СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальный марафон «Всемирный день водных ресурсов: история и смысл праздника»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальный марафон «Всемирный день водных ресурсов: история и смысл праздника»

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальный марафон «Всемирный день водных ресурсов: история и смысл праздника»»

Интеллектуальный марафон «Всемирный день водных ресурсов: история и смысл праздника»


Цели мероприятия:

- развить представление учащихся о значении воды и необходимости ее сбережения через актуализацию имеющихся и получение новых знаний об основных свойствах воды и ее роли в природе, жизни и деятельности человека.

Задачи:

- расширить и закрепить у учащихся знания о воде, как об уникальном веществе, без которого невозможна жизнь;

- способствовать формированию представления о чистой воде, как о величайшей универсальной ценности;

- содействовать закреплению у обучающихся желания экономного расходования воды в домашних условиях;

- способствовать формированию культуры рационального водопотребления;

- донести информацию о водных ресурсах мира, России, о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека, о важности экологического сознания в России.

Используемые методы:

  • словесный: выступления ведущих;

  • наглядный: использование презентации на данную тему.


Оборудование:

компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация.


Ход мероприятия:


Каждый человек знает, что вода является основой нашего организма и что важно употреблять чистую, хорошую воду в большом количестве. Но развитие промышленности, рост численности населения, неуважение к природным ресурсам и катастрофы приводят нас к тому, что всемирный запас чистой пресной воды иссякает, и уже через несколько десятков лет питьевая вода может стать дороже золота.

Стоит задуматься!

Современный мир настолько быстро изменяется, что у человека появляется все больше дел, интересов, нагрузок, и он просто не придает значения тому, что стало так обыденно в современном стиле жизни. Вода есть везде в большом количестве. Но сколько же на самом деле нужно одному человеку для существования? И как сохранить природные ресурсы для наших потомков?

22 марта - Всемирный день водных ресурсов

Ученые уже давно работают над проблемой опреснения соленой воды, но пока так и не смогли добиться успеха. Поэтому был учрежден праздник - Всемирный день воды, чтобы вся планета вспомнила важность воды для нашего существования и что ее необходимо беречь.

Как его отмечают?

В каждой стране, в каждом городе мира уже устраивают мероприятия на Всемирный день воды, где организаторы могут напомнить людям, что вода - это часть нашей планеты и нашей жизни. Она поддерживает жизнь всего живого на Земле, и без нее наше существование давно бы прекратилось.

Как появился Всемирный день водных ресурсов?

В 1992 году на очередной конференции ООН в Рио-де-Жанейро, посвященной охране окружающей среды, была поднята тема нехватки водных ресурсов. Она уже тогда остро стояла перед людьми. Все чаще наступали засухи, и жаркие районы планеты изнывали от жажды. Но на материке Евразии все чаще стали происходить случаи с необратимым загрязнением пресных водоемов, а это значит, что проблема будет только нарастать. В 1993 году Генеральной ассамблеей ООН было принято официальное решение о проведении 22 марта Всемирного дня воды, который будет напоминать людям о необходимости экономить и беречь воду.

ООН рекомендует всем главам государств проводить специальные мероприятия по празднованию этого дня. Так, период с 2005 по 2015 год был объявлен десятилетием под лозунгом "Вода для жизни". Поэтому каждый год в Организации Объединенных Наций выбирается целое подразделение, которое будет следить за проведением Всемирного дня воды. Они выбирают проблему, которая в этом году является самой острой, и призывают мир к ее решению. Для этого назначаются специальные премии для ученых, инженеров, глав государств и так далее. Но никто не забывает и про остальные проблемы. Каждый год обсуждается три главных вопроса:

1. Нехватка воды во многих регионах и помощь в борьбе с дефицитом.

2. Распространение информации о важности сохранения природных ресурсов.

3.Пропаганда среди стран о праздновании Дня воды.

Какие сейчас проблемы с водой?

