Определите жанр каждого произведения. Блиц-вопрос:
Плакса, вакса, мандарин,
На носу горячий блин.
Плакать не годиться,
Можно простудиться.
В сказке можно покачаться
На луне
И по радуге промчаться
На коне.
Со слоненком подружиться
И поймать перо жар-птицы,
Глазки закрывай,
Баю – бай.
(З. Петрова)
Проворонила ворона вороненка.
Ответ:
Дразнилка (юмористический стишок, высмеивающий чьи -то недостатки).
Колыбельная песня (первая музыкальная мелодия, песня, помогающая заснуть малышу)
Скороговорка (веселые строки для развития речи и выработки дикции)
2.Пословицы и поговорки
- Чем отличается половица от поговорка? (Пословица – это краткое изречение, народная мудрость в поучительной форме. Поговорка – это часть пословицы, меткое выражение, сравнение)
Задание 1. Конкурс «Закончите пословицу». Каждая команда получает конверт с заданием. Жюри оценивает выполненную работу.
команда «Удача» | команда «Алые паруса» |
Любишь кататься – люби … (и саночки возить) | Век живи - …(век учись) |
Скучен день до вечера, коли… (делать нечего) | Дырявой сетью рыбы … (не наловишь) |
Старый друг лучше…(новых двух) | Ученье свет, …(а неученье - тьма). |
Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей) | Семь раз отмерь, один раз …(отрежь) |
Задание 2. Закончи поговорку. Каждой команде предлагают по 3 поговорки
Колючий как…ёж.
Труслив как… заяц.
Хитёр как… лиса.
Голоден как… волк.
Здоров как … бык.
Сильный как … лев.
3.Народные песни
1.Задание: каждой команде хором спеть по куплету народной песни. Например:
Два весёлых гуся.
Жили у бабуси два веселых гуся,
Один серый, другой белый,
Два весёлых гуся.
По диким степям Забайкалья
По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащится с сумой на плечах.
2.Задание: Установить соответствие песен и времени года, когда они исполнялись (карточки с заданием)
Календарно-обрядовые песни Время года |
1)Колядки 1)Лето |
2)Заклички 2)Осень |
3)Песни жатвы 3)Зима |
4)Троицкие песни 4)Весна |
Ответ:
1)Колядки 1) Зима
2)Заклички 2) Весна
3)Песни жатвы 3) Осень
4)Троицкие песни 4) Лето
4.Частушки
Задание: Каждая команда споёт частушки (домашнее задание)
Вам частушки пропоем Школьные – прикольные, Чтоб в День знаний не скучали, Да и нас запомнили! | Нам учитель на доске Написал задание, Ну, а я сижу в тоске, На лице страдание |
Громыхает кабинет, Лестница шатается. Это значит 8а В гардероб спускается | На седьмом уроке мы Изучали Чехова У меня от Чехова Голова поехала |
На трудах все девочки Дружно вышивают. Ну, а бедные мальчишки Тяжести таскают. | Биология , наука,– Просто развлечение: Мы скелета угощали Колбасой с печением! |
В класс дневник теперь не носим, Смысла в этом просто нет: Все отметки, замечания Отправляют в Интернет | Ох, не помню я опять, Слово «ЧАЩА» как писать! С буквой «Я»? А, может, без? Напишу-ка лучше «ЛЕС»! |
В кабинете класс вчера Наш разбил окошко, Мы учителю сказали: «Пролетала мошка». | На уроке гул идет, Будто едет вездеход. Это Дима наш с Камчатки С классом диспуты ведет. |
Сочинили мы частушки, Очень мы старалися. Только просим, чтобы вы На нас не обижалися | Все частушки перепели, Думаем, что хороши, Так похлопайте дружнее, Мы старались от души. |
5. Скороговорки
- Для чего нужны скороговорки? (для развития речи и дикции)
Задание: Конкурс скороговорок.
команда «Удача» | команда «Алые паруса» |
От топота копыт пыль по полю летит | Во дворе - трава, на траве - дрова |
-Расскажите про покупки. -Про какие про покупки?- Про покупки, про покупки, про покупки свои. | Карл у Клары украл кораллы |
Около колодца кольцо не найдётся | Шла Саша по шоссе и сосала сушку |
6.Конкурс капитанов команд
1)Конкурс загадок. Каждый капитан должен отгадать 3 загадки:
1.Голубой платок, Алый клубок
По платку катается, Людям улыбается. (Солнце.)
2.Двенадцать братьев Друг за другом ходят,
Друг друга не находят. (Месяцы.)
3.С утра на ногах, а куда идут, сами не знают.(башмачки)
4. Что без боли и печали приводит в слезы? (лук)
5.Золотая голова на грядке лежит (тыква)
6.Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок)
2)Капитаны должны вставить в названия сказок пропущенные слова. (Задания для капитанов одинаковые). Кто из капитанов выполнит задание правильно и быстро.
1. Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.
2. Сестрица __________ и братец Иванушка.
3. Иван – царевич и ___________волк.
4. Царевна - ______________.
5. _________ из топора.
Слова для справок: принеси, серый, каша, Алёнушка, лягушка.
7.Сказки
-Что такое сказка?
- Назовите виды сказок?
Задание1. Кто больше всех знает русских народных сказок? Написать названия русских народных сказок. (названия должны быть точными).
Задание 2. « Найди и справь ошибку»:
По-волчьему велению.
Иван-царевич и чёрный волк.
Мальчик с ноготок.
Соловей – пират.
Задание 3.
Укажите точное место, где хранится смерть Кощея
Правильный ответ:
Смерть Кощея на конце иглы. Игла в хрустальном яйце. Яйцо в утке.
Утка в зайце. Заяц сидит в сундуке. Сундук на дубу. Дуб на острове Буян.
Задание 4. Назовите четвёртое-лишнее имя. Свой выбор объясните.
Илья;
Садко;
Алёша;
Добрыня.
Ответ:
Богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Садко – купец новгородский.
Задание 5. (просмотр видеофрагментов). Назовите композиционные элементы сказки, их цели.
Правильный ответ: Зачин настраивает слушателя, подготавливает к особой атмосфере сказки. Концовка – заключительная часть сказки, переход из сказки к реальным событиям.
Задание 6.. Назовите волшебные предметы и их назначение
Ответы:
Ковёр-самолёт — фантастическое средство передвижения по воздуху.
Путеводный клубочек указывает дорогу герою.
Шапка-невидимка делает невидимым того, кто её надевает.
Сапоги – скороходы доставляют своего владельца за считанные минуты на далекие расстояния.
Скатерь – самобранка в любое время и в любом месте может угостить изысканным кушаньем.
Звучит саунтрек из мультфильма «Алёша Попович». Жюри подводит итоги.
3.Заключительная часть мероприятия.
- Пришло время узнать, какая из команд победила в этих состязаниях.
Итак, жюри объявляет итоги всей игры. Надеюсь, что мероприятие вам понравилось и что-что новое, интересное вы узнали для себя об устном народном творчестве. Читайте сказки, пословицы и поговорки и другие жанры УНТ и вы откроете для себя удивительный мир. Права пословица: «День без книги, что день без солнца».
Всех благодарю за активное участие в мероприятии и желаю успехов в учёбе!