СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуально- развивающая игра по чтению "Устное народное творчество" для учащихся 8 классов с ОВЗ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуально- развивающая игра по чтению "Устное народное творчество" для учащихся 8 классов с ОВЗ»

ГБОУ «Турунтаевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат»

















«Устное народное творчество»:

интеллектуально – развивающая игра для обучающихся

8 – х классов





Подготовила: Капустина Т.В.,

учитель русского языка и чтения













с. Турунтаево

2023 год

Устное народное творчество»



Цели:

- обобщить знания обучающихся о малых жанрах фольклора;

- развивать творческие способности учеников;

- воспитывать гражданственность, чувство любви к родине.

Задачи:

Образовательные:

- Уточнение знаний обучающихся о жанрах русского народного творчества.

Коррекционно-развивающие :

- развитие познавательной активности обучающихся, памяти, внимания, мышления;

- коррекция и развитие связной речи;

-коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;

Воспитательные:

- воспитание положительной учебной мотивации и доброжелательного отношения друг к другу.



Планируемые результаты:

- формирование умения подбирать ответы в соответствии с заданием;

- формирование умения работать в группе;

- знание произведений устного народного творчества;

- выразительное рассказывание произведений устного народного творчества;

- формирование умения создавать инсценировки.



Предварительные задания:

  1. придумать название команды (6 человек), девиз;

  2. выбрать капитана;

  3. подготовить плакат на тему: «Пословицы и поговорки»;

  4. сделать поделки и нарисовать иллюстрации к сказкам;

  5. выучить наизусть частушки (6 куплетов) каждой команде;

  6. выучить наизусть скороговорки.

Оборудование:

  • проектор;

  • компьютер, интерактивная доска, презентация, иллюстрации, рисунки;

  • карточки с заданием для капитанов и команд;

  • оценочные листы для жюри;

  • призы

Ход мероприятия:

  1. Организация внеклассного мероприятия

Вступительное слово учителя.

Устное народное творчество - это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и сказки о животных; прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам. Необъятно устное народное творчество. Создавалось оно веками, имеется множество его разновидностей. В переводе с английского языка фольклор - это «народное значение, мудрость». Целыми веками жили эти произведения в народной памяти. Только в конце XVIII века ученые начали понимать ценность устного народного творчества и стали его собирать и записывать. Теперь мы с вами можем читать русские народные сказки, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки.

И сегодня мы рады приветствовать здесь две замечательные команды 8 «а» и 8 «б» классов.

1)Объяснение условий игры и представление команд. Мероприятие будет проходит в форме соревнований. Время, отведённое на подготовку, на разных этапах различно. Жюри подсчитывает баллы. Жюри предстоит после подсчёта баллов определить команду-победителя и выделить самого результативного игрока в каждой команде.

От себя добавлю. Время на обдумывание всегда 1-2 минуты.

1. Команды по очереди отвечают на вопросы, получая баллы за правильные ответы.

2. Если ответ неверный, право заработать баллы получает другая команда.

3. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

В добрый путь! Успехов!

Представление команд Приветствие команд игроков.

Команда 8 «а» класса «Удача», девиз: «Нам всегда нужна удача, только так, а не иначе!»

Команда 8 «б» класса «Алые паруса», девиз: «Ветер дует в паруса, юность верит в чудеса!»

2.Основная часть мероприятия:

Основные этапы:

1.Жанры УНТ

Задание 1. Назвать жанры УНТ (слайды)

Задание 2: Определите жанр каждого произведения. Блиц-вопрос:

Плакса, вакса, мандарин,

На носу горячий блин.

Плакать не годиться,

Можно простудиться.



В сказке можно покачаться

На луне

И по радуге промчаться

На коне.

Со слоненком подружиться

И поймать перо жар-птицы,

Глазки закрывай,

Баю – бай.

(З. Петрова)



Проворонила ворона вороненка.



Ответ:

Дразнилка (юмористический стишок, высмеивающий чьи -то недостатки).

Колыбельная песня (первая музыкальная мелодия, песня, помогающая заснуть малышу)

Скороговорка (веселые строки для развития речи и выработки дикции)



2.Пословицы и поговорки

- Чем отличается половица от поговорка? (Пословица – это краткое изречение, народная мудрость в поучительной форме. Поговорка – это часть пословицы, меткое выражение, сравнение)

Задание 1. Конкурс «Закончите пословицу». Каждая команда получает конверт с заданием. Жюри оценивает выполненную работу.


команда «Удача»

команда «Алые паруса»

Любишь кататься – люби … (и саночки возить)

Век живи - …(век учись)

Скучен день до вечера, коли… (делать нечего)

Дырявой сетью рыбы … (не наловишь)

Старый друг лучше…(новых двух)

Ученье свет, …(а неученье - тьма).

Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей)

Семь раз отмерь, один раз …(отрежь)



Задание 2. Закончи поговорку. Каждой команде предлагают по 3 поговорки

Колючий как…ёж.

Труслив как… заяц.

Хитёр как… лиса.

Голоден как… волк.

Здоров как … бык.

Сильный как … лев.

3.Народные песни

1.Задание: каждой команде хором спеть по куплету народной песни. Например:

Два весёлых гуся.

Жили у бабуси два веселых гуся,

Один серый, другой белый,

Два весёлых гуся.



По диким степям Забайкалья

По диким степям Забайкалья,

Где золото роют в горах,

Бродяга, судьбу проклиная,

Тащится с сумой на плечах.