Поверхность земли на 70 % покрыта водой. Примерно 1,4 млрд км2 - соленая (97,5 %). И только 2,5 % от общего объема воды - пресные источники.

Пресная вода составляет 35 млн км2. Большая часть находится в замерзшем состоянии (ледники, айсберги). А около 10,7 млн км2 воды скрыто под землей. Часть рек же составляет всего 0,02 млн км2 пресной жидкости. Главный источник пресной воды - океаны, из которых каждый год испаряется около 500 тыс. км2 воды. И только 80 % всех осадков выпадают обратно в океаны. Ресурсы пресной воды на планете распределяются неравномерно.

Конечно, ученые утверждают, что все проблемы связаны с нерациональным использованием. Поэтому, в первую очередь, они направляют свои силы на изобретение водосберегающих технологий в бытовом использовании, но, как правило, эти проекты не получают должного финансирования и остаются замороженными на долгие годы. И только на Западе многие из них смогли реализовать свои проекты.

Для чего нам вода и можно ли обойтись без нее?

Возможно, вы когда-то решитесь увлечься правильным питанием, и первое, что скажет вам любой тренер или консультант, что нужно пить как можно больше жидкости. Вы радуетесь, ведь частенько садитесь за чашечку чая с друзьями или на работе, но в данном случае под жидкостью понимается только чистая вода!

Многие не знают, что ставшие для нас привычными напитки делают только хуже нашему организму, и зачастую наше тело страдает от жажды. Так, в любимых лимонадах содержится очень много сахара, и организм воспринимает их как пищу, а не жидкость, поэтому не использует в важных процессах, а выводит их без задержки. Чай и кофе абсорбируются в организме и, наоборот, связывают воду в наших клетках, нарушая ее циркуляцию в теле. Только чистая вода является настоящим транспортом веществ в нашем организме. Благодаря ей полезные элементы разносятся по всему телу, наполняя его витаминами и микроэлементами. Вода также выводит из клеток токсины и вредные вещества. Употребляя достаточное количество воды и витаминов, вы всегда будете здоровыми и красивыми. Без нее с вами произойдет обратное. Ваш организм недополучит витаминов, и из-за этого вы будете становиться слабее. Разрушится иммунитет, и нарушится обмен веществ. Кости ослабнут, кожа высохнет и потеряет упругость. Увы, но без воды наш организм не сможет быть здоровым и долго существовать, поэтому старайтесь пить как можно больше и приучать к этому своих детей с раннего возраста.

Природа без воды

Не забывайте, что не только человеческий организм неспособен выжить без воды, но и все живое на нашей планете.

Если вода на Земле иссякнет, то начнут засыхать и деревья. Сначала снизятся, а затем и вовсе истощатся урожаи на деревьях, потом опадут листочки и, наконец, высохнет сам ствол. Жучки, которые живут на деревьях, исчезнут. Вместе с ними и птицы, которые ими питаются. Нарушится хрупкая экосистема. Исчезнут животные, а ведь благодаря их жизни существуют трава и цветы. Мир превратится в пустыню. Деревья высохнут и погибнут, а вместе с ними пропадет и кислород. И даже если люди заберут себе все водные ресурсы, не оставив их природе, они все равно не смогут выжить без воздуха, который нам так усердно создают деревья.

Интеллектуальный марафон
Антуан де Сент-Экзюпери в книге «Планета людей» писал: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь». Действительно, такое важное для жизни и такое привычное вещество на самом деле оказывается нам не вполне знакомым. Постарайтесь выполнить предложенные задания, и, возможно, вы узнаете для себя кое-что новое об этом бесценном веществе.

Задание 1.

Академик И.В. Петрянов утверждал: «Почти все физико-химические свойства воды — исключение в природе. Она действительно самое удивительное вещество на свете». Рассмотрите картинки, иллюстрирующие малую часть необыкновенных свойств воды, назовите эти свойства и поясните, в чем их необычность.

Ответ: Лед плавает по поверхности воды, т.к. плотность воды в твердом состоянии меньше плотности жидкого состояния, что нехарактерно для других веществ.


