Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка
Детские годы характеризуются лёгкостью привыкания к необычному , подвижностью воображения.
Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологи и педагогики, опыт практической педагогической работы-всё это дает возможность создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения русскому языку.
В своей педагогической деятельности я определила для себя два направления в работе:
-развитие межличностных отношений;
- интеллектуальное развитие учащихся.
Итогом такой работы явилась разработка новых приемов преподавания русского языка, где бы учитывалось интеллектуальное развитие каждого школьника . рассмотрим это на примере урока русского языка в III классе.
Тема: « Склонение имен существительных».
Цель : обобщение знаний учащихся по теме «Склонение имен существительных»;
Развитие мыслительных процессов и познавательной активности; привитие интереса к русскому языку; воспитание чувства культуры интеллектуального труда.
Повторение изученного.
На доске написаны слова :
М..рков.. к..ртофел.. п..м..дор
М..ряк л..сник п..сател..
Сн..гир… ..рел грач…
Бабушка ..тец доч..
- Прочитайте слова . Обратите внимание на смысловую часть в каждой строке. Запомните . ( Закрыть вторые и третьи слова).
- Напишите строчки полностью, вставьте пропущенные буквы, объедините орфограммы, найдите общее в данных словах. (Существительные, нарицательные, единственное число.)
Какое существительное лишнее? (Бабушка- 1-е скл., остальные – 2-3.-е скл.)
Знания каких правил нам понадобились для выполнения этого упражнения?
Минутка чистописания.
- Напишем три буквы . Все они находятся в существительном 1-го склонения.
1-я буква – согласная в корне ( б-бабушка);
2-я буква- гласная в суффиксе (у-ушк);
3-я буква – окончание (-а).
- Определите порядок следования букв:
Аабу
Аббу
Абуу
Напишите этот ряд, поочередно удваивая, затем утраивая количество букв.
Вспомните , как мы определяли тему чистописания. Скажите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? ( О первом склонении существительных.)
Словарно-орфографическая работа.
На доске записаны слова:
Б..р..да, н..род, ив..лга, б..рьба, л..пата, иск..рка, ог..ворка, т..рговля, ег..за, к..са, кр..ситель, атм..сфера.
-Соедините существительные 1-го склонения с безударной –о-, первые буквы этих слов образуют новое словарное слово. (библиотека )
Что такое библиотека? ( Слово библиотека- одно из самых древних. Оно пришло к нам из греческого языка. Библио по-гречески «книга», текос-«хранилище». Библиотека- книгохранилище. До наших дней дошла память о лучших библиотеках древности: библиотеке глиняных книг вавилонского царя Ашшурбанипала , Александрийской библиотеке книг-свитков, знаменитых библиотек Ивана Грозного, Петра Первого.)
-Выделите безударные гласные, запишите слово. Составьте предложения со словом библиотека и словом, обобщающим значения каждого ряда слов.
Образец: В библиотеке подготовлена выставка книг об овощах. На полках библиотеки имеется много книг о разных профессиях. Дети часто берут в библиотеке книги о птицах. Мои родственники регулярно посещают библиотеку.
- Подберите слова с частью тека. ( Фонотека, игротека, дискотека, аптека.)
* Физкультминутка.
1-е скл.- руки вверх, потянулись.
2-е скл.- хлопок.
3-е скл.- присели.
-Сосчитайте сколько существительных 1-го склонения: гора, дом, дочь, окно, мышь, вишня, врач, книга, библиотека, снег, плащ, ночь, прогулка (5 слов)
4. Исследование.
- Продолжите начатые ряды, подбирая их по трем признакам.
К тропинке, к росинке….
Для поломки, для посылки…
-Знания каких правил вы использовали?
5. Шифровка.
-Прочитайте запись, сформулируйте к ней свое задание.
Шифр
Дверь открывают (чем?) ключом.
Предложения.
Дрова рубят (?) т..п..ром.
Ст…рик л..вил (?) неводом рыбу.
(Напишите предложения , которые соответствуют шифру, в скобках поставьте нужный вопрос, укажите склонение существительных, вставьте пропущенные буквы.)
6. Причина-следствие.
- Запишите предложения в следующем порядке: причина-следствие. Замените одинаковые слова другими, близкими по смыслу. Вставьте нужные буквы, раскройте скобки. Существительные каких склонений вам встретились?
Б (е, и)рёза в тундре не может вырасти б(о, а)льшой. (В) тундре суровая
з (е,и)ма.
7. Рефлексия.
- Какие правила русского языка повторили?
Игра «Честно-пречестно»:
-Что для вас было уже легко?
Что было еще трудно?
А что показалось самым интересным ?
-