2.Задание: Установить соответствие песен и времени года, когда они исполнялись (карточки с заданием)



Календарно-обрядовые песни Время года


1)Колядки 1)Лето

2)Заклички 2)Осень

3)Песни жатвы 3)Зима

4)Троицкие песни 4)Весна

Ответ:

1)Колядки 1) Зима

2)Заклички 2) Весна

3)Песни жатвы 3) Осень

4)Троицкие песни 4) Лето

4.Частушки

Задание: Каждая команда споёт частушки (домашнее задание)



Вам частушки пропоем
Школьные – прикольные,
Чтоб в День знаний не скучали,
Да и нас запомнили!




Нам учитель на доске 
Написал задание,
Ну, а я сижу в тоске,
На лице страдание



Громыхает кабинет,
Лестница шатается.
Это значит 8а
В гардероб спускается




На седьмом уроке мы

Изучали Чехова

У меня от Чехова

Голова поехала



На трудах все девочки

Дружно вышивают.

Ну, а бедные мальчишки

Тяжести таскают.




Биология , наука,–

Просто развлечение:

Мы скелета угощали

Колбасой с печением!




В класс дневник теперь не носим,
Смысла в этом просто нет:
Все отметки, замечания
Отправляют в Интернет

Ох, не помню я опять,

Слово «ЧАЩА» как писать!

С буквой «Я»? А, может, без?

Напишу-ка лучше «ЛЕС»!




В кабинете класс вчера

Наш разбил окошко,

Мы учителю сказали:

«Пролетала мошка».


На уроке гул идет,
Будто едет вездеход.
Это Дима наш с Камчатки
С классом диспуты ведет.




Сочинили мы частушки, 
Очень мы старалися. 
Только просим, чтобы вы 
На нас не обижалися



Все частушки перепели,
Думаем, что хороши,
Так похлопайте дружнее,
Мы старались от души.





5. Скороговорки

- Для чего нужны скороговорки? (для развития речи и дикции)

Задание: Конкурс скороговорок.

команда «Удача»

команда «Алые паруса»

От топота копыт пыль по полю летит


Во дворе - трава, на траве - дрова

-Расскажите про покупки. -Про какие про покупки?- Про покупки, про покупки, про покупки свои.


Карл у Клары украл кораллы

Около колодца кольцо не найдётся


Шла Саша по шоссе и сосала сушку



6.Конкурс капитанов команд
1)Конкурс загадок. Каждый капитан должен отгадать 3 загадки:

1.Голубой платок, Алый клубок

По платку катается, Людям улыбается. (Солнце.)

2.Двенадцать братьев Друг за другом ходят,

Друг друга не находят. (Месяцы.)

3.С утра на ногах, а куда идут, сами не знают.(башмачки)

4. Что без боли и печали приводит в слезы? (лук)

5.Золотая голова на грядке лежит (тыква)

6.Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок)



2)Капитаны должны вставить в названия сказок пропущенные слова. (Задания для капитанов одинаковые). Кто из капитанов выполнит задание правильно и быстро.

1. Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.
2. Сестрица __________ и братец Иванушка.
3. Иван – царевич и ___________волк.
4. Царевна - ______________.
5. _________ из топора.
Слова для справок: принеси, серый, каша, Алёнушка, лягушка.



7.Сказки

-Что такое сказка?

- Назовите виды сказок?

Задание1. Кто больше всех знает русских народных сказок? Написать названия русских народных сказок. (названия должны быть точными).

Задание 2. « Найди и справь ошибку»:

По-волчьему велению.

Иван-царевич и чёрный волк.

Мальчик с ноготок.

Соловей – пират.

Задание 3.

Укажите точное место, где хранится смерть Кощея

Правильный ответ:

Смерть Кощея на конце иглы. Игла в хрустальном яйце. Яйцо в утке.

Утка в зайце. Заяц сидит в сундуке. Сундук на дубу. Дуб на острове Буян.

Задание 4. Назовите четвёртое-лишнее имя. Свой выбор объясните.

Илья;

Садко;

Алёша;

Добрыня.

Ответ:

Богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Садко – купец новгородский.

Задание 5. (просмотр видеофрагментов). Назовите композиционные элементы сказки, их цели.

Правильный ответ: Зачин настраивает слушателя, подготавливает к особой атмосфере сказки. Концовка – заключительная часть сказки, переход из сказки к реальным событиям.

Задание 6.. Назовите волшебные предметы и их назначение

Ответы:

Ковёр-самолёт — фантастическое средство передвижения по воздуху.

Путеводный клубочек указывает дорогу герою.

Шапка-невидимка делает невидимым того, кто её надевает.

Сапоги – скороходы доставляют своего владельца за считанные минуты на далекие расстояния.

Скатерь – самобранка в любое время и в любом месте может угостить изысканным кушаньем.

Звучит саунтрек из мультфильма «Алёша Попович». Жюри подводит итоги.

3.Заключительная часть мероприятия.

- Пришло время узнать, какая из команд победила в этих состязаниях.

Итак, жюри объявляет итоги всей игры. Надеюсь, что мероприятие вам понравилось и что-что новое, интересное вы узнали для себя об устном народном творчестве. Читайте сказки, пословицы и поговорки и другие жанры УНТ и вы откроете для себя удивительный мир. Права пословица: «День без книги, что день без солнца».

Всех благодарю за активное участие в мероприятии и желаю успехов в учёбе!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!