Интеллектуальные игры на уроках русского языка и литературы
Щепкина Ольга Петровна
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №4»
Г. Дзержинский, Московской области
Понятие «интеллектуальной игры»
- Философы и психологи считают игру одним из фундаментальных свойств человеческой культуры.
- Игра всегда имеет отчетливо выраженную установку на творчество.
- В процессе игры учащиеся закрепляют знания, реализуя их в конкретных умениях.
Теоретическое обоснование
Системно-деятельностный подход
Развивающее обучение
Концентрированное обучение
Преимущества интеллектуальных игр
Проверка и закрепление знаний
Занимательность
Развитие фантазии и воображения
Воспитательный потенциал языковых и литературных игр
Формируют культуру речевой деятельности и внешней коммуникации
Создают представление об эстетических ресурсах языка
Суть педагогической идеи
Цель:
Диапазон опыта: учащиеся 5-9 классов
развитие познавательного интереса
Задачи:
- сформировать познавательный интерес, способствующий личностному росту школьников;
- Способствовать развитию логического мышления, коммуникативных способностей и культуры межличностного общения
5-6 кл .
- Увеличение словарного запаса Развитие вербально-логического мышления
- Увеличение словарного запаса
- Развитие вербально-логического мышления
7-8 кл .
- Совершенствование наглядно-образного мышления Освоение метафорического и идиоматического богатства русского языка
- Совершенствование наглядно-образного мышления
- Освоение метафорического и идиоматического богатства русского языка
9-11 кл .
- Формирование национальной языковой картины мира Формирование ассоциативных связей в языковом сознании. Появление собственного «стиля».
- Формирование национальной языковой картины мира
- Формирование ассоциативных связей в языковом сознании.
- Появление собственного «стиля».
Опора на возрастной диапазон: становление речевой личности школьника происходит постепенно.
Повышает мотивацию к обучению
Развивает логику и вариативность мышления
Развивает познавательный интерес и кругозор
Связь с учебным процессом: «Игра не ради игры»
Педагогическое применение на всех этапах речевого развития
РЕЧЕВОЕ
АССОЦИАТИВНОЕ
мышление
мышление
с опорой на развитие социального кругозора
ДИСКУРСИВНОЕ
мышление
(создание текстов)
ОБРАЗНОЕ
мышление
Виды игр
- Игры-инсценировки Игры-представления Речевые упражнения
- Игры-инсценировки
- Игры-представления
- Речевые упражнения
Репродуктивные
- Словотворчество Интерпретация Создание текстов
- Словотворчество
- Интерпретация
- Создание текстов
Творческие
Смысл творческих игр на уроках
«Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее» (Л.В.Щерба)
Установка на творчество
Овладение нормами речевой деятельности
Условия применения
Самостоятельные задания (создание текста)
Работа в парах
Коллективный поиск – работа в группах
Примеры языковых игр
Игры с установкой на воспроизведение (Лингвистическая угадайка, Понятие-кристалл)
Игры с установкой на комизм (Буквализация фразеологизма, Языковая маска)
С установкой на закрепление навыка и словотворчество (Слова-стимулы, Неологизмы одного корня)
Примеры игр на уроках литературы
На анализ
На сравнение
Творческий поиск
фоносемантики
речевого поведения героев (например, в конфликтных ситуациях)
взять интервью у литературного героя с учетом его манеры поведения, словоупотребления и т.д.
речевого поведения героя
Что? Где? Когда? (тип речи персонажа и социальные условия )
наблюдения над аллюзиями
«эффект индивидуализации речи»
- Наблюдения при чтении текстов - выводы
- Наблюдения при чтении текстов - выводы
«Слуги говорят не так, как господа»
«Девушки говорят не так, как бабушки»
Наблюдение над речью персонажей в зависимости от СИТУАЦИЙ общения
Постижение тайн языка можно продолжить на уроках литературы
«Бьется лебедь средь зыбей, Коршун носится над ней».
В реальности это невозможно: коршун слишком мелок для лебедя
Почему А.С.Пушкин исказил реальность, а не выбрал ястреба или сокола?
Анализ фоносемантики на примере «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина
Словотворчество на уроках литературы (развитие ассоциативного мышления)
Богатейший источник – поэзия русского модернизма
Звукоподражательные стихи при изучении приема аллитерации
К.Бальмонт «Камыши»
Придумать собственный текст (прозаический, поэтический) на тему «Горная река», «Ветер», «Ручей» и т.д.
«Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши»…
Подобрать ассоциации и оценить по пятибалльной шкале и параметру «красивый-отталкивающий» слова
Фонетика связана с лексикой и стилистикой
Игры указывают на взаимосвязь разных уровней языка
Анализ звуков
Стилистическая окраска
Лик, лицо, физиономия
Морда, рыло, харя
Наблюдения помогают усвоить тему «Стилистические различия слов»
Стилистические пометы
Применение в художественной речи
«Буквализация фразеологизма»
Различение свободных и несвободных словосочетаний
Связь изучения лексического уровня языка и словотворчества.
В основе – прием употребления фразеологизмов в качестве свободных словосочетаний
Школьникам предлагается составить текст по примеру произведения А.Дегтярева «Глубинка»:
« Хата Макара стояла с краю, на кисельных берегах реки Молочной. Встав как-то поутру с прокрустова ложа и вломившись в открытую дверь, Макар подлил масла в огонь, вывел на чистую воду уток и привычно погнал куду-то телят»…
Жанровый диапазон для выполнения этого задания широк:
- юмореска;
- сказка;
- притча;
- рассказ (например, о школьном событии)
Лингвистическая угадайка
- Учитель предлагает школьникам записать иностранные пословицы и поговорки и подобрать к ним русские соответствия:
- Нет боба без пятнышка (англ.) – У каждого свои недостатки.
- Какое дерево, таков и плод (англ.) – Яблоко от яблони недалеко падает.
- Тому, что сделано, подставляй грудь (исп.) – Назвался груздем – полезай в кузов.
- Лучше воробей в руке, чем голубь на крыше (нем.) – Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
используется при изучении темы «Функциональные стили речи»
строится на подражании определенному стилю
основана на перемещении слов и выражений из одного стиля в другой
развивает лингвистическое чутье, понимание тонкостей словоупотребления
Языковые маски – игра, которая
Языковая маска – в основе приема стилевого контраста
Используя штампы канцелярско-делового языка, переделайте предложения. Понаблюдайте, какой эффект при этом создается?
Мы решили в воскресенье позвать гостей
Мы постановили в воскресенье позвать гостей (комический эффект)
Языковая маска – осознанное нарушение норм лексической сочетаемости
Высокий книжно-поэтический стиль
Коля читает доклад.
Коля вещает доклад.
Газетные клише
Ученик расскажет, как все было.
Ученик осветит , как все было.
Разговорная лексика и жаргон
Нужно развивать уровень культуры общения подростков.
Нужно развивать уровень культуры базара подростков.
«Понятие – кристалл»: даем определения понятию разными способами. Каждый способ – отдельная грань «кристалла».
С помощью словосочетаний
Через синонимы
Через антонимы
Доброта – это…
Доброта – это…
Доброта – это…
Сердечность, душевность, чуткость
расположение к людям, готовность прийти на помощь
Отсутствие злобы, жестокости, грубости
Неологизмы одного корня
Поэзия подсказывает новые возможности словотворчества
- Игра основана на опыте стихотворения В.Хлебникова «Заклятие смехом»
- Игра основана на опыте стихотворения В.Хлебникова «Заклятие смехом»
«О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!».
- Школьникам предлагается придумать свои «заклятия», например, на тему «Давайте дружить!» или «Не сердитесь!»
- Школьникам предлагается придумать свои «заклятия», например, на тему «Давайте дружить!» или «Не сердитесь!»
Слова-стимулы. Игра помогает в изучении приставок и суффиксов
В основе – эксперименты психолингвиста Л.В.Сахарного, выявляющие аспекты словобразования в речевой деятельности
В ответ на слово-стимул привести любое слово-ассоциацию с заданным суффиксом, например,
-НИК-
Утренник – праздник
Дневник – школьник
Вечерник – отличник
Именинник - пикник
Перспективы использования интеллектуальных игр на уроках
Диагностика на уроках в игровой форме
Переход к заданиям повышенного уровня сложности
Подготовка к олимпиадам
Условия успешности
Системное применение интеллектуальных игр, охватывающих все уровни системы родного языка
Вариативность игр, положительное отношение учащихся к правилам и финалу
Формирование гибкости мышления в условиях деятельности в группе
Литература
- Л.С.Выготский. «Анализ эстетической реакции». Собрание трудов. – М., 2001.
- И.Н. Горелов, К.Ф.Седов. «Основы психолингвистики». – М., 2008.
- Поэтика. Вопросы литературоведения. – М., 2005.
- О.И.Горбич. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе». – М., 2009