СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальное развитие студентов на уроках естественнонаучного цикла

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной изпроблем выпускников СПО является не очень высокий уровень интллектуального воспитания, поэтому для решения данной проблемы, используются разные методы воспитательного процесса в этом направлении. Это активизирует интеллектуальную деятельность, способствует развитию интеллектуального потенциала студентов.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальное развитие студентов на уроках естественнонаучного цикла»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

Образовательный процесс в среднем профессионально учебном заведении представляет собой единый целостный процесс, который включает в себя учебную, научную и воспитательную составляющие. Главной целью образования является развитие личности студентов. Поэтому в процессе обучения в профессиональных учебных заведениях необходимо давать умения воспринимать и осваивать новое: новые знания, новые виды и формы трудовой деятельности, новые приемы организации управления, которые опираются на развитие интеллектуальных умений.

Одной из проблем выпускников учреждений СПО является не очень высокий уровень интеллектуального воспитания, поэтому для решения данной проблемы используются разные методы воспитательного воздействия в этом направлении. Это активизирует интеллектуальную деятельность, способствует развитию интеллектуального потенциала студентов[1].

Интеллект (от лат. Intellectus – понимание, познание) – общие способности к познанию, и решению трудностей, которые объединяют все познавательные способности человека: представления, ощущения, восприятия, память, мышление, воображение.

Психологи рассматривают интеллект как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения знаний, навыков и умений.

Выделяют разные виды интеллекта: вербальный (чтение, письмо, устная речь, общение), логический (вычислительные навыки, рассуждения), физический (координация движения, ловкость моторика), пространственный (визуальное восприятие окружающей среды) и другие. Для студентов важен интеллект академический, который выражается в способности человека к учению, быстрому и качественному приобретению знаний, навыков и умению в условиях регламентированного обучения [2].

Интеллектуальное воспитание – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание каждому студенту индивидуальной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей. Критерием интеллектуального поведения является открытие возможностей среды для адаптивных действий студента в ней.

Необходимо организовать так учебно – воспитательный процесс, который сможет обеспечить оказание каждому студенту индивидуальной педагогической помощи с целью развития в нём абстрактного, логического, творческого мышления и способности его практического использования [4].

В качестве основных используются четыре направления.

Научно-исследовательская работа студентов. С этой целью функционирует комплексная система подготовки студентов. Наиболее активные, инициативные, целеустремлённые студенты участвуют в научно-исследовательской работе, которая включает в себе участие в олимпиадах, конкурсах на лучшую научную работу, конференциях и т.д.

Учебно-исследовательская работа студентов. Работа со студентами позволяет создавать благоприятную атмосферу для соединения учебного процесса с исследовательской работой студентов. Даёт возможность преподавателю включать в учебный процесс самые последние достижения науки: обучение становится исследованием выполняемым студентом под руководством преподавателя. Учебно-исследовательская работа вносит творческий характер в занятия по учебному плану, при этом учитываются индивидуальные склонности, научные интересы студентов[3].

Интеллектуально-развивающие конкурсы и игры. Сфера проявлений и развития личности не должна быть ограничена учебными занятиями. Для развития различных форм интеллектуальной деятельности студентов используются различные интеллектуальные игры и конкурсы.

Организация эстетического и духовного образования во внеучебное время. Это направление со студентами носит опосредованный характер, так как предполагает становление навыков интеллектуального развития посредством совместной работы с преподавателями и администрацией колледжа над разработкой, организацией и проведением мероприятий направленных на формирование нравственно развитой личности.

Профессиональное образование в стенах колледжа подразумевает не только освоение определенных умений и навыков, а также побуждает личность к саморазвитию. Феномен саморазвития является основным внутренним механизмом личности. Одним из факторов, оказывающим влияние на динамику и направленность саморазвития являются интеллект, способность к овладению учебно-психологической культурой, организованность, коммуникативные склонности, настойчивость[5]. Изучение развития интеллектуальных способностей студентов колледжа актуально, так как, современные производства, оснащенные сегодня новейшим оборудованием, нуждаются в квалифицированных, интеллектуально развитых специалистах.

Интеллект включает в себя: приобретенные знания, опыт и способность к дальнейшему их накоплению и использованию при умственной деятельности. В структуре интеллекта человека ведущими компонентами являются мышление, память, внимание и способность к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Задача преподавателя использовать на уроках различные приемы, направленные на развитие различных составляющих интеллекта.

1. Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

При изучении, демонстрации и самостоятельном проведении студентом химических реакций необходимо приучать внимательно следить за ее протеканием: отмечать изначальное состояние веществ (агрегатное состояние, цвет, растворимость) изменения, происходящие во время реакции (изменение цвета раствора, выделение газа, тепла,) и результат реакции (выпадение осадка, окончательный цвет раствора, наличие запаха).

При чтении учебника или другой дополнительной литературы развитие внимания можно построить следующим образом. Перед изучением текста поставить вопросы, ответы на которые необходимо найти. После прочтения задать поставленные вопросы и получить на них ответ. Но после задать вопросы, которые не были поставлены до прочтения учебного материала. Например, при изучении темы «Электролитическая диссоциация» студенты самостоятельно, при изучении текста учебника, записывают понятия «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация». При последующем фронтальном обсуждении данных понятий задается вопрос: «Как химическая связь и строение молекул влияют на электролитическую диссоциацию?» Немногие студенты смогут ответить на этот вопрос, несмотря на то, что ответ был ими прочитан. Прошу еще раз внимательно прочитать указанный абзац текста и ответить на вопрос.

2. Память – способность сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Основной метод развития памяти – это заучивание информации. Но этот процесс можно сделать несколько необычным. Одним из методов запоминания информации являются аббревиатуры, которые не только сокращают длинные названия, но и способствуют их запоминанию. Принцип аббревиатуры также используется для запоминания материала, не связанного логическими принципами, и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации [6].

Составление опорных конспектов, схем, рисунков – еще один метод развития памяти. После их составления, студенты должны обязательно проговорить изображенный материал.

3. Воображение (представления) – способность создавать образы и управлять ими. Необходимо научить студентов представлять происходящие химические процессы, их результаты. Например, при проведении лабораторных работ, прежде чем выполнить опыт, необходимо спросить студента, что в результате данного опыта мы получим, какие процессы в ходе этого опыта будут происходить. Развитию воображения способствует составление, графических формул веществ, моделей, макетов.

4. Мышление – познание связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Учить мыслить в процессе обучения - это значит учитывать природные особенности студентов, опираясь на педагогические и психологические особенности их развития, обеспечить усвоение содержания учебной дисциплины. Важно развить у студентов умение мыслить самостоятельно. Это поможет ему легче адаптироваться в мире, наполненном постоянно меняющейся и обновляющейся информацией, научит отделять основное от второстепенного.

Различные виды мышления можно разделить на две группы: теоретическое и практическое мышление. Показателями развития теоретического мышления при изучении дисциплин естественнонаучного цикла могут служить следующие сформированные умения: выдвигать и формулировать учебные гипотезы; использовать известные законы и понятия для объяснения различных процессов и явлений; производить логические операции сравнения, сопоставления, выделения, обобщения, систематизации, интеграции, анализа.

Развитие практического мышления в процессе изучения дисциплин дисциплин естественнонаучного цикла связано в основном с решением практических задач и осуществляется в процессе постановки эксперимента, моделирования, конструирования различных приборов, объектов и т.п. Студенты привлекаются для участия в научно-практических конференциях, где можно решать задачи практического характера выходящие за рамки учебной программы. Можно привлекать студентов к решению задач повышенной сложности, имеющих непосредственную связь с их будущей профессией. Такие задания возможны к рассмотрению в рамках работы факультатива.



Список литературы.

  1. Денисова А. Б. Возможности информационного пространства внеучебной деятельности // Информационное общество. – 2021. – № 2. – С. 153-157.

  2. Бахтина О В, Педагогические условия интеллектуального развития студентов в образовательном процессе ссуза / О В. Бахтина // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста : материалы межрегион науч.-метод конф. / [под ред И.Ф Бережной, Л.А. Казнаковской] - Воронеж, гос. ун-т. - Воронеж, 2020. - Вып. 4. - С 124-127

  3. Канаева Т. А. Понятие «Внеучебная деятельность» в аспекте профессионального становления студентов СПО // Современные исследования социальных проблем. – 2022. – № 11(19) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/wpcontent/uploads/2014/10/article-example1-9.doc

  4. Попов А. И. Духовно-нравственное воспитание в олимпиадном движении студентов // Образование и наука. – 2021 – № 3 (112). – С. 92-106.

  5. Руденко А. Н. Интеллектуальный потенциал студенчества: концептуализация понятия // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки – 2021. – № 2. – С. 29–35.

  6. Ясюкова Л.А., Долгополов В.А., Пискун О.Е. Интеллектуальный потенциал студентов СПбГПУ // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения.–2020.–Т.8.–№1.–С.219–223.URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21223856&


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!