Ответ: Вследствие того же свойства вода при замерзании не сжимается, как другие вещества, а расширяется, поэтому бутылка, наполненная водой, при её замораживании лопается.


Ответ: Скрепка плотнее воды, но удерживается на поверхности и не тонет за счет высокого поверхностного натяжения воды, нехарактерного для других жидкостей (только ртуть имеет большее поверхностное натяжение, но ведь ртуть - металл)

Ответ: Наибольшую плотность вода имеет при 4 оС, поэтому более теплая вода опускается вниз и на дне водоёма оказывается более высокая температура, чем на поверхности. У других жидкостей более холодные порции, охлаждаемые с поверхности, будут опускаться на дно.

Ответ: Вода кипит при 100 оС, в то время как по всем расчетам, исходя из состава ее молекулы, должна превращаться из жидкости в газ при минус 70 оС.

Задание 2.

Вода в природе существует в виде разнообразных проявлений и объектов. Разгадайте загадки, так или иначе связанные с водой.
1.Без крыльев – летит,
Без ног – бежит,
Без паруса – плывет. (Облако)
2. Живет – лежит,
Умрет – побежит. (Снег)
3. Не земля, а корабли не плавают,
Не море, а ходить нельзя. (Болото)
4. Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним - прочь бегут! (Дождь)
5. По морю идёт,
До берега дойдёт -
Тут и пропадёт. (Волна)
6. В нее льется,
Из нее льется,
Сама по земле плетется. (Река)
7. Сильнее солнца, слабее ветра,
Ног нет, а идет,
Глаз нет, а плачет. (Туча)
8. Ночью на земле спит,
А утром убегает. (Роса)





Задание 3.

Выберите правильный ответ.
1.Представьте, что всю воду, которая есть на Земле, вам удалось поместить в банку объемом 3 литра. Как вы думаете, какой объем придётся на пресную воду?
А) около 1 мл Б) около 100 мл в) около 1000 мл
Ответ – Б. Запасы пресной воды составляют, по разным данным, 2-3% от общего количества водных ресурсов Земли.
2. Где запасы пресной воды больше?
А) в озёрах, пресноводных водохранилищах Б) в атмосфере В) в ледниках
Ответ – В. Ледники содержат 1,65%, всей воды, озёра и водохранилища – 0,02%, атмосферный пар – 0,001%.
3. А где доля от общего количества земной воды меньше всего?
А) в реках Б) в атмосфере В) в почве
Ответ - А. Реки – содержат 0,0001% запасов воды, атмосферный пар – 0,001%, почвенная влага – 0,01%.
4. Площадь океанов и морей составляет 70,8% земной поверхности. Какова площадь суши?
А)29,2% Б) около 30% В) около 25%
Ответ – В. Площадь суши меньше, т.к. на материках существуют разнообразные водоёмы - реки, озера, водохранилища и т.п..
5. Самое соленое море в мире
А) Красное Б) Белое В) Мертвое
Ответ – А. Мёртвое «море» на самом деле является озером, а среди морей самое солёное именно Красное.
6. В 1799 году из реки Сена зачерпнули 1 кубический дециметр воды. Эталоном чего он стал?
А) прозрачности 100% Б) объема 1 литр В) массы 1 кг
Ответ – В. Это произошло в связи с решением революционного правительства Франции ввести четкую (метрическую) систему мер.

Задание 4.

Прочитайте следующие утверждения. Как вы думаете, являются ли они правдивыми? Свой ответ прокомментируйте.
1. Вода является химическим элементом.
Ложь. Вода – вещество, а не элемент. Она состоит из двух химических элементов (видов атомов) – водорода и кислорода.
2.Вода не всегда кипит при 100 градусах Цельсия.
Правда. Температура кипения воды зависит от давления. На Эвересте (высота 8 848 м) атмосферное давление составляет всего 0.3 атмосферы. Вода кипит в этих условиях при температуре чуть больше 68 оС.
3.Вода легко сжимается.
Ложь. Вода практически несжимаема.
4.Звук в воде распространяется быстрее, чем в воздухе.
Правда. Звук быстрее распространяется в более плотных средах.
5. Сухой лёд – замороженная вода, находящаяся при температуре ниже таяния.
Ложь. Сухим льдом называют углекислый газ в твердом состоянии за его способность испаряться, минуя стадию плавления.
6. Мягкая вода – это вода в жидком состоянии, а жёсткая вода – это лёд.
Ложь. Степень жесткости воды определяется составом и количеством растворенных в ней солей
7. Вода растворяет речной песок.
Ложь. Вода растворяет не все вещества. То, что вода не растворяет песок, мы можем наблюдать в природе.
8. Вода способна гасить огонь, но при этом сама является продуктом горения.
Правда. Вода образуется при горении водорода.
9. Чистая вода может оставаться в жидком состоянии при температуре до минус 40 оС
Правда. Это т.наз. переохлажденная вода.
10. Растворенную в воде пищевую соль можно отделить фильтрованием.
Ложь. Фильтрованием можно отделить только нерастворимые вещества.
11. Мы говорим: "В морях вода" и ошибаемся всегда.
Правда. Морская вода представляет собой соляной раствор. Кроме солей, в морской воде растворены и другие вещества, в частности, белки.
12. Чтобы произвести тонну хлопчатобумажной ткани, требуется 250 тонн воды,
Правда. Многие производства потребляют огромные объемы воды, в том числе и это.
13. В природе не бывает чистой воды.
Правда. Любая вода содержит то или иное количество растворённых веществ. Чистой мы считаем воду, в которой концентрация опасных примесей и микроорганизмов ниже допустимого предела.
14. Холодная вода замерзает быстрее, чем горячая.
Ложь. Быстрее замерзает горячая вода. Это явление называется «эффектом Мпембы» и названо по имени любознательного школьника из Танзании — Эрасто Мпембы, который заметил, что горячее молоко для мороженного замерзает быстрее чем холодное и, не получив разъяснений от школьного учителя, обратился впоследствии с этим вопросом к профессору физики Деннису Осборну, приехавшему в его школу. Это произошло в 1969 году, и с тех пор этот эффект все еще изучается. Хотя на практике он широко используется, например, когда катки и горки заливают горячей водой.



Что можно сделать уже сейчас?

ООН дает несколько простых советов, которые несложно соблюдать. Они могут показаться нам мелочами, но на самом деле существенно спасут ситуацию, если их будет соблюдать хотя бы 50 % населения земли:

- Когда вы чистите зубы, не включайте воду, чтобы она просто текла. Включайте ее, лишь когда нужно намочить щетку и вымыть ее, сполоснуть рот. В процессе самой чистки вода вам совсем не нужна.

- Если вы используете стиральную машину или посудомойку, включайте их только тогда, когда наберется полный комплект, ведь так вы сократите количество запусков, а значит, и расход воды.

- Во время мытья посуды необязательно, чтобы вода текла постоянно, вы можете замочить посуду, затем с выключенной водой нанести на нее моющее средство и только потом включать воду, чтобы смыть его.

- Если у вас большая семья, то многократное использование туалета просто неизбежно. Бросьте в бачок полную пластиковую бутылку. Она будет создавать объем в бачке и туда будет набираться меньше воды после использования, но достаточно для следующего спускания.

-Установите рассеиватели воды. Сейчас в магазинах можно найти огромное множество по самым разным ценам. От смесителей до простых накладок. Рассеиватели воды пропускают гораздо меньший напор, не теряя в объеме. Умываться будет так же удобно, но расход снизится вдвое.



Используемые источники:

1. https://infourok.ru/klassniy-chas-vsemirniy-den-vodi-2125219.html

2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2021/01/18/vsemirnyy-den-vody-klassnyy-chas-4-klass

3. https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-den-vody.html

4. https://www.un.org/ru/observances/water-day



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!